Мифологичность познания
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Владимир Толок
Мифологичность познания
Аннотация: Жизнь - это миф между прошлым мифом и будущим. Внутри мифа существует не только человек, но и окружающие его вещи, а также планеты, звезды, галактики и вся вселенная. Все мы находимся во вселенском мифе, созданным творцом.
Человек благодаря своему разуму и воображению может творить собственные мифы, но многие из них плохо сочетаются с вселенским мифом. Дисгармоничными мифами насыщено все информационное пространство вокруг современного человека, в результате у людей накапливается множество проблем. Государства все вместе и в отдельности пытаются справиться с ними, однако, это у них получается плохо или не получается совсем. Причина заключается в том, что вне вселенского мифа люди не живут, а присутствуют на торжестве жизни, как чуждые ей элементы.
В предлагаемой работе автор, ссылаясь на древних мудрецов и научное познание, раскрывает смысл вселенского мифа и показывает вариант мифотворчества, который способен возвратить человеческое общество в русло вселенской мифологии.
Оглавление
Введение
Часть 1. Мифическая связь личности и мироздания (римскими)
Глава 1. Космологический миф
Глава 2. Источник познания
Глава 3. Личность - образ в образе вселенной
Глава 4. Человек любящий
Часть 2. Мифы колокола
Глава 1. Индуизм
Глава 2. Буддизм
Глава 3. Христианство
Часть 3. Синтез Сознания и Ноосферы
Глава 1. Ноосфера
Глава 2. Сознание
Глава 3. Эволюция
Глава 4. Духовное возрождение
Часть 4. Мифы о человечестве
Глава1. Происхождение современного человека
Глава 2. Креагностика
Глава 3. Цивилизационный разлом
Часть 5. Мифы, стучащие в двери
Глава 1. Экономика и тоталитаризм
Глава 2. Основа свобод
Глава 3. Миф о пути рабов к сыновству
Глава 4. Утопия
Часть 6. Мифы о близком и далеком будущем
Глава 1. Рациональное христианство
Глава 2. Второе пришествие
Глава 3. Воскресение
Заключение
В мифе нет ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это подлинная и максимально конкретная реальность.
Советский философ Алексей Лосев, "Диалектика мифа"
Введение
Первоначально под мифом понималась совокупность сакральных ценностно-мировоззренческих истин, противостоящих повседневно-эмпирическим истинам, выражаемым обыкновенным словом. В древности миф по значению совпадал со способностью философского мышления, но со временем приобрел уничижительный оттенок, обозначая необоснованное утверждение, лишенное опоры на надежное свидетельство. Это высокомерие очень похоже на заносчивость деревенского оболтуса перед сельскими жителями, ранее несколько лет прислуживавшего городским господам. На самом деле значение мифа для человека со временем не меняется.
Мифология осваивает действительность в образных формах, поэтому главное в мифе - содержание, а не соответствие, допустим, историческим свидетельствам. Мифы в поэтической форме хранят древнейшую философию, моральные правила или научные истины, смысл которых скрыт под покровом символов, в том числе математических. Свободная фантазия, выраженная в мифе, является метафорой знания, которое на данном этапе развития недоступно рациональному постижению.
Миф является одним из важнейших механизмов в организации социальной, хозяйственной и культурной жизни. Он удовлетворяет потребности человека в целостном знании о мире, организует и регламентирует общественную жизнь, внедряясь в идеологию, науку, искусство и быт людей. Однако такой миф должен быть современным и нелокальным, то есть он должен оставаться организующим жизнь общества, быть понятным для современников и не противоречить другим нелокальным мифам. Такой миф в новое время пока не появился, однако подготовка к нему ведется уже продолжительное время и проходит настолько интенсивно, что многие ученые говорят о процессе ремифологизации в человечестве.
В отличие от древности, в настоящее время мифологизируется не природа и космос, а социальная жизнь человека. Мифологическое мировосприятие также заметно в политике, даже науке, и здесь оно начинает играть значительную роль в обществе. Социологи утверждают, что теперь мифом может стать все что угодно.
Первоисточником всех мифов является Бог. И тут возникает вопрос о существовании Бога.
Религиозные деятели приводят немало аргументов в пользу наличия Бога. На наш взгляд, все они правдивы, но символичны, то есть доказывают существование Бога не прямо, а косвенно, часто в художественных образах. Этого достаточно для веры в Бога, так как она основана на интуиции, которая "видит" истину и в символах, но совершенно неприемлемо для рационального ума. Люди должны найти Бога в том, что знают, а не в том, чего они не знают, утверждал немецкий теолог Дитрих Бонхеффер, автор концепции нерелигиозного христианства. И мы в этой работе пробуем детализировать ее. А пока покажем свое доказательство существования Бога рациональным способом.
Подсказку для логического доказательства существования Бога мы нашли в древних Ведах, которые стали основой философии многих, в том числе мировых, религий. В них верховный Бог, кроме прочего, рационально недоказуемого, обладает полным знанием.
Что такое знание известно всем или многим, и опираясь на него можно без каких-то сверхъестественных ухищрений доказать существование Бога во всей его полноте, так как все остальные его качества вытекают из этого, выбранного нами, или тождественны ему - абсолютная истина, сила, совершенная красота, отрешенность, высшая нравственность и пр.
Полным знанием, о чем? О мироздании. Все законы, формулы, теории, понятия, внутреннее содержание вещей, одним словом идеи, составляют сущность мироздания, материи или Бога. Однако Бог больше полного знания. Перефразируя Павла Флоренского, можно сказать, что полное знание есть Бог, но Бог не есть полное знание. Сущность Божия выше энергий полного знания, так как она ими творчески управляет.
Мы вспомнили об имяславии в русском православии в связи с тем, что имя (название) есть метафора той частицы знания, которая дана объекту, и объект всегда больше своей формулы. Формула воды есть вода, но вода не есть эта формула. В старину имя часто соответствовало роду деятельности главы семейства (клана). От кузнецов, к примеру пошли Коваленки, Смиты и т. д. и все они больше своего имени.
Полное знание, естественно, трансцендентно, оно находится во всех точках вселенной одновременно. Полное знание не имеет границ, оно также может существовать вне времени и пространства, то есть - до зарождения вещественной вселенной и после ее исчезновения.
Человек контактирует с полным знанием через подсознание, и делая какое-то открытие, он, по выражению Платона, просто вспоминает его частицу. Полное знание тождественно абсолютной личности и нравственному совершенству.
Знание - высоконравственная личность, и это можно доказать? Легко. Человек, который по своей сути есть ограниченный набор известного и неизвестного знания, утверждающий, что он знает, что ничего не знает, объявляется великой личностью, а полный набор всемирного знания ею атеистами не называется. Нестыковка. Она существует потому, что человеческая личность имеет конкретную форму, а трансцендентное ею вроде бы не обладает. Ну, и что? Для идентификации личности важно содержание, но не форма. Мы называем Сократа великим не за то, что он любил мальчиков. Потом, Единое не может не иметь форму, только представить ее нам со своего места пока невозможно.
Но откуда взялась уверенность в том, что полное знание реально достижимо? Она исходит из диалектики познания, в которой нет предела в познании и он существует. Предел имеется в количестве законов, необходимых для функционирования мироздания, но нет предела для возможных живых комбинаций (что тоже относится к познанию) из этих законов. И если человечество совершило скачок от изобретения колеса к сложным машинам, то можно предположить, что какая-то цивилизация когда-нибудь (времени для этого предостаточно) сможет овладеть знанием, достаточным для своего перехода к полному знанию о мироздании или Богу. Эту вероятность мы считаем стопроцентной, так как более сложная задача, а это появление разумных существ, вселенной уже решена, и теперь, благодаря творческой деятельности разумных существ, эволюция во вселенной может протекать в геометрической прогрессии.
Бог - это все, которое изменяется каждое мгновение, но мы знаем, что его содержанием является полное знание и абсолютная истина, следовательно, Бог есть самодостаточная верховная абсолютная личность. Но так как его форма никому неизвестна, то религиозный Бог с этой стороны есть метафора. Те, кому тошнит от этой метафоры, могут воспользоваться научным аналогом полного знания, который называется материей, и от которой нехорошо последователям религий.
Тут можно возразить, мол, мощный компьютер обладает знанием большим, чем человек, но личностью никто его не называет. Это так потому, что личность обладает самосознанием и творческими способностями, а искусственный интеллект такими качествами не располагает и располагать никогда не будет. Основой и причиной творчества является полное знание, но никто не может вывести его из своего подсознания (иных контактов с ним у человека нет), чтобы ввести в компьютер, а когда сможет, то эта операция окажется бессмысленной.
Бог и материя синонимы. Они вынуждены постоянно творить из своего содержания (полного знания) новые комбинации знания (вселенные), чтобы жить и не превратиться в мертвую информацию. Полное знание вроде бы из ничего творит (испускает из себя) вещественные вселенные, а затем опять в виде "ничто" втягивает в себя обратно. В Ведах этот процесс символично описывается, как дыхание Бога похожего на человека через поры своей кожи.
Человек подсознательно обладает полным знанием и в своем творчестве стремится к нему. В религиях это движение подменяют молитвами и обрядами и называют возвращением назад домой, к Господу. На самом деле, к Богу возвращает только физическое преображение человека и мира, их практическое обожение. Сколько ни говори "халва", сладко не станет. Практической деятельностью занимаются многие люди, но не монахи. По факту, религиозные служители стремятся в рай на чужом горбу. Сплошь и рядом это горб атеиста или агностика. Религиозные обряды нужны для нетворческих людей, обывателей, для того, чтобы не угасала среди них память о нем, и не останавливался поток пожертвований Богу, которыми пользуются священнослужители. Придет срок, и государство создаст условия для раскрытия индивидуальных природных способностей у каждого ребенка в стране, потомственный обыватель превратится в мастера, который своим делом и всей своей жизнью сознательно поспособствует практическому движению мира к Богу. Место для религий в обществе сузится до предела. Имя (профессия) опять станет неотъемлемой частью человека, но на новом витке общественного прогресса. Без этой реформы концепция нерелигиозного христианства останется мертворожденной.
