После переворота 1991-93 годов профессиональное искусство вынуждено было погрузиться в стихию рыночной конкуренции, причём не только внутриотраслевой, но и межотраслевой - в компании с рекламным, туристическим, игорным бизнесом и даже с церковью, которая в условиях отказа от советской идеологии стала пользоваться покровительством буржуазной власти.
Результаты такого самовыживания говорят сами за себя.
"В конце II тысячелетия н. э. приходится признать, что высокое искусство оказалось побеждённым искусством массовым и кичем как его крайним выражением" (Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд. - М., 2000).
"В постсоветское время можно по пальцам пересчитать фильмы, исполненные на высоком художественном уровне и принятые массовым зрителем. <...> Ну, и отдельной строкой в упадке отечественного синема проходит полное исчезновение детских картин. Увы, у современных детей не будет своих Петрова и Васечкина, Алисы Селезнёвой и "Отроков из Вселенной". А соответственно не будет героев-ровесников, которым они могли бы подражать" (Ляпин А. СССР, который был. - "ЭФГ" N 43/2009).
Утрачены традиции и мировая слава Большого театра. Антрепризный театр проник уже на территорию МХАТ им. А.П. Чехова. Нередким явлением для театра, брошенного в рыночную стихию, в особенности провинциального, стала подмена театральной деятельности нетеатральной. Вписанные в рынок, театры уже не стали стремиться создавать произведения сценического искусства, заниматься художественным творчеством. Они проводят презентации, свадьбы, похороны и другие торжества местного значения, всё время расширяя ассортимент таких "культурных" услуг. Театр утратил свои былые "учительские" позиции, в нём постепенно истончается духовная аура. Так называемая "меценатская" поддержка искусства осуществляется не в интересах его развития, а в целях рекламы собственной деятельности этих "меценатов", их имиджа, получения налоговых льгот (Мешкова А.В. Власть и художественная интеллигенция в постсоветский период отечественной истории (1991-2006 гг.). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. - М., МГУПИ, 2006).
"То же происходит и в литературе. Толпами давят на психику людей "предсказатели", гадалки, экстрасенсы, "целители" и прочие "напёрсточники" (Костин Г.В. "Честь имею представить". - Воронеж, 2008).
По-разному встраивались в новую жизнь сами деятели профессионального искусства. Кто-то из них запрограммированно связал свою судьбу с контрреволюцией. Некоторые даже подписали так называемое расстрельное "письмо 42-х" (Газета "Известия" от 05.10.1993), оправдывавшее применение силы против защитников Белого Дома в Москве и требовавшее признать нелегитимными Съезд народных депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР и все образованные ими органы управления. Конечно же, они пришлись новому "двору" кстати. Открыли своё истинное лицо, вспомнив вдруг о дворянском, купеческом или кулацком происхождении, жившие двойной моралью "внутренние эмигранты", сразу же записавшиеся в прислужники буржуазной власти. Нашлись и псевдо-теоретики, вознамерившиеся произвести "десоветизацию" российского искусства (Здесь и теперь: Десоветизация искусства: Отечественный андеграунд 80-х - 90-х. Kinoart.ru: Журнал: N 9 за 2008 год).
Стали возвращаться из-за рубежа прикормленные там диссиденты. "Миллионными тиражами издаются написанные под диктовку западных спецслужб пасквили предателей и по совместительству псевдо-историков. Чуть ли ни мессией предстаёт перед оболваненными людьми пригретый банкирами США, начавший свой путь с предательства и запутавшийся в трёх соснах своей "гениальности", Солженицын" (Костин Г.В. "Честь имею представить"). Некоторые отмеченные советскими регалиями деятели искусства стали извлекать рыночную пользу из своей былой славы и даже пристроили в шоу-бизнес своих детей и внуков. Основной же массе работников искусства, оказавшейся в водовороте событий нежданно, пришлось приспосабливаться к новой обстановке кто как мог или менять профессию, поскольку общее снижение уровня жизни населения привело к снижению прежнего спроса на "продукцию" профессионального искусства.
К чести сказать, среди художественной интеллигенции оказались и такие писатели, как Феликс Чуев и Юрий Мухин, такие певцы, как Юрий Богатиков и Татьяна Петрова, такие поэты, композиторы, певцы, как Михаил Ножкин, Николай Сахаров, Сергей Гребенников (Костин Г.В. "Честь имею представить"), - которые не пожелали разменять свой талант на кусок бесплатного сыра в буржуазной мышеловке и не перешли в отряд беспринципных "скоморохов", развлекающих "хозяев" новой жизни на корпоративных тусовках или в зарубежных "куршевелях". Конечно же, дорогу к массовому читателю, зрителю, слушателю новоиспечённые менеджеры от искусства им перекрыли.
