Трофимова Мария : другие произведения.

Три желания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Грустная новогодняя сказка о том, что не стоит желать исполнения желаний.

  Катя шла домой с работы, с неба мягко падали, кружась, снежинки, зажглись фонари, и освещали все призрачным светом. Ей немного было грустно. Скоро Новый год, но он опять не принесет ничего нового. Вдруг кто-то схватил ее за рукав пальто.
  - Девушка, помогите мне перейти дорогу.
  Катерину в ее 45 давно уже никто не называл "девушкой", и поэтому она не вырвала руку и решила взглянуть на хозяйку голоса. Это была маленькая, сгорбленная старушка в чем-то, похожем на длинное пальто, расходившееся книзу. Катерина взглянула на дорогу, машин не было. Она удивилась просьбе. Но ей вдруг захотелось сделать что-нибудь доброе в этот вечер, она взяла старушку за руку и повела через дорогу. Катерина уже хотела уйти.
  - Спасибо, Катя, - сказала старушка.
  Катерина удивилась, откуда старушке известно ее имя.
  - Я могу исполнить любое твое желание, - продолжала старушка.
  - Спасибо. Мне ничего не надо, - улыбнулась Катя.
  - Я думаю у любого человека есть заветное желание, - старушка была настойчива.
  Кате не хотелось открывать душу незнакомому человеку, но потом решила подыграть старушке:
  - Я хочу быть молодой, - сказала Катерина.
  - Сколько лет? - деловито поинтересовалась старушка.
  - Ну, 30, - ответила Катя.
  - Исполнено, - ответила старушка.
  Катя удивленно посмотрела на нее, сумасшедшая старушка даже не пыталась махать палочкой, имитируя волшебство и сказала:
  - Ну я пойду.
  - Постой, - остановила ее старушка. А еще два желания?
  Катя подумала, что старушка явно не в себе, и взглянула на нее, явно нервничая.
  - Да, - продолжала старушка, - Я даже знаю, чего бы ты хотела. Ты ведь хотела быть режиссером. Помнишь?
  Катя удивленно посмотрела на старушку. Откуда незнакомой женщине может быть известно не только ее имя, но и мечты ее юности? Но потом, она решила, что старушка - это бабушка каких-то ее знакомых. А поскольку зрительная память Катерину часто подводила, она перестала удивляться.
  - Да, - сказала задумчиво Катя. - Хотела. Даже во ВГИК поступала.
  - Я исполню это желание, - сказала старушка. - Ты хотела бы вернутся в какое-то время?
  - Ну, в ... 79-й, скажем, - сказала Катя.
  Она уже почти не обращала внимания на старушку, мыслями унесясь в давно ушедшее время.
  - Хорошо, Катерина. Все исполнится. Третье желание оставь себе. Вдруг тебе понадобится моя помощь?
  Катерина очнулась от своих мыслей, взглянула на старушку и улыбнулась.
  - До свиданья, Катя, - сказала она и быстрым шагом пошла вдоль улицы.
  Катя вздохнула и поплелась домой. В прихожей она взглянула на себя в зеркало. Оттуда на нее по-прежнему смотрела немолодая женщина с печальными глазами. Конечно, она не изменилась. Она приготовила ужин, и пошла спать.
  Когда ее стало клонить в сон, она вдруг вспомнила еще раз старушку и улыбнулась.
  
