Ткаченко Константин Николаевич : другие произведения.

Национальные особенности омского мифотворчества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья задумана как изложение местных особенностей регионального мифотворчества, отмеченных в статье Б.В.Кондакова "Пермская земля: реальность и мифы"

  Изучение нравов земляков с научной точки зрения всегда доставляло мне немало весёлых минут и пищи для раздумий. Особенно меня интересовало коллективное творчество, выражающееся в придумывании оригинальных представлений о самих себе. Наиболее урожайными в этом отношении были весёлые 90-е, когда народу уже не доводили до сведения, как положено правильно думать, но ещё не учили, как думать правильно. Этот период войдёт в историю нашего славного города как эпоха совершенно безудержного мифотворчества. Потом к этому подключились власть предержащие, и сразу стало скучно. Всё же проблеск свободы оставил в народном сознании несколько весьма примечательных идей, которые будут муссироваться не одно столетие.
  Как всякий правоверный омич, я исходил из типично провинциального представления, что есть "мы", то есть город Омск и его окрестности, и "они", живущие в потусторонней Москве. Между полюсами мироздания - пустота, наполненная виртуальными миражами, которые материализуются в железнодорожные станции с городами по мере перемещения фирменного поезда "Омич". Активное общение в интернете убедило меня в еретической мысли, что кроме столицы Москвы и провинции - Омска, есть ещё другие провинции, в которых живут люди с не менее богатой фантазией. Люди, они есть!!!
  
  Однажды я был потрясён до глубины души, когда обнаружил, что в какой-то Перми существует совершенно схожая мифология. Причём степень совпадений такова, что заставляет подозревать один источник (тогда какой?) или же что люди, придумывающие эти истории, старательно переписывали друг у друга как первоклассники во время диктанта.
  Мне придётся подвергнуть испытанию трепетные души своих земляков и предложить их вниманию тезисы статьи Б.В. Кондакова "Пермская земля: реальность и мифы" с присовокуплением собственных комментариев. Они свидетельствуют, что у Омска в очередной раз украли самое святое - его мифы.
  Полный текст:
  http://www.ruthenia.ru/folklore/kondakov1.htm
  
  "Принадлежность к провинции - это, прежде всего, определенный тип самооценки, тип культурного самосознания и самоопределения".
  (цитата из статьи Кондакова в качестве эпиграфа)
  
  Тезис 1. Ядро провинциального мифа связано с чудесным превращением провинции в центр, а центра - в провинцию (небезызвестные Васюки превращаются в Нью-Москву, а Москва - в Старые Васюки).
  Эта идея "третьей столицы" полностью разделяется омичами и даже служит критерием подлинного омского духа. Устойчивое представление выставляет Омск в качестве города, следующего по списку столичности сразу за Москва и Санкт-Петербургом. Никаких оснований для этого нет. Омск достаточно случайно стал столицей Директории, альянса самарского Комуча и Временного правительства Сибири в Омске. Омск был выбран только потому, что находился не на передовой, как Самара, а в глубоком тылу. В качестве резиденции Верховного Главнокомандующего Колчака город пробыл чуть менее года - с ноября 1918 по ноябрь 1919. С таким же успехом к столицам можно причислить ещё десяток городов РФ и даже село Гуляй-Поле, опорную базу батьки Махно.
  
  Тезис 2. Пермь - город великого бесчестия и кощунства. В страшные годы гражданской войны здесь были злодейски убиты многие монахи и священники, был мученически убит епископ Андроник, провозглашенный недавно святым. Почти все пермские храмы после октябрьского переворота были снесены или испоганены... На месте кладбища у кафедрального собора, где ранее хоронились самые уважаемые люди города, теперь находится зверинец, и пока он там расположен, ничего хорошего городу не видать. ..
  То же самое можно сказать об Омске, где канонизирован епископ Сильвестр, сердце которого пронзили раскалённым шомполом антихристы-большевики, который был канонизирован и чьи останки чудесным образом были обретены при возрождении Собора Успения Пресвятой Богородицы.
  Тот собор был взорван, разобраны и превращены в склады все остальные омские храмы и часовни. В советское время в городе оставалось два действующих храма: Крестовоздвиженский и церковь "на Труда".
  Омск стоит на кладбищах, которые интенсивно застраивались в советское время. Хотя существовал определённый порядок строительства бывших мест погребений, требовавший вскрытия каждой могилы и отдельного перезахоронения, обычно он не соблюдался. В лучшем случае одному из подсобников закрывали лишние деньги по липовому наряду за то, что он бродил по котловану и собирал кости в деревянный ящик. Что уж было потом... Хочется верить, что кости всё-таки отправляли на действующие кладбища. Последний из крупных скандалов по этому поводу - проект расширения КДЦ "Маяковский" в сторону бывшего шведского кладбища начала восемнадцатого века. Если задуматься - что может быть хорошего в городе, стоящем на костях?
  
