В данной работе я хочу поднять один из самых актуальных, но в тоже время мало освещаемых вопросов в идеях новых правых. А именно: вопрос экологии. В наши дни различными националистами и национал - патриотами написано очень много работ по национальным, расовым и политическим вопросам и проблемам. Экология же затрагивается, но пока очень мало. Между тем, эта проблема была и остаётся наиболее важной в наше время. Прошедший двадцатый век поставил всю Землю перед пропастью. Последствия его вылились в многочисленных катаклизмах, катастрофах и трагедиях последних десятилетий. Человечество привело к вымиранию огромное количество видов животных, с целью наживы вырубаются леса, отходы различных заводов, фабрик и других подобных предприятий загрязняют всемирный океан и природу.
Эта статья направлена в первую очередь моим многочисленным правым соратникам, а также разумным людям в целом. Многие антифашистские и антиглобалистские движения ставят перед собою цель охраны природы. Однако их деятельность в большинстве случаев бесперспективна, поскольку лишь посредством возрождения традиций и патриотизма сегодня можно заставить людей заботиться об экологии. Лишь пробуждение национальной сознательности остановит жестокое уничтожение природы. Естественно, что защита экологии должна существовать и на международном уровне, но в первую очередь всё равно необходим экологический патриотизм каждой нации в отдельности. Поэтому лишь правые идеи могут остановить сегодня экологический кризис. Возрождение традиционных форм хозяйства и деревни, остановка урбанизации и индустриализации, замена социально-экономической системы капитализма на национальную - всё это те меры, которые необходимы, чтобы предотвратить гибель природы.
Почему я уверен, что лишь национализм и традиционализм могут исправить экологическую ситуацию во всём мире? Дело в том, что я твёрдо убеждён, что экологический кризис является частью кризиса духовного. И это не так уж сложно доказать, ведь, например, люди, занимающиеся незаконной вырубкой лесов или браконьерством хорошо осведомлены о последствиях своей деятельности. И законы, запрещающие такие поступки, существуют. Однако псевдоценности заменили этим людям истинные ценности. Они гонятся за прибылью и деньги им важнее экологии. То же самое можно сказать о ядерных захоронениях, о сливе отходов различных предприятий в водную систему и о многом другом. Это явно не что иное, как проявление духовного кризиса человечества, связанного в первую очередь с антинациональной социально-экономической системой капитализма, где во главе угла ставится прибыль и от неё зависит статус личности в обществе. Элиту такого общества составляют обычно богатые олигархи, самыми различными способами скопившие свой капитал. Кроме того, в мире, где тщательно искореняются национальные традиции, довольно популярна идея научного и технического прогресса, который принимает сегодня неконтролируемые формы и ставит под угрозу существование всего мира. Как отмечает Первез Мансур - мусульманский учёный, придерживающийся консервативных правых идей, "ослепленные в свое время сиянием современности, сегодняшние мусульмане, количество которых в мире огромно, видят последствия экологической расточительности Запада и возвращаются к собственным духовным корням. Вся так называемая светская философия со своей ложной верой в вечность прогресса и процветания оказывается неадекватной реальности, если посмотреть на эту проблему в свете коранической этики ответственности и умеренности"1
Таких же взглядов придерживались и советские почвенники, деревенщики и русофилы, чьё появление ознаменовало возрождение правой мысли в России. Например, Валентин Распутин говорил: "я верю, что наступит такое время, оно уже не за горами, когда люди вынуждены будут согласиться, что безоглядный и безудержный технический прогресс не служит человеку и что он не есть прогресс"2
И деревенщики также отстаивали возвращение к традиционным, национальным ценностям.
