Temptator : другие произведения.

Как на Руси подтёрлись Христом, его Евангелием, апостолом Павлом и Иоанном Златоустом, а также почитанием Богородицы: действительное учение православия о безбрачии, бездетности и девстве как аскетическом пути и добродетели для всех, "могущих это вместить"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как на Руси подтёрлись Христом, его Евангелием, апостолом Павлом и Иоанном Златоустом, а также почитанием Богородицы: действительное учение православия о безбрачии, бездетности и девстве как аскетическом пути и добродетели для всех, "могущих это вместить"


  
   Как на Руси подтёрлись Христом, его Евангелием, апостолом Павлом и Иоанном Златоустом, а также почитанием Богородицы: действительное учение православия о безбрачии, бездетности и девстве как аскетическом пути и добродетели для всех, "могущих это вместить"
  
   Свободное распространение приветствуется
   Автор: Лорин Патрик МакКевин (Lorin Patrick McKevin) ;
   Версия: 1.0 от 06.01(Jan).2025
   tepmptator.ihostfull.com (всё в хорошем качестве, официальный сайт)
   temptator@protonmail.com ; lorin.patrick.mckevin@protonmail.com
   samlib.ru/t/temptator ; temptator.dreamwidth.org
  
   Мне очень горько, что слова о действительном учении православия о безбрачии, бездетности и девстве как аскетическом пути и добродетели для всех, "могущих это вместить", должен, в силу сложившихся обстоятельств, сказать я - сознательный идеологический противник Христа и христианства, противник не только христианства, но и иеговизма вообще, то есть так называемой "авраамической традиции"; я, верящий во многих богов, добрых и злых, и почитающий Христа и Иегову за врага моих благих богов. Но когда-то, давно, я хотел стать православным монахом и поэтому хорошо представляю себе, что такое православие и христианство вообще. И мне горько видеть, как прожженные лжецы и лицемеры, в том числе лжецы и лицемеры, выдающие себя за православных христиан и православными христианами верховодящие, их обманывают; и, судя по обстановке, я считаю, что они очень хорошо ведают, что творят...
  
   Надеюсь, в России ещё можно цитировать Новый Завет?
   Процитируем всем известные слова Иисуса Христа о скопцах из Евангелия от Матфея:
   "4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? 5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. 7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? 8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; 9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. 10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. 11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, 12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит" (Матф.19:4-12)
   О каких скопцах последнего рода, тех скопцах, "которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного", здесь говорится?
   Речь Христа была обращена к иудеям, а это подразумевает определённый контекст, в котором надо понимать данные слова, а именно ветхозаветный контекст. Вспомним следующие слова: "У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне" (Втор.23:1) и: "17 скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему; 18 никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, ни слепой, ни хромой, ни уродливый, 19 ни такой, у которого переломлена нога или переломлена рука, 20 ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с поврежденными ятрами; 21 ни один человек из семени Аарона священника, у которого на теле есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу; недостаток на нем, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему" (Лев.21:17-21)". Следовательно, слова Христа "есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного" не следует понимать буквально: здесь имеются в виду такие скопцы, которые телесно целы, но которые отказались от семьи и детей добровольно и так, живя без жены и детей, проявляют воздержание. Именно так эти слова понимал, например, Иоанн Златоуст; соответствующие слова Иоанн Златоуста будут приведены ниже.
   А если кто-то скажет, что Христос отменил Ветхий Завет, то на это можно напомнить очень неудобные (для более поздних христиан) слова Иисуса Христа о непреложности Моисеева закона: "17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Матф.5:17-20) и: "Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет" (Лук.16:17). Эти слова Христа подтверждают то, в каком контексте надо понимать его слова о скопцах.
   Здесь, в этих словах о скопцах, Иисус Христос открывает новый, превосходнейших, лучший путь к Богу, путь в Царствие Небесное: путь без семьи, без жены и детей; но это путь для немногих, для избранных - для тех, кто "может вместить" и хочет этого. И этот вмещающий данные слова - не обязательно монах (которых во времена Христа и апостолов ещё не было) и не обязательно священник. Именно в этом смысле говорит в одном из своих посланий апостол Павел (соответствующий фрагмент мы тоже приведём ниже), говорит о женщинах, о девицах.
   "Вмещающим" слова Христа о скопцах может быть, например, даже богатый домовладелец, имеющий слуг рабов, вовсе не священник и даже совсем не клирик: может быть много аскетических подвигов и много добродетелей и человек не обязан исполнять их все: он может, например, избрать путь девства и безбрачия, вовсе не отказываясь от богатства и положения в обществе.
   Каждое из четвероевангелий разбито на зачала (фрагменты) и годичное чтение этих зачал устроено так, чтобы, по возможности, все четыре евангелия за год прочитывались полностью (при ежедневном богослужении). Приведённый выше фрагмент, Матф.19:4-12, входит в зачало 78-е (Мф.19:3-12), которое прочитывается в субботу 11-й седмицы по Пятидесятнице. Одна из излюбленных тем для проповеди в православной традиции - это проповедь на тему читавшегося за богослужением в этот день Евангелия; разумеется, в такой проповеди разъясняется смысл прочитанного зачала (например, дается истолкование притче, делаются различные пояснения и так далее); проповедник может просто прочитать то, как толковали это зачало известные святые отцы - например, тот же Иоанн Златоуст.
  
