В 2015 году исполнилось 90 лет со дня выхода известного романа А. Р. Беляева "Голова профессора Доуэля". Его визионерский сюжет, хотя только в случае с собачьей головой, подтвердился уже спустя 15 лет, в советской короткометражке "Эксперименты по оживлению организма" 1940 года. Но спор о существовании человеческой души остался до сих пор неразрешённым. Он по-наполеоновски амбициозен, ибо в конечном счёте сводится к попыткам экспериментальных доказательств наличия нематериального. Советские эксперименты по оживлению организма естественным образом позиционировали себя как доказательство материалистической точки зрения. В целом, вопрос заключается в том, доказуемо ли нематериальное в принципе, без учёта технологических преград. В этом смысле есть по-крайней мере два аргументации: та, которая основана на случаях клинической смерти и та, основанная на прижизненном опыте.
Мои предположения базируются на дискуссии, которую я начал в разделе научных вопросов английской Википедии Reference Desk/Science и которая, как это часто бывает, зашла в тупик, поскольку каждый остался при своём мнении. Оттолкнёмся от медицинской аксиомы: нервная система человека делится на соматическую, которая контролирует преднамеренные, осознанные действия, и автономную, контролирующую функции внутренних органов, например биение сердца, а также безусловные рефлексы, например чихание. Подобная дихотомия достаточно хорошо известна и материалистами и скептиками не оспаривается. И автономная, и соматическая нервные системы посылают нервные сигналы, которые в обоих случаях возникают благодаря так называемому потенциалу действия. Этот потенциал действует на клеточном уровне и может возникнуть как в отдельно взятом нейроне, так и в группе мышц, например в сердце и влиять на сердечные сокращения. Потенциал действия - это электрическая волна изменения потенциала клеточной мембраны, которая по умолчанию находится в так называемом потенциале покоя. Потенциал покоя - это когда внутренняя сторона мембраны клетки заряжена отрицательно по отношению к внешней. При возникновении потенциала действия, то есть, например, когда мышцы получают команду поднять руку, повышается проницаемость мембран для ионов натрия, которые быстро перезаряжают мембраны. В итоге появляется нервный импульс, который, например, даёт сигнал мышцам сокращаться. В автономной нервной системе потенциалы действия генерируются автоматически: либо как уже генетически запрограмированные (например, потенциалы для сокращений сердечной мышцы во время сердцебиения), либо в ответ на внешний стимул во время безусловных рефлексов, вроде чихания или коленного рефлекса. Поэтому сама система была названа автономной. В вышеупомянутой Reference Desk/Science я задал вопрос, на который по существу не получил ответа, хотя ребята там сидят толковые: что генерирует потенциалы действия в соматической нервной системе? Другими словами, что является первоисточником потенциалов действия, если мы просто по прихоти, например, поднимем руку, пошевелим пальцами и т. д., без физиологической на то необходимости, то есть в отсутствие внешнего стимула? Кто или что генерирует такие потенциалы в нервных клетках? Один из ответов на Reference Desk/Science сослался на метод локальной фиксации потенциала (по-английски patch clamp), когда потенциалы действия возникают в отдельных, изолированных от организма, нейронах а потому, мол, потенциал действия в качестве доказательства нематериального - плохой выбор. Но потенциал потенциалу рознь, даже если их природа одинакова. Вышеупомянутый короткометражный фильм "Эксперименты по оживлению организма" показывает, как изолированная собачья голова, подключённая к медицинскому оборудованию, реагирует на внешние раздражители, вроде света и звука - моргает глазами, поворачивает ухо, облизывается. Это до сих выглядит впечатляюще, хотя было сделано 75 лет назад. Но при этом голова не выдаёт какой-либо мимики до внешнего воздействия и лежит почти неподвижно. Её зрачки не следят за людьми, а уши реагируют только на искусственное постукивание молоточка, но не на естественные звуки в лаборатории. Это всё указывает на то, что собачья голова реагирует только на безусловные рефлексы, то есть действует чисто механически. Если бы собачья голова, например, визуально распознала своего хозяина - это было бы доказательством того, что она действительно живёт, но этого фильм не показывает. Похожий механизм лежит в основе, например, отрубленного хвоста ящерицы или змеи, который ещё некоторое время продолжает сокращаться из-за остаточных нервных импульсов. Курьёзный случай в этой связи произошёл в 2014 г. с одним китайским поваром, который погиб из-за укуса отрубленной головы кобры, мясо которой собирался готовить. У головы сработала автоматическая защитная реакция на угрозу, что само по себе не является признаком жизни.
Рассмотрим ещё один аспект. Человек может наносить себе тот или иной биологический вред, то есть совершать действия, идущие вразрез с интересами его организма - будь то голодовка, самоубийство или пожертвование собой ради спасения другого человека. А может просто задержать дыхание, которое, хотя и по существу противоречит самосохранению, необходимо в некоторых ситуациях, например, под водой. В случае самопожертвования ради спасения, например, прослеживается морально-оценочный стимул, противоречащий инстинкту самосохранения и от собственного организма не зависящий. В случае голодовки сознательно игнорируются полученные гипоталамусом нервные сигналы, идущие от желудка, кишечника и крови. В то же время самоубийцы, решившие повеситься, не могут задушить себя своими руками, поскольку рано или поздно непроизвольно ослабят хватку - биологические сигналы о нехватке воздуха будут сильнее суицидальных нервных сигналов, сокращающих мышцы рук. Именно поэтому самоубийцы часто выбирают повешение - на практике более сложный метод удушения, но не зависящий прямо от их собственных нервных импульсов. Во всех этих случаях чётко прослеживается разделение на сам организм и то, что его в определённой степени контролирует, действуя независимо, то есть не что иное, как нематериальная душа, объективное "я". Совершается сознательный и объективно невынужденный выбор, потенциалы действия которого образуются от моральных или субъективных принципов, а не от физиологической необходимости, что указывает на наличие в теле нематериального источника.
Возьмём третий аспект и представим себе полную и точную копию человека, из всех соответствующих натуральных материалов, с естественной кожей, костями, сосудами, мышцами, волосами и т. д. Несмотря на всё это, даже если у копии по мановению волшебной палочки заработала бы автономная нервная система, отвечающая, в частности, за сердцебиение, копия бы не ожила из-за отсутствия свободной воли. Она продолжала бы стоять на месте. Первоисточник потенциалов действия автономной нервной системы науке известен и появляется он ещё при внутриутробном развитии. В случае с сердцебиением - это так называемый водитель сердечного ритма, а именно синусно-предсердный узел, задающий ритм сердца в здоровом организме. Как и в остальных компонентах автономной нервной системы, эволюция генетически запрограммировала генерировать в этом узле потенциалы действия, необходимые для жизни. Является ли свободная воля просто следствием той же эволюции от простого к сложному? В некоторых случаях свободной воли потенциалы действия можно объяснить собственным анализом или восприятием ситуации, например выбор кратчайшего маршрута или визит в булочную, откуда вкусно пахнет. Но в то же время почти с каждым бывает так, что хочется сделать больше, чем на то способен организм. Даже чувствуя усталость, нередко бывает так, что хочется и дальше заниматься любимым делом, игнорируя собственную физиологию. При некоторых расстройствах автономной нервной системы, например, при недержании мочи, человек знает, что его организм ведёт себя ненормально, то есть вновь имеет место разделение на организм как таковой и его нематериальное начало. Всё это косвенно указывает на то, что тело является материальным посредником, с помощью которого душа взаимодействует с окружающим миром.