Наконец, наверно известный всему ультраправому миру норвежский национал-социалист Варг Викернес говорил:
"если Вы задумаетесь, станет ясно, что количество электричества, необходимого для поддержки научно-исследовательских центров и работы нескольких фабрик, не такое уж большое. В горных областях, как в Норвегии, эту мощность можно получить от рек - как мы сегодня кое-где и делаем. Минимальное загрязнение, максимальный эффект. Мы не нуждаемся в электростанциях по всей Европе, потому что мы не нуждаемся в электричестве по всей Европе. Мы лишь нуждаемся в нем для некоторых исследовательских центров и фабрик. Не для фабрик, производящих одежду, ботинки, рыболовное и охотничье снаряжение и т.д.; все это способны производить местные мастера. Мы также не нуждаемся в фабриках, тысячами производящих автомобили, тракторы и самолеты. Люди могут общаться, ездить на лошадях, велосипедах или телегах. Обычным людям больше ничего не надо. Массы должны жить в гармонии с природой, или иначе мы все погибнем - уничтожив нашу планету"3
Вряд ли для многих сегодня новость, что националистическое движение в России, да и во всём мире переживает свой расцвет. Поэтому хотелось бы, чтобы правые движения использовали свой потенциал для возвращения мира к традиционному укладу и спасению природы от различных деструктивных и опасных идей, и добились того, чтобы Россия стала Духовно-Экологической державой.
Экология, традиция и религия.
Наше спасение - там, вдали тысячелетий,
в истоках нашей культуры
(И.Маслов "Вернуться в детство)
Известна тоска великого немецкого философа Фридриха Ницше о прекрасной
дионисийской цивилизации. Он восхищался великими героями и пророками далёкого языческого прошлого. Философ задыхался в бездушной эпохе капитализма. Впрочем, не он один: и Гёте, и Освальд Шпенглер, и Достоевский, и Блок, и Есенин, и Бердяев и ещё тысячи, а может, и миллионы людей ощущали, что чем дальше человечество уходит от традиций предков, тем сильнее нарастает духовный кризис. Николай Бердяев отмечал в своей работе "Предсмертные мысли Фауста": "судьба Фауста - судьба европейской культуры. Душа Фауста - душа Западной Европы. Душа эта была полна бурных, бесконечных стремлений. В ней была исключительная динамичность, неведомая душе античной, душе эллинской. В молодости, в эпоху Возрождения и еще раньше, в Возрождении средневековом, душа Фауста страстно искала истину, потом влюбилась в Гретхен и для осуществления своих бесконечных человеческих стремлений вступила в союз с Мефистофелем, с злым духом земли. И фаустовская душа постепенно была изъедена мефистофелевским началом. Силы ее начали истощаться. Чем кончились бесконечные стремления фаустовской души, к чему привели они? Фаустовская душа пришла к осушению болот, к инженерному искусству, к материальному устроению земли и материальному господству над миром"4
Бердяев не зря упоминает осушение болот. Подобные действия к изменению ландшафта и экологии, что не могло не отразиться на этносах.
Человек, проникнутый духом Просвещения и Ренессанса, предал свои истоки и пошёл сложными и запутанными путями. А истина всегда была проста и крылась в известной формуле, которой придерживались когда-то древние язычники: "дух, кровь и земля". Именно бережное отношение к этим основам основ, а сегодня и восстановление их - вот он залог гармоничной и правильной жизни. Нам давно пора оглянуться. Наш единственный и верный путь - возвращение к истокам. Как озеро мелеет, если теряет свои истоки в виде впадающих в него рек, так и человек в отрыве от своих истоков в виде природы слаб и болезнен.
Наверно всем известно об удивительной разумности, которая пронизывает всё в природе. С моей точки зрения, это исключает случайность, какую-то спонтанность в возникновения мира. Ведь всё рассчитано до мельчайших чисел! Я уверен, что природа разумна и природное начало - это часть высшего разума. Поэтому самым правильным отношением к ней я считаю традиционное языческое или нативистское (от лат. nativus - родной, природный), которое бы включало в себя обожествление природы и жизнь в гармонии с ней. Возвращение к ценностям дионисийской (или по-другому ведической) культуры, постепенное возрождение языческого национального мировоззрения помогло бы вернуть трепетное отношение человечества к природе.
В пользу национальных традиций говорит то, что все традиционные верования (синтоизм, даосизм, шаманизм, индуизм, буддизм, джайнизм, конфуцианство и др.) обязательно содержат в себе глубокую философию, пронизанную природоохранными идеями. Традиция прививает любовь к природе в отличие от законов и правил, которые лишь ограничивают человеческую свободу действий.