Очевидно, что знание беспристрастно, однако, когда оно полное, то появляются эмоции, и все они положительные. Бог гневается только в наивных религиозных фантазиях, полагаем, в целях запугивания (воспитания) народа. Обладатель полного знания коротает свою вечность создавая совершенные творения, вселенные, и от этого непрерывного творчества постоянно находится в блаженном состоянии.
Совершенство нашей вселенной состоит в том, что она, пройдя через известные катаклизмы, ничем не изменившись вся вернется обратно в вечность. Гениальность божественного создания заключена в том, что творение должно вернуться в Царство Небесное силами (знаниями) заключенными в нем, то есть без прямой помощи Бога.
Итак, полное знание и Бог - синонимы, поэтому к тому и другому реально можно прийти единственным способом - через научное познание. Все существующее есть частица полного знания, то есть само Бог. Частные эволюционные моменты бытия - это пошаговое воспроизведение полного знания. Бытие в своей эволюции повторяет какую-то часть полного знания и заново конструирует ее, чтобы частичное могло воссоединиться с целым.
Теперь неплохо было бы доказать и мифологичность реальности. Попробуем и это.
Мир состоит из вещей и идей, бытия и инобытия. Мир идей образует между собой некую целостность, полное знание. В религиях они - образы Божественного. Идеи, в отличие от буддистов и пророков, реально созерцают Абсолют, то есть практически владеют, как мы - дважды два, полным знанием. Это позволяет нам предположить о коллективном творчестве вселенных, при котором Бог - глава огромного творческого коллектива. Эту мысль можно перевести на язык атеистов: в результате самоорганизации материи в форме идей образуются сложные и самодостаточные вещественные системы, называемые вселенными.
Каждая идея и полное знание - это определенный набор знания, и его осознание в инобытии абсолютно и однозначно. В бытии же вещь, по утверждению Алексея Лосева (см. "Диалектика мифа"), допускает бесчисленное количество своих разнообразных интерпретаций. В разных условиях одну и ту же вещь мы видим по-разному: яркой, блеклой, холодной, горячей, жидкой, газообразной, твердой, мягкой и т. д. В этом смысле всякая вещь есть символ, вернее, бесконечное число символов. Всякая интерпретация содержит в себе какое-то знание, поэтому она есть интерпретация внутреннего содержания вещи. Прямо оно любому исследователю недоступно, значит, сущность человека и вещи (как мы можем ее видеть) мы можем исследовать только через набор символов. Символ или интерпретация - это расчлененные индивидуальные природные способности человека и расчлененные свойства любой иной вещи. Символ есть тождество знания и незнания. Следовательно, вещь нельзя понять ни логически, ни чувственно, но только символически. Однако символическая реальность есть мифологическая реальность.
Идеальный мир и вещественный - это относительно друг другу вывернутые наружу объекты. Бестелесные идея там, массивные вещи здесь. По известной формуле Лоренца, связывающей скорость и объем, при движении со скоростью света объем тела оказывается равным нулю. Повышение скорости жизнедеятельности человека - важнейшее условие всеобщего достижения Царства Небесного.
Идея в инобытии обладает самосознанием, значит, она - личность, но тогда и в форме вещи она личность, пусть и вывороченная наизнанку, которую мы часто в упор не видим. Зато мы видим символы вещи-личности, поэтому каждая вещь есть миф. Однако миф понятие многоплановое и довольно затасканное. Им называется любая пропаганда и выдумка. Для Алексея Лосева, единственного философа-идеалиста в СССР, миф - это история имен, становление (эволюция) расчленной сущности вещи в целостную структуру чистого знания. Добавим, что у человека эта история связана с трансформацией его профессиональной, так сказать, расплывчатости в узкую специализацию, данной ему природой.
Мы согласны с рассуждениями этого философа, однако мифологичность реальности можно доказать короче, чем в книжном объеме, к примеру, сверху.
Благодаря полному знанию у Бога есть все, поэтому способ существования в инобытии, очевидно, единственный - это развлечения. Богу приходится вариться в котле наличного знания, так как новое знание откуда-то взять, как-то придумать невозможно, и коротать свою вечность составляя из наличного знания новые живые конструкции, Игры. Их правила нам неизвестны, поэтому о них мы можем рассуждать только гипотетически, то есть, что для Бога Игра со строгими правилами, то для нас миф с правилами символичными.
В результате Игры божественного (мирового) разума появилась наша вселенная, как чудесное (мифологическое) обытиивание духовных личностей из инобытия в вещественные объекты. Игра закончится обожением последних, обратным преобразованием вещественных объектов в свою духовную ипостась. Это мнение о нашей вселенной мифологично. Оно останется мифологичным и в случае, если обрастет многими уравнениями и формулами. Мифы зарождаются там, где присутствует недостаток знания. Они будут сопутствовать человека до овладения им полного знания.
Сущность вещи (а это духовная личность из инобытия в бытии), мы из-за недостатка знания можем наблюдать только по ее явлениям (символам). Из таких вещей-символов состоит окружающий мир и мы сами, значит, в своем познании и в своей жизни мы мифологичны.
На высшую ступень мифотворческой иерархии в человечестве мы бы поставили научное познание (гипотезы), ниже - философию, затем научно-техническое изобретательство, далее религии, искусства... С развитием познания останутся первые три ступени, и конечно несколько последних - семейных, бытовых и других из незначительных символов бытия.
Процесс мифологизации жизни так или иначе не останавливается с древнейших времен. Скажем более радикально, у человечества всего лишь один нелокальный миф, изложенный в Ведах, а все остальные мифы - это его пересказы, раскрывающие ведическое знание на ту глубину, которую достигла наука и общественное сознание или затеняющие его в локальных мифах - идеологических, националистических и любых иных.
Исторически миф выступает как первичная модель всякой идеологии и синкретический источник литературы, искусства, религии, философии и даже науки. Но по мере развития философии и науки мифы должны меняться, однако не в сторону политических мифов и мифов массовой культуры. Образы становятся мифом, когда в нем находится картина абсолютной мифологии. Современные мифы локальны, поэтому этим свойством не обладают.
Сильным стимулом нового мифотворчества являются современные проблемы такие, как усиливающееся социальное неравенство, межэтнические конфликты, локальные войны, парад сепаратизма, террористические акты, разочарование в глобальных ценностях, общее состояние общественного сознания, лишенного ясных ориентиров, истоньшение озонового слоя и другие. Ситуация совсем не лучше, чем была в пору зарождения христианского мифа. Одно из главных условий успешного мифотворчества - родственная связь нового мифа со старым.
Несмотря на отсутствие в современном обществе целостной мифологической картины мира, в нем возникают и развиваются локальные мифологические системы, соединяющие мифы разных категорий в некоторое подобие мифологической картины. Хорошим примером такой мифологии является советская идеология и западная. Первая имела много чего мифического: это и акт творения нового мира (Октябрьская революция), очищение от демонических (капиталистических) сил, светлое будущее, обожествленный Ленин, который и после смерти живее всех живых, революционные праздники, ритуализованные партийные съезды и т. д. Этот миф разрушил все старые, то есть потерял связи с прошлым, поэтому был обречен. Миф о западном процветающем мире имеет другой изъян, он вычеркивает из действительности возможные мифы о светлом будущем человечества. Все остальные менее популярные мифы, в том числе националистические, имеют тот же недостаток; в них нарушена преемственность в мифотворчестве и выпирает локальность. Так, неоязычники всех мастей и народов стремятся возродить древние мифы на современной почве, а это все равно что пересаживать морские водоросли в пустыню. Вместо этого нужно просто создать современный миф, не противоречащий вчерашним, в том числе и самым древним, то есть не возвращаться к прошлому, а наоборот, прошлое видеть корнями настоящего.
Основная цель мифа заключается в поддержании гармонии личного, общественного, природного. Поддержка и контроль социального и космического порядка. Если миф о демократии, насаждаемый в когда-то тоталитарной стране, не несет ее населению эти вселенские ценности, а наоборот, приводит к гражданским конфликтам и страданиям народов (Ливия, Украина...), то этот миф локален, то есть ущербен, в том числе и для его проводников.
Каждая серьезная философская концепция или научное открытие сопряжены со своим локальным мифом, и все они отличаются друг от друга. Заметно разными вырисовываются мифы философий Канта и Гегеля, кришнаизма, буддизма и христианства, а в сравнении с научными мифами между ними может находиться пропасть. Да, наука тоже мифологична. Даже знаменитые физики утверждают, что основные представления науки, по крайней мере о пространстве, времени, материи и числе должны рассматриваться как метафоры. А для всех остальных людей современные космогонические представления, оснащенные строгой математикой и физикой, безусловно, выглядят как мифы современности. Это объясняется тем, что многие истины, полученные наукой, являются относительными. Она выдвигает новые теории, которые объявляются истинными, а через некоторое время эта истина оказывается локальной или даже заблуждением.
Упрощая далее, можно утверждать, что любое суждение человека об окружающих природных вещах мифично, то есть далеко от истины. Никто достоверно не знает, что находится в основе мироздания, а значит, и в основании его объектов (дереве, звезде, человеке), и всякая правда о них есть более или менее близкая к истине метафора. В силу того, что мы находимся в мире незнания, мы приговорены к мифотворчеству. Вокруг человека истинным является только его знание о вещах широкого потребления, сходящих с конвейеров, да и то если мы за скобками оставляем тайну микромира материала, используемого для этих изделий.
