Рубеж веков в Канаде называют "Золотой эрой странствующих исполнителей и декламаторов". Несколько самых известных из них появилось во Фридерикстоне, среди которых Полин Джонсон, одна из наиболее популярных фигур в канадской литературе и автор 6 книг: "Белый вампум" (1895), "Рожденная канадкой" (1903), "Легенды Ванкувера" (1911), "Кремень и перо" (1912), "Мокасинных дел мастер" (1913), "Шаганаппи" (1913).
Эмили Полин Джонсон родилась в 1861 году в Резервации Шести Наций близ Брантфорда, Онтарио. Она была младшей из четырех детей вождя могавков Джорджа Генри Мартина Джонсона (1816-1884) и его жены-англичанки Эмили Сюзанны Хоуэллс (1824-1898). Джонсон работал переводчиком у местного англиканского проповедника, преподобного Адама Эллиота, и делил кров с семьей Эллиот, как и мисс Хоуэллс, которая приехала в Канаду в 1845 году, чтобы жить там вместе со своей сестрой Элизой (миссис Эллиот). Таким образом, была заложена основа для романтического союза между вождем могавков "Ованонсисхоном" (Великий Дом) и его невестой, женщиной с квакерскими корнями из Бристоля, Англия. Каждый из них принадлежал к гордому и уважаемому роду: среди Хоуэллсов были купцы, выдающиеся политические и общественные деятели; Джонсоны принадлежали к благородным семьям Лиги ирокезов. Свое настоящее имя "Текайонваке" они оставили годами раньше, фамилию Джонсон предложил им сэр Уильям Джонсон, Суперинтендант по делам с индейцами в Британской Северной Америке.
Сама Полин поведала историю романа своих родителей в рассказе под названием "Моя мама" (опубликованном в "Мокасинных дел мастере"). Дальнейшие подробности об этих двух семьях можно найти в нескольких биографиях Полин Джонсон, наиболее примечательные из которых: "Полин" Бетти Келлер (1981), "Полин Джонсон, ее жизнь и деятельность" Маркуса Ван Стеена, "Принцесса могавков" миссис В. Гарланд Фостер (1931) и двухчастная серия в Шатлейн (февраль и март 1966) под заголовком "История Полин Джонсон, канадской поэтессы страсти", которая содержит много семейных фотографий.
Официально считается, что литературная карьера Полин началась около 1886 года, когда ее поэму приняли к публикации "Жемчужины поэзии" (Нью-Йорк). В том же году она дебютировала в Канаде, опубликовав свою поэму "Королева моря" в торонтском журнале "Уик" от 16 апреля, который одно время редактировал сэр Чарльз Г. Д. Робертс. Одна из самых знаменитых поэм Джонсон, "Песнь моего весла", впервые появилась в "Торонто Сэтарди Найт" в феврале 1892. К этому времени она восстановила имя своего прадеда "Текайонваке" и помещала его вместе с собственным именем на всех своих работах.
Келлер отмечает в своей книге, что сэра Чарльза весьма впечатлило творчество Джонсон, и он завел с ней переписку, которая продолжалась около 25 лет. Местонахождение этой переписки - лишь одна из многих тайн, окружающих жизнь Полин Джонсон. Лорел Бун, редактор "собрания писем Чарльза Г. Д. Робертса" (1989), сделал предположение, что переписка этих легендарных канадских литераторов могла быть уничтожена; только 3 или 4 письма от сэра Чарльза, представленные в работе Буна имеют отношение к Джонсон. В письме от октября 1895 года Робертс обращается к ней "мой дорогой, бесценный друг"; позднее, в том же году, Робертс советует нью-йоркскому коллеге, который должен был встретиться с Полин: "Берегитесь, берегитесь, берегитесь! Она очаровательна; и она поэтесса".
Ее исполнительская карьера началась в 1892 году, когда она участвовала в "Вечере чтения стихов для молодежного либерального клуба Торонто", которое Ван Стеен описывал как "волнующее" и "драматичное" - эпитеты, ставшие обычными для знаменитых представлений Полин Джонсон. Это было началом двадцатилетней карьеры "артистки сцены", о которой журнал "Маклинс" (от апреля 1952 года) писал, что она "пронеслась как буря по восточным Соединенным Штатам, 19 раз пересекала Канаду".
