Из интервью, данного мной литератору, любимому автору фантастики Николаю Сокиркину
*Здравствуй, Александр!
*Расскажи, с чего началась твоя тяга к творчеству и чем ты занимался до журнала?
Чтение вид еды.
До журнала занимался программированием и обучением. Программирование и есть творчество в чистом виде - голову сломаешь, и как бы обойтись без этого самого творчества. Достало оно уже.
.
*Почему именно фантастика, что ты нашёл в этом жанре?
Так она самая интересная!
Нашёл развлечение.
*Как можешь охарактеризовать современный этап развития Sci-Fi? Не возникает ли у тебя мысли о кризисе жанра?
Если обратить внимание на слово "научная", то да. Всё меньше общепонятных научных сюжетов. Смотри, современные ниспровергатели теории относительности не в курсе, что "узкие места" и тайны теории давно перешли в совершенно неизвестные им лабиринты математики и данных об элем. частицах. Соответственно, о том, что происходит в этих лабиринтах, фантасты тоже пока не написали. Ещё знатный пример, вселенская тайна "разума" давно не тайна, но об этом знают только специалисты. Научная сторона фантастики про роботов теперь должна быть (если оставаться в пределах занятной, но научности) совершенно другой, чем у Азимова. - А было ли это самое "Sci"? Рассказы Азимова фантастика на тему богословия, а не науки.
Однако "просто машина времени" по-прежнему интересна.
Как физика, интересует жанр научного прикола. Это происходит именно на игровом поле науки. Имею честь быть знакомым по переписке с блестящими стилистами, которые выдумали эти самые графены (Ирхин, Кацнельсон: "Крылья Феникса"). Вспомним также Фоменко и Коробейникова с Хартом. Есть жанр "изобретение вечного двигателя". Предлагаются красивые загадочные конструкции. Есть "ферматисты", которые предлагают доказательства Великой Теоремы Ферма. Есть тринитаристы, среди которых запредельно фантастичные реальные учёные, и которые шутки ради получают фантастические реальные результаты. Есть последователи Теслы, от прагматичных конструкторов шоу-машин до (в той или иной степени явных) игроков в волшебство. Например, обсуждаются источники свободной энергии. Сделанный из магнитов и коробки от сигарет лежит у меня на шкафу. Одни конструкции явно представляют собой задачи на поиск ошибок (разгадку софизмов), в других задача догадаться, какой именно из известных физических эффектов работает, третьи достойны исследования. Чтобы здесь было интересно и приятно, нужно знать физику. Хорошо, приятно знать физику! Именно этот жанр теперь нужно называть научной фантастикой? Стараемся публиковать тех, кто сознательно играет здесь тонко и красиво.
Наука и техника обеспечили некую минимальную роскошь творить "креатифф" вместо самих науки и техники, или дурить проверяющих. А пусть их расцветают все цветы.
Изящная словесность (фикция Fi) лезет во все дырки куда надо и куда не надо, креатифф не удержать и не остановить (а выражается он часто в поповщине), кризис в устройстве общества, а в науке и в литературе кризиса нет, там развлечения и приятность.
*Как ты можешь охарактеризовать участников проводимых литературных конкурсов? Что это за люди?
Им интересно. Характерно, что они параллельно участвуют в других конкурсах и в литкружках, и помогают другим участникам мнениями, советами, метод. материалами и т.п. Так же происходит у радиолюбителей или, м б, тех, кто занимается единоборствами. Рациональный подход не даст им котов душить, надеюсь. Бывает забавно видеть, им тоже требуется, чтобы их хвалили.
С ними интересно.
В наших традиционных конкурсах фантастики есть обсуждение, которое происходит в форме литературного семинара с помощью email-рассылки между участниками конкурса, организаторами и теми, кого мы пригласили. Как ты видишь, организатор професс. программист (и кстати, профессор), которому впадло юзать инет, а email в инете то минимально необходимое зло, которое ещё можно стерпеть. Отсюда получается, что обсуждение закрытое, т.е. это не сайт и не форум. Ранимым творцам это даёт определённое чувство безопасности, ведь обсуждение происходит в "своём" кругу. Это обсуждение дружественное и демократичное. Отсюда следует, что оно и достаточно деловое без обхода острых углов. Участвуют как любители, так и профессионалы, которые работают в других местах за гонорар. Обсуждаются не только литературные вопросы. Правила достаточно свободные.
*Почему именно творчество Ефремова оказало такое влияние на название конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО"? Что организаторы хотели этим сказать?
Это не мы хотели сказать, это человек в шаре, рассказы про которого приведены в книжке Герштейна. "Великое Кольцо" в Космосе есть, но нас в нём нет.