Возьмём, к примеру, джайнизм. Это традиционное индийское вероучение призывает человечество не причинять боли другим живым существам. По нему экология является любовью к Вселенной и именно в этой любви видится джайнами предназначение человека. Близкие взгляды присутствуют в индуизме и буддизме.
Старообрядцы считают, что человек, который не восхищается красотою сотворённого богом мира, лишён божественной благодати. Процитирую дословно старца Сулиана: "потерявший благодать не воспринимает красоты мира и ничему не удивляется". Известно, что старообрядческие общины стремятся максимально жить в гармонии с природой и беречь экологию. Их опытом не грех воспользоваться, так как они - хранители древней культуры Руси доромановского периода.
Также стоит сказать о том, что американские индейцы, сибирские коренные народы, эскимосы, алеуты и иные народности, придерживающиеся традиционных верований, намного более бережно и уважительно относятся к природе, чем многие другие народы Европы, Азии, Северной и Южной Америки.
В конце XX - начале XXI вв. в России было проведено множество конференций посвящённых духовному возрождению и восстановлению традиций, как неотъемлемым частям спасения экологии. Эти вопросы нередко поднимал известный украинский эколог Владимир Борейко, изучавший темы экопатриотизма, эконационализма, а также экологии внутри религии. Он отмечает, что существует пять путей взаимодействия экологии и религии:
"1) экологам разработать свою зеленую религию;
2) попробовать "озеленить" уже имеющиеся религии;
3) или, наоборот, начать их нещадно критиковать за игнорирование экологических ценностей;
4) выбрать наиболее экологичные религии - типа язычества, буддизма и попробовать пойти на контакт только с ними;
5) или оставить все как есть"5.
С моей точки зрения наиболее оптимальные варианты - это второй и четвёртый, а то есть поддержать духовные учения, призывающие жить в гармонии с природой, возродить древние экологические традиции, а также "озеленить" религии, которые почти лишены экологического содержания.
Нам нужно взять всё лучшее из опыта человеческих отношений с природой на протяжении всей истории: новейшие экологические разработки, отношение к окружающей среде в быте русских крестьян, языческое уважение к природе и др. И главной нашей целью должно стать "развитие духовности и нравственности граждан, как основы построения общества с экологическим мировоззрением"6.
Подобное мировоззрение в России можно сформировать только с помощью исторических традиций коренных народов нашей страны. Как сказал современный писатель и поэт, националист Илья Маслов, "наше спасение - там, вдали тысячелетий, в истоках нашей культуры. Там, в Вечевой Демократии, в труде, в битвах, в поиске, ждут нас Солнце-Батюшка, Земля-Матушка, Перун-Доброгнев, деды и прадеды, павшие в битвах за Россию..."7
В России и во всём мире в конце XX - начале XXI вв. появилось множество движений, чья деятельность направлена на возрождение языческого уклада жизни, древних традиций и обрядов и остановку экологического кризиса. Это общеевропейское культурно-языческое движение Синергия, германо-скандинавское движение Асатру (путь богов), французское движение Галльские друиды, кельтские, английские и американские Неодруиды, индоевропейское движение Викка, родноверы и родолюбы славянских стран, восточнославянское движение "Звенящие кедры России" (анастасиевцы), "Воины Огнецвета", друвийцы Белоруссии, польское движение "Никлод", балто-славянское движение "Ромува", латышская "Диевтуриба", Всегерманский Языческий фронт (Норвегия, Швеция, Дания, Англия, Нидерланды, Фламандрия, Германия).
Кроме того, подобные движения существуют почти во всех странах Европы, у коренных народов России, в Австралии, США, Египте, Иране, Индии и можно ещё очень долго перечислять.
Я остановлюсь на движениях "Звенящие кедры России" и Родноверие, как наиболее знакомых и близких мне. Оно призывает людей всей Земли из городов вернуться к природе, прекратить урбанизацию, начать восстанавливать экологию с большой пользой для себя.