Полагают, что Полин предприняла около 6 поездок в Нью-Брунсвик, выступала во Фридерикстоне, Мэрисвилле, Сент-Джоне, Сент-Эндрюсе, Элгине, Сент-Стефане, Чатхаме, Вудстоке, Кэмпделлтоне и Ньюкасле. Она появлялась в одеянии из оленьей шкуры, отделанном бахромой, с серебряными брошами на вырезе платья, на которых висели хвосты горностаев, Она носила ожерелье из медвежьих когтей, подаренное ей писателем Эрнестом Сетоном-Томпсоном, бисерные браслеты (фенечки) и красную накидку на плечах. Единственное перо в волосах и отцовский кинжал, прикрепленный к вампуму, завершали ее костюм. Во второй части своего выступления она появлялась в традиционном вечернем платье 1890-х.
Очаровательнейший рассказ о визите Полин летом 1895 года во Фридерикстон существует практически во всех биографиях, но не имеет подтвержденных свидетельств. После своего выступления она получила приглашение от каноника Джорджа Гудриджа Робертса и его семьи погостить в увитом плющом доме священника, который по сей день находится на Джордж Стрит, 734. Считается, что она каталась по реке по реке Сент-Джон с Чарльзом (позднее сэром Чарльзом Г. Д. Робертсом), остановившись в Дугласе полюбоваться на место рядом с Крокс Пойнт, где раньше стоял дом, в котором родился Чарльз. В ознаменование той загородной прогулки Чарльз подарил ей рукописную копию "Песен буднего дня" и перо, которым были написаны многие сонеты. Она, в свою очередь, послала ему свою поэму "Берег Дуглас". К сожалению, никаких следов этой поэмы до сих пор не обнаружено.
В отношении следующего визита Полин Джонсон во Фридерикстон, в 1900 году, существуют прекрасные отзывы о ее представлениях, которые сообщала "Дейли Глинер". После ее трехлетнего отсутствия в восточной Канаде, один из репортеров писал: "Не упустите случая увидеть и услышать мисс Джонсон в церковном зале сегодня вечером. С тех пор, как мисс Джонсон в последний раз появлялась в этих провинциях, она удивительно продвинулась как на литературном, так и на драматическом поприще. Она вернулась не только с красивыми новинками в ее известном жанре - индейскими рассказами, представляемыми в национальном костюме, - но ее новая программа также включает волнующие патриотические декламации, увлекательные истории и неотразимые юмористические скетчи об обществе - благодаря последним она стоит теперь в первом ряду канадских комиков. Прием, оказанный этой уникальной артистке как исполнительнице-одиночке, был столь восторженным, что она, как и в последние 3 года, будет вновь брать на себя целое вечернее представление, не прибегая к помощи другого таланта".
На следующий день "Глинер" освещала выступление Полин под заголовком: "Очаровательная артистка", отмечая, что мисс Джонсон "доставила наслаждение избранной публике: когда она появилась под покровительством Гильдии девиц церкви. Ее известность писателя, оратора и просто необыкновенно талантливой леди перешагнула континент; ее удивительную способность увлечь публику отмечали те, кто слышал ее вчера вечером: Развлекать зрителя 2 часа - не простое занятие, и о способностях мисс Джонсон красноречиво говорит то, что она выступала одна, и делала это замечательно, и снова и снова ее встречали бурными аплодисментами".
