Василий Третий по характеру своему человек не злобливый, но в меру обидчивый. Обманывали его бояре, однако князь Василий принимал это как неизбежность. Уж такова природа власти. Крутятся ближние рядом, угодить пытаются, и свою выгоду соблюсти.
Всё ничего, всё терпимо, ежели бы государственные дела от лжи не страдали. А как убережёшься?
Казнить или миловать? Такую проблему перед собой Василий Третий не ставил. Милостивый он Государь. Кто тёплое слово скажет, тому и милость от него.
И пользовались мошенники его добросердечием во всю 'ивановскую'..
Ослабли враги Москвы. Не те уже стали. И в ногайских степях орды без хозяина, и в Крыму татары без великодержавной руки. И турки крымчан прижучили, под свою руку взяли.
Но шевелится Литва. Расширяется. Из одного княжества два. А вскоре и третье нарисовалось.
И всё на землях славянских, исконно российских. Гонял литовских разбойников Александр Невский, гонял Иван Первый и Третий потрудился на этой же ниве.
Но литовцы крепли, ожесточались в боях, совершенствовали свою государственность, а армия Тахтамыша, разгромленная Тамерланом и принятая Литвою под державную руку, много усилила мощь литовских дружин.
Не впервые Гидеамин осаждал Смоленск. И многие другие русские города назвал он своими вотчинами.
Шептались бояре.
Доколе терпеть будем. Проучить нужно. Забить Литву в леса непроходимые, в болота непролазные. Пусть там и бортничают по старинке.
Но Василий слал и слал послов. Лично составлял посольские грамоты и внушал, внушал озлобленным врагам России идеи мира и братского союза.
Сказались гены матери Софьи Палеолог, которая всегда предпочитала слово миролюбивое, резне кровавой. Однако долго так продолжаться не могло
Часть боярской вольницы восприняло доброту Василия как его слабость, неспособность к управлению государством и разбившись на отдельные и неуправляемые верховной властью фракции, начала вести самостоятельные политические игры, сносясь и с Турцией, и с Ногаями, и с Литвой, и с Александром, королём польским, а затем и с его приемником Сигизмундом.
Уходило в прошлое то, за что последовательно боролись все московские Великие князья.
Боярин всегда и полностью зависел от Государя. Великий князь поддерживал старинные боярские рода, от него они получали боярство и милости и в свою очередь, поддерживали укрепление самодержавной власти, объединение уделов вокруг Москвы и обороноспособность государства.
Но теперь, почувствовав "слабинку", стали важничать непомерно и почитать себя равными Великому князю. Ничем ему не обязанными и уже, делившими без его участия важнейшие государственные должности.
На Руси имел силу закон: "Право на отход". То есть в случае не надобности боярина или его не угодности, тот мог беспрепятственно поменять владыку. И уходили. Кто в Литву, кто в Польшу, а кто и в Крым подавался.
И шантажировали. И ставили Василия перед фактом, угрожали, а переметнувшись, выносили "сор из избы", продавали государственные секреты.
Пришлось ужесточать законы. Пойманных с поличным, Василий приказывал наказывать рублём, лишал возможности свободно передвигаться по стране. Делал отступников и предателей "не выездными". Учредил для этих целей Разрядный Приказ, своего рода архив, посадил сотню дьяков - писцов, которые описывали родословные бояр, с упоминанием их благородных и не благовидных дел, на основе которых можно было судить о действительной ценности их представителей.
Ввёл институт поручителей, когда каждый боярин ручался за каждого, а все за всех, своего рода круговую поруку и всякий думский боярин должен был вносить оговорённую сумму залога, как за занимаемую им должность и место в думе, так и за поручительство перед лицом Государя.
Суммы залога далеко не малые и потерять их для любого боярина становилось равноценно разорению.
Боярин Михаил Глинский, спринтер по бесконечной беготне по иностранным коридорам дворцов королей, каганов и шахов, проштрафился на 10 000 золотых рублей и чтобы выкупить его их тюремной "Ямы" сорок семь других родовитых бояр с трудом собрали залог.
