Трошин : другие произведения.

Книга вторая.Божий промысел.Глава шестая. Караванщики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
   Писандр Афмониец был из числа молодых офицеров, которые с удовольствием переняли увлечения своего командира. Он хорошо помнил как преследовал Цезарь неугодных ему поэтов и писателей. Они скоро заканчивали свой жизненный путь. Иных он убивал, других доводил до самоубийства, третьих ссылал подальше от метрополии, где они умирали всеми забытые и отвергнутые.
  - Вот почему Афмониец иначе смотрел на людей искусства, закрывал глаза на многие их проступки, освобождал от тяжёлых повинностей и любил лично беседовать с ними, спорить и если проигрывал в споре никогда не преследовал сильнейшего способностями и умом.
  - В этом он был, пожалуй ,мудрее самого Великого Августа. Прослышав о поэте , который находился в веренном ему учреждении не много ни мало, уже с полгода , Афмониец решил встретиться с ним и побеседовать. Конечно же, оторванный от лоска столичной жизни префект полагал, что встретит хлипкого интеллигента измученного непрерывными физическими нагрузками , и услышит стенания и просьбы о послаблении. О поэзии Лукана он слышал немного , почти ничего не читал; потому хотелось узнать из первых уст об особых заслугах заключённого перед императором.
  - Не секрет что с людьми причастными к искусству разбирался либо Сенат, либо лично текущий Цезарь. Путаница в именах предыдущих и последующих диктаторов была для простолюдинов обычным делом, а солдаты переняли у народа эту привычку и всех тиранов огулом называли словом : ЦИЗЕ, что означало Цезарь или Царь. Царь учредил комиссию по делам печати, театров, и писателей. Эта комиссия представляла императору обзор всех выходящих в стране произведений авторов всех направлений. И тогда он и только он, решал как и с кем обойтись. С Луканом он обошёлся жестоко, но не менее жестоко обходились и с другими, даже выдающимися представителями творческой интеллигенции.
  - Внутрилагерные отношения регулировал устав внутренней службы. В нём до мелочей были расписаны все возможные взаимоотношения между охраной и заключёнными, между обслуживающим персоналом и заключёнными, между высшим начальствующим составом и всеми службами и контингентом каторжников. Строжайше запрещалось устанавливать какие либо послабления в отношении христиан, да и условия содержания политических были расписаны весьма скрупулёзно. На деле все эти инструкции вышедшие из под пера чиновников не ведавщих о действительном положении дел в лагерях почти не находили себе применения. Условия жизни диктовали другие правила. Политические и христиане ,в большинстве своём ,находили понимание со стороны руководства. Уголовники оказывались изолированными, презираемыми, хотя именно на них делалась ставка как на ближайших помощников конвойных отрядов. Не все уголовники были ворами, мошенниками, грабителями или маньяками-убийцами. Встречались экземпляры вызывавшие сочувствие, жалость, а то и одобрение.
   Последнее время Лукан работал в паре с молодым человеком по имени Сергий Прас. Ничем не примечательным юношей, если не считать родословной . Происходил Сергий из семьи печально знаменитых Прасов, которые при императоре Августе были в количестве четырёхсот человек казнены, за преступление совершённое одним из Прасов. - убийство префекта Рима Педании Секунды.
  - Сам Сергий он в то время ещё не родился. Но мать была беременна им. Казнь молодой женщины отложили и это спасло им обоим жизнь. После родов мать провалялась в горячке, болел и ребёнок. Каким-то путём оба попали на Тибр, куда отправляли больных из лагерей разбросанных по всей территории империи. Здесь по повериям языческим властвовал бог врачевания Эскулап. Больные посвещали свою жизнь Богу.
  - Считалось, что те кто выживут, соприкоснутся с его волей. На них будет наложена печать этого бога.
  - Август отпускал таких избранников на свободу. Клавдий узаконил его решение.
  - Мать и сын чудесным образом выздоровели и были отпущены на все четыре стороны. Но перед отъездом на Родину ,один из надзирателей больницы сказал: - не возвращайтесь в Рим. Не появляйтесь у знакомых или родственников. Память страха велика. Можете вновь оказаться на лобном месте. -
  - Мальчик не помнил тех дней. По рассказам матери как мог представлял себе то время. Казалось оно ему чёрным, прошлое обычно чёрного цвета. Редкие люди считают, что это не так.
  - Всё что коснулось нас больно в этой жизни,всегда является тёмным пятном, даже известные факты всегда представляются смутными тенями на белой стене навсегда потерянного времени.
  - Мать и сын уехали на север, где обитали воинственные народы ,ещё не покорённые Римом. Германцы. Там мать вышла замуж, родились дети и новая семья полностью заняла её ум, её время, её любовь.
  - - Ты Сергий, почти взрослый - сказала она ему. Тебе уже пятнадцать лет. Можешь , конечно, оставаться, но для мужа ты навсегда останешься чужаком. Люди здесь суровые. Покровительства от них не дождёшься, иди с богом. Иди в Рим. Город б огатый. Я дам тебе адресок своей подружки. Обратись к ней. Больше к сожалению не к кому. Все мои родственники погибли. Всем отрубили головы ,обвинив мужа моего, твоего отца, в убийстве покровителя нашего, благодетеля , человека прекрасного . По навету, по злому умыслу, несправедливо, против всех законов и божьих, и человеческих.
  
  
   64.
  