В соответствии с газетными объявлениями того времени, церковный зал, где Полин Джонсон выступала во Фридерикстоне в 1900 году, иначе назывался Театр Карлтон и располагался на Карлтон Стрит между Кингом и Брунсвиком. В действительности, женское отделение В.А.А., во главе с миссис Джон Блак, пригласило Полин на другое представление в церковном зале в субботу вечером, 24 ноября. В предыдущую пятницу она "привела в восторг большую аудиторию, выступив в здании Одд Феллоуз в Мэрисвилле: Зрители были так довольны, что Н.О.О.Ф. попросило мисс Джонсон вернуться в Мэрисвилль в четверг 6 декабря вечером и дать еще одно представление". Тем не менее, с этой датой может возникнуть путаница, так как Полин 6 декабря выступала в Сент-Джоне в Механическом институте в помощь в создании новой баптистской молельни, которая была построена на площади Хеймаркет. Там ее также приняли восторженно, в соответствии с "Сент-Джон дейли сан". Ее второе запланированное выступление во Фридерикстоне в субботу, 24 ноября 1900 года, не состоялось; в биографиях отмечается, что когда она возвращалась через станцию Мак-Адам из Сент-Стефана и Вудстока, где она выступала, произошла задержка поездов из-за сильного снегопада, что заставило Полин провести несколько часов в заде ожидания за вязанием и разговорами с пассажирами.
Начиная с 1901 года, Полин Джонсон больше не странствовала одна, создав партнерство с артистом Уолтером Макрайе. В своих мемуарах "Полин Джонсон и ее друзья" (1946) он упоминает ее многочисленные визиты в Сент-Эндрюс, Нью-Брунсвик, где она была в гостях у Кейт (миссис Хаутер) Рид и где она сочинила поэму "Отлив у Сэнт-Эндрюса". Мистер Рид, в прошлом индейский комиссионер, стал управляющим "С.П.Р." отелей, включая "Алгонкин" в Сент-Эндрюсе, который отделывала его жена. В конце концов, Риды построили восхитительный дом рядом с отелем и назвали его "Пэнси Пэтч".
По-видимому, Джонсон и Макрайе продолжали выступать в ратушах Нью-Брунсвика весной 1905 и зимой 1907, давая концерты во Фридерикстоне в методистском и англиканском приходах и в Провинциальной Нормальной школе. Они также выступали с декламациями на всем пути от Бакервилля на Карибу Трейл до Стейнвей Холла в Лондоне, Англия, развлекая шахтеров в джинсах, фермеров в комбинезонах, а также сановников в Оттаве, включая Генерал-губернатора (Лорда и леди Минто) и Премьер-министра (сэра Уилфреда и Леди Лорье).
В 1908 году они вернулись в Нью-Брунсвик и выступали в Оперном театре Фридерикстона (теперь это Ратуша). Это было особое событие со специальным анонсом в "Глинер" и похвальной статьей, где имелась программа на понедельник, 20 апреля. Интересно заметить, что Фостер в своей биографии ссылается на выступление, которое состоялось несколькими днями раньше, и это, возможно, был тот самый случай, когда Джонсон и Макрайе были гостями губернатора провинции Лемюэля Джона Твиди в отеле "Рояль". Оба артиста были на вершине своей карьеры!
Все биографы Джонсон отмечают очарование и многогранность ее личности (на сцене и вне ее) и энергию, с которой она предпринимала свои многочисленные выступления в Канаде, США, Европе и Австралии. После ее смерти 7 марта 1913 года в Ванкувере, в возрасте 51 года, по всей стране в газетах, журналах и литературной периодике появились некрологи. Она получила почти беспрецедентное народное признание как "стихотворец", сравнимое, по мнению некоторых критиков, только со славой Роберта Сервиса. Ее прах был захоронен в Стенли-парке в Ванкувере, согласно ее желанию и по специальному разрешению Министерства Национальной Обороны; в 1922 г. на месте ее захоронения был установлен памятник. В 1961 году, к столетней годовщине ее рождения, в Канаде была выпущена памятная марка, первая марка в честь канадской писательницы, исконной канадки и просто женщины. Так как она никогда не была замужем, и так как у нее не имелось племянников или племянниц, дом ее детства, Чифсвуд, был передан Совету Союза Шести Наций. Ее отец построил его и дал ему это название, и летом 1995 года он открылся для посещения после долгих лет обширной реставрации. Тогда же вышла и новая биография. Написанная Шейлой Джонсон, она озаглавлена: "В честь Э. Полин Джонсон-Текайонваке, 1861-1913".
Автор английского оригинала - Патрисия Белье. Впервые опубликовано с ее разрешения в сборнике: Виолетта Трофимова. Прорыв. Рассказы. СПб, 1999.