А что такое 10 0000 рублей. Это доход за год с трёх волостей нижегородской губернии.
Жестоко? Но если по- другому посмотреть, то казнить, конечно же, дешевле обойдётся. Однако все бояре приняли этот закон.
Подобной подписке подвергся и Василий Шуйский, родовитый Рюрикович из Суздальских князей..
Василий Третий тяготился родовитым боярством. Как то, выступая в Думе он резко высказался, что у Русского народа три основных неисправимых врага:
" Бусурманство, Латинское христианство и Вы, бояре, ожидовившиеся в своей жадности и в стяжательстве.
Время Василия Третьего было временем бескомпромиссной борьбы между всеми силами, противоборствующими самодержавию.
Не один раз Василия подмывало желание урезать боярские вольности, а бояре, в свою очередь, не отказывались от мысли развалить Русь на независимые уделы.
И всё же Василий Третий чаще миловал, чем наказывал.
Однажды в думе родовитый боярин Иван Берсень-Беклемишев дерзко поспорил с Государем и его людьми по поводу Смоленска. Берсень, получавший от Литвы некоторые суммы за лоббирование нужных Литве законов настаивал, что Смоленск давно утратил русофильские настроения, что население его латинянское и русских там не более, чем медведей в пригородных лесах.
А потому зачем его воевать, когда торговать надёжнее и прибыльнее.
Василий III не удержался:
Поди прочь, смерд, ты мне не надобен!" - в сердцах вырвалось у него....
Берсень-Беклемишев вместе с дьяком Фёдором Жареным, в личных беседах, а тако же при доверенных боярах поносил Василия III, "новые порядки" его, а заодно и "виновницу" их ,- покойную мать Государя Василия 111 Софию Палеолог.
Называл её непотребными низменными прозвищами, подстилкой Византийской и Римской. Василию доносили, но он терпел. А тут накопившееся, вдруг, вырвалось наружу.
Берсеня схватили и на лобном месте отсекли голову, прежде вырвав язык. Фёдору Жареному язык сожгли на огне и лишили боярства, с поражением в имущественных правах.
Протащил Василий Третий сквозь "Думу" и закон, что б в случае войны быть боярам в Думе без мест, а служить там, где покажет Государь.
Василий Третий впервые в российской истории стал окружать себя умными людьми без боярства и родовитости. Именно с такими выходцами из народа он теперь принимал важнейшие решения по государственным вопросам.
Михаила Юрьевича Захарьина он посадил в Думе, как теперь говорят "Спикером". Захарьин твёрдо держал линию князя - государя и вместе с дьяками Поджогиным и Путятиным были на правах государственных советчиков, обсуждая в тесном кругу вопросы, требовавшие незамедлительных решений.
Захарьин - прадед будущих царей Романовых.
Но не всё гладко складывалось.
Например, Василий Третий не чувствовал себя полководцем. Излишне доверчив был. Его часто подводили. Иногда решения давались тяжело, приходилось их переиначивать, переделывать, начинать дела сызнова.
И в личной жизни были проблемы. Старший брат Юрий бежал в Литву, но был пойман и посажен под замок. Средний брат Семён плёл заговоры и был сослан под надзор в дальний удел.
Брат Димитрий, возомнивший себя Александром Македонским, трижды ходил на татар и ногаев и трижды был наголову разбит.
Жена Соломония Сабурова оказалась бездетной.
Угрозою для Москвы продолжали оставаться Крымские ханы, особенно после смерти Менгли-Гирея в 1518 г.. Ещё до этого наследник его Махмет-Гирей не раз нападал на Московские земли.
А в 1521 г. он совершил самый страшный набег на Русь, подойдя под стены Москвы, пограбив множество наших земель и взяв огромный полон, - до 800 тысяч человек. Крымцы, тогда брали дань с Польши и решили и Москву опустить в свою суму.
Василий выгнал послов.
В это время Крымское ханство уже представляло из себя вертеп разбойников, вероломных и продажных вымогателей. Они бесчинствовали, не соблюдали договорных обязательств.