Разные мифы обладают разной выразительной силой. Одни мифы навсегда остаются эзотерическими (каббала), другие становятся частью массовой культуры (демократия).
Мифы создаются языком воображения. Только язык воображения, писал К. Ясперс, соприкасается с реальностью, которая ускользает от всех объективных исследований.
Человек всегда устремлен к осознанию (созданию) нового мифа. Находя новый миф, он получает возможность по иному увидеть окружающий мир, получить новые ассоциации, которые пусть и оказываются иногда хорошо забытыми старыми открытиями. Однако нелокальное мифотворчество среди людей с каких-то пор остановилось. Но новые беспредельные в своей широте мифы настолько необходимы человеку, что при их отсутствии распространяются местечковые мифы. Беспредельный мир ведизма локализуется в рамках каких-то религий, сект, или просто появляются суррогаты мифов как, например, герметизм, выражающийся в нарочито усложненной форме модернистской поэзии, а также мифы политические, бытовые и социальных сетей. Появились мифы полезные и вредные, мифы основания государств, династий и так далее.
Мифологическое сознание определяет систему социального и индивидуального поведения. Человек вне мифа свободен, но это иллюзорная свобода, непременно ведущая его к поражению, ибо выйти из мифа - все равно, что покинуть вселенную. В мифе находится то, что есть в подсознании человека, поэтому миф жизненно необходим ему, чтобы найти самого себя.
Любой миф состоит из образов, и если познание мифологично, то, чтобы расширить его, есть смысл исследовать природу образов, а не что-либо иное.
В заключение к сказанному, нам хочется предложить мифологическую модель жизни, охватывающей все, показать мир от Бога до рождения человека и его возвращения в его обитель. При этом ничего выдумывать нам не нужно, в ведическом знании находится вся мудрость мира, и нам следует всего лишь осознать ее, и раскрыть в меру своих способностей.
Часть 1. Мифическая связь личности с мирозданием
Глава 1. Космологический миф
В любом рассуждении, особенно в мировоззренческом, важны определения, которыми раскрываются смыслы используемых терминов. Игнорируя это правило, спорщики, даже говоря об одном и том же, рискуют никогда не закончить свою словесную перепалку или дискуссию. Чтобы избежать таких противостояний, мы прежде чем начать о чем-то говорить постараемся озвучить свою трактовку используемого понятия. Начнем с нашего отношения к термину "материя". Оно у нас формально сходится с определением, предоставленном еще в советском философском словаре: "материя - это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, основа всех многообразных свойств, отношений, взаимодействий и форм движения. Материя неразрывно связана с пространством и временем, способна к саморазвитию, бесконечна в количественном и качественном отношениях." Но практически углубляясь в ее свойства, мы пришли к выводу, что она обладает сознанием, и мысль тоже материальна, что для этого словаря неприемлемо. Еще мы отождествляем материю с полным знанием, первичной субстанцией, Богом, Единым или мировым разумом, поэтому иногда, говоря о материи, используем эти понятия.
Материю мы представляем в двух основных качествах - это вещество и идеи. Вещество творит пространство, в котором находится место и для идей. Вещество существует в форме вселенных, идеи материи все вместе составляют полное знание о мироздании. Тандем вещества и идей есть Единый.
Идеи бесконечны, то есть непрерывны, а вещи конечны. Что могло прервать их непрерывность, чтобы появились конечные вещи? Атрибут идей, заключающейся в понятии Ничто.
Нетрудно догадаться, что Ничто имеет нулевую размерность, а идеи одномерны. На бумаге одномерность выражается линией, с двух сторон спирально вкручивающуюся в бесконечность. Почему спирально? Из-за искривленности пространства. Между окружностями спирали и внутри них никаких пустот нет, однако каждую идею окружает нулевая размерность, которая, как нуль на цифровой оси только несравненно чаще, гармонично вписывается в линейную непрерывность. И когда нам надоест продолжать линию, то мы увидим, что полученный рисунок похож на точку. Точка имеет нулевой размер, линия одномерна. Если в Абсолюте мыслитель видит точку, то отождествляем его с Ничто, если линию, то с Единым. На самом деле, Ничто и Единый, как мы только что показали, нераздельны. И Ничто не пусто. Это доказано математически. При возведении нуля в нулевую степень появляется неопределенность, однако в этой неопределенности отдаленно маячится и вполне конкретная единица, то есть нуль в степени нуль стремится к единице. Это можно увидеть умножая на себя ряд дробных чисел бесконечно приближающихся к нулю.
Некоторые течения буддизма, а в новое время и экзистенциализм, абсолютизировали Ничто, и на наш взгляд совершили это с излишним энтузиазмом. Они не учли положительную роль пустого множества, а она огромна. Без него немыслима высшая математика, и, хотя без Ничто невозможны конечные вещи в мироздании, однако само по себе вне вещественного множества Ничто бессмысленно. Оно может проявляться только находясь в своей противоположности - Все, которую в философии принято называть Единым, тесно взаимодействуя с ним.
Метафорами этих точек или групп точек Пифагор назвал числа. Он считал, что мир во всех своих проявлениях - физическом, биологическом или психологическом - устроен некоторым одинаковым образом. Сердцевиной мира является некая изначальная данность, раскрывающаяся через число. Эту данность мы называем "полное знание". Числа у Пифагора информационно насыщены, каждому числу соответствует свой набор информации, (одни числа приносят счастье, другие беды и т. д.), поэтому числа мы оставим математикам и оккультистам, тем более, что их в Едином реально всего два, ноль и единица, как аллегории Ничто и Единого, и воспользуемся иной метафорой - образоном. Образон - единичный информационный праобраз идей, кирпичик полного знания и, следовательно, - вещей. Он содержит один бит информации, связанной с Ничто и Единым.
Вещественная вселенная появляется из образонной среды, отдаленно похожей на вакуумное поле. Образонное поле занимает все пространство вещественного мира. Бесчисленные "блины" образонных полей, пересекаясь друг с другом под разными углами, создают информационную сеть Мироздания. Все ячейки сети гармонизированы между собой и внутри себя. Внутри ячеек никаких пустот нет. Образонное поле - это объединенное поле бытия самосознающего полного знания, которое находится в объеме вещественного Мироздания. Это поле сознания.
На что похожа эта сеть? Все образоны представляют собой континуум - информационное множество, не имеющее пустых мест. В математике такой мощностью континуума обладает множество на оси действительных чисел, состоящем из рациональных и иррациональных чисел. Континуум состоит из непрерывных упорядоченных полей образонов.
Все множество образонов гармонично (полное знание, как ни как) упорядочены в континууме. Но идеальная гармония и порядок, царящие в нем, недостаточны для существования Единого. Жизнь - это движение к чему-то. Она есть выражение форм роста познания. Мир есть движение к познанию всех форм жизни без исключения, поэтому Единому необходимо нечто куда более сложное, чем порядок - гармония, накладываемая на новизну. Вследствие новизны плотность порядка не вырождается в простое повторение, а всегда преобразуется в новый порядок. Однако на фоне абсолютной истины, царящей в образонном континууме, новое придумать невозможно даже Богу, но надо, ибо согласно теореме Курта Гёделя, система может быть полной только в случае наличия в ней противоречия. В царстве абсолютной истины (знания) противоречие может быть единственным - это относительная истина (незнание). Знание и незнание находят совершенную гармонию в мифе, развитие которого протекает во вселенской игре. В физическом же плане абсолютная истина является достоянием объектов, обладающих скоростями выше скорости света, а относительная истина открывается в сфере существования, ограниченной скоростью света. Из этого противоречия и появляется полнота (гармония) вселенской системы.
Ничто в математическом выражении - пустое множество. Пустое множество может находиться в любой точке или отрезке непрерывности (вещественного множества) мощность которого не равна нулю. При решении вселенского уравнения (Игры) вещественное множество (информация, содержащаяся в образоне), то есть участок непрерывности, возводится в степень ничто (ноль) и в непрерывности появляется пробел, два пробела - и кусок бесконечности становится конечным. На границах вещей, которые конечны, а не где-то отдельно, и находится Ничто.
Однако во вселенской игре, невозможно что-то приподнять и куда-то перенести для перегруппировки информационных данных в континууме. Истина (Бог) из-за того, что она абсолютна, замкнута в точке, если она физически выйдет какой-то частью из этой точки, то она перестанет быть абсолютной, поэтому она покидает ее лишь в своем воображении. В этом случае истина остается абсолютной, а ее воображаемое творение сохраняет истинность в любой форме существования. Для нас это мифологическая форма. Игра творца сущего ничем не отличается от реальности, потому что в его основе находятся физические законы, реальность которых абсолютна и бесспорна.
Порядок и связь образонов тождественны с порядком вещей, так как по своей сути и вещи есть образоны, поэтому идеальный мир познаваем, по крайней мере, математикой.
Единым является образонный континуум, множественным -сознательная распаковываемость континуума. Единый континуум становится множественным в вещественном бытии образов, но не через свое дробление, а через распаковку (наблюдение-воображение) некоторых образонов континуума для их существования в физическом мире.
Континуум образонов не имеет пространства и времени, и кроме этого континуума ничего нигде нет.
Континуум образонов - это геометрическая точка. Она в первую очередь характерна тем, что в ней нет пустых мест и нет вещества. Такая точка может иметь любые размеры, но и самую гигантскую нет смысла измерять, так как та же точка - это ее исследователь или кончик иглы его циркуля. Точка на линии и общая точка та, что получилась у нас на рисунке, тождественны.
Как такое возможно? Из-за наличия сверхсветовых скоростей, и вытекающих из них свойств материи. Как следствие этого, любой образон, кроме собственно своей локальной информации, обладает знанием, доступным Единому.