  ***
  
  Ее разбудил телефонный звонок. Катерина вскочила с кровати и побежала к телефону. Мельком взглянув на часы. "Кого черт дернул позвонить в такую рань?". Она сняла трубку и услышала незнакомый, и в то же время знакомый голос:
  - Катька, пляши, худсовет утвердил сценарий твоего фильма.
  - Какой сценарий? Какого фильма? - изумленно переспросила Катя, - Вы куда звоните, молодой человек?
  - Это квартира Екатерины Брусникиной? - спросил голос через паузу.
  - Да, - сказала неуверенно Катя.
  - Катька, хватит дурака валять. Лети на студию соколом.
  "На какую студию?" - подумала Катя. "Какой странный сон". Она положила трубку. И после этого увидела свое отражение в зеркале. На нее смотрела очень красивая, молодая женщина. Не так молода, как хотелось. Но гораздо моложе ее 45-ти лет. Перед ее глазами вспыхнули воспоминания чьей-то юности, учебы, дипломный фильм по рассказу А.П.Чехова. Катерина поняла, что это ее жизнь. Она испугалась. "Может, я схожу с ума?" - подумала она, "Или это сон?". Она ущипнула себя за руку, стало больно. Она пошла в ванную, умылась. Решила нанести макияж и увидела, что на ее столике стоят какие-то странные, серые бутылочки. Она взяла коробочку - там лежал черный кусочек, похожий на мыло, с маленькой, дранной кисточкой. Катя с ужасом поняла, что это тушь "отечественного производства". Кое-как ей удалось накраситься, но все валилось из рук. Она никак не могла прийти в себя. Она порылась в своей сумочке, вытащила удостоверение, открыла его и увидела, что там рядом с ее фотографией стоит печать Мосфильма. "Что за бред" - зло подумала она. "Откуда все это?".
  
  Спустя неделю, Катерина освоилась в новой жизни. Несмотря на все бытовые неудобства, ее опьяняло новое положение. Проходили кинопробы для ее нового фильма по роману Александра Беляева "Остров погибших кораблей". Большинство актеров было уже утверждено, никак не могли найти актера на роль Гатлинга.
  Когда Катерина приехала на студию, Оля, ее ассистентка, предложила новую кандидатуру. Катерина посмотрела на фотографию актера, Сергея Тимофеева. Он совершенно не подходил под тот образ, который Катерина видела перед глазами. Он был слишком молод для этой роли, и ей очень не понравились его черные, почти сросшиеся брови над переносицей, и лицо, в котором было что-то неприятное. Она решила даже не проводить проб с ним, но Оля убедила ее все-таки посмотреть на него. Катерина вошла в павильон и увидела этого актера. Он был старше, чем на фотографии, очень высокий, худощавый, узкие плечи, светлые с рыжиной волосы, ямочка на подбородке, что ее всегда раздражало. "Слишком высокий" - решила Катерина с досадой. "Придется всех актеров под него подбирать."
  Когда Сергей повернулся и посмотрел на нее, она увидела его лицо, он был бледен, под глазами - синие круги. "В запое, что ли он?" - подумала она с отвращением. Оля стояла с ней рядом, и Катерина вполголоса, так, чтобы не услышал актер, спросила ее, почему Сергей так плохо выглядит. Оля ответила, что он очень устал, прилетел из Ташкента в 5 утра. Он там снимается на киностудии Узбекфильм, у известного узбекского режиссера. "Надо же" - подумала Катерина, - "Как его туда занесло?" Она еще раз просмотрела его данные и вместе с Олей подошла к нему. Оля представила ему Катерину. Сергей улыбнулся ей и у Катерины потеплело на душе. Вблизи Сергей выглядел старше своих лет, у него было вполне сформировавшиеся лицо, умные, яркие глаза. Катерина спросила:
  - Вы действительно играете на скрипке?
  - Да, - ответил он, стараясь скрыть удивление. - Я окончил музыкальную школу.
  "Приятный голос" - подумала Катерина и предложила Сергею:
  - Сыграйте что-нибудь.
  Он беспомощно оглянулся. Катерина попросила Олю найти для Сергея скрипку. После десятиминутного ожидания, наконец кто-то из рабочих принес скрипку. Сергей подозрительно посмотрел на инструмент, покрутил смычок. Приложил к плечу и стал наигрывать тему из "Крейцеровой сонаты". Скрипка была расстроена, но Катерина все-таки сумела оценить, что Сергей очень неплохо играет. Она распорядилась сделать кинопробу для Сергея, где бы он играл на скрипке.
  По дороге домой она вспоминала Сергея, и уж, кажется, не видела другого актера, кроме него, в роли Гатлинга. Ей вдруг пришла в голову странная идея. Приехав домой, она позвонила своему сценаристу, Петру Гущину, и попросила его дописать в сценарий сцены, где бы Гатлинг играл бы мисс Кингман на скрипке. Петр был удивлен.
  - Катя, - сказал он. - Гатлинг - обвиняемый, и всю дорогу должен быть прикован к койке в каюте.
  - Ну и что. А мы сделаем, чтобы он выходил на палубу.
  - Зачем?
  - Так будет более романтично.
  Она услышала, как он матерно выругался, и уже пожалела, что пошла на поводу своей бредовой идеи. Но Петр все-таки согласился.
  