   Как толкует это место Иоанн Златоуст? Обратимся к его Беседам на Евангелие от Матфея, к Беседе 62-й (фрагменты 3-4):
   "3. Что точно ученики смутились, это показал Марк, говоря, что они наедине спрашивали об этом Иисуса. Что же значат их слова: "Если такова обязанность человека к жене"? То значат: если муж с женою для того соединились, чтобы составлять одно; если муж так этим обязан, что он всякий раз, как скоро оставляет жену, поступает против закона, - то легче сражаться с пожеланием природы и с самим собою, нежели с злою женою. Что же сказал Христос на это? Не сказал: "да, точно, легче", - и это для того, чтобы не подумали, что это дело законное, - но произнёс: "Не все вмещают слово сие, но кому дано" (Мф. 19:11). Этим самым Он возвышает предмет, представляет его великим и, таким образом, привлекает и побуждает к нему. Но обрати здесь внимание на противоречие: Он называет это великим, а они легким. В самом деле, то и другое нужно было. Ему надобно было назвать это великим для того, чтобы сделать их усерднейшими, а они должны были своими словами показать легкость этого, чтобы и по этой причине преимущественно избрать девство и целомудрие. Так как речь о девстве могла показаться им очень тяжкою, то Он непременяемостью брачного закона возбудил в них желание девства. Далее, доказывая возможность безбрачной жизни, говорит: "Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного" (Мф. 19:12). Неприметно возбуждая в них этими словами желание к избранию девства, и убеждая в возможности этой добродетели, Он как бы так говорит: представь себе, что ты таков от природы, или сделался таковым чрез насилие других: что бы ты стал делать, лишившись наслаждения и не получая за то награды? Итак, благодари Бога, что для награды и венцов терпишь то, что терпят другие, не имея их в виду. Притом это еще облегчается, когда ты подкрепляешь себя надеждою, и сознанием добродетели, и не увлекаешься пожеланием, сильно волнующим тебя. Подлинно не столько отсечение члена, сколько сила ума может укрощать подобные волны и водворять тишину. Итак, чтобы научить учеников, Христос перечислил роды скопцов. Если бы Он не имел этой цели, то для чего бы Ему было перечислять других скопцов? Когда же Он говорит: "сделали сами себя скопцами", то разумеет не отсечение членов, - да не будет этого! - но истребление злых помыслов, потому что отсекший член подвергается проклятию, как говорит Павел: "О, если бы удалены были возмущающие вас" (Гал. 5:12)! И весьма справедливо. Таковой поступает подобно человекоубийцам; содействует тем, которые унижают творение Божие; отверзает уста манихеев и преступает закон, подобно тем из язычников, которые отрезывают члены. Отсекать члены искони было дело дьявольское и злоухищрение сатаны, чтобы чрез это исказить создание Божие, чтобы нанести вред человеку, созданному Богом, и чтобы многие, приписывая все не свободе, а самим членам, безбоязненно грешили, сознавая себя как бы невинными; отсечение членов измышлено было, таким образом, для того, чтобы причинить человеку сугубый вред: как отсечением членов, так и поставлением препятствий воле делать добро. Все это измыслил дьявол, который, желая расположить людей к принятию этого заблуждения, ввел еще и другое ложное учение - о судьбе и необходимости, и таким образом всячески старался уничтожить свободу, дарованную нам Богом, уверяя, что зло есть следствие физической природы, и чрез это рассеивая многие другие ложные учения, хотя и скрытно. Таковы стрелы дьявольские! Поэтому, молю, убегайте такого преступления. К сказанному следует прибавить, что пожелания наши отсечением членов не только не укрощаются, но еще более раздражаются, - так как семя, находящееся в нас, другие имеет источники и другим образом возбуждается. Одни говорят, что пожелание происходит от мозга, другие - от чресл; а я говорю, что оно происходит не из иных источников, как от развращенной воли и невнимания к помыслам. Если воля целомудренна, то никакого не будет вреда от естественных движений. Итак, сказав о скопцах, как о тех, которые напрасно скопят себя, не будучи целомудренными в помыслах, так и о тех, которые ради царствия небесного сохраняют девство, Христос прибавляет: "могущий вместить, да вместит". И таким образом по неизреченной Своей кротости показывая, сколь важно соблюдение девства, и не заключая его в необходимых предписаниях закона, Он еще более воспламеняет в них любовь к нему. И этим самым Он показал совершенную возможность добродетели, чтобы тем сильнее возбудить в воле желание ее.
   4. Но если это зависит от воли, то спросит кто-либо: для чего Он вначале сказал: "Не все вмещают слово сие, но кому дано"? Для того, чтобы ты с одной стороны познал, как велик подвиг, с другой - не представлял его для себя необходимым. Дано тем, которые хотят. А говорил Он таким образом для того, чтобы показать, сколь великую имеет нужду в божественной помощи тот, кто вступает на этот подвиг, - помощи, которую без сомнения получит желающий. Спаситель обычно употребляет это выражение, когда идет речь о чем-либо важном, как, например, говорит: "Вам дано знать тайны" (Лк. 8:10). А что это истинно, видно и из настоящего места. В самом деле, если бы эта добродетель была только даянием свыше, и сами девственники от себя ничего не приносили бы, то напрасно бы Он обещал им Царствие Небесное и отличал их от других скопцов".
  