Образоны из разных участков линейной спирали различными комбинациями можно объединить в группы, существование которых подчинено математическим формулам и законам квантовой физики. В этих группах информация приобретает форму физических законов, формул и... правил вселенской Игры.
Две реальности мира, вещественная и идеальная. имеют одну - геометрическую первооснову, ее аллегорией является точка.
Все мы вместе с веществом находимся в этом континууме, поэтому создание теории единого поля невозможно без объединения вещественного мира с идеальным.
Континуум (Единый) одномерен, образы двухмерны, при отрыве фигуры от образонного информационного поля образы за счет вращения вокруг своего виртуального диаметра становятся трехмерными, одновременно появляется время и пространство в нашем понимании.
Зарождение чего-то нового в вещественном мире расширяет его пространство, соответственно, растягивает нулевой размер точки и убыстряет ход времени, как бы убивает время; смерть в вещественном мире, наоборот, уничтожает пространство и творит время, но настоящее. Получается, что в континууме пространство все же существует и время тоже? Ответ зависит от точки зрения, поэтому в полемике можно сказать, что пространства нет даже вокруг нас. Мы измеряем расстояние между двумя точками, например, звездами, и чтобы добраться до ближайшей, даже свету необходимо определенное время, но если наблюдатель находится не в вещественном мире, а идеальном, то расстояние между этими точками исчезает, так как все возможные точки находятся в одной с нулевой размерностью. В связи с этим (доказано квантовой физикой) информация во вселенной и ее носители, образоны распространяются в ней на любые расстояния мгновенно. То же самое относится и ко времени, в континууме оно всегда настоящее, то есть его там нет, но по сути, его нет нигде. Физическое пространство и время, скорее всего, эмержентные свойства Единого и Ничто, как влажность есть эмержентное свойство, например, воды.
Порядок и правила пространства - это порядок и правила идеальных образонов. Через вещи пространство развертывает содержание образонного континуума. Благодаря этому оно становится осмысленным. Вещи в пространстве - это некий знак, сигнал, они, словно древний фрагмент орнамента на камне для археолога, подсказывают исследователю содержание всей ткани образонного континуума.
Идеи не творят пространство, пространство может расширять только вещество. Под веществом мы понимаем все, что находится в вещественной вселенной, то есть разные формы и состояния материи, двигающиеся от покоя до скорости света. Наша вселенная - частный случай бесконечного движения в Мультивселенной, поэтому, рассматривая ее происхождение мы можем познать все Мироздание.
Наша вселенная, как и все остальные, скорее всего, двойная. Принцип двойственности универсален. Он хорошо накладывается на закон о единстве противоположностей. В согласии с ними у электрона должен быть позитрон, положительным числам противостоят отрицательные, свету - тьма, холоду - тепло, аноду - катод и т.д. Согласно этому закону у нашей вселенной должна быть сестра с противоположными характеристиками. Каковы они?
Среди многих возможных противоположных свойств вселенной мы не можем рассматривать те, которые совсем отсутствуют в ней. Это, к примеру, абсолютный покой и абсолютная пустота. Их во вселенной нет хотя бы в каком-то ее уголке или лаборатории, поэтому их не может быть у ее двойника в качестве основной характеристики. Хорошая пара противоположностей для столь крупных объектов - эволюция и инволюция, но последнюю наука, возможно, ненаучно, примеряет к нашей вселенной, поэтому, чтобы избежать путаницы, нам пришлось найти иную пару фундаментальных противоположностей. Но об этом чуть позже.
Что, во вселенной инволюция не существует? - возникает естественный вопрос. В общем, нет. Наука называет эволюцией усложнение вещества вселенной, ее развитие, а инволюцией - распад сложных объектов на простейшие элементы. Но мы уверены, что на самом деле вещественная вселенная только эволюционирует, и в этом активное участие принимает и ее двойник.
Эволюцию мы бы разделил на два этапа. На первом - вселенная эволюционирует информативно и одновременно усложняется вещество. Так появился человек и эволюционировал, допустим, арифмометр в вычислительную машину, занимающую огромную комнату. На втором этапе, эта махина преобразуется в более производительный компьютер, по состоянию на сегодняшний день размером меньше ящика. То же самое должно относиться и к материалу (телу) человека и самой вселенной. Наукоемкость вещественной вселенной, мы полагаем, продолжит увеличиваться до полного преобразования ее вещества в искусственный интеллект, соединенный с творческим разумом человека (разумных существ) в единое целое. Какая тут инволюция? Инволюция на самом деле происходит у духовной сестры нашей вселенной в процессе перетекания ее энергии и знания в вещественную вселенную.
Если каждая вселенная в Мультивселенной двойная, то можно говорить о двух системах в Мироздании - вещественной и идеальной. Два эти мира тесно взаимодействуют между собой, иными словами обе системы открытые. Открытая система не может быть равновесной, так как ее функционирование требует непрерывного пополнения энергии из внешней среды, вследствие чего неравновесие в системе усиливается. Идеальная система пополняется энергией вещественной, а вещественная - идеальной. В принципе, вся энергия в Мироздании принадлежит идеальному миру, но чтобы она разделилась на внутреннюю и внешнюю, и был придуман или самоорганизован противоположный идеальному по своим физическим характеристикам вещественный мир.
Для полной ясности в этом вопросе проследим путь энергии (знания) части образонного поля Мироздания от этого поля к веществу и его возвращения назад в идеальный мир, по ходу которого она становится "неузнаваемой" и "внешней".
Вещественные вселенные не только зарождаются, но и умирают. Энергия умерших возвращается в образонное поле и создает в нем неравновесие. Последнее приводит к флуктуации поля, в результате которой какое-то количество энергии вместе образами из группы неслучайных информационных ячеек струей выбрасывается из этого поля со скоростью значительно превосходящей скорость света. Из этой энергоинформационной струи со временем появится вещественная вселенная. Эта струя представляет собой упругую волну потока образонов, колеблющейся с гигантской частотой, благодаря чему она распространяется с колоссальной скоростью. Из-за искривленности вселенского пространства голова этой струи быстро догонит свой хвост, в результате этой аварии или по другим причинам, скорость кручения струи начнет спадать. Часть ее энергии по вырождающейся спирали устремится к скорости света. Из нее сложится вещественная вселенная, мир незнания. Другая часть останется идеальной, это мир знания, двойник вещественной вселенной с противоположными физическими параметрами. Кручение образонной струи продолжится и в форме вселенных. Кручение вещественной вселенной, скорее всего, правостороннее, а ее идеальной сестры левостороннее. Весь процесс творения займет несколько мгновений, а наша вселенная должна быть моложе своего двойника хотя бы на один миг.
Итак, покинув образонное поле, полный образ будущей вещественной вселенной, обладающий энергией, мнимой массой и оригинальными виртуальными фундаментальными физическими константами, замедлил свою колоссальную скорость в сторону скорости света, и в точке бифуркации произвел, так называемый Большой взрыв. Его природу объясняет теория относительности, которая утверждает, что объект, обладающий скоростью, значительно превосходящей скорость света, при приближении к скорости света, получает энергию, устремленную к абсолютной величине. Абсолют никем недостижим, поэтому при приближении объекта, двигающегося со скоростью выше скорости света к скорости света, "взрыв" неизбежен. В точке "взрыва" и начался самопроизвольный процесс порождения вещественных частиц.
Наука в своих космологических догадках на сегодняшний день остановилась на том, что вселенная при своем зарождении имела колоссальную температуру, огромную плотность и находилась в форме электромагнитного излучения. Что было раньше, она не знает. Однако об этом можно догадаться дедуктивным методом, например, с помощью диалектического закона материи, как мы уже упоминали, о единстве противоположностей.
Если в состоянии электромагнитного излучения во вселенной, кроме него самого, никакой иной формы материи физиками не выявлено, то мы можем подозревать, что первичная субстанция находится внутри этого излучения. Внутри, потому что границ, как мы выяснили, у вещественного мира нет. Это первое. Во-вторых, очевидно, что первичное электромагнитное излучение вселенной находилось в гармоничном единстве с сущностью, которую мы ищем. А если так, то из двух известных, то есть из единства и из свойств первичного электромагнитного излучения вселенной, мы легко можем найти третье, но неизвестное. Каким образом? По признакам, которые у первичной субстанции, согласно единства противоположностей закону, должны быть противоположными свойствам электромагнитного излучения и тоже фундаментальными. К примеру, нам достоверно известно, что стрела времени в вещественной вселенной устремлена в будущее, а это означает, что стрела времени у ее противоположности не исчезает и не покоится, а устремлена в прошлое. Первичная субстанция невидима и ее не может зафиксировать никакой прибор, потому что ее свойства противоположны физическим, то есть они идеальны.
Еще Платон догадался, что мир идей является причиной нашей вселенной, и эту догадку подтверждают в новое время даже ученые. Вселенная начинает выглядеть скорее как великая мысль, чем как великая машина, утверждал английский астрофизик Дж. Джинс. Еще нам известно из физики, что объект со стрелой времени, направленной к прошлому, обладает скоростью гораздо выше скорости света.
Кроме этого, науке известны виртуальные фотоны, которыми обменивается протон и электрон в атоме водорода. По их свойствам можно приблизительно догадаться и о свойствах виртуальных образонов. Импульс виртуального фотона больше нуля, а энергия равна нулю. При подстановке этих значений в формулу скорости получается бесконечная величина скорости, а при подстановке этих значений в формулу массы, масса виртуальных частиц, названных нами образонами, оказывается мнимой. Вещество (масса) появилось при замедлении огромной скорости образонов до скорости света и ниже ее. Первые частицы вещества были нестабильными элементарными частицами без массы покоя и кратчайшим временем существования. Что получилось потом, известно всем.