  С удивлением руководство Мосфильма утвердило Сергея без проволочек. В мае они выехали на натуру. Катерина уже совершенно освоилась в свое новом амплуа. Очутившись на съемочной площадке, она почувствовала вдохновение, и руководила всем процессом с уверенностью и четкостью. Для Сергея сшили несколько костюмов, в которых его плечи казались шире и сам он еще более мужественным. Катерина с удовольствием обнаружила, что ей удалось подобрать прекрасный актерский ансамбль. И особенно она была рада тому, что не "пропустила" Сергея. Хотя вначале совсем не видела его в этой роли.
  
  Катерине хотелось довести любую сцену до совершенства. Снимали сцену спасения мисс Кингман. Гатлинг - Сергей прыгал в воду уже восьмой раз. Катерина заставляла переснимать сцену, не замечая, что вода еще слишком холодная и Сергей уже дрожит, и у него не попадает зуб на зуб. Когда Катерина в девятый раз скомандовала переснять сцену, Сергей вдруг выругался и зло посмотрел на нее.
  - Вы что, замучить меня хотите?
  Катерина с удивлением взглянула на него. Все время съемок он восхищал ее своим профессионализмом, терпением и какой-то мягкостью. Он не всегда соглашался с ее решением, но давал советы в такой тактичной форме, что она часто принимала его совет. А сейчас он стоял напротив нее и смотрел исподлобья. Из милого, мягкого человека вылезло злобное чудовище. Потом он, быстро переставляя длинные ноги, ушел в сторону автобуса, где его гримировали. На съемочной площадке воцарилось молчание. Катерина объявила перерыв. Она, осознав свою жестокость по отношению к Сергею, не могла решить, что ей делать. Извиниться перед ним или сделать вид, что все нормально? Он вернулся на площадку через полчаса. Она все-таки подошла к нему и извинилась, что была так безжалостна. Он улыбнулся и махнул рукой.
  
  - Все в порядке, - сказал он. - Вы простите меня за этот срыв. Я немного устал.
  - Я выберу из снятых дублей получше.
  - Если надо, давайте переснимем сцену.
  - Нет, мы выбиваемся из графика.
  - Нагоним, - уверенно сказал он.
  
  Второй раз конфликт возник из-за сцены с боем Гатлинга и Слейтона. Катерина никогда не была любительницей кровавых боев, но ей хотелось снять эту сцену понатуралистичнее. Как не старались актеры, все равно они здорово намяли друг другу бока после шестого дубля. Но Катерина заставила их вновь переснять сцену. Актер, который играл Слейтона, вдруг разозлился и с такой силой ударил Сергея по лицу, что тот отлетел в сторону. Все бросились к нему. Но он поднялся с трудом, вытер кровоточащий рот, хмуро взглянул на Катерину, развернулся и ушел.
  Катерина с удовлетворением обнаружила, что хотя Сергей был уже известным актером, но "звездной болезнью" не страдал. Он был очень внимательным и галантным с женщинами, что производило на них неотразимое впечатление. И на Катерину его обаяние постепенно стало действовать. Пару раз на съемки приезжала жена Сергея, маленькая хохлушка, которая еле доставала ему до плеча. Катерина видела, как Сергей нежен и внимателен с женой, и Катерина боялась себе признаться, что ревнует его.
  
  Когда фильм вышел на экран, Сергей, который и так был известен до этого, проснулся, что называется, знаменитым. Публика обожала фильм, а критика не оставила камня на камне. "Сделайте нам красиво" - называлась статья в "Советской культуре". Критиков раздражали чересчур красивые виды моря. Они упрекали Катерину в излишнем количестве крупных планов, мелодраматичности, искажении романа Александра Беляева. А уж Сергей вызывал злобную истерию среди кинокритиков-мужчин.
  