   И, конечно, вспомним следующие слова Христа, обращённые к его последователям: "Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Мар.8:38) и: "Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов" (Лук.9:26).
  
   Перейдём к нескольким фрагментам из Первого послания апостола Павла к Коринфянам.
   "1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. 2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа" (1Кор.7:1-2)
   "7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. 8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. 9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться" (1Кор.7:7-9).
   Что значит "были, как я"? То есть: были без семи и без детей.
   Книга "Деяния" (апостолов) и послания апостолов образуют читаемую за богослужениями книгу "Апостол". Книга "Апостол" тоже, как и четыре евангелия, разбита на зачала. Процитированные выше слова апостола Павла входят в зачало 136-е (1Кор.6:20,7:1-12), которое читается во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице.
   Одна из излюбленных тем для проповеди в православной традиции - это проповедь на тему прочитанного зачала из Апостола; в такой проповеди проповедник, естественно, даёт подробное толкование слов зачала, раскрывает его смысл; проповедник может попросту прочитать то, как понимали эти слова известные святые отцы древности, то есть прочитать толкование этих святых отцов, - например, того же Иоанна Златоуста.
   Продолжим цитирование апостола Павла.
   "25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. 26 По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. 27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. 28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. 29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. 32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. 35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. 36 Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. 37 Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. 38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. 39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. 40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия" (1Кор.7:25-40).
   Здесь говорится о "своей деве" (девице); кто же тот, для кого она "своя девица"? Это, очевидно, отец или тот, кто для неё вместо отца в случае его смерти- например, старший брат или опекун, то есть тот, на ком лежит долг заботы от устройстве девицы в жизни; естественно, немыслимо, чтобы путь безбрачия и девства устраивался для девицы без её согласия и без её осознанного волеизъявления.
   Процитированные выше слова апостола Павла входят в зачало 13-е (1Кор.7:24-35), читаемое в четверг 7-й седмицы по Пятидесятнице, и в зачало 139-е (1Кор.7:35-40,8:1-7), читаемое в пятницу 7-й седмицы по Пятидесятнице.
   Повторим: одна из излюбленных тем для проповеди в православной традиции - это проповедь на тему прочитанного зачала из Апостола; в такой проповеди проповедник, естественно, даёт подробное толкование слов зачала, раскрывает его смысл; проповедник может попросту прочитать то, как понимали эти слова известные святые отцы древности, то есть прочитать толкование этих святых отцов, - например, того же Иоанна Златоуста.
   Как же понимал процитированные слова апостола Павла Иоанн Златоуст?
   Откроем его Беседы на 1-е послание к Коринфянам, беседу 19-ю (фрагменты 1-2, 5-6).
