Туркина Людмила Леонидовна : другие произведения.

Тот свет

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  40 имен за упокой. 15 за здравие.
  Вот так обычно я подаю.
  Получается, что на том свете у меня родных и близких больше, чем на этом. Ну, оно и правильно. Этот свет пройдет, а тот пребудет во веки. Так и должно быть.
  В общем - все там будем.
  На том свете.
  Представления мои о нем самые смутные, но с добрыми людьми увидеться там надеюсь.
  Но что он есть - "тот свет"?
  Мир идеального?
  Навряд ли. Все же "идеальное" - выхолощенное слово. Не нравится оно мне.
  Духовный мир?
  Пожалуй. Мир духовных сущностей. Тот, где пребывают Господь, чины ангельские, аггелы тьмы. Не стоит и о них забывать.
  
  Трудно представить. Прежде всего - потому, что трудно представить себе вечность.
  
  Когда я была маленькая я очень любила такое упражнение.
  Закройте глаза. Представьте себе себя. Потом - как бы двигаясь вовне - место, где находитесь, но не с высоты птичьего полета, а как-бы удерживая свой образ - вообразите здание, где находитесь, небо над ним, пейзаж вокруг него. Величину всего этого вокруг вас. Потом - еще выше, еще дальше. Землю. Всю планету, огромную нашу, большую-пребольшую, круглую (мы знаем), но такую большую, что как будто плоскую, планету, всю-всю. Очень большую. Потом - дальше. Но уже как будто снизу вверх. Бесконечность космической дали. Рассыпанные в ней звезды, галактики, огромность и бескрайность без представимых границ. Все дальше и дальше.
  Секундочку.
  Проверю себя.
  
  Получилось. Хотя и не так, как в детстве.
  Я в зеркало посмотрела. Зрачки стали большими-большими. Когда думаешь о чем-то уж очень-очень огромном-преогромном зрачки расширяются. От удивления может быть. Или от страха? Мне кажется - от какого-то очень нестрашного доброго страха. Может быть, от страха Божия.
  
  Умереть и прекратиться невозможно. Все протестует.
  Но и жизни вечной в этом мире, не очень хочется. Бесконечнодлинной старости под сенью успехов медицины. Как-то не очень тянет.
  Сразу Стругацкие вспоминаются. "В лаборатории сублимации между длинных столов бродила, зевая, - руки в карманы, - унылая модель вечномолодого юнца. Ее седая двухметровая борода волочилась по полу и цеплялась за ножки стульев." (http://www.rusf.ru/abs/books/pnvs08.htm)
  
  Вот и представить себе вечность, как очень-очень-очень много-премного времени скучно. Беспросветно как-то. Как затянувшийся антракт. Как-то еще даже более бессмысленно, чем конечный промежуток времени. Ни тебе завязки, ни кульминации, ни развязки - просто бессмысленная пауза, даже непонятно между чем и чем. Даже не между чем-то и чем-то, а так - повисший в воздухе случайный жест, в замедленности своей утративший и смысл, и силу, и эмоциональность.
  
  И даже представление о цикличности времени тут не поможет. Все, наверное, возвращается на круги своя.
  Но все, да не все.
  Вечное хождение по очень большому кругу ничуть не оптимистичней вечного бега по прямой, кривой и прочим ломаным линиям. Или вечный труд во имя непонятно чего.
  Опять из Стругацких: "Д а н а и д ы - в греческой мифологии - преступные дочери царя Даная, убившие по его приказанию своих мужей. Сначала были осуждены наполнять водой бездонную бочку. Впоследствии, при пересмотре дела, суд принял во внимание тот факт, что замуж они были отданы насильно. Это смягчающее обстоятельство позволило перевести их на несколько менее бессмысленную работу: у нас в институте они занимаются тем, что взламывают асфальт везде, где сами его недавно положили." (http://www.rusf.ru/abs/books/pnvs17.htm)
  Вот оно - милосердие перехода от бесконечнодлинного куска времени к представлению о бесконечноповторяющихся циклах.
  Упаси Господи от такой мягкости суда. Да минет меня чаша сия.
  