  После выхода фильма, они иногда встречались на творческих вечерах. Катерине нравилось, что Сергей бескорыстен и часто соглашается выступать бесплатно. Если его приглашали в какой-нибудь интернат или школу для трудных подростков, он соглашался безоговорочно.
  Как-то в разговоре Сергей спросил:
  - Вы не собираетесь еще что-нибудь снимать?
  - Собираюсь, - ответила Катерина.
  - Не забудьте меня пригласить, - шуткой сказал он.
  - Обязательно, - сказала Катерина шутливым тоном, но на самом деле она была настроена очень серьезно.
  
  Через полгода Катерина решила экранизировать еще один роман Александра Беляева "Человек, потерявший лицо". Сценарий пробивать оказалось труднее. Руководству студии, Госкино не нравилось название, не нравился сюжет. И хотя Катерина убеждала их, что эта история иллюстрирует "звериный оскал капитализма", чиновники от кино не могли принять решение. Наконец ей каким-то чудом удалось уговорить высшее киноначальство, переименовав картину на "Человек, нашедший свое лицо". Она позвонила Сергею и предложила ему роль Антонио Престо. Он был удивлен до глубины души, когда она пересказывала ему идею картины.
  
  - Я буду играть урода?
  - Только некоторое время, а потом опять станете красавцем.
  - А как вы себе это представляете?
  - Комбинированные съемки.
  Он задумался.
  - Мне надоело, что все время эксплуатируют мою внешность.
  - Пока есть, что эксплуатировать, - шутливо ответила Катерина.
  Он задумался.
  - Хорошо, давайте попробуем.
  
  За спиной Катерины циркулировали слухи, что ее и Сергея связывают не только профессиональные отношения. Катерина была в разводе, и хотя Сергей был женат, сплетники были уверены, что это совсем не мешает ему завести роман с режиссером- женщиной. Катерина не обращала внимания на эти сплетни. Шел сложный подготовительный период к съемкам нового фильма. Несмотря на вал критики ее предыдущего фильма, ей выделили и денег, и дефицитной пленки кодак больше, чем в прошлый раз. И вот наконец начались съемки.
  Вначале Катерина не заметила, что отношение Сергея к ней изменилось. Он как будто стал сторониться ее. Больше не давал ей советов. И вообще старался исчезнуть со съемочной площадки после окончания работы, как можно скорее. Когда она осознала эту перемену, ее это очень удивило и огорчило.
  Они снимали очередную сцену. Катерина заметила, что Сергей вялый, и как будто погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на мизансцене. В перерыве она не выдержала и спросила его, что с ним. Он помолчал и ответил глухо:
  - От меня ушла жена.
  - Мне жаль, - выдавила она из себя.
  Он взял галантно ее руку, поцеловал и шутливо сказал:
  - Теперь я свободен, и могу жениться на вас.
  Катерина взглянула на него и ответила серьезно:
  - Не надо так шутить.
  - Вы правы, - ответил он. - Мне сейчас совсем не до шуток. - Простите.
  Он развернулся и ушел. Она посмотрела ему вслед и у нее сжалось сердце.
  Через пару дней Сергей немного оживился и съемки стали проходить в обычном режиме. Он вновь давал ей советы, но делал это как-то отстранено, как будто обращался не к ней, а к пустому месту. Катерину это огорчало, но она не подавала виду. Буквально все теперь были уверены, что Сергей ночует в ее постели, а на самом деле между Катериной и им разверзлась пропасть.
  
  Когда фильм вышел на экран, некоторые люди ходили на него, только, чтобы посмотреть одну сцену - сцену превращения маленького урода в высокого и стройного красавца с чертами греческого бога. Катерина, сама того, не ожидая, затронула скрытую струну в сердце многих людей.
  
  После съемок Сергей перестал ей звонить. Она пыталась несколько раз набрать его номер, но потом клала трубку назад. Она давно вынашивала мечту поставить фильм по собственному сценарию. История княжны и потомка Орловых, графа Александр Орлова. Он - ловелас и дамский угодник, увидев на бале княжну, решает покорить ее сердце. Но, узнав, что она для него лишь очередная победа, рвет с ним всякие отношения. Он доблестно сражается на русско-турецкой войне. Потом вновь встречает княжну и она, увидев, что он изменился, признается, что всегда его любила. Но потом она узнает, что он погиб. Начинается война 1812-го года, она становится сестрой милосердия. И они встречаются вновь. Но потом погибают в одном и тот же бою. В главной роли она видела только Сергея. Наконец она решилась послать ему сценарий. Первые дни она ждала, что он позвонит. Но дни шли за днями, а он не звонил и она уже перестала верить, что он согласится. Но спустя месяц он все-таки позвонил.
  