Не вся энергия струи была затрачена на создание вещественной вселенной, какая-то часть осталась в идеальном мире у ее двойника, духовной вселенной. Ее энергия (для науки она пока темная) продолжает питать вещественную вселенную через бесчисленные творческие процессы, когда новая идея, исходя из идеального мира, овеществляется (вспоминается) в ней. Идеальная вселенная, наоборот, помнит все, но помалкивает ради чистоты во вселенской игре, то есть ради самоорганизации вещества, и на развитие своего двойника влияет только своей энергией. Ею она разгоняет (подкачивает) вещественную вселенную для преодоления ею скорости света, а сама тем временем теряет ее.
Со временем вся энергия идеальной вселенной окончательно перетечет в вещественную вселенную, идеальная вселенная исчезнет, и тут же пропадет, провалившись в образонное поле во второй точке бифуркации, и наша вещественная вселенная.
Симметричная (духовная) вселенная - это часть информационного поля из образонного континуума, отвечающая за существование и развитие вещественной вселенной. Она более разумна, чем вещественная. В идеальной вселенной вся история вещественной от начала и до конца известна во всех деталях, и можно сказать, что в ней находится программа развития вещественной вселенной. Объекты вещественной вселенной сами "натыкаются" на эту программу в ходе ее эволюции. Другими словами, вещественная вселенная строит из себя идеальный образ, полная версия которого находится в симметричной вселенной. В своем существовании наша вселенная подпитывается энергией своей сестры в момент создания новой детали из этого образа, а та при этом, естественно, энергетически истощается. В конце этого процесса наша вселенная возвратится в мир идей, и восстановит (запакует) своей мощной энергией "опустошенные" ячейки континуума. Это потрясение вызовет очередную флуктуацию информационного поля, в результате которой зародится новая оригинальная двойная вселенная в Мультивселенной.
Глава 2. Источник познания
Мифологичность познания пронзает мир сверху донизу.
Наверху, сфера мира, скованная единством образонного континуума, не может иметь иной формы бытия, кроме формы мифа, и хотя миф у Абсолюта ничем не отличается от реальности, для наблюдателя из той сферы его творение - это все-таки миф, игра или нечто подобное, придуманное воображением.
Творцу сущего, обладающего абсолютной истиной, нет возможности и смысла искать глину, для того, чтобы сотворить, к примеру человека. Он создаст его, а также все условия для его счастливой жизни в своем воображении и его творение окажется более реальным для данного места и времени, чем сам Творец.
Создавая вселенные, Абсолют всего лишь комбинирует элементами полного знания, а не приращивает его, потому что к абсолютной истине прибавить еще одну частицу истины никто не может, так как взять ее попросту негде. Зато творить в своем воображении какие-то сложные и гармоничные миры Абсолют, используя полное знание и абсолютную истину, способен непрерывно.
Внизу, наблюдатель из вещественного мира может догадаться, что деятельность в высшей сфере бытия мифична, то есть по сути она пуста, и на этом основании сделать вывод, что и вещественный мир пуст, а если так, то делать в нем что-то не имеет смысла. Вывод верен, но для наблюдателя из высшей сферы, для которого своя сфера существования реальна, а наша воображаема. Для наблюдателя же из вещественной сферы его мир должен восприниматься как реальность (кто сомневается в этом может постучать своим лбом о стену), из которой достигнуть высшей реальности всю жизнь сидя под деревом никому не удастся. Нужны практические шаги к ней.
Высшая реальность - синоним абсолютной истины, и догадка об этом отнюдь не означает автоматическое приобщение мудреца к полному знанию о Мироздании. Из вещественного мира достигнуть абсолютной истины можно только овладевая реальными относительными истинами, то есть в реальном научном познании. Конечно, и оно мифологично, но не только и не столько потому, что мы живем в придуманном мире, любая относительная истина мифологична в силу того, что ее обладателю недоступна абсолютная истина, без обладания которой любая относительная истина аллегорична.
Как видим, по разным причинам, но у разумных существ, где бы они ни обитали (на небе или на земле) источником познания является мифотворчество. И все смешалось в доме человеческом: религии превратились в доходный бизнес, а бизнес, особенно политический, успешно фетишизирует свою продукцию. Это переплетение, часто противоречивых, идеологий и жизненных установок стало возможным из-за метафоричности любого познания - религиозного, философского, научно-технического или бытового. Ученый открывает какой-то закон и считает его истиной в последней инстанции, но это не совсем так. Новатор открывает научный образ, а природа любого образа двойственна, он одновременно аллегоричен и истинен, одним словом мифологичен.
Мы смотрим на мир с разных точек зрения и видим только внешние (ближайие) образы, а они у людей часто различные. Кроме этого, последний внутренний образ никому не виден (о нем мы можем только догадываться), поэтому образы, научные или религиозные, никогда не оказываются носителями единственного истинного смысла. Для его достижения образы всегда нуждаются в развитии, создающем новый конструктивный ряд образов, уходящий к первообразу. Это долгий процесс в эволюции.
Познание вещественного мира есть углубление образного взаимодействия с ним, сопровождающегося расширением нашего сознания, и это углубление будет оставаться аллегоричным до познания абсолютной истины.
Процесс развития мифов ступенька за ступенькой ведет к единственному пониманию образа и мира. Вместе с ним (пониманием) закончится время и исчезнет вещество вселенной.
Образ по своей природе многоплановый и для нас неоднозначный, понимается нами при созерцании через окружающие его другие образы, хотя это окружение понимается тоже через образ. Части должны быть поняты через целое, а целое через части. С нами, говоря о созерцании, созвучен Кант. Созерцание, утверждал он, - способ познания, к которому стремится всякое мышление. Способность созерцать находится в нас априори, то есть до всякого восприятия предмета, следовательно, наше созерцание не эмпирическое. Синтез многообразного содержания чувственного созерцания Кант назвал фигурным.
В чувственном созерцании распознается и притягивается к человеку образ-миф, за которым стоит миф, более приближенный к истине. Однако и человек есть фигура (образ), поэтому в созерцании взаимодействуют образы человека с образами предмета.
Образ привлекает мысль, тогда как вызревшая мысль привлекает образ. Это словосочетание относится не только к человеку, но и к создателю сущего, Единому. Для того, чтобы объектироваться и быть, Единый должен творить, то есть взаимодействовать своими частями так, чтобы появилось нечто новое. Но его части упакованы в континууме с абсолютной плотностью и все они вместе как носители знания составляют абсолютную истину. Это означает, что для какого-либо взаимодействия в континууме совершенно нет пространства, а наличие абсолютной истины делает невозможным появление какой-либо новизны. Зная об этом, Единый в своем мышлении виртуально привлекает некоторые образы из образонного континума, которые в свою очередь привлекают новые мысли. Получается интеллектуальная Игра, в которой познание осуществляется не за счет приращения нового знания, а вследствие бесконечных комбинаций из знания наличного. Примерно так Единый, используя знание из источника абсолютной истины, для наблюдателя из идеального мира творит виртуальную реальность, для наблюдателя из Нашей вселенной - вещественную реальность. В конце этого мифотворчества наша вселенная во главе с разумными существами вернется в духовную реальность вечного и блаженного существования.
Научная мысль, доведенная до своего возможного предела, обретает мифологическое звучание в космологических построениях, и все сегодня ожидают возникновения нового современного мифа о человеке, построенном на старых мифах с учетом научных достижений.
Исходя из мифичности творения, наш принцип познания основан на том, что мировоззренческих заблуждений не существует. По крайней мере, в среде мыслителей, которых помнят и цитируют сотни и тысячи лет. Отсутствуют среди людей и мудрецы. В любых искренних размышлениях о бытии нет полной лжи или полной правды, а есть более или менее гармоничное соотношение между истиной и метафорой, то есть истиной, скрытой за символами.
Символы бывают разными, иногда сложными до бреда, а истина одна. Понять разные метафоры означает объединить философов различных мировоззрений вокруг истины. Но это не просто, потому, что как только это понимание обретает вербальную форму, срабатывает поэтическая гипербола Федора Тютчева, заключающаяся в том, что "мысль изреченная есть ложь". В нашем представлении, не ложь, а новая метафора, но в любом случае она не есть истиной в последней инстанции, поэтому мы, раскрывая чужие метафоры, обычно создаем свои.
В зависимости от физиологии организма, воспитания и образования некоторые философы в своих метафорах абсолютизируют идеальную (полевую) форму вселенной, другие - физическую. Касательно движения первые, анализируя бытие, размещают точку отсчета в своем сознании, поэтому рассматривают материю как результат воздействия на него внешних сил; вторые, анализируя бытие, размещают точку отсчета в стороне от своего сознания, из-за этого существование материи принимается ими как объективная реальность и аксиома.
Идеалисты уверены, что сознание человека относится, в нашей терминологии, к полевой форме вселенной, а материалисты считают сознание порождением вещества. Эти противоречия являются двумя взаимодополняющими способами рассмотрения бытия, в которых идеалистический подход необходим ради постоянного ртазвития сознания (познавательной деятельности) на пути к чему-то совершенному, а материалистический - важен с практической точки зрения. Есть еще третий метод анализа бытия, при котором изучается взаимодействие субъекта и объекта и вообще систем с точки зрения каждой из них, снимающий основные противоречия между идеализмом и материализмом.
О вещественных объектах можно сказать, что они части (осколки) полного знания о вселенной, которые существуют за счет двух источников движения.
Первый - это импульс жизни. Его объект получает из идеального мира при своем зарождении, и далее существует как бы по инерции. Вместе с ним он становится обладателем полного знания о Вселенной или абсолютной истины, так как импульс жизни и знание - одно и то же, а он был получен из источника полного знания.