В целом же с прискорбием приходится согласиться с констатацией, что "в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению" (Кравченко А.И. Культорология. - М., 2008, с. 283). В атмосфере рыночной конкуренции, незащищённое в финансовом отношении российское профессиональное искусство, испытывая при этом всё возрастающую экспансию западной массовой культуры, перешло в очевидное состояние упадка.
"Отсутствие в стране действительно творческой элиты и засилье в сфере культуры наглой серости убедительно доказывает простой пример. Каждый героический период нашей истории, каждый патриотический порыв наших народов сопровождался рождением сотен прекрасных, глубоко содержательных и необыкновенно душевных песен. Песен, которые звали на труд и на подвиг, объединяли, помогали жить и побеждать, тешили душу и воспитывали будущих граждан Великой страны, будущих патриотов своей Родины. Песен, которые звучали в эфире, на концертах и в кинофильмах, песен, которые пела вся страна <...> 15 лет "демократических" преобразований и ни одной посвящённой этим событиям песни! Ни одной! Повторенные двадцать раз три-четыре полуграмотных слова ни о чём, незапоминающаяся мелодия, ужимки и прыжки по сцене в пещерной одежде или вообще в чём мама родила. И это не в варьете, а перед миллионами телезрителей, в том числе, детей - будущих граждан Великой страны, думающих и ищущих "делать жизнь с кого". Если это сегодня признаётся творчеством, а не цирковыми выступлениями помеси попугаев с обезьянами, то "демократию", как парадигму развития общества, вполне логично признать не прогрессом, а возвратом к пещерному периоду жизни человеческой цивилизации" (Костин Г.В. "Честь имею представить").
В сложившихся условиях наиболее серьёзной преградой нашествию прозападного масс-искусства пока ещё выступают наши самодеятельное искусство и традиционное народное творчество. И это несмотря на то, что их материальная база оказалась сильно подорванной из-за переключения деятельности клубов и дворцов культуры на коммерческие цели, снятия многих с баланса предприятий и закрытия части из них, а также прекращения закупок Министерством культуры РФ произведений народного творчества для фондов музеев и Домов народного творчества. Но всё-таки плодотворный советский посев не пропал даром - самодеятельность, сохранившая реалистические традиции классического и советского искусства, пустила глубокие корни, с чем приходится считаться и сегодняшним властям. Без художественной самодеятельности не обходятся праздничные мероприятия на самом различном уровне - будь то Новый год, День Победы или День города. По советской традиции на региональном уровне проводятся патриотические, фольклорные и детские фестивали.
Достигнутый в советское время высокий уровень традиционного народного искусства подтвердили, в частности, проведенные в 1994-2000 годы Государственным Российским Домом народного творчества Международные и Всероссийские выставки "наивного" и декоративно-прикладного искусства (Метальникова В.В., Вовк И.П. Состояние и тенденции развития самодеятельного ИЗО искусства. - В сб. "Народное творчество России на рубеже веков", Москва-2000) .
Ростки народного творчества продолжают пробиваться повсюду и сейчас. Об этом свидетельствуют, в частности, концерты авторской песни самодеятельных коллективов во дворах и скверах, на площадях городов, студенческие капустники, конкурсы КВН, самодеятельные кинофильмы и клипы, постоянно действующие на общественной основе семинары поэзии и прозы при клубах, библиотеках, музеях выдающихся в прошлом деятелей искусства. Самодеятельные поэты, писатели, музыканты, художники, мастера прикладного искусства нашли способ самовыражения на сайтах Интернета таких, например, как: lib.ru, stihi.ru, realmusic.ru и др.
Но чтобы долго противостоять общей негативной тенденции в отечественном искусстве, вряд ли достаточно только усилий энтузиастов. Хотя Министерство культуры РФ устами своего высокопоставленного представителя с гордостью источает оптимизм, утверждая, что художественной самодеятельностью в России занимаются более 3,2 млн. человек (Швыдкой М. Речь на брифинге после завершения заседания коллегии Федерального агентства по культуре и кинематографии 22.05.2006. - М., РИА Новости), однако тут же вынужденное признание о наличии дефицита кадров, изношенности зданий клубов и художественных школ, ставит такой оптимизм под большое сомнение. Если так дело пойдёт и дальше, то от художественной самодеятельности скоро ничего не останется - ведь, по сравнению, скажем, с 1978 годом (в РСФСР: 12 млн. участников [О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества в РСФСР. Постановление СМ РСФСР от 8 июня 1978 г. N 279]) - количество занимающихся самодеятельностью уже сократилось почти в 4 раза.