  - Я прочитал сценарий, - сказал он буднично. - И мне понравилось.
  - Вы согласны играть в этом фильме?
  - Если вы сможете пробить такой сценарий...
  - Но вы даете согласие?
  - Да, - сказал он, и повесил трубку.
  
  Началась борьба за новый фильм. Чиновников смущали бурные, любовные сцены в будущем фильме. Но война 1812-го года была, как нельзя кстати к 40-летию Победы в Великой Отечественной Войне. После долгих препирательств, выбрасывания некоторых сцен и изменения других, Катерине каким-то чудом удалось добиться разрешения.
  
  Начались съемки. Сергей был безумно красив в мундире поручика. Иногда она ловила себя на мысли, что просто любуется им, его статной осанкой, немного неправильными чертами лица, которые придавали ему мужественность, его печальными, но очень красивыми глазами. Он ловил ее взгляды, но, кажется, старался их не замечать. Но помогал ей при любой возможности. Катерина с ужасом ждала съемок батальных сцен. Она совершенно не представляла, как будет это снимать. Но Сергей пришел ей на помощь и дело на время перешло в его руки. Она только наблюдала, как он распоряжается массовкой, актерами, камерой. Она не знала, как его отблагодарить. После окончания очередного съемочного дня, она подошла к нему и сказала:
  
  - Сергей, я не знаю, что бы делала без вас.
  - Ничего особенного я не сделал, - ответил он.
  Она взяла его за руку:
  - Вы так мне помогли.
  - Совсем чуть-чуть, - сказал он и улыбнулся.
  Он взял ее руку и поцеловал. Их глаза встретились, он вдруг прижал ее к себе и резко поцеловал в губы. Она отстранилась и в замешательстве смотрела не него. Он выпустил ее из своих объятий и сказал:
  - Извините, mon cher ami, я погорячился.
  
  Он отвесил ей шутливый поклон и ушел. Вернувшись в гостиницу, она долго не могла найти себе места. Ей хотелось поговорить с Сергеем. Но она не решилась выйти из номера. Ближе к полуночи она вдруг услышала осторожный стук в дверь. На пороге стоял немного смущенный Сергей, он оглядел коридор и вошел в ее номер.
  
  - Я хотел поговорить с вами, - сказал он.
  - О чем?
  - Я предлагаю нам пожениться, - выпалил он.
  - Вот как? Вы меня любите?
  - Ну, я сказал бы, что вы мне очень нравитесь.
  - Нравлюсь, - сказала задумчиво Катерина.
  Она встала и подошла к окну.
  - Я старше вас.
  - Это не имеет значения, - сказал он.
  Она повернулась к нему и внимательно посмотрела на него.
  - А как же Ирина?
  - Ирина, - усмехнулся он. - Это так, маленькое увлечение.
  - И эти увлечения будут продолжаться и потом?
  Он помолчал и ответил серьезно:
  - Нет.
  Он подошел к ней и взял за руку.
  - Катя, я действительно этого хочу.
  Он обнял ее и стал целовать. Вдруг послышался какой-то шорох. Дверь была не заперта и в номер прошел какой-то мужчина. Он увидел Сергея, который держал в объятьях Катерину, и быстро спросил:
  
  - Вы муж и жена?
  - Да, - зло бросил Сергей, выпустив Катерину.
  - Покажьте докУменты, - сказал мужичонка.
  - Идите к черту, - грубо ответил ему Сергей.
  - Ах, значит так! - взвизгнул мужичонка, - Сейчас я вас вышвырну из гостиницы.
  - А вы кто? - спросила Катерина.
  - Я-то? Я - администратор гостиницы.
  Сергей сжал кулаки и подошел близко к мужичку. Он был почти на две головы выше его, и нависал над мужичком, как Гулливер над лилипутом, эта сцена выглядела так комично, что Катерина фыркнула. Это еще сильнее разозлило администратора.
  - Чей это номер? - почти завизжал он.
  - Мой, - сказала Катерина, - и у вас будут большие неприятности.
  - Это еще почему?!
  - Потому что во всех газетах появится статья, что в вашей гостинице оскорбили знаменитого артиста, Сергея Тимофеева.
  - Плевать я хотел! - завопил мужичек
  Сергей стоял рядом, кусая губы. Потом он развернулся и молча вышел из номера. Мужичок почувствовав себя победителем, посмотрел на Катерину, и важно сказал:
  - Нечего тут развратом всяким заниматься.
  Катерине захотелось дать пощечину этому отвратительному типу. Но она подумала, что ни ей, ни съемочной группе совсем не нужен этот скандал. Мужичок еще раз взглянув на нее, затем медленно и важно вышел из номера.
  