   -
  - • Сергий неоднократно слышал эту историю. Она вызывала у него тошнотворное головокружение. Нет не из-за страха. Он не понимал чего ему бояться. Характер был у него покладистый, не злобливый. Несмотря на молодость он был трудолюбив и общителен. Окружающие не обижали его. Правда он был некрасив и к тому же беден. Что не делало чести тем, кто хотел бы поддерживать с ним общение. Поэтому чаще всего он был предоставлен самому себе.
  - Видимо ощущение животного страха пережитое когда-то его матерью, каким-то образом передалось плоду и потому при одном упоминании о смерти или одном виде крови его бросало в озноб; холодный липкий пот покрывл тело, а руки начинали трястись как у больного лихоманкой.
  - Больше года путешествовал Сергий по землям разных народов. Котомка за плечами, да посох - всё имущество которым он владел. Чаще всего трошня оставалась пустой, потому что народы были бедны. Близость Римской империи заставляла людей прятаться самим и прятать нажитое. Зависимость была прямой. Войска то уходили, то приходили, то становились на постой и, постоянно угрозы, вымогательство, а то и откровенный грабёж. Хорошо когда становились на постой римские легионы. Солдаты империи были чисто одеты, всегда накормлены и сами угощали и одаривали местных жителей, особенно конечно, девиц. Хуже ,когда толпами валили волонтёры из доминионов и других зависимых территорий. Эти не гнушались даже тряпками и зачастую вырывали кусок хлеба из рук ребёнка.
  - Одинокий путник мог расчитывать только на сострадание. Сергий не просил подаяния. Он нанимался на работу. У него оказались способности к языкам и кроме родного италийского он уже знал,: язык германцев, где осталась его мать, славянский ,- куда занесла его путь - дорога, и несколько наречий, которыми пользовались в приграничных областях, народы их населяющие.
  - Пристав к колонии торговцев молодой человек принял предложение одного из купцов и нанялся погонщиком мулов. Теперь жизнь улучшилась, да и пешком приходилось ходить реже. В его ведении оказалось тридцать вьючных мулов, шесть повозок и пятнадцать мулов запасных ,на одном из которых он мог ездить верхом постоянно. Но Сергий не злоупотреблял доверием хозяина. Верхом садился ,если только замечал какой-то непорядок в колонне. Торговый обоз был большим. Маленькими купцы не ходили. Опасно. Скоро в этом убедился и Сергий.
  
  
  - Как-то подошли к небольшому галлийскому городу. После переговоров обоз был впущен за крепостные стены. Вечером местная знать пригласила владельцев товаров на устроенный в их честь праздник. Народ веселился и купцы захотели показать свой товар лицом. Были зажжены сотни факелов и началась бойкая торговля.
  - Но покупались народом товары не дорогие. В основном утварь, кое-что из одежонки, украшения из поделочных камней, ожерелья с позолотой и прочая мелочь. Богатые товары люди лишь рассматривали, охали узнавая цены и отходили. Местной власти купцы сделали достойные подарки и кажется все довольные стали расходиться. Город затих.
  - Сергий проснулся оттого, что его кто-то тряс за плечо. -Вставай, хлопец, вставай - тормошил хозяин. Ещё не понимая в чём дело Сергий вскочил. - Поднимай мулов, крепи поклажу, срочно уходим. -
  - Парень поспешил выполнять приказ. Весь караван уже выстроился у ворот. Сторожа удивлённые ранним отбытием гостей отворили тяжёлые ворота. Старший подворотной бригады, бранился и наконец пошёл к десятскому выяснять в чём дело. Караван вышел за околицу.
  - Только тут Сергий узнал в чём суть спешки. В их отряде было несколько молодых женщин. Сначало их было то две, то три. Потом оказалось целых шесть. Они то появлялись, то исчезали. Откуда и куда Сергий таким вопросом не задавался. С одной он даже пытался заговорить как-то. Она улыбнулась ему, парой слов перебросились, а на завтра когда он подъехал к ней на муле оказалось, что перед ним совершенно иная девушка.
  - - Где Зана? - спросил Сергий удивлённо, но другая девушка даже бровью не повела, она лишь глазом покосилась на парня и пришпорила свою лошадь. А лошадь у неё была хорошая. Аравийский скакун. У Заны тоже был отличный конь, но иных кровей. Скорее всего испанский иноходец.
  
  
   65.
  
  
   - Девушки ,как узнал теперь Сергий ,были шпионками, то есть разведчицами , они покидали караван ,когда предстоял ночлег или большая распродажа в каком-нибудь населённом пункте. Они собирали сведения, втирались в доверие, прикидываясь богатыми путешественницами. Если нужно,сооблазняли местных богатеев или знать.
  - Таким образом купцы оказывались в курсе местных интриг и могли планировать свои действия. В этот раз именно Зана узнала о готовящемся нападении на караван. Начальник стражи города, тридцатилетний богатырь, весьма довольный собой и своей карьерой, кутил вместе с богачами, но не пил. Что показалось Зане подозрительным и она, войдя в роль аристократки, постоянно обращалась к нему с вопросами. Постепенно тот разговорился. Рассказал, что он сын главы города, подданного старика Гальбы, который вот уже второй год как объявил себя и Испанию независимой от Рима. Региональные войска поддержали Гальбу.
  - Известно, что провинициальные аристократы лютой ненавистью ненавидели Нерона . Под рукой Гальбы они чувствовали себя защищёнными от произвола антихриста и тирана., потому охотно пошли на разрыв с Римом, отстаивающим свободу рабов.
  - Напротив купцы, в основном из вольноотпущенников, Нероновского времени, и со времён Клавдия и Августа, бережно хранили память об императорах, сделавших их полноправными людьми.
  - И когда на памятном вечере разгорелся спор по невинному поводу, колебавшийся было градоначальник дал знак Спектору, так звали молодого громилу, начальника стражи.
  - Заметив таинственное перемигивание Зана наваязчивее стиала удерживать Спектора, даже повисла на нём, прося проводить её и намекая на особые отношения которые могут его ждать сегодня ночью. Она представилась городским властям как дочь одного из ближайших соратников Гальбы.
  - Спектор похваляясь заявил, что вот разделается с этой пришлой сволочью, рабами, возомнившими себя хозяевами жизни и тогда не с пустыми руками они приедут к её отцу, ведь девушка ему также понравилась.
  - • Зана поспешила в отряд.
  - - Ей мы обязаны спасением - заявил хозяин.
  - Караван спешно, не держа порядка, удалялся прочь от города. Вдруг, в задних рядах закричали ... Зашумел весь людской поток. Сергий, находящийся почти в центре отряда только головой крутил не понимая в чём дело. Подскакал на лошади хозяин. В поводу у него был арабский скакун навьюченный оружием и доспехами. -
  - - Надевай! - крикнул он и кинул поводья своему погонщику.
  - • Караван покидали мужчины и скоро до пятидесяти человек сомкнули строй , ощетинившись длинными копьми. На рысях к ним приближалось войско возглавляемое Спектором.
  - Перед лицом строя караванщиков встал верховой, купец, начальник каравана, Ошеломив свою седую голову островерхим железным колпаком, покрыв седую бороду и шею кольчугой, на тяжёлом коне, словно вросшем в землю, он колючими глазами оглядел воинство, задержался взглядом на молодых, зная что в бою им придётся особенно тяжко, потому что впервой, но ничего не сказал, только крякнул и зычно протрубил басовитым голосом: - делай как я! -
  - • Конь его переступил шаг другой неспешно. Затем легко, без соответствия к тяжести своей, перешёл на рысь и вдруг, пошёл намётом, стремительно ускоряя движение. За ним в атаку ринулся весь отряд. Сергий скакал в шеренге бойцов, которых не мог распознать, потому что лица были закрыты забралами. И некогда было оглядываться по сторонам. Скоро обе стенки сошлись. Копьё Прусака сломалось о чей-то доспех . Он выхватил меч и раскрыв глаза так широко как только мог, взмахнул впервые острым мечом и опустил; начал косить им слева направо и спарава налево , удивляясь, что иногда попадает. Люди кулями валились под ноги лошадям.
  - • Спектор не стал искушать судьбу. Срубив двоих или троих купчишек, он дал сигнал к отступлению.
  - Внезапность нападения оказалась разгаданной, а рисковать многими жизнями ради тряпок и побрякушек было невыгодно. Однако отделаться от караващиков оказалось не так-то просто. Пришлось поднатужиться и показать всё своё умение. Когда сеча начала приносить настоящие жертвы стороны образумились и почти одновременно прозвучали сигналы к отступлению.
  - Отряды стали разъезжаться. В это время из городских ворот выехала упряжка богатых коней , это молодая « аристократка» покидала негостеприимный городок. Повозка и сопровождающие её телохранители свернули на другую дорогу, уводящую в сторону от сражения ,и исчезли за небольшим лесочком.
  
