Вот когда надо было придумать часы (ну, песочные и солнечные уже были), так вот, когда пора уже было и механические придумать, то парень один, не помню точно, как зовут. Но помню, что он в церковь ходил. В Бога верил. Бывал на службе. Ну, и у него, видимо, было такое, что от службы отвлекался и о своем думать начинал. Это, вообще-то, грех, конечно. Сама вот регулярно каюсь.
Но, с другой стороны, парень этот, когда отвлекался, он на люстру смотрел. А люстра - она медленно раскачивалась. А он - смотрел, как люстра качается и, заодно, слушал, как у него сердце бьется. От духоты, может? Хотя вряд ли у них там столько народу в храмах было, чтобы такая духота.
Ну вот. И он заметил, что люстра качается в такт с ударами его сердца. Ну, не на каждый первый, конечно, удар, но, примерно на каждый восьмой, или десятый. Это я точно не помню, но дело в том, что дело не в этом. Он благодаря этому понял что такое маятник и как-то это его к изобретению часов подвигло.
А потом уж часы улучшали, дополняли, уменьшали и украшали. Вплоть до изобретения секундной стрелки.
Ну вот. А сейчас - кому в голову придет точность хода часов по своему сердцу сверять? Да никому!
Сейчас - все наоборот. Точность хода сердца по часам сверяем.
Это раньше, получается, парень тот считал сколько минут на удар. Тахикардии, видимо, у него не было.
А в наше просвещенное и усовершенствованное время - наоборот. Пульс считаем, ударов в минуту.
Всю его логику, по сути говоря, с ног на голову опрокинули.
Вот и с литературными стилями так же.
Я не знаю точно когда, но давно конечно, меня еще не было. И я даже не могу точно сказать кто, но древние кто-то, греки скорее всего. У нас ведь чего ни хватись - все греки древние придумали. Ну да, вроде, они слушали- читали своих тогдашних писателей и до классификации додумались.
Писатели-то, поди, философы, по-древнегречески, любители мудрости. Так вот, философы - творцы, они просто жили себе и высказывались, по ходу жизни, как оно все, каждый в меру своего здоровья, материального и семейного положения.
Как кого торкнет - тот так и писал.
А уж потом, когда, видимо, повторяться люди стали, да когда вдоволь наповторялись - то и классифицировал кто-то все эти писания. Вот это, типа, - драма, а вот это - комедия, а вот так - не бывает.
Ну, еще трагедия может быть, конечно, фарс. Беда и катастрофа.
Потом еще придумали слова: проза - поэзия, стиль, жанр, а там уж и по форме пошло. Рассказ, эссе, роман, повесть и т.д. и т.п.
Ну, и ладно. Люди вообще склонны все классифицировать. Это успокаивает.
Да, в общем-то, кто ж против?. Классифицировали литературные стили и жанры - да сколько угодно. Радуемся и любуемся собой! Замечательно.
Законы жанра вывели?
Вывели. То есть, типа, когда рассказ - это факт жизни, вырванный из ее контекста, но кому-то, может, интересный сам по себе. А вот если просто размышления, передающие чувствования автора и концовка, парадоксально раскрывающая мысль - это эссе.
Ну и хорошо. Пусть будет эссе, не вижу противопоказаний.
Я это понимаю. И что законы жанра есть - тоже понимаю.
Но, вот ведь какая штука.
Знание законов жанра не освобождает и не смягчает ответственности. Можно законы романистики до седин изучать - и все равно, ни одного романа, одни сплошные увлечения.
Я это к чему?
Я это о том, что вся жизнь такая. Литература, часы эти, это ж все, в конце концов - мелочи и частности.
Но, на примере литературы, кто пробовал - согласятся, наверно.
Что вот как торкнет - так и напишешь. И незнание законов жанра не освободит тебя от включения в классификацию.
И потому...
Эх, неудачно я пример про литературу выбрала. Ну, да и ладно.
Я, конечно, ни на чем не настаиваю. Я рядом с мировой литературой никто и звать меня никак.
Но, тем не менее, хочу сказать, что пишется ведь так, как сердце бьется.
И живется - тоже так, как сердце бьется.
Не так, как часы.
И знания, конечно, знаниями, но все равно. Все-таки. Есть то, что важнее.
И сильно классификациями, всеми и всяческими рефлексиями лучше не грузиться.
На крайний случай, если сильно тянет, - уж лучше пульс себе посчитать.