Рай - это покой, наполненный впечатлениями. Это не связано с религией, слово "рай" взято ради лаконичности. Под "раем" я имею в виду совершенное состояние, причем скорее в античном смысле завершенности, ограниченности, т.е. умеренности, нейтральности. Это рай ноля, а не абсолютного плюса.
Отсутствие покоя, стремление к чему-то означает нехватку, т.е. несовершенство и страдание в смысле буддистского желания. Но покой без впечатлений - это просто пустота, несуществование.
Вероятно, рай (совершенное состояние) - это такое состояние, аналогом/метафорой которого может быть сон или греза (только аналогом, а не тем же самым). Бесстрастная вовлеченность во впечатление, устраняющая дистанцию между впечатлением и его субъектом. Впечатление, как пылесос, тянет субъекта к себе. Субъект, как зонтик, в сторону впечатления выгибается, оставаясь краешками прибитым к себе.
Порождая дистанцию между впечатлением и субъектом, сознание ведет к возможности скуки и страдания из-за необладания. Таким образом, здесь оказывается верен тезис о том, что сознание есть страдание.
В сознании мы смотрим фильм. Нам может надоесть - и мы лишимся покоя. Нас может увлечь судьба героя - и мы лишимся покоя. Без сознания, без дистанции мы смотрим сон.
Это состояние захваченности впечатлением до потери впечатляющего можно назвать завороженностью. Оно, видимо, может быть сопряжено как с разными впечатлениями, перетекающими друг в друга, так и с некоторым единым и единственным впечатлением, столь мощным, что оно может раскрываться целую вечность, не теряя своего единообразия. В последнем случае это нечто вроде созерцания Бога, так что, может быть, это и можно согласовать с христианской догматикой.
Впечатление не обязательно должно быть "хорошим" в обычном смысле. Может быть завороженность, сопряженная со страхом, тревогой, экзистенциальным ужасом. Но эта завороженность очень привлекательна в силу того, что она - завороженность, устраняющая сознание-страдание.