Трищенко Сергей Александрович : другие произведения.

Обзорюка финала Хиж-2018

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор финала ХиЖ-2018

  А обозрюка-ка я ещё и финал, а? Хватит ли меня для такого подвига? Причем так, чтобы без оборзения. Озебривание-то вряд ли получится: финал есть финал, сюда кого попало не пускают. Поэтому ни чисто черных, ни чисто белых здесь вряд ли встретишь.
  Я не знаю, может быть это и посчитается дурным тоном - мол, обзоры подобного типа могут писать лишь судьи, но... Просто раз уж я прочитал, то чего добру пропадать? А далее - хоть трава не расти. Ну или прокукарекал - а там хоть не рассветай. Ну и бесплатная редактура, опять же, для авторов...
  Тех, кого я ранее затронул в своём обзорчике 5 группы, трогать не буду - просто порадуюсь вместе с ними, за них, а заодно и персонально за себя, потому что поставил им высокие оценки недаром. А это значит, что мой вкус совпадает с общей тенденцией, то есть не всё потеряно. Для меня. Почему так? Попробую объяснить: из написанного до 2012 в фантастике и фэнтези я прочитал если не всё, то многое. Но за 6 лет измениться могло многое, хотя, опять же, не всё. И это радует.
  
  Начинаю, опять-таки, с самых коротких. Кстати, на мой взгляд, очень уж длинные в финал и не вошли. Это - сигнал для всех пишущих!
  Механник Ганн. Транс мю Экстази
  "из-под фиолетовой чёлки игриво подмигнули" так и просится "шаловливые глазки". Ну или хоть что-нибудь! Оно понятно, что ничто иное мигать не может, хотя... всегда возможны варианты. В частности, в случае с бабушкой можно было бы написать и "незамеченные реаниматорами остатки морщин". Уж прошу прощения у автора за столь вольную трактовку. Но прошу понять и меня: первому обычно достается больше всех.
  И тут бы я немножко усилил: "Завтра собес... - она вновь запнулась, - ...собеседуюсь.". Ибо упоминание о священном Собесе, весьма знакомом всем пенсионерам, дорогого стоит.
  А остальное - ОК. Молодец, Мех!
  
  Хожевец О.А. Хиж-2018: Дом
  
  Вот простите педанта, но если уж начали говорить про восток-юг-запад, то почему бы и северу не уделить пару строк? Оно понятно, что солнце туда почти не заглядывает - но именно почти, т.к. в средних широтах в июне и туда, случается, заглянет. Ну а за Полярным кругом...
  А то вот какая-то недоговоренность получается, что ли.
  Художнику? Писать по ночам? При ИСКУССТВЕННОМ освещении? Ну, знаете... Хотя закорюки у каждого встречаются. Они же тараканы.
  "Нечасто" я бы разделил. Оно понятно, что "редко", и всё же. Хотя бы для пропорции напечатанного предложения.
  Вот мне особо понравилось: "в отблеске зеркального крыла, взрезающего черноту против всех законов композиции". Так и видишь нечто вроде "Чёрного квадрата" - и зеркальный изгиб чаечного крыла, пропарывающего эту черноту. Так и кажется: скоро чернота исчезнет, а за ней... Но что будет за ней? Вот это-то и есть самое интересное.
  А пока - пока не дочитал до конца текста, вспомнился свой микрорассказ "Кометы пока не было". Аналогии присутствуют, только тут человек (как мне кажется) обладает таким зрением, что может видеть пейзажи других планет, а там... ну, кому интересно, тот прочтет. А кому не очень интересно, поясню: там то ли шутка инопланетян, то ли попытка выйти на контакт.
  И это понравилось: "В женском лице, что едва мерещилось сквозь бушующую пляску протуберанцев.". Хотя тут, в общем, понятно: звезды и планеты - они ведь тоже живые существа... Лицо Солнца... Блеск!
  И ещё замечание... "сорок с гаком" - это не возраст, особенно в настоящее время. Да и раньше, когда служили по 25 лет, в сорок с гаком только-только начинали заводить семью. Оправданием сего "ляпа" может служить разве что невеликий возраст автора... до 20 лет .
  Концовка, однако, неожиданная. И... разочаровывающая. И вывод: Да, против российской бюрократии даже инопланетяне с их супертехникой бессильны.
  Но почему-то жаль: так хорошо и романтично всё начиналось...
  А запомниться - да, запомнится. Но - вместе с разочарованием: в яркой конфетной бумажке почему-то оказалось совсем другое...
  Почему неприятие? Да как-то поднадоело, что всё объясняется исключительно "происками" инопланетян.
  А может, действительно лучше было бы, чтобы художник просто имел такое острое зрение, позволявшее видеть пейзажи иных планет? А подобное зрение у инопланетян... ну мало ли что у них может быть? К тому же они просто могут рисовать по памяти то, что уже видели в своих путешествиях по космосу.
  