  
  
   66.
   -
   А ещё через пол дня пути в стане появилась раскрасневшаяся и улыбающаяся Зана. К ней наперебой подходили люди и благодарили за службу .
   Сергий постеснялся подойти, но девушка отыскала его взглядом и приветственно взмахнула рукой. С этого дня они стали встречаться. Встречи состояли из коротких ,как бы случайных столкновений, несколько безразличных взглядов, не обязывающих слов и молчания, красноречивого молчания.
   Едва он начинал рассказывать о себе, она отъезжала и он не мог добиться от неё мало мало вразумительных ответных рассказов. Тогда он понял, что в отряде не потакают излишней болтовне. И перестал навязываться с беседами. Он подъезжал на муле и они молчали. Пыль стелилась под ногами и если немного помечтать, казалось не пыль это вовсе, а облака; пенящиеся, клубящиеся или растекающиеся подобно перу белоснежного лебедя.
   Много лебедей в этом крае. Видел их Сергий и у германцев и у славян и здесь в Галлии они были не редкость. Красивая птица , и Зана напоминала своей статью , это великолепное чудо природы.
   Искушать судьбу купцы больше не стали. Наместник Тарраконской Испании Гальба считался на этих землях императором. Местные горожане да и сельчане боготворили старика и можно было предположить , что стычка с его стронниками не останется не замеченной. Старик нравом крут, приспешников Нерона не жалует, тем более освобождённых рабов.
   Крупный землевладелец, апологет рабства, Гальба был надеждой аристократии и латифундистов, чьё существование в полной степени зависило от дармового и подневольного труда. Поэтому караван несмотря на то, что приближался к столице края и дела купцов шли всё лучше и лучше, повернул на север к франкам, а затем вообще на восток.
   Франки в это время находились в полной вассальной зависимости от Рима. Шла война на севере. На британских островах, и Рим, используя вечную ненависть франков к своему северному соседу мобилизовал большую часть мужского населения на борьбу с восставшими. Страна нищала и торговать было не с кем. На востоке же, вернее юго-востоке лежали богатые страны Причерноморья. Земли там были благодатные. Народы чувствовали себя относительно свободными, и хотя являлись доминионами, по сути лишь платили налоги.
   Внутренняя и внешняя политика , руководствовалась местными обычаями, экономической целесообразностью и иногда эмоциями властителей, что приводило к конфликтам, но незначительным. Туда и направился караван по-прежнему возглавляемый опытным воином и купцом Иосифом Флавием. Около трёх месяцев шли к чёрному морю. Наконец показались его берега.
   Пока путешествовали по террториям подвластным Риму , препонов никто не чинил. Здесь уважали законы и правила диктуемые могучей державой. Не были исключением и Дакки - народ обитавший на северо-западе причерноморья.
   Дакки - весёлые люди , гостеприимные, любившие широкие застолья по малейшему поводу. Обладая широкой натурой ,они щедро расплачивались за товары и свои ,предлагали не жадничая по сходной цене. Очень им хотелось походить на Римских аристократов. В одежде они даже перещеголяли их. Здесь почти каждый носил пурпурные одежды - знак высшего сословия и при том иог быть обычным удачливым мастеровым или купчишкой. Однако на поверку обменных денег у них было мало и потому раскупались товары в основном дешёвые, лишь имитирующие богатую выделку.
   Отсутствие достаточных средств не угнетало этот народ. Они по-прежнему веселились и задаривали заезжих купцов. Девушки Дакков были доступными. Здесь не культивировалась женская непорочность, традиции пришедшие в Рим из Израиля. Девицы свободно общались как с местными парнями так и с приезжими. Стоило это недорого и купцы изрядно порастрясли свои сбережения, в особенности молодые. Но Сергию эти хохотушки и болтушки не нравились. Он льнул к обществу Заны и её подруг, молчаливых, гордых , видимо недоступных.
  
  
  
  
   67.
  
