Аннотация: Или почему самые дорогие картины мира могли бы выглядеть намного лучше
Красота, как известно, - чуть ли не самый классический пример субъективности. Но если посмотреть на самые дорогие картины мира, а точнее на проданные с молотка по наиболее высоким ценам, то понятие красоты становится достаточно определённым. Для меня сначало являлось загадкой, что (или кто) именно является решающим фактором в определении стоимости того или иного образа, поскольку красота и эстетика самых дорогих картин твёрдо стоят на последних местах, а первые места занимают относительно малоизвестные художники. На самом деле всё весьма банально: цена - это не мерило художественной ценности картины, а лишь признак того, что толстосумы на торгах готовы заплатить любую цену, чтобы, обскакав конкурентов, заиметь тот или иной образ.
Вот самая дорогая пока что картина - "No. 5, 1948" Джексона Поллока, оценённая в 140 миллионов долларов (на момент продажи в 48-м году, по ценам на март 2010 года - это уже 151,2 "лимона"). Название такое же, как и само полотно, то есть абстрактно-экспрессионистское. Заплаченную за картину сумму можно бы спокойно присудить тому, кто поймёт, что на ней изображено (для сравнения - "Портрет Джиневры де Бенчи" кисти Леонардо да Винчи был продан за 33 миллиона в ценах 2010-го). Впечатление такое, будто спившийся от горя Поллок, преследуемый кредиторами, намалевал эту картину в спешке для погашения долгов и присудил ей лишь номер да год создания вместо названия. На самом деле Поллок, собственно, всегда малевал только такое, причём именно малевал, поскольку работал в жанре абстрактного экспрессионизма - фактически том же самом, в котором малюют окрашенными пальцами даровитые шимпанзе. А вот вторая по дороговизне картина - "Женщина III" кисти другого абстракциониста, Виллема де Кунинга. Здесь можно отчётливо различить женщину, что уже приближает картину к жанру примитивизма и видимо поэтому стоимость её оказалась чуть ниже - 137,5 миллионов (или 148,5 на март 2010-го). В общем я просмотрел в интернете семнадцать картин, самая дешёвая из которых - "Портрет мужчины с алебардой" - была продана за 35,2 миллиона долларов. Написана она флорентийским мастером Понтормо в 1520-1530 годах. Сравнивание этой картины с творчеством аукционных повелителей, то есть Ван-Гога и Пикассо, - дело субъективно-академическое, но именно эта картина была, пожалуй, одной из весьма немногочисленных выдающихся работ на фоне других. Среди всех этих суперкартин нет ни одной кисти, скажем, Рафаэля, который уже в 20 лет писал такое, что затмевает чуть ли не все работы того же Пикассо. Как нет ни одной кисти Дали, не говоря уже о менее известных, но весьма искусных художниках Адольфе Бугро, Лоуренсе Альма-Тадеме, Джулии Белл или, например, Греге Ольсене, каждая из картин которых по мастерству исполнения превосходит всё творчество Ван-Гога и Пикассо, вместе взятых. Впрочем особняком здесь стоит творчество тоже малоизвестной, но гениальной американки Акиан Крамарик, которая уже в десять лет дала бы баааальшую фору мастерам вроде Рембрандта. В жизни, однако, вместо драгкамней обычно шлифуются и ограниваются булыжники - из знаменитых русских живописцев в списке наиболее высоко оценённых художников оказался один Малевич (но не с "Чёрным квадратом"). О вкусах не спорят, но всё же, по всей видимости, надо просто быть достаточно известным, ибо познания толстосумов весьма ограничены. А умение писать картины - дело десятое (справедливости ради стоит отметить, что среди авторов "избранных" картин есть Рубенс, Тициан, Моне и Сезанн). Триумф истории, однако, заключается в том, что все эти дорогущие мазни, по большей части века двадцатого, оказались в частных коллекциях, тогда как истинные шедевры находили и находят своё место в музеях, чтобы ими любовались тысячи посетителей.