  Томашева Ксения. Они прилетели
  Середина рассказа: "Тим испугался, когда умирающий картофель сказал "они прилетели". Так не должно было быть. Рано. "
  Попробую догадаться: Рэй Бредбери. Что-то там про инопланетян, высадившихся на Землю при помощи детей, выступивших в роли "5-й колонны". Название позже попробую уточнить.
  Угадал. Мдя.
  Мамаша-инопланетяша? Круто! Но... не цепляет, уж извините. Ну, достали инопланетяне, честно. Ещё со времен Рэя Бредбери.
  Разве что... попробую попиариться. Или я тогда (в своё время) специально написал "Замазку"? Потому что совали этих бедных инопланетян во все дырки... Вот и я так же попробовал, причем буквально.
  А вообще-то непонятно: откуда "сэндвич" узнал, что "они прилетели"? Если главный "вторжитель" это ГГ?
  
  Сиромолот Юлия Семёновна. Пират и масличная ветвь
  Ну, Юлечка - автор известный. Слежу за её творчеством давно и где только можно. Вот и посмотрим, что сейчас...
  Оригинально: жизнеописание голубя с Ноева ковчега. Сам когда-то баловался подобным, правда, в стихотворной форме - "Баллада о всемирном потопе".
  С точки зрения голубя показано всё замечательно, Станиславский рыдал бы от восторга.
  Но... Вот это, честно говоря, не понял: " Раньше было так. Пока он не взлетел над морем в первый раз." Что это? Вроде бы как должно быть: взлетел первый раз, ничего не нашел - вернулся. Взлетел второй - принёс оливковую ветвь. Но пока Сим бегал с докладом - они упорхнули, чтобы их не принесли в жертву. Хеппи енд, блин!
  А тут получается, что сначала принёс ветку, а потом... И вроде же временнОй петли не намечалось...
  Нет, что-то я тут не понял, видимо. Ладно бы было "Потом было так: он полетел во второй раз". И далее по тексту. Тогда, на мой взгляд, всё понятно. Вот и Прягин Владимир то же заметил в коммах.
  
  Пров Вы читали Хемингуэя?
  
  О! Хемингуй! Или Гемин... но не будем... Пардон, не удержался.
  Так. Сразу же: "Так это бывает всегда." "Это" - лишнее.
  Удивляет, почему к рассказу нет коммов. Автор против? Не любит, чтобы его коммили? Ну, тогда держись!!
  А-а, понятно: клон. Ню-ню.
  Не хватает объяснения после "которую только что сдёрнул с детских качелей." Далее бы что-нибудь вроде "которые обломались, едва на них вспрыгнул парнишка постарше". Тогда - норм.
  Ну и название... "Бродячая смерть" была бы намного выигрышней.
  Последняя строчка: если кричит, обязательно должен быть восклицательный знак. Вот так: "Бомба! - надсаживаясь, кричит Хаджиев". Та же пунктуация должна быть и в других предложениях с экспрессивной лексикой - см. выше по тексту рассказа.
  Ну, в общем, похоже, что рассказ написан для того, чтобы познакомить молодых читателей с творчеством Хемингуэя...
  Нет, нормально всё, но лишь с учетом вышеизложенного.
  