Советский опыт показал, что поддержать действительно массовое художественное движение может только государство. Однако надеяться, что сегодняшнее буржуазное правительство обернётся лицом к народному творчеству, бесполезно. У него другие заботы: придумывать более изощрённые способы "обирания" людей труда и стабилизировать положение в обществе в интересах "эффективных собственников", для которых народное творчество не интересно ввиду его бесприбыльности.
И здесь напрашивается мысль о том, что политическая партия, которая не на словах, а на деле, хочет иметь поддержку народных масс в революционной борьбе, должна взять инициативу в свои руки. Именно в настоящее время ей нужно приложить усилия по организации и поддержанию коллективов художественной самодеятельности и созданию условий для творческого развития фольклорных коллективов при национальных общинах. Можно и нужно с помощью собственных средств информации организовывать пропаганду народного творчества, идеологическая роль которого в условиях противостояния космополитическому шарлатанству "массовой культуры" уходящего буржуазного общества весьма велика. С этой целью необходимо добиваться переиздания народных сказок, исполнения народных песен в радио- и видео-сети, показов произведений прикладного народного творчества, народной скульптуры, народной архитектуры в местах массовых народных гуляний и т.п. С прицелом на будущее уже сейчас целесообразно на уровне регионов создавать с использованием компьютерных технологий банки данных о самодеятельных коллективах, которые могут стать опорными звеньями новой социалистической власти в вопросах становления искусства нового времени. Поддержка народного искусства сегодня - это и есть залог поддержки народом социалистических преобразований завтра.
Понятно, что эти сегодняшние меры будут иметь лишь характер сдерживающих факторов от дальнейшего раазвала народного искусства. Действительное же и полное его возрождение возможно только на путях практического разрешения основных противоречий классового общества. Только социализм, как продемонстрировала история СССР, сможет обеспечить широчайшие возможности для упразднения уродливых форм разделения труда, рождённых капитализмом, для раскрытия и проявления народных талантов, для общего плодотворного развития искусства по восходящей траектории социального прогресса.
Но объективные законы общественного развития неумолимы. Исчезнет нынешняя буржуазная власть и новому социалистическому государству придётся решать задачи возрождения искусства практически.
На первых порах социалистическому государству, исходя из опыта послеоктябрьских действий Первого советского правительства, нужно будет обеспечить сохранность всех художественных творений предшествующего времени. Надо будет снова национализировать музеи и частные собрания (в том числе переданные буржуазным правительством церквам), учредив комиссии по охране всех художественных ценностей в стране, объявить национальным достоянием театры, выставочные галереи и залы, Придётся вернуть на своё законное место все лучшие работы советского искусства. Государству нужно будет снова стать заказчиком произведений искусства путём разработки и утверждения планов, подобных ленинскому плану монументальной художественной пропаганды, возвратить предприятиям и крестьянским общинам клубы и дворцы культуры, открыть перед трудящимися широкий доступ в музеи и на выставки произведений искусства. Для формирования единой государственной политики в области художественного творчества необходимо будет воссоздать при центральном органе управления развитием искусства в стране художественные, научно-методические и экспертные советы из высококвалифицированных специалистов, творческих работников, представителей творческих союзов и других творческих организаций. Нужно будет опять провести реорганизацию учебных заведений в направлении подготовки специалистов по искусству, которые, обучаясь по новым социалистическим образовательным программам, убеждённо встанут в ряды активных участников построения нового общества и понесут знания методов и приёмов высокого искусства общемирового уровня в народные массы.
Конкретные задачи должны будут поставлены и непосредственно перед деятелями искусств. Не исключено, что, как и после Октября 1917-го, придётся вновь "открывать" "Окна РОСТА" по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Восстановление социализма, где вновь "владыкой мира станет труд", потребует новых героических усилий и пафоса созидания от наших граждан, и это должно будет найти отражение в художественном творчестве. Рабочий и крестьянин, а не коммерсант и поп-дива с подиума, должны будут стать главными объектами внимания и героизации в искусстве. Придётся наладить выпуск художественной литературы, радио- и телевизионных программ, отображающих идеологическую нацеленность людей на построение коммунистического общества.
Во всех видах социалистической искусства: литературе, живописи, архитектуре, музыке, театре и т.д. - должен быть полностью реабилитирован метод социалистического реализма, в котором нашли своё выражение идеи гармоничного развития человека, проявления его духовных и нравственных возможностей, подлинно человеческого отношения людей друг к другу, к природе и обществу.