   Иосиф , старшина купеческого каравана, прекратил вакханалию, хотя сам был не без греха.-
   Дела не ждут! - объявил он на общем совете
   Действительно. Несколько недель отдыха сроднили даккийцев с римскими гражданами и расставание было грустным. Некоторые девицы повидимому оставались беременными, они плакали, провожая купцов далеко за пределы города. Но их отцы и женихи не переживали, наоборот радовались, потому что ребёнок от проезжего или прохожего - божий дар, который они будут беречь всю жизнь и даже выделять среди своих собственных детей , окружая его особой любовью.
   Женщину, родившую такого ребёнка они любили ещё крепче, благодаря судьбу за ниспосланное им счастье. Короче мужчины - даккийцы , могли служить примером другим народам и римскому праву.
   Но вот приблизились к территориям которые оставались свободными. Это были пустынные территории. Здесь жили кочевые племена Борусков. Одетые в сыромятные шкуры ,издававшие специфический запах, боруски были угрюмы, неразговорчивы, глядели исподлобья недоверчиво. Их не трогала роскошь товаров, они ничего не покупали, потому что были исключительно бедны. Лишь пели свои протяжные нудливые песни ,да изредко интересовались оружием. Единственным ,что вызывало у них неприкрытую зависть.
   Вождям купцы дарили острые ножи или секиры, другим мелочь. Борусски ,как рассказал Иосиф, были названы таким именем случайно.
   На вопрос: кто вы такие, что за народ? Они обычно отвечали: бо мы русски.
   Так и прозвали, потом сократили до - боруски. Позже вообще осталось лишь окончание: руски. Или русичи или русские.
   Народ поголовно неграмотный, веривший в идолов, которыми были утыканы все степи вокруг. Идолов этих они умащивали жиром забитых животных, жгли костры у подножья , водили вокруг них хороводы, раскачиваясь и напевая нехитрые однотонные мелодии. Девушки почти не выделялись в толпе.Такие же носили шкуры, Лишь длинные волосы, блестящие, разлетающиеся от малейшего дуновения ветерка, выдавали их.
   У иных до плеч, у других до пояса. Женщины постарше носили головные уборы из шкур рыси, либо росомахи. Торговля не богатая. Ассортимент: шкуры ценных пород, мёд в деревянных кадках, да верёвка из пеньки. Покупали в основном оружие, некоторые простенькие укрошения. Золота почти не знали. И в то же время эти угрюмые люди были хитры, подозрительны, осторожны.
   Вождь Борусков знал Иосифа. Около десяти лет назад тот проходил караваном по славянскому краю, и тогда встреча была дружелюбной, полезной. Но иногда, рассказывают опытные путешественники, вражда вспыхивает внезапно и караваны пропадают вместе с людьми и товарами. Сегодня для этого нет причин, успокоил единоплеменников бессменный пожилой вожак:
   - Слухи о беспутных или злобных отрядах разбойников, идущих под видом торговцев ,быстро достигают ушей местных жителей и передаются от племени к племени стремительно. Таких и встречают по одежке. Мы, зарекомендованы народной молвой, давно и надёжно. -
   На невысоком пологом холме были возведены земляные сооружения: валы и стены . Основания стен каменные, клети бревенчатые, доверху засыпанные утрамбованной землёй с камнем. На стенах частокол из отёсанных брёвен с бойницами для пращников и стрелков из лука. В нижнем этаже стен располагались жилища рядовых членов племени и воинов.
   В центре укрепления детинец, стены которого сложены из кругляка вековых сосен и обмазаны порядочным слоем глины, для противопожарной безопасности. Из-под стен детинца бежал журчащий ручей и вливался в выкопанный под холмом водоём. Рядом протекала речка, но рукотворное озеро являлось резервным и имело стратегическое значение.
   Караван вошел в детинец. По приказу вождя здесь разгрузили товары . Мулов и лошадей сразу же повели к реке, по обеим берегам которой зеленел пойменный луг. Иосиф вёл себя почти беспечно, но видимо знал что делал, доверяя словянскому вождю. На вертелах жарился олень, в котлах варилась похлёбка, всё говорило о том, что угощение будет сытным и обильным.
   Иосиф предупредил, что после обеда нужно готовиться к бане. Традиция. Гости обязательно должны попариться в каменке. В деревянной избе из толстых прочно пригнанных друг к другу брёвен находилась печь. Обложенная большим количеством камня. Она и называлась каменкой.
   - Баня так баня - решил Сергий. Он здорово проголодался и мысли в большей степени были заняты предстоящим обедом. Пока он сортировал товары, помогая хозяину; позже побежал на луг, оглядел животных, проверил не сбиты ли у них копыта; умастил спины стёртыми вьюками.
  
  
   68.
  