   "1. Исправив три весьма важные недостатка, во-первых, разделение церкви, во-вторых, (порок) кровосмесника и, в-третьих, корыстолюбие, (апостол) говорит теперь более кротко, и между прочим предлагает наставление и совет касательно брака и девства, чтобы успокоить слушателей после тяжких укоризн. Во втором послании (к Коринфянам) он поступает иначе: начинает кротко, а оканчивает строго; здесь же, окончив речь о девстве, он опять обращается к обличениям, предлагая не все вдруг, но разнообразя свою речь тем и другим, сообразно с требованием времени и свойствами предметов. Говорит: "а о чем вы писали ко мне", потому что коринфяне писали к нему, должно ли воздерживаться от жены, или нет? Отвечая на это и постановляя правила о браке, он заводит речь и о девстве. "Хорошо человеку не касаться женщины". Если ты, говорит, ищешь блага весьма превосходного, то лучше совершенно не сочетаться с женщиной; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоей немощью, то вступай в брак. А так как могло случиться, как и ныне бывает, что муж желает, а жена нет, или наоборот, то смотри, как он говорит о том и о другом. Некоторые утверждают, что слова его относятся к священникам; но я, принимая в соображение последующие слова, не могу с этим согласиться, - тогда он не преподал бы этого наставления в общем виде. Если бы он писал только о священниках, то сказал бы: хорошо учителю не касаться женщины; а теперь говорит вообще: "хорошо человеку", не священнику только; и еще: "остался ли без жены? не ищи жены" (1Кор.7:27). Не сказал: ты - священник и учитель, а неопределенно; такова и вся речь его вообще. Сказав: "во избежание блуда, каждый имей свою жену", он самой причиной дозволения побуждает к воздержанию. "Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу" (1Кор.7:3). Что значит: "должное благорасположение"? Жена не властна над своим телом, но есть и раба и вместе госпожа мужа.
   2. Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Потому (апостол) и говорит: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве". Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, потому что если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то откуда бы взялось время для непрестанной молитвы? Следовательно можно и с женой совокупляться и молиться; но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал: молитеся, но: да пребываете, потому что (брачное) дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. "А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана". Чтобы ты не подумал, что это - закон, присоединяет и причину. Какую? "Чтобы не искушал вас сатана". А чтобы ты знал, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: "невоздержанием вашим". "Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я", в воздержании (1Кор.6-7). Так он часто поступает, когда поучает делам трудным, представляет в пример себя самого и говорит: "подражайте мне" (1Кор.4:16). "Но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе" (1Кор.7:7). Высказав сильное обличение в словах: "невоздержанием вашим", он опять ободряет их и говорит: "каждый имеет свое дарование от Бога", выражая не то, будто эта добродетель не требует нашего усилия, но, как я сказал, ободряя их. Если (воздержание) есть дар, и человек сам нисколько не содействует, то для чего он продолжает: "безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак" (1Кор.7:8-9)? Видишь ли благоразумие Павла, как он и показывает превосходство воздержания, и не делает принуждения тому, кто не может воздержаться, боясь, чтобы не произошло падения? "Ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться". Показывает, как велика сила похоти. А смысл слов его следующий: если ты чувствуешь сильное влечение и разжжение, то избавь себя от труда и изнурения, чтобы тебе не развратиться.
   5. Припомни Каина, как им овладела зависть. Она повелела ему убить брата, солгать пред Богом, огорчить отца, оказаться бесстыдным, и он сделал все и не ослушался ни в чем. Но удивительно ли, что над одним (человеком) эта госпожа имела такую силу? Она часто погубляла целые народы. Так жены мадиамские едва не пленили и не поработили иудеев, прельщая всех их своей красотой (Числ.25). От такого рабства и предохраняет Павел, когда говорит: "не делайтесь рабами человеков", т.е. не повинуйтесь людям, когда они повелевают что-нибудь постыдное, и даже самим себе. Таким образом очистив и возвысив ум слушателей, он говорит далее: "относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным" (1Кор.7:25). Продолжая речь, он постепенно доходит наконец и до девства; научив и вразумив их (коринфян) беседой о воздержании, он переходит к высшему предмету и говорит: "не имею повеления, но ...