То есть в основном мы глупо проживаем какой-то свой геморрой, это, так сказать, персональный уровень как бы мышления или заботы. На следующем уровне семья. Тащим всё сюда, в эту квартиру, рычим на соседа рычим. На следующем бытовом уровне нападаем на еврея или другого его местного заменителя. На ещё следующем уровне политика, страны, флаги, священные войны. Это уже государственный уровень мышления или государственный подход. Не считая чисто технических аспектов вроде того, что мы едим животных и рыб, и при ходьбе давим червей, ломаем и выбрасываем вещи, механизмы...
В Великом Кольце на уровне звёзд и разных физик осуществляется космическое мышление, до которого мы ещё не доросли ... нет, не мышление, а хозяйствование (даже не абстрактная "забота" Хайдеггера : )
Если будем стремиться к самому лучшему, то годящее выйдет. Как минимум у нас в конкурсе войны между Россией и Украиной не водится.
Сам Ефремов вряд ли обладал прямо уж таким "космическим" мышлением, и вряд ли он был в натуре пришельцем (как подозревали "органы" :). Но он действовал вне рамок бытовой бессознательности.
Интересно послушать такого человека. На обложке каждой из итоговых книг конкурса, а их по состоянию на весну 2016 г. вышло восемь, есть портрет Ефремова и какая-нибудь подходящая цитата. Соответственно, и выбор победителей происходит в соответствии с выше описанными понятиями.
*Что происходит с российской литературой сегодня? Какой вектор развития нужен для развития качественной художественной литературы и поэзии?
Всё в порядке. Русская литература в лучшем состоянии, чем когда-либо.
Участники конкурса в обсуждении время от времени пишут про разных хороших писателей-фантастов, по которых я и не знал. Если поговорить с любым любителем поэзии, он расскажет много отличных современных стихов, которые в школе не изучают. Всё это по "гамбургскому счёту". Стало много грамотных. Практически всё написанное попадает к читателям.
Повторю ещё раз: креатифф растёт везде сам, его можно остановить только насильственно войной или разрухой.
Нужны мир и образование.
*Кто чаще всего пишет в журналы? Какая возрастная и социальная группа наиболее активна в творческом плане?
Да, журналы. Кроме конкурсов, у нас есть журналы писателей, издающихся за собственный счёт (ПИССов) (термин от Умберто Эко). Похоже, что мы старейшее и крупнейшее издательство такого рода. Точно старше нас разве что новокузнецкое "Озарение". В журналы чаще всего пишут те, кого мы приглашаем явно! Стараемся придерживаться "направления", но это не всегда получается. Два ежемесячных журнала в Питере, один очень дружественный в Рязани, и в год выпускаем 2-5 отдельных книг.
Есть постоянные авторы, работу которых мы очень ценим. Соответственно, стараемся публиковать их бесплатно или со скидкой.
Рад, что много таких литераторов, которых термин, придуманный Эко, только лишь забавляет, и он им не страшен - они пишут от избытка сил, и если угодно, от богатства. Тогда и нам хочется изготовить для них книгу более качественно, ибо она пойдёт кому-то в подарок. Эти сильные незамороченные люди из разных возрастных и социальных групп.
Вне наших журналов наиболее активна молодёжь. Так, в Рязани, где часто бываем, примерно 5 литкружков, которые тоже издают книги за счёт авторов (иногда за счёт спонсоров). (Говорят, что в Вологде их больше десятка). Но кроме этого, в Рязани просто несоюзная молодёжь сами печатают себе сборники стихов, и много.
Соответственно, на менее известных литсайтах заметна большая активность молодёжи. Это сайты фанфиков, сайты "по интересам" нелитературным, но в них бывают литературные разделы с хорошими изделиями. Не всё пропито, не всё прокурено и проколото. К примеру, на творчество "диггеров" и вообще на "подземное" движение, м.б. повлияли два соотв. рассказа Ефремова. А скорее, есть распространённые или "архетипические" занятия, и при них свои литературы.
*Что такое настоящая "научная фантастика"? Почему фэнтези относят к фантастике, хотя научного аспекта в нём совершенно нет.
Переопределять термины (?)
Вот есть конструктивный подход Бунича (автора знаменитого рассказа про операционную систему как мебель). Он делает историч. экскурс. В античном театре требовалось строгое единство места и времени действия. Потом требования к соответствию между описываемым и реальным в ходе движения литературы постепенно ослаблялись, и вот дошло до разрешения чудес. По Буничу, (научная) фантастика разрешает нарушения законов (научной) физики.
Тогда фэнтези просто фантастика, но не научная.
*Что бы ты посоветовал тем, у кого опустились руки писать, кто решил, что ничего толкового у него не выходит?
А писать. Если долго мучиться, что-нибудь получится.
Наверняка.
И если хочется остаться в веках, то для этого достаточно ОДНОГО рассказа или стихотворения.
Единственно что, проверять эти свои писания обратной связью от коллег-писателей и от читателей, и чем больше ваши трепетные нетленки будут ими высмеиваться, тем лучше.