  Чернышева Н. Смотрящая за мостами
  
  Ну, посмотрим и мы: явится ли хоть один из мостов мостом между писателем и читателем?
  Заранее прошу прощенья: читаю как первый рассказ, потому что после перерыва, поэтому придираться буду сильнее, чем ко всем последующим.
  "там есть, где разгуляться" - запятую, в принципе, можно убрать. Глаза не будут спотыкаться.
   Да, и запятая с тирешкой перед этим несколько напрягает: можно обойтись одной тирешкой. Прямой речи тут нет, связки между началом и концом предложения тоже не имеется, следовательно, запятая не нужна.
  "тайном, утраченном " - запятая, в общем, тоже лишняя.
  " 'Вот же жизнь была,- говорит и вздыхает угрюмо". - закрывающую кавычку забыли.
   "я - тролль, но всё же не зверь" - лучше подошло бы "отнюдь не зверь".
  "пожарная, - два метра" - тож запятая лишняя.
  А вот это очень хорошо: " налакавшись беленькой до изумления, ему не нужны ответы.". Это надо развить! Типа того, как у Шекли вроде, рассказ про Ответчика? И ещё у кого-то, кто убивал за неправильные ответы. А сделать так: "Да ты хлебни сначала, а потом спрашивай!". А в конце что-то вроде "И чего это я в тебя такой влюбленный?". Т.е. беленькая даёт ответы на все вопросы. И на фига нам Ответчики?
  Саму форму я не комментирую - сие уже Чехов сказал: "подъезжая к станции...".
  "горечью, - праздник вкуса" - Наточка, не увлекайтесь запятыми! Я понимаю, у Вас их большой запас, ну так потом где-нибудь в уголке листа лишние поставьте... .
  "подсвечённые " - точно так? Не "подсвеченные", как в словаре? Хотя в слове "подсвечённые" видятся свечи - уходящие кверху столбы света. Правда, дающие напоминание о лучах прожекторов... ну да не будем.
  Для меня ведь Питер тоже не чужой - был там и жил там не по одному дню, уж так повезло, приходилось. И по работе, и по личной жизни.
  "берусь исправлять, бывает" - а вот тут точечку с запятой не помешало бы.
  "девять дорог, - богатый выбор" ну вот, опять запятая...
  "Зачем ты влез, дурак?" - а тут прямую речь надо бы обозначить в начале.
  "заворожено" - в общем, заворожённо, по контексту и по правилам. Хотя тут можно прочитать как "заморожено" - подразумевается, поэтому...
   А так - всё нормально. Вроде как Урсула Ле Гуин.
  
  Вэдер О. Шахматист
  
  "травмы не приобрела, через день новый" - точечку бы сюда вместо запятой, а? Ну и, соответственно, с большой буковки...
  "таким образом, став" - запятушку можно убрать.
  "роял флеш " - в общем-то наоборот, флеш-ройял. Но, может, мы пользовались разными источниками правил игры в покер?
  Прочитал с удовольствием, но... А суть в чём? Или где? После разгрома Каспарова компьютером интерес к шахматам резко упал.
  А относительно покера... банк делится пополам, в подобном случае.
  
  Сороковик А.Б. Записки Исполнителя
  
  Александр Борисович! Ну нельзя же так! Вычитывать же надо! Уже в аннотации выловил ошибку - "ь" пропущен в слове "проводит". Так и думал, что дальше меня ждет нечто нехорошее.
  И вот: " знакомству, всё, что могут предложть". Перед "всё" лучше точку, ну а последнее слово и сами видите...
  По поводу устройства на работу могу заметить следующее: если агентство просит денег за телефон - нах такое агентство!
  "спрашивает, а мог " - лучше бы двоеточечку сюда.
  "а, значит" - запятушка лишняя.
  " водки, и напьюсь" - тоже можно обойтись.
  "враг. Пришли" - новый абзац нужен.
  " работа, как" - запятая!
  " как он корифеев " - а вот тут добавить бы запятую после "он".
  "впрямь, детский" - вот отсюда взять и туда, повыше, добавить.
  
  Вот что хочу сказать: вроде "неэстетичный" рассказ, но - никакого смакования расчлененки, никаких кровавых подробностей. Работа такая... И поэтому читается без отвращения. Не то, что у некоторых...
  
  
  Ососкова Л. Дурная наследственность Аё
  
  "категорически, подчёркиваю, категорически! запрещено" - первое и последнее слова здесь желательно выделить тирешками. Запятые убрать, восклицалка пусть останется.
  Все остальное - в норме! Хотя лично я предпочитаю более чёткие объяснения. Но их и проще писать... 
  
  Герасименко А. Нигредо
  
  Тоже, помнится, нечто подобное у кого-то было из советских фантастов - у Шефнера, вроде бы. Или не фантастов - юмористов? Но - давно читал, сейчас и не вспомню. Там вроде как тоже была телеграфная лента, и на ней розовым и синим отмечались соответственно хорошие и плохие события в жизни человека.
  Но здесь несколько иначе, не говоря уже о выводах и "морали". Но - тоже интересно. 
  
  
  Щетинина Е.В. У каждой женщины есть прошлое
  
  Описочка: "моей работу.". Не вычитано...
  Енот-мигрант - это круто! Но понятно.
  "схватился на нее" - "за" неё. Не вычитано...
  Столько мучений, а в результате...
  Прикольно, но не более того. Хотелось бы чего-то иного, более фантастического, когда прозвучало, что у неё нет прошлого. А тут такая банальность: порнозвезда...
  А гномий оркестр в стене - это да. Хотя гномы, полагаю, могли бы и самостоятельно выбраться - неужели стены крепче горных пород? 
  