  Тезис 2. Пермь находится на самом краю Европы. "Нормальные" европейцы или американцы о Перми вообще никогда и ничего не слышали, а если и слышали, то, как любят с долей определенной провинциальной гордости подчёркивать пермяки, только то, что это город, по улицам которого спокойно "медведи бродят" ..
  Перми ещё повезло - Омск по самые уши сидит в Азии, и единственная гордость, что это всё-таки ЗАПАДНАЯ Сибирь. Подразумевается, что есть ещё и Восточная, обитателям которой впору посочувствовать.
  Омск, действительно, город-инкогнито наряду с Пермью. Они продукт советской системы "закрытых" городов, в которых запрещалось проживание иностранцев. Единственной группой пришельцев "оттуда" за сорок лет существования этого статуса в Омске были французские строители, участвовавшие в монтаже импортных установок на нефтезаводе. Их присутствие настолько поразило аборигенов, что до сих пор в омской топонимике устойчиво упоминаются французская дорога и французский дом в Нефтяниках - хотя внедрение потусторонней жизни в отлаженный суровый быт Омска произошло лет тридцать тому назад.
  В советское время координаты Омска на общегеографических картах были искажены, чтобы злодеи промахнулись при пулянии в нас ракетами.
  В последний раз медведя на улице я видел примерно в 1972 году. Ленивый тощий мишка бродил вместе с цыганами и делал вид, что работает клоуном. Миф о медведях на улице в Омске не был разработан, поскольку не соответствовал мифу основному - представлению о крупнейшем промышленном центре. Действительно, трудно представить лесного обитателя в насквозь загазованных Нефтяниках.
  
  Тезис 3. Несмотря на своё положение в самой заднице мировой цивилизации, Перми суждена великая будущность. Ей предназначено спасти мир. Уникально расположение Перми - в самом центре России (?) и Евразии (???). Город находится на пересечении основных информационных и энергетических путей Земли. Под Пермью, глубоко в земле, находится гигантский кристалл, с помощью которого Земля общается с Солнцем и с другими планетами. Пермская земля является местом усиленного внимания инопланетных пришельцев (или гостей из будущего)....
  Тут мы вплотную подходим к фирменному омскому мифу, кстати, более раскрученному чем пермский. Это тема, поднятая Михаилом Речкиным и сконцентрировавшаяся в образах "Окуневского кристалла" и "Окуневского ковчега". О том, что под озёрами вдоль реки Тара, под деревушками вроде Окунево находится наследие исчезнувших цивилизаций, которым предстоит ещё сыграть свою роль в спасении и возрождении человечества. Окунево - пристанище чистых, избранных, которые спасутся в испепеляющем огне глобальной катастрофы. Параллельно с ней разрабатывались ещё несколько идей - о засилье НЛО над Тарой, о храме Ханумана под Окунево, в котором индийский пророк служил жрецом в прежнем рождении и так далее. Такое разнообразие позволяет любому желающему выбрать свой вариант мифа и сдать адептом глобального омского учения. За неимением места в статье и собственных отрывочных представлениях об окунёвском феномене (феномене как факта общественного сознания) я не буду разбирать его подробно. Достаточно указать, что этот миф весьма распространён и вызывает самые положительные отклики в измученной омской душе.
  
  Тезис 4. В советское время в рамках проекта великого поворота северных рек в Среднюю Азию, на хлопковые поля, предполагалось создание водохранилища на большей части Пермского края....
  Эпопеи Нижнеобского водохранилища, затопившего бы значительную часть Западной Сибири, и поворота сибирских рек в Среднюю Азию вроде бы Омск непосредственно не затрагивали. Для него трагичным стало усиленное гидростроительство в верховьях Иртыша, которое при нынешнем участии китайцев имеет необратимый характер уничтожения реки. К сожалению, предлагаемое средство спасения, то есть строительство Омского гидроузла, более чем спорно и способно только усугубить катастрофу. Многозначительная таинственность вокруг этого проекта и уверения властей в необходимости решения выглядят весьма подозрительно.
  