за лучшее признаю" (1Кор.7:25). Почему? По той же причине, какую он привел в беседе о воздержании. "Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены" (1Кор.7:27). Эти слова не противоречат прежним, но совершенно согласны. Там он говорил: "разве по согласию"; и здесь говорит: "соединен ли ты с женой? не ищи развода". Одно не противоречит другому, потому что совершаемое против воли есть расторжение; а если оба (муж и жена) воздерживаются по согласию, это - не расторжение.
   6. Чтобы сказанное не было принято как закон, (апостол) присовокупляет: "впрочем, если и женишься, не согрешишь" (1Кор.7:28). Далее ссылается на обстоятельства, настоятельную нужду, стеснительное время и скорбь. Брак сопровождается многими затруднениями, на которые он и указывает как здесь, так и в беседе о воздержании. Там он говорил: жена не владеет собою; а здесь говорит: "соединен ты". "И если девица выйдет замуж, не согрешит": разумеет не деву, избравшую девство; такая (вступая в брак) грешит. Если осуждаются вдовы, которые, однажды решившись оставаться во вдовстве, вступают во второй брак, то тем более девы. "Но таковые будут иметь скорби по плоти". Но, скажешь, вместе и удовольствие. И это, смотри, как (Павел) ограничил краткостью времени: "время, - говорит, - уже коротко" (1Кор.7:29), т.е. нам заповедано уже идти отсюда и готовиться к исходу, а ты стремишься внутрь. Если бы брак не сопровождался никакими скорбями, и в таком случае надлежало бы стремиться к будущему; если же он сопровождается скорбями, то какая нужда налагать на себя бремя? Какая необходимость принимать на себя такое бремя, которое и приняв должно нести так, как бы не приняв? "Так что имеющие жен, - говорит, - должны быть, как не имеющие". Сказав нечто о будущем, далее он опять обращается к настоящему, - именно: духовное, что одна заботится о делах мужа, другая же о делах Божиих (1Кор.7:34); а житейское, что "хочу, чтобы вы были без забот" (1Кор.7:32). Впрочем и это он предоставляет на их волю. Кто, указав достойное избрания, снова понуждает к этому, тот как бы не доверяет собственным словам; (а Павел) самой уступчивостью еще более побуждает и склоняет: "говорю это, - говорит, - для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно30 и непрестанно служили" (1Кор.7:35). Пусть девы слышат, что не этим определяется девство: та, которая заботится о мирском, не есть благообразная дева. Сказав: "Есть разность между замужнею и девицею" (1Кор.7:35), (апостол) здесь объясняет, в чем состоит их различие друг от друга. Отличительным признаком девы и не девы он поставляет не брак и не воздержание, а свободу от забот (у одной) и множество забот (у другой). Не сожитие есть зло, а препятствие к любомудрию. "Если же кто почитает неприличным для своей девицы" (1Кор.7:36). Здесь, по-видимому, он говорит о браке, но все направляет к речи о девстве; дозволяя и второй брак, говорит: "только о Господе" (1Кор.7:39). Что значит: о Господе? С целомудрием, с честностью. Эти добродетели везде нужны, и о них должно заботиться; иначе невозможно узреть Бога, Если мы не будем теперь распространяться о девстве, пусть никто не обвиняет нас в лености. Об этом предмете нами составлена целая книга, в которой мы изложили все с возможной точностью, и потому считаем излишним опять повторять здесь то же самое. Отсылая туда слушателя, скажем здесь только, что должно соблюдать воздержание: "старайтесь иметь мир..., - говорит (апостол), - и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр.12:14).
   Итак, чтобы нам удостоиться узреть Бога, будем, в девстве ли, в первом ли браке, или во втором, преуспевать в этой добродетели, и мы сподобимся царствия небесного, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".
   Приведём также молитвы к Пресвятой Богродице из распространённых молитвословов для мирян, взятые из собственно молитв, а также из одного акафиста.
  