  Несмотря на неприятное начало, Катерина и Сергей поженились. Съемки фильма "Анна и Александр" подошли к концу. Но после приема фильма худсоветом, ей позвонил некий высокопоставленный чиновник от кино. И сказал без всяких предисловий, что необходимо переснять финал картины.
  - Почему? - Катерина была удивлена.
  - Граф Орлов не должен погибнуть, - продолжал чиновник.
  Катерина потеряла дар речи. Чтобы чиновников волновала судьба какого-то вымышленного персонажа!
  - Но это невозможно, - пролепетала Катерина.- Декорации уже разобраны.
  - Ничего страшного. Это утверждено на самом высшем уровне, - сказал чиновник многозначительно.
  Потом Катерина узнала, что копия фильма случайно попала на просмотр самому высшему лицу государства - и жена этого лица так рыдала над финальной сценой картины, снятой рапидом, когда граф Орлов падает с коня, сраженной пулей, что чиновники, испугавшись, заставили Катерину переснять финал.
  
  Шел февраль 85-го года. Катерина с каким-то потаенным страхом ждала смерти дряхлого генерального секретаря и прихода молодого, чьи перемены сломают жизнь многих и, возможно, Сергею. Сергей был очень популярен, на волне успеха. Он быстро стал заслуженным артистом, много снимался. Ему дали снять фильм, как режиссеру. А его имя гарантировало успех любому фильму, поэтому он мог выбирать. И все могло рухнуть.
  
  Смеркалось, Катерина ждала прихода Сергея. Он иногда не приходил ночевать, но на этот раз он вернулся почти вовремя.
  - Слышала новость, - сказал он, - нового генсека выбрали.
  - Да, Горбачева, - сказала Катерина как можно спокойнее.
  - Кого? - переспросил Сергей. - А это кто?
  - Как кто? - удивленно сказала Катерина, - новый генсек.
  - А молодой что ли? Так он возрастом не вышел, - сказал шутливо Сергей, немного понизив голос.
  - Тогда кто?
  - Громыко Андрей Андреевич.
  Катерина в каком-то ужасе посмотрела на него. Он обнял ее и сказал:
  - Ну ладно, я есть хочу, жена.
  
  Теперь Катерина в каком-то замешательстве наблюдала за выступлениями нового генерального секретаря. Тот был тоже очень стар, хотя держался довольно-таки бодро. Она попыталась вспомнить, когда умер в ее старой жизни этот человек. Но не смогла. Потом она подумала, что, наверно, этот тоже долго не протянет. Но время шло, и, кажется, ничего не менялось. Чьи-то картины клали на "полку", не давали снимать режиссерам, не давали сниматься актерам. Но все это обходило Катерину и Сергея стороной.
  
  Накануне 70-летия Октябрьской революции, руководство киностудии стало откровенно намекать Катерине, что ей надо снять что-нибудь серьезное и глобальное к знаменательной дате. Катерина поделилась с Сергеем своими мыслями. Он засмеялся и сказал:
  
  - Я совсем не похож на Ленина.
  - Не обязательно надо Ленина играть, - сказала Катерина задумчиво. - К примеру ты можешь сыграть Дзержинского.
  Сергей стал серьезен.
  - Я не буду играть палача, - сказал он жестко.
  - Сережа, что с тобой? Ты столько сыграл пламенных революционеров. Почему бы тебе не сыграть еще кого-нибудь?
  - Я играл революционеров, потому что мне нужны были деньги.
  - А теперь они тебе не нужны?
  - Я же сказал - я не буду играть убийцу.
  - Сережа, я надеюсь, ты это говоришь только мне?
  - А что?
  - Я боюсь, что если ты говоришь это не только здесь, то окажешься в психушке. А я, даже не знаю, куда попаду.
  Он нахмурился.
  - Сережа, мы можем придумать какую-нибудь романтическую историю. Не обязательно напрямую историю жизни Дзержинского. Он будет таким прототипом. И знаешь, он был не таким уж плохим человеком.
  