   Убедившись что и здесь всё в порядке, поспешил назад. Навстречу попадались местные жители. Все как один одеты они были в шкуры, вернее грубо сшитые порты и куртки из мягких шкур. Лица у мужчин обильно обросшие волосом, так что выражения лиц, тем более индивидуальных черт , разглядеть нельзя.
   Он столкнулся с Иосифом и тот приказал ему следовать за собой.
   Встречные аборигены не замечали гостей.Их взгляды терялись в косматых волосах. То ли они равнодушны к проезжим, то ли это врождённый такт.
   Навстречу высыпали девушки. Среди них Зана. Улыбнулась Сергию, а потом они все, наперебой, стали взволнованно говорить. Оказывается баня - такое традиционное омовение ,в котором участвуют и мужчины и женщины вместе. Поэтому девушки объявили Иосифу, что они наотрез отказываются в ней мыться подобным образом.
   Но Иосиф оказался суров и прикрикнул.
   - Нельзя, - говорит, - брезговать гостеприимством. Малейшее непонимание обычаев и привычек народа- хозяина, может повлечь недовольство вождей. Это очень опасно. И потом, - говорит, - вам девушки не впервой участвовать в похожих а мероприятиях. Я обещал и вы меня не подводите
   Зана подошла к Сергию и положила ему обе руки на плечи: хотела тебя просить пойти с другой группой . Мне стыдно будет. Она жалобно посмотрела в глаза Сергию. - Конечно, конечно! - поспешил заверить её он. Ни о чём не беспокойся. Я люблю тебя. -
   Хозяин закончил перетряхивание содержимого вьюков и свёртков. Многое он уложил назад, но кое-что , что по его мнению могло разойтись ; быть продано или обменено.
   Ударили в било, сзывая к трапезе.
   « Било « - двухвесельная доска с вырезом посередине. « Бильщик» держал её левой рукой и ударял по вёслам деревянной колотушкой. «било» кленовое, колотушка буковая. Вёсла разной толщины ,от краёв тонкие к середине утолщенные. Впечатление будто бьют несколько людей в разные инструменты. На самом деле работал один мастер.
   Но от вёсел шла гармоничная напевная хотя и слишком монотонная мелодия. Сергий так и застыл с открытым ртом. Никогда ранее он ничего подобного не слышал. На его родине, да и в других краях, трубы да тамбурины, ну ещё струнные инструменты, а здесь обыкновенная доска, а какой звук!
   Он подошёл поближе к бильщику. Тот стоял, застыв как идол, закрыв глаза веками, вытянув левую руку с веслом и мерно, но с разными паузами и разной силой ударов извлекал из доски звуки, достойные исполнений в цирках Рима. Хозяин подтолкнул Сергия и они пошли к широкой поляне, на которой были расстелены рогожные подстилы, украшенные орнаментом. -Это у них такие ковры, - с сожалением заметил купец.
   В тюках было больше десятка ковров тонкой восточной работы. Ковры расходились плохо, во первых из-за дороговизны, во вторых ,местные народы напрочь непонимали исключительной ценности и первой необходимости этих предметов. Знать ещё покупала, а мастеровые-цеховики лишь щёлкали пальцами, да цокали языками.
   Сергий слышал, как один Дак сказал другому: Моей жене не поднять его. А я таскать уродство такое не буду. По мне глинобитный пол краше, чем крашенный волос верблюда. -
   Славяне, народ самобытный. Очень трудно воспринимающий культуру вообще, а культуру чуждую тем более. Они равнодушно осматривали одежды тканные, шитые, вязанные, набивные, - предпочитали выворотки или вообще мехом наружу. Иногда меняли укрошения для своих женщин. Но золото презирали. Брали бронзу или серебро. Золото было слишком мягким металлом по их мнению. Менной стоимости его они не понимали или не хотели понимать. На подстилы были поставлены длинные столы, а на столах уже дымились большие глинянные сосуды; которое с ухой, которое с репой на медовухе, с варевом из оленины, с мёдом в жбанах свежим, мёдом в жбанах гулялым, с медовухой переброженной, в подземных кладовых выдержанной.
   Местная знать во главе стола. Подходил всякий , брал что хотел, подносили ему жбан с медовухой. Выпивал , закусывал и шёл в баню. Человек десять из знати подчивали гостей. Свой народ боком-боком прихватывал что со столов , черпал в бочонке и сглотнув тоже бежал к парилке. Женщины держались отдельным столом. И таким же ручейком сходились с мужиками у каменки. Процесс обнажения тела шёл по разному. Местные развязывали один узел и шкуры под тяжестью своей падали ниц. Гости подолгу, что-то снимали и снимали.
   Баня набилась мужиков и женщин , а гостей - раз два и обчёлся. Но никто по этому поводу не переживал. Люди окатывали друг друга водой, окутывались паром и через минуту другую выбигали голышом на волю. Скоро поляна наполнилась голыми мужиками и бабами. Они визжали, гонялись друг за другом, снова заскакивали в парилку...
  
  
  
   69.
  
   Сергий зашёл в каменку в паре со старым Иосифом. Следом зашёл вождь с женой и двумя дочерьми. Сыновей у вождя небыло и он очень переживал по сему поводу. Были у вождя и другие женщины, но сыновей всё едино не рожали. А теперь он стал стар и уже не думал о сыновьях. Приспела пора появиться внукам.
   Иосиф подтолкнул Сергия к полку. На оструганных досках лежали люди. Другие ,что есть мочи ,били их по спинам, животам и другим членам. В этой копне тел различить мужчину и женщину было трудно. Иногда слишком широкие бёдра, да слишком белые ноги. Но вот все дружно переворачивались на спины и тогда приходилось трудно. Все откровенныве тайники женского тела назойливо лезли в глаза. А от этого молодая плоть не слушалась разума и восставала.
   Бабы хохотали, показывали пальцами, а одна уже пожилая, с обвисшими грудями обхватила его член пятернёй и тянула на себя. В это время его взял за руку вождь, он негромко что-что сказал, как понял Сергий, звал куда-то. Вышли в другую парилку. Здесь тоже был народ, но стояла тишина и движения людей были какие-то замедленные ,как не реальные. В основном это были пары в неестественных позах.
   Вдруг, Сергия как ушатом холодной воды облили. Он понял. Здесь совокуплялись. Подошла жена вождя. С ней дочь. Вождь сказал:- хочу внука! .- Им освободили полок. Сергий находился в непреходящем возбуждении, поэтому он быстро понял чего от него хотят. Девушка помогла и всё пошло-поехало как-то сразу и обыденно. Некоторое время Сергий думал, что близость с девушкой, имени которой он даже не знал, происходит не с ним, а с посторонним. Настолько безразличны ему стали его же действия и тело колеблющееся под ним. Вокруг сгрудились голые люди. Монотонно полилась мелодия. Народ помогал ему и просил своего Бога плодородия даровать вождю внука.
   Состояние безразличия длилось очень долго. Он ускорял движения, замедлял их, старался поймать нить связующую их тела. Странно задёргалась борода у вождя. Он видимо удивлялся. Но жена его сделала подбадривающий жест рукой и наклонившись к уху дочери что-то шепнула ей. Мышца девушки неожиданно крепко обхватила и сжала частицу тела Сергия, находящуюся у неё внутри. Пришлось приложить усилия, чтобы продолжить путь.
   Началась борьба противоположностей. Он с трудом входил, его тут же выбрасывало. Тут, в голове зазвенело, звон затронул какие-то другие струны и по всему телу разлилось крепчайшее наслаждение. Ещё через некоторое время, наслаждение стало концентрироваться внизу живота, затем только в стволе его инструмента, потом только в его самой твёрдой и боевой части, потом разорвались небеса, вздрогнули стены каменки, ударили всполохи огня и сама его суть, всё естество его составляющее основу жизни, двинулось узким длинным каналом к жерлу выхода. Естество это росло и не умещаясь в проходе распирало стенки, вызывая судороги наслаждения и боль.
   - Сейчас меня разорвёт - мелькнула мысль. Его подбросило , если бы не руки и ноги девушки, и если бы не успокаивающие поглаживания её матери, он бы вылетел сквозь крышу каменки, разнеся в пух и прах тёсанную крышу и глинобитное перекрытие. Но всё обошлось. Сухожилия выдержали. Могучая сила натуры разделившись надвое, одной частью заставило сердце Сергия стать ещё сильнее, другой - расперев стенки сосуда начала выбрасываться в более широкую протоку, где стремительным потоком уже неслись животворные струи исторгнутые женской особью. Встретившись , они сплелись в единую реку и достигнув желанных берегов исчезли , чтобы скрыть от людей великую тайну, тайну зарождения человека.
   Ему не хотелось подниматься с мягкого и приятного тела, но чужие руки подняли его. Его глаза встретились с глазами Заны. Она стояла на локтях на соседнем полку, закусив губу. Над ней стонами исходил мужчина.
   Два дня при встречах они отворачивались друг от друга. Как-то к вечеру Сергий столкнулся с Иосифом, тот придержал молодого человека:
   - Зана,- сказал он, замечательная девушка. Помни, у женщин другого оружия нет, а мы , мужчины ,слишком слабы, чтобы диктовать свою волю сильнейшему противнику. Поэтому именно мы виноваты в их падении. Они выполняют нашу волю. И я жив, и ты жив и все наши люди живы благодаря этим девушкам. А Зана лучшая.
   Когда придёт час и она выберет суженого любой с радостью пойдёт за ней. Тогда она оставит своё ремесло и нарожает кучу детей. Дети вырастут достойными, в учёт её заслуг всякий мужчина будет считать за честь породниться с ней семьями. - Да не на всякого она посмотрит...
  