Для этого каждая семья (объединяющая в себе как минимум три поколения, а также последующие за ними поколения) должна получить своё "родовое имение" в виде 1 гектара земли. Мы видим, как пенсионерки сегодня обеспечивают свою жизнь в основном с помощью всего 6 соток дачной земли, а целый гектар может обеспечить целую семью. Не сложно понять, что если каждая семья в России займётся земледелием, начнёт создавать сады на своих участках, выращивать культурные растения и грамотно подходить к этим вопросам, то это намного улучшит нашу экологию и одновременно решит многие социальные проблемы (бедность, безработица и др. - т.к. будет надёжный источник пищи и доходов).
Никем не занятых, пришедших в запустение гектаров земли в нашей стране намного больше, чем семей, поэтому эта программа теоретически реализуема. Уже сегодня начинают строиться экопоселения под эгидой движения "Звенящие кедры России". Члены движения, которых по России около 20 000 человек, стремятся соприкоснуться с природой, вернуть утерянные знания первоистоков, а также избавить Землю от духовного и экологического кризиса. Они возрождают древнеславянские традиции, проводят различные экологические мероприятия, а также борются за сохранение исторических ценностей страны. Их главной целью является возвращение ценностей Ведической культуры. Близкие цели преследуют и родноверы. Они стремятся восстановить ценности Ведической цивилизации, среди которых бережное отношение к матери-природе и обожествление её.
Я уверен, что именно в возрождении традиций, к которому стремятся новые правые движения, будущее России.
Стержень суперэтнической
идеологии.
"Охранять природу -
значит охранять Родину"
(М. Пришвин)
Великий учёный XX века Лев Николаевич Гумилёв, основываясь на идее Вернадского о единстве человечества и биосферы, доказал, что судьба этноса тесно взаимосвязана с ландшафтом. Поэтому трагедии и надломы ландшафта отражаются на судьбе этноса и наоборот трагедии этноса отражаются на ландшафте. Как верно пояснил это С.А. Подольский, ""смутные времена" в жизни народа, потеря им своего лица и особенно распад этноса сопровождаются резким усилением нарушения экосистем. Новым властителям обычно нет дела до несчастной земли, которую не смогли сберечь ее прежние нерадивые дети. Примеров не счесть: полностью распаханные в кратчайший срок прерии; погибший Арал; срытые до скального основания атоллы в Тихом океане; горящие леса Бразилии, входящей в "рынок""8.
Также Подольский довольно верно замечает, что сильнее русского народа русскую природу не сможет понимать и любить никакой другой. Поэтому лишь наш собственный экопатриотизм сможет спасти русскую экологию и глупо думать, что кто-то это сделает за нас. Также он добавляет:
"Любовь к родной Природе и ответственность за её сохранение может стать стержнем суперэтнической идеологии российского народа. Нам необходимо понять, что кроме нас нашу Природу никто по-настоящему любить не может, а потому и не сохранит. На территории России сосредоточена значительная часть ненарушенных и слабонарушенных экосистем, обеспечивающих устойчивость биосферы планеты (Арский и др., 1997). Мы обязаны не дать их разрушить. Именно это - наш долг. Жизненно необходимым представляется внедрение в массовое сознание мировоззрения экологического патриотизма. Трудно переоценить роль, которую могут сыграть заповедники в формировании той самой "национальной идеи", которую все ищут и не могут найти"9.
Действительно, экология родной земли может стать важной основой национальной идеи. Вспомним, что такие природные объекты, как Днепр, Дон, Волга, Уральские горы, Байкал, Валаам давно стали неотъемлемой частью русской культуры, река Темза - английской, вулкан Везувий - итальянской, Балтийское море - литовской, гора Арарат - армянской и т.д. И так можно перечислять бесконечно, говоря о Дунае, Рейне, Ганге, Хуанхэ, Альпах, Гималаях, Лох-Нессе и т.д.
Замысел создать суперэтническую идеологию на основании экопатриотизма - это очень глубокая идея. Только осознав неразрывную связь этноса и ландшафта, человека и биосферы, признав сакральную функцию природы в истории любой страны, мы сможем создать универсальную национальную идею. Только благодаря сочетанию Духа, Крови и Земли была создана уникальная русская культура и вообще создаётся культура любого народа, начиная с древних шумеров и заканчивая, к примеру, американцами США.