  Постоянный сценарист Катерины написал интересную историю, вдохновленный идеей Катерины. Но руководство студии сценарий не понравился. Катерина уже вздохнула с облегчением, что ей не придется ломать себя и снимать этот фильм, как пришло "добро" с самого верха, от председателя КГБ.
  
  Катерине выделили тридцать тысяч метров кодака, что касается бюджета картины, то, когда она увидела смету, то потеряла дар речи. "Наверно, столько не давали на наше "среднее машиностроение"" - подумала она. Ей было страшно. Руководство студии возлагало на нее такие надежды, что любая промашка могла стоить ей и Сергею карьеры. Сергей же смирился с мыслью, что ему придется сыграть Железного Феликса. Он был все время мрачен, стал сильнее прикладываться к бутылке. В первый съемочный день у Катерины собрала все свои силы, чтобы ее голос не дрогнул, когда она сказала: "Камера, мотор!"
  
  Съемки проходили с таким трудом, что Катерина иногда была в отчаянье. Еще никогда ей не было так трудно. То была слишком хорошая погода, то слишком плохая. То декорации к сцене были смонтированы неправильно, то вдруг пропали костюмы, потом Сергей поскользнулся и сильно ушиб колено, так что стал ходить, хромая. Актриса, которая играла вторую главную роль, стала возмущаться, что ей неудобно играть с Сергеем из-за его роста. Сергей стал часто приходить в бешенство, если у него что-то не получалось, он мог схватить стул и раскрошить его о пол. Они вышли из первоначального бюджета, сильно отставали от графика.
  
  Катерина с ужасом наблюдала за всем этим. И когда съемки наконец подошли к концу, она вздохнула с таким облегчением, как никогда раньше. Ей было стыдно за этот фильм, за игру Сергея, который в кадре умудрялся быть с такой кислой миной, будто ему все на свете осточертело.
  
  Когда началось озвучание, Катерина вообще не могла затащить Сергея в тон-студию. Он все время сбегал. Ей пришлось найти актера, который переозвучил его героя.
  
  Катерина с ужасом ждала вердикта худсовета. Она не решилась пойти в просмотровый зал, ей было стыдно. Сергей вообще не появлялся на студии после окончания съемок. Неожиданно для нее фильм приняли и пустили широким экраном на стране. После этого Сергею присвоили звание народного артиста РФ, он стал лауреатом Государственной премии.
  
  Она знала, что он очень хочет купить большую машину. Но за рулем ни одной машины "отечественного производства" он не помещался. Его возил шофер, а он мечтал сам сесть за руль. И получив Государственную премию, он наконец смог осуществить свою мечту. Ему по большему блату разрешили купить иномарку.
  
  Катерина жила новой идеей. Ей хотелось сделать экранизацию романа Александра Дюма "Граф Монте-Кристо". Она знала, что такую же идею вынашивает одесский режиссер Юнгвальд-Хилькевич. Но ей хотелось перехватить у него этот сюжет. Казалось, что ситуация безнадежна. Но неожиданно Катерине разрешили снимать картину, утвердили сценарий, выделили приличный бюджет. Она узнала, что некая дама из Госкино "пробила" этот фильм, потому что была поклонницей Сергея. Начался подготовительный период.
  
  Сергея не очень вдохновила идея играть графа Монте-Кристо, он откровенно сказал Катерине, что "вырос" из этого "романтического" образа. У других режиссеров он теперь снимался в ролях негодяев, убийц, воров. Он сам снял, как режиссер, несколько фильмов и сыграл там отрицательных персонажей. Катерине были неприятны эти его роли, она по-прежнему видела его тем милым, очаровательным, молодым человеком, которого встретила почти десять лет назад на студии. Она уговорила его сыграть в ее фильме. Он отказался сыграть Дантеса в молодости, и Катерине пришлось найти молодого актера для этой роли.
  