  Ну-с. Оглянемся вокруг. Что еще вечно кроме повторения старого?
  
  Законы. Стройность мироздания и удивительные законы его, позволяющие Земле пока что не упасть на Солнце, позволяющие двигаться и дышать, стройность и таинственная познаваемость мира.
  Вот. Перечла последнюю фразу и думаю - не так надо было ее написать.
  Не "стройность мироздания и удивительные законы его", а "удивительные законы Его". Потому что от созерцания такой красоты и наполненности как этот мир мне очень хочется иногда воскликнуть "Автора!", а от любования удивительными пейзажами - перекреститься.
  Вот остановить мгновенье, присмотреться к нему, а потом отпустить время - пусть потечет себе дальше. И капли полетят вниз, превращаясь в снежинки, свет отразится от сугробов и зайчиками запляшет на окнах домов, я подскользнусь и упаду, так и не перестав улыбаться.
  Спасибо Кеплеру и Галилею, а Ньютону - так и отдельное спасибо. Из-за него упала.
  
  Вечность законов и пропорций - тоже не та вечность, которой я ищу. Вот и Лосский о ней говорит: "вечность мира умопостигаемого - вечность тварная: пропорции, истины, неизменяемые структуры космоса, геометрия идей, управляющих тварным миром, сеть математических понятий - это э о н, эоническая вечность, имевшая, подобно времени, начало (откуда и название - эон: потому что он берет свое начало "в веке", en aioni, и переходит из небытия в бытие)".( http://www.synergia.itn.ru/kerigma/rek-lit/teolog/losky/db/db-08.htm)
  Да еще и продолжает потом: "Эон - это неподвижное время, время - движущийся зон. И только их сосуществование, их взаимопроникновение позволяет нам мыслить время."
  
  А вечность иного мира, вечность того света - умонепостигаема.
  Потому и говорить о ней так трудно, почти невозможно. Несказуемо. Несказанно.
  
  Находящаяся вне времени, неичерпывающаяся логичностью, может быть, дана она нам ценностно и личностно. Парадоксально по отношению ко всему, что может быть постигнуто умом.
  
  И то, что объединяет, я надеюсь, меня со всеми близкими умершими, со всеми близкими живущими и всеми близкими еще нерожденными и грядущими - это то общее духовное устройство что двигало, двигает и будет двигать нами, парадоксальное по отношению ко всему, что может быть постигнуто умом и обосновано логикой.
  Может быть - способность поступать с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
  Общий духовный путь. Одна истина и жизнь.
  И жизнь вечная.
  
  Трансцендентная нравственная основа, пребывающая вне времени. Присносущая.. Та, от которой отказаться невозможно. Та, ради которой и в смертный час повторим "Господи, не остави мене". Та, обладая которой, и посреди сени смертные не убоимся зла, яко Ты со мною еси.
  
  Поэтому...
  Поэтому вечность - существует. Она - здесь и сейчас. Рядом. В каждом самом маленьком мгновеньи временной жизни вечность ожидает нас.
  И умирая человек приобщается к ней настолько же, насколько приобщен здесь и сейчас.
  
  С того света еще никто, говорят, не возвращался.
  Тот свет глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце.
  И вот что...
  Не явно он, тот свет, проявлен в этом мире. Не явно. Не всегда явно и не для всех явно.
  Но, тем не менее, я надеюсь что кто-то со мной согласится - проявлен.
  
  Рада, если кто-то согласится.
  Только....
  Только ведь и не это главное!
  Не то важно, насколько тот свет проявлен для нас здесь. Важно насколько мы проявлены там. Видно ли нас-то там? Принадлежим ли мы тому свету?
  
  Хотелось бы надеяться, что да.
  
  Ведь умирая мы покидаем время. Мы уходим из времени. Покидаем череду перемен. А из вечности - куда же уйдешь?
  
  31.01.05 г.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"