Иерархия, на которой зиждется любое государство - чрезвычайно сложна. Она идёт по вертикали от экосистем и венчается государственной системой. Мне кажется, что современные тенденции к созданию такой науки, как синергетика, которая бы рассматривала все эти системы в совокупности, весьма актуальны сегодня.
В наши дни, когда равновесие на Земле чрезвычайно зыбко, важна не узкая специализация, а широкий обзор, а то и синтез множества узких направлений, как в науке, так и в политике, чтобы иметь возможность как можно более объективно оценивать ситуацию в любой сфере жизни.
Ныне политика даёт толчок не только социальным, но и экологическим процессам. И наоборот, экология серьёзно влияет на политику. Таковы законы ноосферы и от этого никуда не уйти. Поэтому так необходимо любой идеологии учитывать экополитический аспект, понимая, что каждая экосистема может оказаться важной и неотъемлемой частью страны. И уничтожение своей природы, в итоге, может привести к тому, что мы уничтожаем сами себя и свою Родину!
Стоит отметить, что сегодня имеет важную роль возрождение традиций потому, что в нём содержится глубокое осознание связи между природой и социальной жизнью.
Существует ряд национальных движений, которые осознали важную роль, которую могла бы сыграть экология в формировании национальной идеи. Например, партия Кедр, Родная Партия, Народно-патриотическая партия России и некоторые другие. Народно-патриотическая партия России среди своих политических задач объявляет такую: "НППР считает, что Россия должна объявить себя единой экологической державой, опирающейся на государственно-экологический патриотизм, экологически ориентируемое и регулируемое хозяйство, особенно в отраслях - главных загрязнителях природы"10.
Но на сегодня это слишком маленькие политические силы, которые, увы, пока не могут сыграть серьёзной роли. Хотелось бы, чтобы новые правые движения, имеющие сегодня большое влияние на народные массы, осознали важность экопатриотизма (тем более что он должен быть близок национал-патриотам) и взяли инициативу по развитию этой идеи в свои руки, чтобы повысить свою собственную популярность - с одной стороны и ещё раз подчеркнуть актуальность экологических проблем для нас сегодня - с другой.
Давно пора посредством традиционализма и экопатриотизма объединить абстрактное представление о родной земле патриотов и материальные экосистемы и ландшафт. В противном случае абстрактная модель может лишиться всяческой материальной основы и тогда патриотизм может занять положение тождественное религиозному или напротив земля окажется "обездушена", превратившись просто в природный субъект.
Заключение.
Потерявший благодать не воспринимает
красоты мира и ничему не удивляется.
(Старец Сулиан, 1991 г.)
Что ж, с позволения читателя на этом я закончу свои рассуждения о экопатриотизме. Конечно, мысли, выраженные мной, остались недостаточно раскрытыми, но всё же я надеюсь, что они заставят читателя задуматься над ними.
Напоследок я лишь скажу, что природа - это удивительный мир, кроющий в себе множество нераскрытых тайн и загадок. Он бесконечно прекрасен, неповторим и, наконец, это наш дом. Мир природы заселён огромным количеством животных от самых маленьких до гигантских (кашалоты, осьминоги). Горы, водопады, вулканы, леса, степи, пустыни, реки, моря, острова и многое другое создают потрясающее многообразие Земли. Огромный простор для приключений, исследований, открытий и просто счастливой жизни в гармонии с окружающим миром. Как же мелка и ничтожна по сравнению со всем этим суета нашей цивилизации: погоня за прибылью, скучная повседневность. Мне кажется, что правы старообрядцы, говоря, что тот, кто не восхищается миром природы и не любит его - потерял Божий дар благодати.
К сожалению, таких людей сегодня немало, но я, подобно Валентину Распутину, Владимиру Мегрэ, Варгу Викернесу, Первезу Мансуру и другим подобным писателям, учёным и философам, верю, что скоро наступит время, когда люди осознают, какую большую ошибку они допустили, когда начали нарушать законы природы, как многого человечество себя лишило этими действиями. И тогда начнётся стремительное возрождение сельского хозяйства, будет восстанавливаться природа, возродятся национальные традиции. Ведь лишь в созидании прекрасной реальности наше будущее на Земле, только "красота спасёт мир".