Обладать-то он обладает, а осознать не может, поэтому абсолютная истина в физическом объекте выполняет всего лишь навигационную роль для уменьшения проб и ошибок при продвижении к цели своего существования. При удачной пробе в своих взаимодействиях объект, по выражению Платона, вспоминает что-то из полного знания о вселенной. Смысл взаимодействий всех объектов в мире - полностью вспомнить полное знание о вселенной.
Эволюция - это по своей сути изменение сознания от его предтечи в косном веществе в форме локальных физико-химических взаимодействий до совершенного сознания, обладающего знанием причины и следствий всех взаимодействий в мироздании.
Образы физических объектов, методом проб и ошибок, должны построить целостную фигуру, тот самый образ, который "взорвался" при зарождении вещественного мира. Какой-то объект называется Сократ, другой - безыменный червь, но никакое самое совершенное существо из косного мира в любом числе перерождений самостоятельно никогда не достигнет совершенства целостного образа вселенной. Не может в коконе бабочки один зачаток крыла развиться и полететь к солнцу, а другой превратиться в труху. Учение о реинкарнации, по всей видимости, является метафорой, смысл которой скрыт от большинства последователей этого учения.
Как образ полного вселенского знания может вместиться в зарождающемся микроскопическом объекте? Для образа размер пространства не имеет значения, ибо его суть - информация. Один и тот же образ может быть растянутым на всю вселенную или поместиться на кончике иглы, поэтому копии полного знания вселенной входят в любой вещественный объект при его зарождении. Электрон это или весь космос, значения не имеет.
Человек развивается из одной клетки, во время своего зачатия он получает импульс жизни и полную информацию о вселенной, и по мере его развития, растет и объем его первообраза, несущего в себе полное знание о вселенной. В некоторых религиях этот образ называют душою.
Человек, впрочем, как и любая иная система, существует за счет противоречия полного знания в нем и относительного, добываемого в опыте его взаимодействий с окружающей средой, которое со стороны выглядит как инерционное существование.
Полная информация о чем-то, впрочем, как и частичная, становится знанием, когда ее осознают. Объект, осознавший полное знание, владеет совершенным сознанием. По нашим представлениям, он находятся в идеальном мире, мире сверхсветовых скоростей, а объект из мира вещественного, то есть мира досветовых скоростей, осознает он это или нет, стремится к идеальному миру. При этом, высшего совершенства земной объект может достигнуть только вместе с остальными объектами физического мира как результат их взаимодействий друг с другом, иначе какой-либо смысл взаимодействий объектов физического мира теряется.
Космос, Природа и человек могут увеличивать энергию своего врожденного жизненного импульса при создании чего-то нового в стихийных или сознательных творческих актах. Эта энергия нисходит к зарождающемуся объекту из идеального мира, поэтому она попутно продлевает и жизнь его творца. Творчество - это овладение информацией, качественно изменяющей мир.
Второй источник движения вещественного объекта похож на горючее для двигателя. Эту энергию объект получает при своем взаимодействии с другими объектами. К примеру, пищевая цепочка в Природе есть условие поддержания инерционного существования, импульс которому дан объекту при его зарождении, одновременно эта цепочка является принуждением к единству всех ее звеньев.
Взаимодействие предполагает существование двух способов рассмотрения любого события, с точки зрения каждой из взаимодействующих систем. С точки зрения познания взаимодействие есть стремление создать модель окружающей действительности. Знание, доступное объекту, - это динамическая модель фрагмента действительности.
В зависимости от характера взаимодействия с окружающим миром формируются разные способы построения знания. Взаимодействие, а значит, и познание может быть прямым, косвенным и сетевым. Отличия этих взаимодействий друг от друга лежат на поверхности, поэтому останавливаться на них мы не будем.
Познание делится на два рода - чувственное и рассудочное, утверждают авторитетные мыслители. Посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся.
В мире людей чувственное познание первично. Способности к рассудочному познанию раскрываются у ребенка позже чувственного. В детстве мы познаем окружающий мир через ощущения, чувства и только взрослея, осознаем явления и предметы вокруг нас. Это не означает, что сознание вторично, его основа, похожая на подводную часть айсберга, которую называют подсознанием, дается человеку при его зачатии. В нем и находится полное знание о вселенной, которое может не осознаваться человеком.
Все объекты вокруг нас имеют (самим не верится, но логика заставляет поверить) разум и чувства. Их иерархия начинается почти от нуля в косном веществе до нравственных чувств и разума человека и далее к его идеалу, однако без их хотя бы следов, приходится признать: ничего во вселенной нет. Из всех чувств наиболее возвышенны нравственные чувства идеального человека.
Наука пока не знает, как морализирует электрон, быть может, его движение связано с нравственными чувствами, так же, как моральные поступки (движения) человека, зато ею достаточно хорошо исследованы признаки морали среди животных. Оказывается, что мораль есть продукт эволюционных сил. Так, Марк Беков, профессор экологии и эволюционной биологии из университета Колорадо, считает, что мораль представляет собой набор поведенческих способностей, присущих всем млекопитающим, живущим в сложных социальных группах (волки, слоны, дельфины, крысы, шимпанзе...). Он определяет мораль как "набор взаимосвязанных линий поведения, поддерживающих и регулирующих сложные отношения внутри социальной группы." Этот набор включает эмпатию (от греч. - в + греч. - страдание), то есть сострадание, сопереживание эмоциям другого существа, альтруизм, взаимность, сотрудничество, и на определенном уровне - честность. Все социальные животные от муравьев до слонов меняют свою линию поведения в сторону сдерживания эгоизма для повышения своей приспособленности к требованиям эволюции.
Количество исследований, официально доказывающих, что животные обладают способностью чувствовать, понимать и осознавать все происходящее, сегодня превышает две с половиной тысячи.
Ничего удивительного в этом нет, так как если отталкиваться от эволюционной преемственности, то все, что есть в нас, в какой-то степени должно присутствовать и у животных, а то, что есть у животных, - в растениях и т. д. вплоть до элементарных частиц.
У человека моральные правила тоже, как у животных, основаны на эмоциональных инстинктах и интуиции, сформированных селекционным отбором в прошлом, и отражают опыт выживания и репродукции. Родительская любовь - это результат эволюции, поскольку она повышает шансы потомства на выживание. Табу на инцест эволюционно оправдывается тем, что снижает вероятность генетических уродств. Национализм и патриотизм являются формами разграничения на своих и чужих. Эта дискриминация по признаку "свой - чужой" появилась из-за того, что она повышает шансы группы на выживание, и должна быть, если не под строгим запретом, то хотя бы осмеянной, когда угрозы (начиная от 21 века) их выживанию исчезают.
В разные времена и на разных территориях складывается свой набор моральных ценностей, но все они должны придерживаться золотого правила нравственности, которое можно сформулировать, как "относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе".
Тему нравственности глубже остальных мыслителей проработал Эммануил Кант. Он утверждал, что человека делает по настоящему свободным единственно нравственный закон. В то же время для человека моральный закон есть императив, который повелевает категорически, поскольку человек имеет потребности и подвержен воздействию низменных чувственных побуждений, а значит, способен к поступкам, противоречащим моральному закону. На роль категорического императива он определил долг. Знание имеет приложения, писал Кант, главное из которых - стремление быть достойным счастья. Его можно достигнуть посредством выполнения долга, который тождествен высшему принципу нравственности. Основным атрибутом долга является бескорыстие.
Артур Шопенгауэр назвал категорический императив Канта похожим на заповедь Моисея, то есть оторванным от жизни, но нам кажется, что он погорячился. Конечно, с точки зрения немецкого бюргера чиновник (работник) начнет выполнять свой служебный долг бескорыстно не очень скоро, но разве такой долг имел в виду Кант? Вряд ли.
Человек имеет долг только перед вселенной (хотя Кант и назвал ее государством) и только расплачиваясь по нему, он становится по-настоящему свободным и бескорыстным. Понятие вселенной абстрактно и загадочно, для человека гораздо ближе ее образ, который находится в его сущности, поэтому можно сказать, что он должен исполнять долг перед своей сокровенной сущностью, душой или духовным сердцем. Этот долг ощущается им как чувство вины и комплекс неполноценности перед полным знанием о вселенной, как вина школьника, не выучившего урок, - перед своим учителем. Долг школьника состоит в том, чтобы наполниться знанием, которым обладает учитель, соответственно долг абстрактного объекта заключен в том, чтобы постичь знание, доступное первооснове мира.
Инструментом выполнения долга являются природные свойства физического объекта, у человека это творческие способности. Только в творческом отношении к жизни в самом широком смысле человек выполняет высший принцип нравственности, долг, ибо именно в процессе творчества человек максимально свободен и безусловно бескорыстен. А как иначе достигнуть счастья своего тождества с первичной субстанцией Вселенной? Эгоист ответит, сяду под деревом и займусь медитацией, но эволюция возразит, а кто будет сначала кормить, а потом убирать из-под восьми миллиардов медитирующих?
Способность творить - это самое исконное, первичное, коренное в человеке, то, чем характеризируется его сущность. В творчестве человек при интуитивном озарении соприкасается с первичной субстанцией вселенной, которая в нашем понимании есть полное знание. Однако творческие способности у массового человека в социуме обычно затенены, поэтому творческое отношение к жизни ему малодоступно или недоступно совсем, как же мы можем требовать от человека императивного выполнения долга, если инструменты его реализации скрыты от мира? Никак.
Нравственные правила в обществе должны соответствовать степени раскрытия природных способностей граждан, иначе государство оказывается лицемерным. Чтобы общество становилось все более нравственным, необходимы не только моральные кодексы, библейские заповеди и высоконравственные законы, но в первую очередь - социально-экономические условия, раскрывающие природные способности его граждан.