  Съемки проходили со скрипом. Катерина видела, что у Сергея не "лежит" душа к этой роли, к этой истории. Она старалась сделать картину более трагичной, драматичной для того, чтобы Сергей мог раскрыть свой талант. Но его раздражал сценарий, диалоги, актеры. Ему не понравилась актриса, которая была утверждена на роль Мерседес. Он сказал Катерине, что актриса слишком стара для него. Когда нашли новую, он сказал, что она слишком молода, и на ее фоне он выглядит стариком. Катерина измучилась от его капризов так, что готова была бросить все и уехать куда-нибудь подальше от этого места. От этих павильонов, в которых, кажется, царила ненависть и злоба.
  
  Когда наконец съемки закончились, она почувствовала себя совершенно измотанной и после приема фильма худсоветом, решила уехать отдохнуть. Сергей был занят своим собственным проектом и она уехала одна, в Крым.
  Наступил 1991-й год. Несмотря на то, что в жизни страны ничего особенно не менялось, Катерина все-таки боялась, что может произойти то, что произошло в ее прежней жизни. Она ждала августа, но месяц кончился так же обыденно, как и начался.
  
  Катерина замечала, что Сергей стареет. Он старался всегда быть в форме, занимался в спортивном зале, соблюдал диету. Но Катерина порой ловила себя на мысли, что видит, как блекнет его красота, как гаснет огонь его глаз, как на лицо отпечатывается разочарование от жизни. Но она по-прежнему его любила, и прощала его бесконечные романы на стороне. Сергей по-прежнему был известен, его покровители помогали ему снимать фильмы. Ему, народному артисту страны, уже не была нужна помощь Катерины, и она удивлялась, почему он до сих пор от нее не ушел к какой-нибудь молодой, красивой женщине, которая бы стала его обожать также, как она десять лет назад.Катерину пугало, что Сергей носится на своей иномарке по городу, как безумный. Такая машина была в городе одна, поэтому гаишники ее знали и не останавливали Сергея.
  
  Поздно вечером ей позвонили.
  - Екатерина Николаевна Брусникина? - спросили ее в трубке мужской голос.
  - Да, - ответила Катерина и ее сердце сжалось от нехорошего предчувствия.
  - Я приношу вам свои соболезнования. Ваш муж, Сергей Тимофеев, не справился с управлением и его машина врезалась в столб.
  Катерина почувствовала , что у нее похолодело все внутри и она в полуобморочном состоянии.
  - Он... он, - она не смогла закончить.
  - Да, он погиб, - сказал просто мужчина.
  
  Она приехала в морг, ее провели в зал, где лежало тело Сергея. У него были закрыты глаза, и лицо было настолько безмятежным, что казалось он спит. Только висок был запачкан запекшейся кровью. Катерина стояла рядом с его телом, и в голове у нее вдруг вспыхнул образ старушки, которая исполнила ее желание. Она вдруг в отчаянье подумала, что отдала бы все, чтобы вернуть все назад. Ее отвезли домой. Она вышла из машины, и поплелась к подъезду. Жизнь перестала иметь всякий смысл. Вдруг она увидела темный силуэт. Она присмотрелась и узнала старушку.
  
  - Ну что, Катя, рада ты, что твое желание исполнилось?
  Катерина взглянула на нее и вздохнула. Старушка напомнила ей:
  - У тебя осталось еще одно желание.
  Катерина помолчала и сказала:
  - Я хочу... Я хочу, чтобы все вернулось назад.
  - Хорошо, - ответила старушка. - Но это третье желание отменит первые два. Ты согласна?
  - Да, - ответила Катерина.
  
  ***
  
  Катерина проснулась утром и взглянула на часы. Потом встала и взглянула на себя в зеркало. Из зеркала глядело на нее ее обычное лицо, лицо немолодой, уставшей женщины. Она подошла к окну. Снег уже не падал, а лежал мягким, толстым одеялом на земле. Катерина вздохнула и включила телевизор, там шла оперетта. Главный герой взял в руки скрипку и стал играть. Он улыбнулся и ей показалось, что он улыбается только ей.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"