   70.
  
  
   Борусски жгли костры, прыгали через них, водили хороводы, приглашали гостей принять в них участие. Молодёжь с радостью соглашалась играя в незнакомые игрища. Пары разбегались, прятались , другие пары их искали. Обнаруженные бежали с искавшими взапуски и победившие выбирали себе новую пару из побеждённых. Прятаться нужно было очень тщательно, чтобы подольше не нашли. Так и делали те, кого их пара удовлетворяла, а те кого не устраивала ,прятались ненадёжно, чтобы проиграть или выиграть и сменить поскорее партнёра.
   Зана уже несколько раз меняла партнёров и постоянно выигрывала забег. Напарниками её оказывались не совсем проворные мужчины из племени Борусков. Но вот принял участие в игре Сергий и вскоре уже был в руках у Заны. Они убежали далеко и спрятались в высокой траве маленькой лужайки. Вокруг шумел вековой лес, а здесь было тихо и уютно. Зана сжала пальцы Сергия так сильно, что он чуть не охнул. Потом поцеловала парня в губы. И забыв обо всём Сергий окунулся в нежность и терпкость запахов, вкусов... осязал всем существом своим, смотрел в огромные глаза и тонул в них с головой. Зана вошла в него вся без остатка. Он принял её, а вместе с ней весь её мир, не разбирая плох он или хорош. Для него существовала только одна эта девушка, всё что было до него и даже будет после, уже ничего не значило.
   Иосиф распорядился собираться в путь. В последний раз купцы выложили все свои товары на пеньковый подстил и начался торг. Сергий сидел в стороне и плёл из сырых лоскутов кожи длинный кнут. Ещё раньше он вырезал кнутовище из твёрдой древесины красного бука, оформил рукоять резьбой и теперь старательно оплетал конский волос кожанными полосками, стягивая узлы переплетений и соблюдая очерёдность и интервалы между ними. Он почувствовал, что за спиной кто-то стоит. Нет, не Зана. Но кто? Потом вс ё же обернулся.
   Перед ним стояла одетая в римское платье очень красивая девушка. Волосы уложденные шапкой, на голове не умещались и спадали тяжёлой косой на плечи. Она смотрела исподлобья как затравленный волчонок, но при этом губы её были тронуты улыбкой и взгляд не был диким, скорее наоборот ласковым. Она произнесла несколько слов на славянском. Общий смысл которых был понятен. Она спросила не хочет ли молодой парень остаться навсегда в их племени. Сергий засмеялся и ответил категорично: нет. Тогда она сказала, что хочет назвать ребёнка ,когда тот родится , в честь отца: Сергием, если мальчик и Сергиной - если девочка.
   Сергий покраснел и стушевался. Перед ним была дочь вождя, его первая в жизни женщина, лица которой он даже не запомнил в ту чудную ночь на жарком деревянном полке. Он не знал, что ответить. Потом стал говорить, что любит другую, что не знает как помочь девушке, что он спросит у Иосифа как ему быть? Девушка выслушала его же перевод и покачала головой.
   - Нет, нет! Всё хорошо. У неё есть жених, очень храбрый воин, он будет любить ребёнка как своего и тот вырастит достойным человеком. Сергий поднялся думая поцеловать юную будущую мать в щёку, но увидел в нескольких шагах огромного , стройного молодого воина. Движение Сергия не осталось незамеченным и молодец развернул плечо.
   Девушка отстранилась от купца ладонью и весело сказала: -уже нельзя. - Как? - удивился Сергий. Тогда было всё можно, теперь ничего нельзя? Тогда было нужно. Коротко отрезала девушка. Она отошла к великану и тот заботливо подхватив её под руку увёл в чащу леса.
   Караван вышел из крепости в походном порядке и направился на юг.
   Как обычно были приняты меры предосторожности , но вождь борусков выслал на несколько дней пути вперёд, конную разведку и обеспечил сопровождение. Купцы спокойно ехали, ощущая полную безопастность. Мысли Сергия раздваивались. Из памяти не выходила девушка, с тяжело произносимым именем Любавушка и мучила любовь к Зане. Наконец провожатые простились, развернули коней и одинокий купеческий караван продолжил свой путь.
   Всё чаще и чаще леса перемеживались широкими раздольными степными просторами. Наконец большие скопления деревьев стали совсем редкостью, а хвойные и лиственные породы исчезли напрочь. Караван вступил в степную полосу Причерноморья. Стали чаще встречаться посёлки и городки : скифов, язигов, остго-тов. Сергий вертелся на своём муле во все глаза рассматривая новые места и людей одетых несколько иначе, чем римляне. Но и не так как славяне или даки. Оружие население не носило уже так откровенно,как на северо-востоке и западе. Иосиф объяснил это тем, что народ здесь цивилизованнее намного и подчинён дисциплине более мощной, чем племенной союз.
  