Когда оригинальные природные способности человека не раскрыты, то его нравственность оказывается флюгерной, и ее приходится поддерживать в обществе с помощью правил и законов. Казалось бы, ничего не значащая рокировка во взаимодействиях человека с окружающим миром, но из нее вытекают все проблемы человечества, и они не будут разрешимы до тех пор, пока эти правила и законы не станут вытекать из потребностей человека, а не общества.
Приспособительные возможности человека огромны, поэтому последствия фактической безнравственности людей растянуты во времени. Внутри этого временного промежутка дети, в своем большинстве отделенные от своих природных обязанностей, взрослея, превращаются в героев Кафки (художественное отображение человека, отделенного от своих природных способностей в западной культуре) или в мелких бесов Федора Сологуба - в русской. И мир людей стал сюрреалистичным.
Государство, не обеспечивающее для своих граждан их сокровенных прав, то есть конвейерным способом штампующее мелких и крупных бесов (а таковых в мире почти сто процентов), враждебно сути человека, поэтому идеология анархизма предполагает его насильственное упразднение, однако более разумным, нам представляется, принуждение государственной бюрократии к выполнению своих системообразующих обязанностей. После этого институты государства начнут отмирать сами по себе. В системе, самоорганизовавшейся за счет природных способностей своих членов (улей, муравейник, община, коллектив), вожди и прочие управленцы излишни.
В среде активных мелких бесов бастуют, митингуют и смещают власти по любому самому ничтожному поводу или вообще без повода, но никто в ней даже не заикается об ущемлении коренного права человека жить в соответствии со своими природными способностями, поэтому это принуждение, скорее всего, последует от иррационального окружения человека, например, эволюции.
Источником творческого вдохновения людей К. Юнг определил коллективное бессознательное, архетипы (от др. греч. - первообразы) которого полны зародышами новых мыслей и творческих открытий. Эту субстанцию академик Вернадский назвал Ноосферой, что, на наш взгляд, более точно отражает ее содержание. Ноосфера (о ней более подробно поговорим отдельно) состоит из всех мыслей людей, инопланетян, шире - плодов взаимодействий всех объектов физического мира. Из этого образного материала - возвышенного и низменного, глупого и мудрого - формируются новые для физического мира образы, которые, словно вызревшие яблоки, иногда падают на подготовленную почву, называемую ньютонами. В коллективное же бессознательное, кроме мыслей людей, можно включить и полное знание о Вселенной, которое бессознательно находится в каждом человеке, однако тогда в составе этого коллектива появится как бы волшебник, резко ускоряющий ход мировых событий, что нарушит самостоятельное развитие физического мира. На самом деле, полное знание о вселенной для объектов физического мира исполняет всего лишь роль матрицы, компаса, через постижение частичного знания направляющих физический мир в лоно идеального. И этой функции вполне достаточно для успешного выполнения вселенской задачи.
В процессе постижения относительной истины совершенствуется сознание физического мира в сторону обладания полным знанием и совершенным сознанием. Некоторые люди, так называемые "просветленные", объявляют о своем совершенном сознании, то есть об обладании полным знанием о вселенной или абсолютной истины. Зная, что обладатель совершенного сознания (полного знания) сотворил наш сложнейший мир за доли секунды, изобличить подобного проходимца нетрудно, достаточно попросить его создать что-нибудь самое простенькое, например, травинку из "ничего" за всю его жизнь.
Повторяем, у человека имеется единственный долг, долг перед вселенной или, что одно и то же, перед своей вселенской сущностью, реализующейся в творческом взаимодействии с действительностью, и, выполняя его, он безошибочно, автоматически и без пропаганды высокой нравственности проявляет долг перед космосом, государством, семьей, службой, окружающей средой и при этом чувствует себя счастливым человеком, потому что занят любимым делом.
Творчество, в более широком смысле взаимодействие объектов вещественного мира, кроме долга, комплекса неполноценности и вины, обусловлено волей к жизни. В основе последней находится жизненный импульс, полученный объектом при своем зарождении. В принципе, четыре эти толчка к творчеству - метафоры одного и того же, назвав которое, мы получим еще одну аллегорию.
Австрийский психолог Альфред Адлер в полемике с Фрейдом косвенно подтвердил мысль о зависимости творчества от комплекса неполноценности человека. В своей компенсационной теории творчества он рассматривал науку, искусство и другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков. Каждый человек изначально обладает творческой силой, утверждал он, благодаря которой может управлять собственной жизнью. При этом творческая неудовлетворенность составляет главную подкладку наслаждения. Как только желание нами достигнуто, писал он, снова возникает неудовлетворенность, и мы вечно переходим от страдания к скуке и обратно через кратковременные промежутки неполного удовлетворения.
Выгода возвращения долга состоит в свободе от него, то есть от своей вины и неполноценности, поэтому Кант назвал его бескорыстным. Выполнение своего долга, иными словами, реализация своих природных способностей, наикратчайшим и единственным путем ведет сюрреалистическое существо к жизни с человеческим достоинством.
В условиях мирового творческого процесса мастер, Ноосфера и материал переплетаются между собой, и отделить эту троицу друг от друга может только тщеславие. Менделеев, Эйнштейн, впрочем, как и все остальные великие люди на земле, стали такими, какие они есть благодаря недооцененному людьми их окружению, и главное, благодаря открытиям в Ноосфере, к которым причастны все взаимодействующие объекты физического мира. Эти открытия бомбардируют головы потенциальных гениев, и лишь некоторые из них достигают своей цели, потому что большинство потенциальных изобретателей еще в детстве превращены в винтик государственной машины, и они, вкрученные в нее, не в состоянии нормально взаимодействовать со своей естественной средой, Ноосферой.
У каждого физического объекта свой личный оригинальный долг перед вселенной, свой творческий потенциал, свой спектр взаимодействий, и все объекты важны и необходимы для осуществления общей цели приобщения физического мира к полному знанию о вселенной и совершенному сознанию, поэтому мы желаем, чтобы люди славили не только авторов, на голову которых упало яблоко, но и всех безвестных, творцов этого яблока во вселенной или не славили никого. То же самое относится и к спискам, цитируемых авторов, в как бы научных изданиях. В них следует перечислять все объекты взаимодействий в мире ( мотылек полетел в другую степь и яблоко от этого не сформировалось или упало на чью-то голову в другой галактике) или не перечислять никого.
В идеальном мире наши два рода познания сливаются в один. Восток утверждает, что в чувственный род познания - до пустоты, ибо, когда все безошибочно ощущаешь, в разуме нет необходимости. Запад, начиная от Аристотеля, доказывавшего, что "бытие есть мышление о мышлении", склоняется к тому, что разуму, обладающему полным знанием, чувства ни к чему. Кант предполагал, что чувства и разум имеют какой-то общий корень, но не успел докопаться до него. Позиция Канта в этом вопросе нам видится более сбалансированной, поэтому попробуем как-то приблизиться к этому корню.
Чувственное познание, в том числе интуитивное, имеет нравственное содержание. Говоря о чувствах применительно к миру, объекты которого осознают абсолютную истину, мы должны понимать, что в нем имеют смысл только высшие чувства, похожие (других аналогов у нас нет) на высшую мораль человека. Йоги, чтобы достичь этого мира, известными практиками освобождаются от низменных чувств, останавливают мыслительный поток, а затем избавляются от любых чувств, чтобы окунуться в полную безмятежность. В массовом масштабе такая практика непродуктивна, так как вместе со всеми чувствами йог освобождается и от чувства долга, высшего нравственного принципа и единственной двери в идеальный мир. В своей нирване он фактически пытается законсервировать себя в вещественном мире до лучших времен.
Чувство долга важнее разума и всех остальных чувств. Недаром, когда человек оказывается перед трудным выбором, говорят, делай, что должно, и разумное решение сложится само собой.
В идеальном мире высший принцип нравственности - долг - тоже реализуется в творчестве, но не для достижения чего-то (там есть все), а ради самого творческого процесса, Игры; и тут уже прав Аристотель, так как без участия разума творчество невозможно. Что, опять два рода познания? Едва ли. Рискнем предположить, что чувства и разум, которыми обладает вещественный мир, сублимируют в мире идеальном в высшее блаженство, любовь.
Любовь - это не только чувства, а их симбиоз с разумом, проявление чувственного разума или разумного чувства. Любовь - синоним абсолютной истины и высшей нравственности. Из всех известных нам разновидностей любви ближе всего к чувственному разуму или разумному чувству, то есть к высшему блаженству, находится творчество на основе природных индивидуальных способностей.
Только к высшему блаженству, а не абсолютному покою, пустоте, духу и всему остальному абсолютному может быть применимо понятие Абсолюта как никем недостижимого идеала, так как счастья много никогда и нигде не бывает.
Высшее блаженство вселенной (любовь), сотворив оригинальный вещественный мир и раздвоившись в нем на разум и чувства, находится в ожидании нового импульса блаженства. Таким образом, она коротает вечность своего существования.
Припасть к отблеску высшего блаженства на земле может и человек. Наиболее остро, словно на пике праздника, это происходит при фейерверке творческого озарения, а в буднях повседневной жизни - когда испытывает предвкушение счастья. Обычно оно связано с выполнением долга, в той степени его возвышенности, которую человеку позволяет социальная среда.
Глава 3. Личность - образ в образе Вселенной
В основе познания находятся образы, поэтому можно сказать, что образ есть первичный элемент познания, в том числе познания личности. Ее исследование должно начинаться с выяснения сущности образа. Что такое образ? Вопрос многозначен, и он может быть понят в разных смыслах. Образ - это и картина художника, и человек, и любой "кадр в фильме" взаимодействий объектов друг с другом. На образ обычно смотрят как на порождение мысли, но на самом деле мысль и образ неотделимы друг от друга.