А как же иначе? Не обрабатывали землю, не собирали урожаев. Всё брали по мере надобности на Руси.
Боярство и боярские дружины весьма не надёжны. Настало время думать о реорганизации армии. Границы России настежь открыты. Ногаи и крымчане легко обходили опорные пункты, коими являлись порубежные крепости, проникали разрозненными группами на российскую территорию, а там, объединившись, совершали опустошительные рейды по внутренним провинциям.
Василий Третий был полной противоположностью своим предшественникам. Он не любил походы, бивуаки, пищу из котла и с костра. Василий, как говорят в наше время, предпочитал тишину кабинета и письменный стол.
По его требованию составлялись подробнейшие карты русских земель и над ними он мог просиживать часами.
Здесь, он до мелочей продумывал военные операции и составлял предположительные планы будущих сражений.
Здесь, передвигая глиняных всадников по карте, он оценивал обстановку, рельеф и принимал решения, которые потом с удивительной точностью совпадали с действительностью.
Именно здесь он понял, как можно эффективно сражаться с кочевниками. Крымчане и нагаи подвижными конными соединениями быстро перемещались по степным просторам. Пешее войско в борьбе с ними бесполезно. Да и конница, особенно тяжеловооружённая, неповоротлива и малоподвижна.
Противопоставить кочевникам можно было только таких же легковооружённых всадников. Но где их взять?
Существовало простое решение. Купить, переманить, натравить одну орду на другую как поступали во все предшествующие времена русские князья.
Но кочевники вероломны. Могут уйти с поля боя, могут переметнуться на сторону врага...
Нужно иметь собственные боеспособные части, размещённые вдоль границ с большим человеческим и воинским потенциалом.
Стал думать думу со товарищи и решение нашлось.
По России гуляло множество так называемых "свободных людей". Бывших холопов, преступников, бежавших из чуждого плена рабов, наносящих немалый вред титульному населению России.
Объединить. Поставить на довольствие. Вооружить. Выделить области обитания и заставить служить Отечеству.
Началась эпоха казачества на Руси.
Слова "казак", "казать", "казаковать", "казачок", "казанье" и т.п. дают понимание происхождения названия "Казак". Происхождение слова изначально от глагола "казать" в значении "указывать", "показывать" (путь), "сопровождать", служить проводником, служить в особых передовых разведывательных отрядах и обозначается службой вольных людей на окраинах земель (государства).
Казачьи отряды становятся поселениями-станицами, (стан, становье, остановка) на многих украинах (украйнах) Московской Руси.
Украина не государство, украина - окраина русского государства. Окраина единого Отечества.
Рубеж.
В шестнадцатом веке писались украинцами Рязанские области, Поволжские, Сибирские и в том числе Малороссийские. В них исстари сидели потомки торков, берендеев, печенегов, посаженные ещё Святославом на окраины русского государства, общее название этих народов, Черкассы.
"Черкассом" был в том числе и историческая личность Евстафий Дашкович, изменник русскому самодержавию, приведший на Русь орку Махмет - Гирея, проливший немало православной христианской невинной крови.
Вольницу, собравшую под русскими знамёнами многих и многих бездомных, лишённых Отечества людей, накормил, вооружил и посадил на землю отец русского казачества - Государь Василий Третий.
Был уже создан в Москве "Пушечный и Оружейный приказ". Действовали заводы и мастерские по изготовлению пушек и пищалей.
Укреплялись границы отечества через казаков и стрельцов. Служба в стрельцах считалась пожизненной. Стрельцы показали себя ударной силой пехоты. Огненный бой стрельцов был сокрушительным. Ими был взят осадой Смоленск и ляхи Сигизмунда с позором бежали.
Склонившись в кабинете над картой земель русских, Василий Третий решал стратегические задачи, а армии России под его руководством становились непреодолимой преградой перед любителями "дармовщинки" всех мастей, от королей Западных до нещадно битого уже, татарского мурзы.
Москва и прилежащие к ней города постепенно превращались в единое неделимое государство,
с единодержавным правителем и растущей воинской силой.