   Фурзикова Ю. Кубики
  
  "на траве, - нос в планшетку" - и тут лишние запятые. Делением они у вас размножаются, что ли?
  " в робот-строитель." в робота-строителя, наверное?
  "месяц, - как " - заптая!
  Интересно, да. Невзирая на то, что здесь - ещё одно описание необычных людей. Но необычных может быть сколько угодно много, главное - не повторяться. Подобного вроде бы и не было - так, по кусочкам: "Тессеракт", "Дети индиго" и т.п. Кубики...
  
   Шауров Э. Генератор
  
  Вспоминается бессмертное: Генераторы бывают разные - есть генераторы, а есть дегенераторы.
  
  Кое-где желательно вставить абзацы:
  Свернув в самую бедную часть рынка
  Взбежав на второй этаж
  
  Ну хоть один рассказ с "моралью". А заодно и "страшилка".
  Т.е. так и получилось: дегенератор. А не фиг искать развлекухи! Учиться надо!
  
  Кусков С.Ю. Норд-ост
  
  Гм, название, после известных событий 20-летней, кажется, давности... Ну да посмотрим.
  
  расшатан, - взял - и чего вам так запятые где попало нравятся?
  "Задержись, возможен норд-ост". Как-то он угадывает, когда его ждать. - прикольно, конечно. Что, Гидрометцентр не работает? Или тут иная градация? "Всё своё - и бельё и жильё"?
  - В кухне спросите, - крикнул ему вслед - Если есть экспрессия, нужен восклицательный знак.
  У всех: и матросов, и бухгалтеров.
  Вообще-то "у" после "и" не помешало бы.
  
  А в идею, если честно, не въехал. Ну, кроме неприязни к санэпидстанции, казакам, РПЦ и инспекторам. Что-то должно напоминать РФ, но, видно, в разных областях жизнь несколько разнится. А если это аллегория про ТОТ "Норд-ост", то... какая-то не аллегоричная. Хотя у меня с тем "Норд-остом" личные воспоминания связаны: жена с дочкой в то время были в Москве и собирались пойти именно на этот спектакль. Но то ли билетов уже не было, то ли денег не хватило... Но и мобильников тоже у нас не было, поэтому переволновался, разумеется, пока не позвонили.
  
  Трищенко С.А. "А пошли бы вы все с вашей магией!"
  
  А что вы хотели? Себя-то ещё никто и никогда, кажется, не обзирал. А я, поскольку, как было указано много-много выше, прочитал ПОЧТИ ВСЁ из написанного до 2012 года, провёл небольшой анализ и понял, чего ещё НЕ ПИСАЛИ. И вот теперь на основании этого начну строгать "шюдевры" пачками.
  Но, честно признаюсь, некоторые свои выводы совпадают уже с теми, что дали отдельные отозвавшиеся на мой опус в коммах и в обзорах. Хотя последних до слёз мало.
  Так вот. Рассказец сей выглядит несколько сыроватым. В оправдание можно сказать, что читан он был всего один раз, а поелику и баги не все удалось выловить. Утешает одно: в рассказе достаточно одной фразы, чтобы обозначить концепцию. И места эти, куда можно добавить эту фразу - ну, или пару фраз, долетевших... оттуда - уже определены. Другое дело, что сейчас делать вставки уже вроде бы как не комильфо... ну и не будем, пожалуй. Хотя для себя
  А так, в общем, выглядит достаточно прикольно. И в самом деле, любое развитие любых сюжетов выглядит так: некто придумывает абсолютно оригинальную идею, затем к ней примазывается кучка подражателей, потом на неё пишутся пародии... ну а дальше она либо забывается либо становится классикой.
  Не буду говорить о том, что магия в разных видах давно проела кишки особо нетерпеливым. Да вы и сами это видите - масса всяческих фэнтезий заполонила книжные полки магазинов. Читателей меньше, чем книг.
  Поэтому время от времени появляются тексты, в которых ГГ либо не восприимчив к магии, либо глотает её, как спагетти. Но данный рассказ пока ещё не полноценная пародия, однако то, что может из него вырасти - скажем, полновесный роман, в 600к, - вполне может претендовать и на пародию... Хотя, кто знает, что получится в результате. Пушкин по этому поводу хорошо высказался: "И даль свободного романа я сквозь магический кристалл ещё неясно различал...".
  Поэтому ещё раз хочу здесь вынести благодарность Зяме Политову, подтолкнувшему меня к развитию данного сюжета. Я бы, конечно, и сам... тем более что имею такую привычку - превращать рассказы в романы. Однако количество рассказов не позволяет все из них... ну и так далее. А вот этот - почему бы и нет?
   Но, в общем, что можно сказать? Жалко судей: в финал прошли если и не шедевры, то весьма хорошие рассказы. И, наверное, имелся бы смысл делать на основании конкурсов ХиЖ сборники прошедших в финал рассказов. Это, на мой взгляд, было бы справедливо.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"