Образ есть воображаемое или реальное свойство объекта (тела), значит, и он телесен, то есть обладает формой. Образ есть тело любой идеи и всякого взаимодействия в вещественном мире. Мы можем со своего места (вещественный мир) выражать объекты вещественного и идеального миров при помощи образов, но там, где существуют в абсолютной истине образы бессмысленны. В писании говорится, что при творении вещественного мира вначале было слово (образ), значит, до творения никаких образов не было. Он там не нужен, так как объекты идеального мира понимают друг друга без слов, и в своих достоинствах тождественны друг другу. Объекты, в том числе образы зародились по отношению к идеальному миру по инициативе людей, для того, чтобы понять суть Единого, в составе которого на самом деле никаких объектов нет. Форма образа принадлежит к вещественному миру, и весь этот мир состоит из образных форм. Любой образ обладает энергией своего внутреннего содержания, которое идеально.
Напомним, что в нашей трактовке идеальное отличается от вещественного прежде всего количеством движения. При скоростях выше скорости света объект оказывается невидимым для самых совершенных приборов, поэтому кто-то может назвать его идеей, а другой, место его нахождения называет пустотой, в которой в потенциальном состоянии находится этот объект. На наш взгляд, правы оба исследователя, но тот и другой прав аллегорически, то есть говорят мифологическим языком. И наоборот, при замедлении движения того же объекта до и ниже скорости света мы получаем возможность наблюдать за ним тем или иным способом, и от этого называем его вещественным, однако и это название аллегорично.
Форма образа складывается из отношения ее частей между собой, определенного ритма, структуры... Форма образа строится свойствами элементарных единиц информации, образонами. Их можно сравнить с буквами в слове. Из беспорядочного набора образонов живой образ не сложится. Оригинальные комбинации образонов являются внутренним содержанием образа и смысл этого содержания срощен с формой образа. На этом симбиозе построена философия имени. Каждый объект имеет имя существительное, и по этому имени можно распознать суть этого объекта, утверждают ее приверженцы. Буддизм опровергает эту связь и называет имена существительных всего лишь бирками для распознавания объектов. Наше суждение в этом вопросе находится посередине. Хотя внутреннее содержание объекта и срощено с его формой, мы до конца не знаем в чем состоит суть его внутреннего содержания, поэтому наши наименования вещей несовершенны. С другой стороны, это срощение, и тут буддизм прав, не может быть вечным, в мире безмолвия имена бессмысленны, поэтому в нем от образа останется только внутреннее содержание. Но пока есть и то и другое, имена не бирки, в них находится намек на истину, поэтому они не ложны и не истины, а метафоричиы. В зависимости от сложности объекта этот намек может быть ближе или дальше от истинного содержания образа.
Формы вещей, в том числе форма личности, появляются во Вселенной в ходе эволюционных процессов. Все вещественные формы Вселенной стремятся эволюционировать в форму личностей, потому что они сотворены по образу Верховной Личности.
Человеческая личность - это форма жизни, осознавшая свое внутреннее содержание и с помощью этого инструмента сознательно преобразующая окружающий мир. В конце эволюции творческие личности объединятся в форму гиперличности - одну на всю вселенную. Гиперличность, в которую входит все вещество вселенной и все разумные существа, - вершина ее формотворчества. Только гиперличность (не мистик, йог, гуру, лама и все иные религиозные овечки) сможет возвратиться в идеальный мир и слиться с Единым. Последнее случится при сверхсветовом ускорении, в результате которого гиперличность начнет распадаться на отдельные образоны. Эти образоны станут возвращаться (запаковываться) на свои места в образонном континууме, то есть в Едином.
Многих людей разочарует гипотетическая потеря своего "Я" в Царстве Небесном. Но на самом деле никакой потери не будет, наоборот, появится абсолютное приращение всего: знания, блаженства, силы, красоты и всех других достоинств личности. Единый и его часть (образон) обладают одним уровнем качеств - совершенным, поэтому каждый образон в континууме, совершивший путешествие в вещественный мир, всегда будет помнить все свои состояния во всех формах существования в нем, в том числе в форме человека.
Это разочарование мы бы сравнили со страданиями однодневного эмбриона Сократа, который беспочвенно стенает из-за того, что может потерять свою в общем-то уродливую форму и навсегда раствориться в великой личности.
Что делает человека личностью?
Существует огромное количество философских, этических, психологических и политических определений личности, в которых со всех сторон рассматриваются разные свойства личности, есть целые науки, глубоко исследующие нравственность человека, его характерные черты, эмоции, социальные установки, но мало затрагиваемой или совсем не исследованной в проблеме личности оказались биогенетические задатки человека. Конечно, вытекающие из них индивидуальные природные способности, творчество человека всегда упоминается исследователями феномена личности, однако и всегда поверхностно, как данность, не требующая глубокого анализа. Вместе с тем из этих задатков вытекает нравственность человека, его характер, и все остальные свойства личности, а также состояние общества, которое определяется развитием личностей, находящихся в нем.
Мы попробуем восполнить этот пробел или хотя бы несколько углубить понимание жизненно важного свойства личности человека.
Что же такое биогенетические задатки? Эмбрион человека повторяет всю биологическую цепочку эволюции человека, значит, в задатках ребенка находится все, чем мы были, а взрослый человек обладает новаторскими способностями, поэтому мы имеем задатки того, чем будем. Без полного представления о том, что было в самом начале, и том, что будет в самом конце, невозможно понять, что такое личность, поэтому наше исследование логично начать издалека.
Сущностным свойством человека являются его биогенетические задатки. В них заключен определенный уровень эволюции вещества вселенной, прошлое, и потенциал продолжения эволюции, будущее. Это фундамент личности. В зависимости от того, как и насколько полно раскрыты эти задатки, формируется "Я" человека - род его деятельности, чувство собственного достоинства, ответственность, нравственность и прочая надстройка над этим фундаментом.
Каждая личность является человеком, но не каждый человек является личностью. Ребенок - это человек, но еще не личность, личностью он станет, когда его природные задатки преобразуются в индивидуальные способности. Вместе с этим преобразованием формируется характер, нравственность человека и его мироощущение. Человек с нераскрытыми природными способностями на всю жизнь остается безличностным. Конечно, кое-какие задатки раскрываются у любого человека, но их обычно достаточно, чтобы быть человеком толпы, и категорически недостаточно, чтобы быть индивидуальностью. После тысячелетних восхвалений человека в стихах и политической прозе пора, наконец, опуститься на землю и признать, что человек пока не вышел из толпы, то есть не стал личностью в массовом масштабе.
Да, безличностные пока не уничтожили мир, потому что в нем есть личности, однако последних недостаточно для того, чтобы человечество (всем заметно) не скатывалось к своей гибели. Многочисленные эксперты и аналитики видят угрозы существованию человека в чем угодно, но только не в отсутствии личностей, однако мир людей жив не столько соблюдением экологических норм, сколько наличием личностей. А их в наши дни катастрофически мало, кругом одни толпы - парламентариев, болельщиков, митингующих, социальных сетей, театралов, едоков и прочих. Некоторые толпы депутатов или митингующих верят, что вступление в ЕС, союз с Россией, Китаем или США имеет определяющее значение в судьбе народа, другие толпы народов ищут свое спасение в религиях или в национальной идее, но все это локальные мифы или простые мечты стадного (прошлого) человека, который обречен. На самом деле судьба народа находится в нем самом, а не во внешних обстоятельствах. Все, что можно и нужно людям требовать от властей в современных обстоятельствах - это то, что превращает народ из толпы в сообщество индивидуальностей.
Проблема стадного существования богоподобного существа не нова. Ее пытались разрешить многие мыслители прошлого и с разных идеологических позиций, но одинаково безрезультатно. Всесторонне развитая личность оказалась недостижимой мечтой как для коммунистической толпы, так и для экзистенциальной. В последней, Кьеркегор еще позапрошлом веке талантливо описал проблемы машиноподобного человека, отделенного от своей сущности, и существующего в отчаянии и страхе от своей неистинной жизни.
Каждый человек толпы переживает отчаяние и страх по-своему, поэтому это интимное состояние развивается и преодолевается в одиночестве и в вере в Бога. Во время этого преодоления человек, согласно этому мудрому затворнику, и становится Единичным, которому присуще истинное существование. В нашем представлении, Единичный другой - это не рефлектирующая страхолюдина, а человек, вовлеченный в космический процесс богостроительства из материала (вещества) Вселенной с помощью индивидуальных природных способностей.
Реализуя свои свойства, Единичный объективируется, поэтому можно сказать, что если кто-то скрывает свои природные свойства от мира, то он не существует. К примеру, при работе некоторых двигателей внутреннего сгорания не все топливо используется по назначению, какая-то его часть по пути в камеру сгорания улетучивается, для двигателя эта часть топлива не существует. Так и тут.
Лишь Единичному присуще истинное существование. Для человека существовать - значит реализовать свое бытие через свободный выбор в творчестве. Категория истинного существования не действует в обществе, состоящем из массы анонимных людей и других столпотворениях, поэтому государства, церкви, народы и все остальное универсальное - это группы, сначала создаваемые для удобства жизни, выживания и классификации, потом и по сей день - для эксплуатации человека другим человеком в корыстных интересах. Однако, мир устроен более надежно, чем бензиновый двигатель, в нем любые "пары", дезертирующие от своего предназначения, улавливаются и сложными путями возвращаются в вечный двигатель Мультивселенной, поэтому, говоря о не существовании чего-то, мы в первую очередь, имеем в виду его отклонение от главного русла существования мира, то есть стержневой цепи причинно-следственных связей во Вселенной.
Человек в "двигателе" или "улетучился" можно узнать по тому, как реализуются его природные свойства.