  
   71
  
   Дисциплина эта, называется Римское Право - всеобъемлющий Закон человеческих взаимоотношений. Случаются разбойники, но они вне закона , скрыться им негде. Теперь Сергий очень мгого времени проводил с начальником каравана Иосифом Флавием и его сыном, тоже Иосифом, который вёл дневник всех переходов , встреч, записывал имена не только людей но и народов, их обычаи, описывал быт, нравы, вообщем исполнял волю отца , который непременно хотел когда-нибудь ,оформить эти записи в многотомный труд и опубликовать в империи.
   Иосиф Флавий - младший, замкнутый молодой человек лет тридцати, мало общался со сверстниками и девушками. Всё свободное время уходило у него на ведение записей. Для этого к нему были прикомандированы два человека и пять мулов. Мулы везли китайскую бумагу и принадлежности для письма. Иосиф Флавий - старший обратив внимание на Сергия, его способность к языкам и грамоте перевёл парня помощником к сыну и поставил главным толмачом. С этого времени перетряхивыание пыли перестало быть заботой Сергия. Его попросту повысили и теперь он разъезжал уже не на муле, а на чистокровном арамейском скакуне . Но новая должность накладывала и новые обязанности. Одной из них было обязательное присутствие при всех переговорах и торговых сделках.
   Писец , приданный ему должен был в точности записывать договора и здесь не могло быть никакого двоечтения. Зато преимуществом работы были беседы в свободное время с обоими мужами. Флавий - старший рассказал историю своего народы. Его предки были выходцами из Ханаана, страны которой теперь уже нет на картах. Которая исчезла стараниями Израиля, а народ рассеян по разным пределам. Древняя это история, но если хочешь , слушай, сын записывать букдет; но и ты не отставай.
   В далёкие времена, было это при Иисусе Навине, когда евреи, братья наши, вышедшие из Египта, куда заманил их богатыми посулами сын Иакова Иосиф, ставший правой рукой фараона и самым богатым человеком богатейшей в мире страны; евреи, вышедшие из Египта, отяжелённые оружием, колесницами,нательной бронёй и хитрым воинским строем, повернули стопы свои от покорённого Синая и выжженной ими Синайской земли, от сорока сокрушённых городов и вырезанных жителей от старика до младенца, от пустыни Синайской рукотворной ,к земле Ханаанской.
   Иаков, прозванный Израилем, родил двенадцать колен и от них произошёл Великий народ, который ныне так и прозывается.
   Вернулся этот народ с Иисусом Навиным, не освободителем, но захватчиком. И первым городом на Ханаанской земле ,который оказал сопротивление Израильтянам был Иерихон. В Иерихоне жили не только ханаанеи, но иевеи, иевусеи, кенезеи, кедмонеи, хеттеи, ферезеи, аморреи и гергессеи.
   Все народы были - братьями, потому что все они дети Хама сына Ноева. И сказал Израиль , что говорил он с Богом и сказал Бог, что проклял устами Ноя Ханаанеев, сыновей Хама отца Ханаана. Будто бы сказал Бог: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. / Бытие. Ст. 25./ а потом сказал ещё: благославен Всесильный Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему .
   И взял Израиль обманом Иерихон и Раав-блудница, пригретая пра- дедом моим Иоханном - ханаанеем ,пра- дедом моим по матери Иоанном - ханаанеем, сдала братьев своих иевусеев, фаризеев и других ханаанеев, в руки евреев захватчиков и обогрили они кровью земли наши и мало осталось в живых наших родов.
   Оставшиеся в живых потеряли надежды на возвращение в земли исконние. И плакали и причитали женщины наши. А мужи в скорби решили называться теперь иначе, чтобы не навлечь на себя преследование Израилем. Изменили имена и теперь мы называемся про себя Иванами, а не Хаанами и Иоганами. Имя моё Иосиф - второе, привычное для слуха, настоящее Иван.
   Много людей наших ушли в земли северные, пустынные, чтобы подняться новым народом, но ещё мало нас, очень мало. Вот и вождь славянского племени русских тоже Иван, наш Ханаанский, но мало кто это знает. И в тебе кровь Ханаанская, я это вижу, потому и оставил ты семя своё, отца нашего Хама, в той земле.
   А Израиль преследует нас. Видно силён его Бог и трудно уйти нам от заветов его. Надежда на Рим. Придём в столицу, беседовать хочу с императором. Иудея - враг наш общий. Хочу войны для Иудеи. Того и сыну своему завещаю. Дожить до той войны, видеть её и упиваться падением евреев израильских.
   Запомни красное знамя Ханаанское когда-нибудь должно развиваться над головами ханаанеев. Красное знамя Ханаанское - это наш тайный знак . Под этим знаком мы безошибочно узнаём друг друга, под ними узнаёт нас и Израиль.
  
  
   72
  
   Израиль - потомок Сима, столько же потомков у Иафетта. Это целый мир ! Который встаёт единой стеной против нас Возможна вторая наша погибель. Но на этот раз Бог не позволит уничтожить нас. Мы сново поднимемся, поднимут красное знамя послы наши , встанет за нас мир.
   Есть народы на севере, славян ты знаешь, дальше на восток потомки Корея, воевавшего с Моисеем. На эти народы надежда наша. С ними подниматься нам. Но мало людей. Нужны богатства. Нужны идеи. Нужна новая культура. Всё это должны создать мы - хаананеи и дать славянам и кореям. Так дать, что бы они поверили сами себе, а значит и в нас поверили и полюбили нас. ...
   Записывая, Сергий удивлялся, тем глубоким знаниям которыми обладал этот купец -воин. Только теперь он начал понимать, почему накопив богатства на Западе он поспешил на Восток где его радушно принимали и берегли и провожали. И ждали.
   Позже он спросил у Флавия младшего , не Иваном ли тебя зовут? А как же, ответил невозмутимый летописец, Иваном. Мы все Хаананеи - Иваны, и ты Иван, хотя и зовёшься Сергием.
   Твой отец ратует за войну с Израилем, - спросил он другой раз - объясни мне что можно достигнуть войной?
   Война возникает, когда накопление богатств принимает уродливые формы. Например, римская империя - уродливая форма благоденствия, в ущерб множеству ущемлённых народов. Как и богатство одного человека в ущерб множеству других людей. Передел накопленных богатств и есть война.
   Если люди могут защититься в какой-то степени законами от грабителей и воришек, то в отношении государств таких сдерживающих факторов фактически не существует. Те договора, которые одни вершители судеб в своих странах, подисывают с вершителями судеб в других странах ,действуют пока одна из сторон не начинает проигрывать в развитии. Тогда и начинается война слов, война жестов и наконец , собственно сама кровопролитная война. Погибают в первую очередь те, кто не готов или обманут. Война нужна образованию называющему себя государством, для того чтобы существовала армия питающаяся кровью, армия государственных чиновников и армия обездоленных ,которым дали в руки оружие.
   Израиль сорок лет воевал Синай, потом оказалось, что не нужны ему эти земли. Он воевал другие и те не понадобились. Где же эти кисельные берега? - думал Израиль и продолжал уничтожать мирные народы. Наконец, он остановился, потому что позади остались руины и пустыни, впереди лежали страны с многочисленнным населением и высочайшей древней культурой, с севера море, с юга чёрная Африка. На этом пятачке нашей земли он и нашёл своё обетование. Так осуществилось проклятие Ноя.
   Война - слово древнее. Такое же древнее как и слово - вино. Что вообщем-то одно и тоже. Финикийцы, прародители отцов наших, говорили : « йайн «, когда напивались, мы говорим « ай «, но к вину это уже не относится. Хетты говорили «вийана», когда имели ввиду пьянку. Греки « ойнос «, мы говорим «ой».
   Но прежде было слово «войнос», что означало пьяную драку. Значит война - есть пьяная драка. Иначе чем пьяными, людей не назовёшь, которые убивают друг друга в фанатической ненависти ,но без фактической причины.
   Остались словосочетания в памяти людей: опьянённые кровью, ненавистью, сражением; безумству храбрых поём мы песню... Как говорит мой отец: пьянка до добра не доводит. - ...
   Купеческий караван преодолел таврические степи и вплотную подошёл к Крыму. Благодатная земля, с бушующей растительностью по берегам синего моря , во все времена привлекала к себе внимание разных народов. Города расцветали как бутоны диковинных цветов. Сюда съезжался цвет купечества, здесь любила отдыхать аристократия не только Рима, но и Боспорского царства, царства Понта, свободного города Херсонеса, который добился от Августа буллы на самостоятельность. Вот где шумели базары и расходились товары.
   73.
  