  Тезис 5. Американцам досталась карта, якобы выполненная колчаковским офицером, на которой нанесены координаты затопленных сокровищ из золотого эшелона Колчака. Или пугачёвского... Или ещё с разинских времён. Американцы хотели выкупить целую реку и извлечь оттуда это золото...
  Фантастичные американцы в окрестностях Омска не наблюдались. Подозреваю, в Перми - тоже. Зато история с золотом Колчака имеет омские версии. Когда напротив Речного вокзала из Омки поднимали снаряды с затонувшей белогвардейской баржи, то весь город был уверен, что на самом деле это - хитроумное прикрытие для извлечения какого-то золота. Среди омских аборигенов отчего-то золото устойчиво связывается с образом незабвенного Адмирала, хотя золотой запас России таскали от Самары до Иркутска белочехи. Других эпических разбойников в районе Омска не наблюдалось, отчего золотой отблеск лежит на монументальной фигуре Колчака. Краткое правление Верховного Главнокомандующего, вообще-то, считается в Омске золотым веком.
  
  Тезис 6. Хитроумные японцы положили глаз на радиоактивные шлаковые отвалы в районе г. Березники. Понять азиатов трудно, но речь явно снова идёт об ограблении природных ресурсов нашей великой Родины. Поэтому мудрая местная власть решила, что народ будет облучаться по-прежнему, но не продаст ни пяди родных отходов...
  Японцы в истории города Омска - персонажи редкие. И нашими отходами пока не интересовались. Но история с золошлаковыми отходами местных ТЭЦ от этого не становится менее интересной. По приблизительным подсчётам в золоотвалах омских ТЭЦ скопились десятки миллионов кубических метров/тонн золы - чего вполне достаточно чтобы засыпать территорию Омска и сделать её совершенно непригодной для жизни. Тем более, что самые мощные омские ТЭЦ - 4 и 5 рассчитаны на использование экибастузского угля, обладающего зольность до 30%, то есть треть массы топлива идёт в отвал. Только промышленная разруха отсрочила от Омска массу неприятностей, связанных с последствиями такой модели энергетики.
  Насчёт золы существует масса представлений. Одно точно - в ней содержится масса полезных ископаемых, например, редких тяжёлых металлов, что определяет высокий класс вредности отходов. Когда-то Омскэнерго субсидировало изыскания на предмет использования золы и в частности - добычи из них полезных ископаемых. На тот момент, начало 80-х, идея была признана нерентабельной. Что отнюдь не означает, что со временем, по мере иссякания полезных ископаемых в естественном заложении и появлении новых технологий, омские золоотвалы не будут востребованы. Тогда Омск ждёт судьба горнодобывающего центра.
  В таком представлении есть нечто глубоко совковое: сидеть по уши в дерьме и при этом делать вид, что данная субстанция является (будет являться в будущем) сокровищем. Тут можно сделать интересный экскурс в психологию подсознания, которая устойчиво связывает экскременты с золотом. Увы, причина проще - это избавляет ответственные лица от необходимости принимать решения.
  О радиоактивности. В начале перестройки, в годы оголтелой экологии всплыла тема щебня из Макинского карьера. Он поставлялся в Омск и исправно закладывался в строительные конструкции, несмотря на то, что был радиоактивен. Тема была весьма популярна как тезис о проведении КПСС геноцида против собственного народа. После того, как КПСС в полном составе перешла в демократическую власть, о радиоактивных детских спальнях благополучно забыли. Вроде бы над городом летал самолёт и изучал радиацию, вроде бы она невелика...
  
  Тезис 7. Пермская земля - прародина цивилизации: на худой конец - зарождения истинной арийской культуры; Веды описывают пермские ландшафты...
  Омск не богат по части выставления себя как места рождения мировой цивилизации. Сказывается то ли прирождённая скромность омичей, то ли незнание ими истории - своей и мировой.
  В народе бродит подсознательное желание как-то связать с ведической цивилизацией топонимы, созвучные со священным слогом ОМ (АУМ) и словом ТАРА. Весьма затруднительно связать околоомские ландшафты с реалиями, описанными в Ведах (равно как и пермские болота в тайге с тропическими лесами и степями). И всё же как соблазнительно щегольнуть в продвинутых кругах каким-то изящным каламбуром о городе Ома. Возможно, эта тема ещё недостаточно разработана, находится в стадии формирования и вскоре порадует нас лихим поворот общественной мысли.
  