По джайнизму, как я уже упоминал, экология - это любовь к Вселенной. Я надеюсь, что эта любовь в будущем вернётся человечеству. Мне хотелось бы, чтобы уже мои дети росли не в пыльных городах, а загородом, на своём земельном участке. Почти каждый ребёнок сегодня мечтает каждый день возиться с насекомыми, купаться в реке, ходить в лес, иметь деревянный дом, много домашних животных и птиц. С моей точки зрения, только это способно сделать ребёнка счастливым и здоровым. И поэтому, разрушая сегодня природу, мы делаем несчастными наших детей завтра. Это то, что следует учесть и на что следует обратить внимание всем политикам, учёным, религиозным деятелям и, наконец, просто людям - патриотам своей страны, ответственным за природу той земли, которую они назвали родной.
Я объездил почти всю Вологодскую область, несколько раз бывал на Украине и весьма продолжительно жил в Санкт-Петербург и поэтому не понаслышке знаю красоту славянской природы, и всем сердцем хотел бы её сохранить. Вряд ли какой-либо высокоиндустриальный город сможет когда-либо стать красивее природы Валаама, Вытегры, Кижей или Закарпатья.
Русские леса, поля, реки и озёра - это неотъемлемые и важные части нашей Родины. И никто никогда не сможет оценить их лучше нас, тех, кто родился в этих краях, чьи предки веками хранили эту землю. Поэтому я хочу повторить ставшие известными простые, но глубокие и красивые слова Владимира Мегрэ: "верните, люди, Родину свою!".
Список литературы.
1. Бердяев Н. Освальд Шпенглер и Закат Европы. - http://www.krotov.info/berdyaev/ind_berd.html
2. Борейко В.Е. Патриотические и националистические мотивы в охране природы.
6. Викернес В. Цивилизация. - http://resist.gothic.ru
7. Горяинов А. Элементы язычества в современном экологическом движении.
8. Дискуссия "за природу" и/или за "человека" - www.index.org.ru/eco
9. Евдокимов А. Нравственный аспект экологического образования. - www.pravoslavie.ru
10. Захарова О. Возвращение к истокам. - Лесной бюллетень Љ23, декабрь
2003 г.
11. Маслов И. Вернуться в детство. - www.arimperia.org
12. Мое Сердце принадлежит Лесам... (интервью скинхеда Варяга с
"Масселлом", 1 декабря 2002 года) - www.arimperia.org
13. Славин Е. Язычество и экология (коррекция и дополнения - Ярослав Добролюбов). - http://paganism.ru/
14. Первез Мансур С. Исламский взгляд: окружающая среда и её ценность. - www.islamonline.net
15. Подольский С.А. Эколого-просветительский центр "Заповедники". - http://www.wildnet.ru/Russian/Sbornik/sbornik13/Doc2.HTML
16. Политические задачи Народно-патриотической партии России. - http://nppr.by.ru/program/prog003.html#56
17. Программа экологической партии России "Кедр". - http://www.nns.ru/
18. Распутин В. Повести. - М.: Профиздат, 1990. - 424 с.
19. Рыжакова С. Латышское неоязычество: заметки этнографа. -
www.religio.ru
20. Спор о национализме, патриотизме и экологии. - Гуманитарный экологический журнал. Т. 6. Вып. 1. 2004. С. 38-42.
21. Тихомиров Д.А. Время назад!
22. Шабетник В.Д. Мировоззрение древних славян и фрактальная физика как фактор осознания священных законов Вселенной. - "Информоэнергетика 3-го тысячелетия: социолого-синернетический и медико-экологический подходы" Украина, Киев - Кривой Рог, 21-22 марта 2003г.
23. Экология и религия. Обмен мнением экологов стран СНГ о сотрудничестве с религией. - Гуманитарный экологический журнал. Т. 5. Вып. 1-2. 2003.