Конечно же, искусство должно будет на первых этапах преобразования общественных отношений выполнять, как и в СССР, воспитательную и интегративную функции, отражая социалистическое содержание новой общественной жизни всех живущих в стране народов.
Общая же стратегия социалистической власти по отношению к искусству должна будет строиться исходя из принципа возращения искусства в народ, а деятелей профессионального искусства - в народное хозяйство. Её девизом должны стать ленинские слова: "Искусство принадлежит народу", - отображающие ту не всеми до конца понимаемую мысль, что народ является не только потребителем, но и творцом художественных произведений, ибо, как писали классики коммунистической теории: "В коммунистическом обществе не существует живописцев, существуют лишь люди, которые "занимаются и живописью как одним из видов своей деятельности" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 393). Профессиональное искусство должно будет постепенно перерастать в самодеятельное творчество народных масс, лишённое зависимости от товарно-денежных отношений, и именно в такой форме должно стать главной опорой социалистической власти в формировании творческих индивидуальностей.
По мере продвижения к коммунизму произведения искусства должны будут утрачивать признаки товарности, а профессиональное искусство, отражая интересы большинства трудящегося населения страны, постепенно должно будет приобретать черты, сближающее его с традиционным народным творчеством нового времени. Профессиональные театры, студии, союзы должны будут слиться в единое поле художественного творчества с самодеятельными народными театрами, студиями, кружками художественной самодеятельности, общественными семинарами поэзии и прозы и т.п. И искусство уже примером общечеловеческого существования будет достойно выполнять своими произведениями объективно необходимые для народа эстетическую и познавательную функции, отражая новую художественную реальность окружающего мира и человеческого общества.
Система всеобщего многоаспектного образования должна будет позволять любому человеку и трудиться в поле, и изобретать новые машины, и сочинять музыку, и выполнять любые другие действия, свободно меняя один род занятий на другой по своему желанию и в соответствии с общественной необходимостью. В условиях, когда исчезнет разница между умственным и физическим трудом, а продолжительность рабочего времени и интенсивность труда будут существенно сокращены, т.е. свободное время и нерастраченная на производстве энергия будут существенно приумножены, любой человек сможет, наряду со всесторонним физическим развитием, заниматься и разносторонним духовным творчеством, совершенствуя свои исследовательские, инженерные, художественные и иные способности на радость себе и окружающим людям.
Можно допустить при этом, что для всех желающих будут преподаваться углублённые знания, умения и навыки по какому-то специфическому направлению их души при сохранении общего вектора развития способностей, направленного на синтезированное творчество без разделения людей на поэтов, певцов, художников и т.п. Без сомнения, и тогда будут находиться талантливые люди, которые, постоянно совершенствуя своё искусство в каком-либо виде деятельности, будут достигать в нём наивысшего мастерства, но это будет мастерство в границах функциональной необходимости, а не корысти ради. Эти люди, естественно, будут и тогда служить своеобразными "маяками" по тому или иному направлению творчества, пролагая дорогу новым реалистическим приёмам отображения действительности, достойным подражания для других приверженцев этого направления. Возможна будет и организация творческих "лабораторий" при выдающихся мастерах художественного творчества, а также "школ передового опыта", которые смогут осуществлять свою деятельность на общих коммунистических основаниях.
В общем же плане, исходя из собственной диалектики развития искусства, отвечающей сегодняшних тенденциям, в перспективе можно предположить следующие его трансформации:
- нынешнее элитарное стратифицированное искусство должно преобразоваться в массовое, всеобщее (всеохватное);
- специфицированное (видовое и жанровое) искусство превратится в комбинированное, разностороннее и многоаспектное (прототип: сегодняшние эстрадные представления с песнями, танцами, сценическим и художническим оформлением и т.п.);
- произойдёт совмещение духовного развития человека с его физическим развитием (художественная гимнастика, спортивные танцы на льду и т.п.);
- художественное творчество сольётся воедино с техническим (компьютерная анимация, электронная генерация звука, цветомузыка и т.п.)
За счёт интеграции разных видов творческой деятельности само творчество станет разносторонним, охватывающим глубину и остроту мысли философа, озарения естествоиспытателя-учёного, просветления изобретателя-проектировщика, выразительность слова, мелодии и рисунка писателя, музыканта и художника.
Таким образом, искусство, пройдя путь от узко профессионального к разносторонне коллективному самодеятельному и далее к универсальному всечеловеческому народному творчеству, сопровождающему каждодневное восприятие и созидательное преобразование окружающего мира, превратится в само единое с природой бытие человечества, ибо, как утверждал Циолковский, голос человека, его мысли, открытия, понятия, озарения и заблуждения - это и есть голос Вселенной.