  
   Прибыв на караванный двор Иосиф Флавий старший поспешил с визитом к новому губернатору острова. ИМ был известный бывший наместник Нижней Мёзии Аплавтий Сильван пожалованный чином за победу над скифами под Херсонесом.
   Обласканный Нероном Сильван крепко держал линию Рима по всему Северному Причерноморью. В городах уже стояли римские гарнизоны. Сильван дружелюбно принял Иосифа, как старого друга. Он первым подошёл к низко склонившемуся в почтительном поклоне купцу и обнял его за плечи. Затем посадил в резное кресло из самшита и предложил рассказывать.
   Не виделись они семь лет. Многое изменилось в мире и люди , тем более старые друзья, имели темы для разговора. Сергий записывал ,внимательно вслушиваясь в негромкий разговор, пытаясь не исказить смысла и понять мысль говорившего до конца, чтобы потом, при правке, не опустить главного. Сильвана интересовали политические события на западе империи и на севере. Одно дело официальные сводки, которые приходили с месячным , а то и более опозданием и всегда имели одну интерпретацию, выгодную Риму.
   Другое дело взгляд очевидца, прошедшего тысячи километров и лицом к лицу встречавшегося с событиями, имевшего мнение, наверняка отличное от официального. Разговор затянулся. Иосиф рассказывал об Испанских событиях, о военных действиях на островах Британии, о бедственном положении народов и их оглушительной бедности. О жестокости нравов и чрезвычайной опастности от покушения разбойников.
   - Чаще всего, - говорил он, - разбойниками движет не голод, а местный князёк, пытающийся разбогатеть и усилиться за счёт противозаконных действий. Центр почти не оказывает влияния на политическую обстановку и всё зависит от командиров легионов, которые с трудом, но наводят порядок.
   Иосифу удалось несколько лет тому назад посетить даже такую далёкую страну на севере как Гибернию / Ирландию.авт. / Имевшую родовой строй, народные советы и ополчение. Но и у них уже появилась знать и зависимая часть населения, называющая себя: клиентами. На Гибернию постоянно нападают скотты и переманивают клиентов на свою сторону.
   Клиенты живут тем ,что получают вознаграждение то от собственной верхушки родового племени,
  то от скоттов, то от атекоттов. Потому постоянно перебегают от одних к другим. Торговля идёт вяло. Общины занимаются в основном разведением скота, выделкой шкур и пряжей шерсти. Надо сказать шерсть грубая и годна лишь для обмена с такими же дикими племенами ещё дальше на севере да на востоке , ближе к славянам и кореям.
   В Германию Иосиф попал в самый разгар борьбы за власть. Шли ожесточённые сражения. Рим как всегда плодотворно использовал политический лозунг : разделяй и властвуй! Самые большие племенные союзы император Август расселил по обоим берегам Рейна и Майна. Причём на одном берегу жили каннинефаты, на другом маттиаки . От одних требовалось во время собиратть и отправлять в метрополию подати, от других, выплачивать их. Разгоралась междуусобица. Племя гермундуров получило привелегию. Оттеснённые союзом борусских и херусских общин на Эльбу, они не удержались и здесь.
   Римляне разрешили им селиться на Дунае. Из них посредством обучения и вооружения Клавдий создал два легиона, задачей которых была охрана границ империи и наведение порядка собственно в Германии. Князь Маробод, образованный человек, закончивший Лицей в Риме и обучавшийся изящным искусства в Афинах, гостил на родине. К нему явилась с визитом известная пророчица из племени бруктеров Веледа. Она руководила восставшими германцами, представляла несколько племён. Самым многочисленным и организованным племенем был союз маркоманнов, что проживали на Майне. Она потребовала от князя возглавить германцев и поставила условие жёсткое: иначе он живым не покинет Родину.
   Угроза нешуточная. Нравы известные. Маробод согласился и стал княжить. При нём началось строительство государства. Использовав знания приобретённые в Риме Маробод создал великолепную армию из пехоты и классной конницы, объединил племена то силой, то уговорами, а многие добровольно примкнули к нему.
   Сильван спросил: правда, что Маробод укрывает беженцев гонимых Римом? Христиан. Иосиф ответил утвердительно. Сильван удовлетворённо кивнул, - мы тут хотим испольховать Маробода, но об этом прозже.
   У меня есть другие каналы по которым идёт информация. Нерон требует решительных мер по уничтожению христианства. Он считает, что это не теологическая идеология, а политическая. Христинство декларирует свободу духа, а император предлагает рабам свободу тела. Идёт борьба направлений, в которой неизвестно кто победит.-
  
  
   74.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"