   Кондак Взбранной Воеводе
   "Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная"
   Что значит "невеста неневестная"? Это значит: она жила в браке, но не состояла в сексуальном общении с мужем и не имела от него детей.
  
   О Тебе радуется
   "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе"
   Что значит "девственная похвало"? Это значит: "похвала (слава) девственниц). Но ведь Мария состояла в браке!
  
   Песнь хвалебная Пресвятой Богородице
   "Тя, Матерь Божию, хвалим, Тя, Марию Приснодеву и Богородицу, исповедуем, Тя, от Превечнаго Отца избранную, вся земля величает; Тебе вси Ангели и Архангели, Тебе вси Начала смиренно служат; Тебе вси Власти и превышния Силы небесныя, и вся Господствия повинуются; Тебе вси Престоли, Тебе Херувими и Серафими радующеся предстоят, Тебе вси ангельския лики непрестанным гласом вопиют: Пресвятая Богородице Марие, Мати Приснодево! полны суть небеса и земля величества славы чрева Твоего; Тебе преславный апостольский лик своего Творца и Спасителя Матерь восхваляют; Тебе мучеников множество Богородицу величают; Тебе преславный исповедников лик Святыя Троицы храм нарицают; Тебе девственнии полцы своего девства образ проповедуют; Тебе вси святых души преславную Царицу Небес нарицают; Тебе по всей вселенней святая Церковь всех верных христиан исповедует Матерь Божию и почитает истиннаго Царя Небеснаго Богоизбранную Отроковицу; Ты Ангелов Госпоже и всех святых слава; Ты райская отверстая дверь; Ты лествице Царствия Небеснаго; Ты Царя славы прекрасный чертоже; Ты неистленный ковчеже благодати; Ты бездна щедрот; Ты прибежище грешных; Ты, благословенная Мати Спасителя Христа; Ты, ради освобождения плененнаго человека, Бога восприяла еси во чрево от Духа Святаго и Невместимаго вместила еси; Тобою попран бысть адский враг и отверзошася верным двери Царствия Небеснаго; Ты одесную Бога стоиши; Ты Его умоляеши за нас, Приснодево Марие, Иже будет судити живых и мертвых; Тя убо желаем всегда быти нашу Заступницу к возлюбленному Сыну Твоему и Богу, Иже честною кровию нас искупил есть, да восприимем вечныя славы обетование. Спаси люди Твоя, о, Владычице, и благослови достояние Твое, яко да будем причастницы блаженнаго наследия Сына Твоего, и упаси нас, и возьми нас даже до века, на всяк день. О, Прещедрая! хвалити и блажити Тя желаем сердцем и устнами. Сподоби, Премилосердая Мати, ныне и всегда без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Заступнице, помилуй нас, да будет милость Твоя с нами, яко уповаем на Тя, соблюди нас, Премилосердая, во веки веков. Тебе подобает хвала, Тебе подобает слава, Тебе подобает пение ныне и присно, и во веки веков, аминь"
   Что значит "Приснодева"? Это значит: всегда остающаяся девстенницей. Но ведь Мария состояла в браке!
   Что значит "девстенные полцы" (полки)? Это значит: "сонмы девственниц". Сонмы девственниц возвещают о Марии как об образце девственности, образце для подражания.
  