  Тезис 8. Для России характерно наличие двух географических центров: один из которых находится ближе к "середине" государства, а другой - находится ближе к центру власти и располагается на периферии (или сам является столицей). Это стандартное восприятие любого провинциального города, который позиционирует себя как хранителя традиций, и его отношение к региональной (или общегосударственной) столице. Для Перми так выглядят связи со Свердловском-Екатеринбургом, советской столицей Урала, и с самой Москвой...
  Снова всплывают набившие оскомину антитезы: Москва-Омск и Новосибирск-Омск.
  О современной Москве ничего хорошего в Омске не услышишь. Даже от тех, кто живёт за её счет и фактически на неё работает. И от тех, кто мечтает о переезде в Первопрестольную. Москва захапала всё что можно, растлила всё, что попадает под её влияние, превратив даже такой выдающийся центр промышленности и культуры как Омск в нечто непотребное. Особенно интересной выглядит в этом смысле позиция областных и городских властей, которые, с одной стороны, вынуждены делать реверансы в сторону кормушки на западе, а с другой, сливаться с народом посредством выражения недовольства политикой столицы. Омская политическая элита эксплуатирует старый добрый образ "батюшки-царя" и его неверных бояр. Хорошо ещё, что народ привык в косноязычию начальства и сам догадывается о том, что же означают фразы, которые по хорошей русской политической традиции ничего не могут значить совсем.
  Омича легко выделить в массе людей при реакции на слово "Новосибирск". Условный рефлекс выражается в выражении смеси презрения и обиды. Выскочка - Новониколаевск отобрал у славного Омска звание столицы Сибири, постоянно обижал старшего брата посредством отнимания влияния Москвы и дотаций из центра, в том, что самовольно присвоил себе регалии самого крупного города Сибири, промышленной и культурной столицы. Новосибирск - город-подхалим, который сам по себе ничего не стоит, но раздут сверх всякой меры тем, что выслуживается перед центром.
  Омск в данной ситуации выступает как выразитель народности и "сибирности" в квадрате: он противостоит не только космополитичной Москве, городу, потерявшему всякое право называться русским, но и агенту московского влияния в Сибири - Новосибирску. Омск в представлении его обывателей есть сосредоточение сибирского духа против тлетворного влияния иностранщины, поработившей Евроссию, а также былой мощи страны - её нынешнему униженному положению.
  
  В статье Кондакова по какой-то причине не отмечен самый главный миф, который был свойственен Омску и который не мог не зародиться в индустриальной Перми.
  Омск - крупнейший промышленный центр за Уралом, в стране, в мире - нужное подчеркнуть в зависимости от глубины патриотических чувств.
  Пусть о нас не знают "они", пусть жители остального Советского Союза даже не подозревают о нашем существовании - а мы есть. Пусть мы не видимы как гномы в пещерах-кузнях или как рабочие сверхсекретных объектов, спрятанных под горами или глубоко под землёй - а мы всё-таки делаем свою работу и не ждём благодарности от страны. Пусть весь остальной советский народ веселится, отдыхает, разлагается под влиянием загнивающего капитализма - но Омск будет стоять у станка и гнать по конвейеру танки, ракеты, самолёты, прочую военную хрень - нужное подчеркнуть в зависимости от места работы и осведомлённости. А в критический момент Омск станет за защиту Родины от американских империалистов, китайских гегемонистов, французских пидорасов - нужное подчеркнуть в зависимости от последней политинформации и сексуальной ориентации. И спасёт страну вместе с такими же городами-работягами. Сибирские дивизии на омских танках, укомплектованных любинской сгущёнкой и лузинской тушёнкой, намотают на гусеницы агрессора, переползут по дну Атлантику и ворвутся в испепелённый Вашингтон, куда предварительно угодит парочка омских же ракет.
  Омск - одна из первых мишеней американских планов атомных бомбардировок, постоянно входивший если не в первую пятёрку наиважнейших целей на территории СССР, то уж в десятку наверняка.
  Омск - город, способный по своему потенциалу, по накопленным запасам оружия, по сконцентрированным вокруг него силам чуть ли не самостоятельно вести победоносную войну с какой-нибудь страной, оккупировать её и жить припеваючи на контрибуцию бананами (почему Москва зажирается бананами и мандаринами, а у нас дефицит?).
  Как ни странно звучит это сейчас, но подобное восприятие действительно было предметом омской гордости.
  
  А закончить хочется ещё одной цитатой, определяющей отношение пермяков к своему славному городу:
  "Пермь - это город, в котором местными властями всегда преследовалось все самое новое, передовое - политические идеи, научные открытия; - в нем невозможно нормальное культурное самоопределение; это место, откуда бегут поэты, писатели, артисты, ученые"
  Согласитесь, что-то до боли родное....
  
  Пы Сы.
  Постараюсь быть серьёзным.
  В том, что всякая жаба считает свою кочку пупом земли и раздувается при такой мысли от гордости, предосудительного ничего нет. Более того - это необходимое условие для ощущения себя полноценной личностью - это я о людях, как там у жаб - не знаю. Местечковый патриотизм должен быть обязательной составной частью самосознания. Человек, презирающий свою Родину, просто саморазрушается от несовпадения естественных нравственных координат с искажённым восприятием действительности.
  
  Вопрос в том: восхищаться чем? Мифами или реальностью?
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"