   Акафист Пресвятой Богородице "Взбранной Воеводе победительная", кондак 3
   "Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную, и благоплодная Тоя ложесна, яко село показа сладкое, всем хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа"
   Что значит "браконеискусную"? Это значит: не имевшую сексуального общения со своим мужем и не имевшую от него детей, хотя (как известно) и состявшую с ним в браке.
  
   Из приведённых фрагментов Евангелия и посланий апостола Павла, из приведённых толкований Иоанна Златоуста на этих фрагменты совершенно ясен взгляд православной церкви на девство и бездетность: это аскетический подвиг, это одна из добродетелей, но этот путь - не для всех, а для избранных, для тех, кто "может это вместить"; и это путь - путь превосходнейший и лучший по сравнению с путём брачной жизни и заведения детей. Разумеется, между этими двумя крайностями может быть и нечто среднее - когда мужчина и женщина вступают в брак, но при этом не имеют сексуальных отношений и, соответствнно не имеют детей. Именно так жил святой Иоанн Кронштадтский; и в этом подобные люди подражают, согласно православным представлениям, самой Богородице, подавшей в этом отношении всем православным пример. И, естественно, этот путь аскезы и добродетели, путь безбрачия, бездетности и девства, церковь должна, просто обязана, возвещать, пропагандировать всем, чтобы желающие его и способные к нему могли им, этим путём последовать; церковь должна, обязана возвещать этот путь так же, как должна, обязана она возвещать всякое евангельское слово, ибо этот путь указан в евангелии самим Христом.
  
  
  
  
   Так называемая "Идеология чайлдфри" была запрещена Федеральным законом от 23.11.2024 ! 411-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10-6 и 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; поправки в законы, предусмотренные этим Федеральным законом, вступили в действие с 04.12.2024.
   Теперь в КоАП РФ ст. 6.21 "Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола, отказа от деторождения", п. 1 звучит так:
   "1. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола либо отказа от деторождения, выразившаяся в распространении информации и (или) совершении публичных действий, направленных на формирование нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола либо отказа от деторождения или искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений либо социальной равноценности рождения детей и отказа от деторождения, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях и (или) предпочтениях, смене пола либо об отказе от деторождения, вызывающей интерес к таким отношениям и (или) предпочтениям, смене пола либо отказу от деторождения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.21.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния..." и так далее.
   (Отметим, что в ст. 6.21 много пунктов; п. 1, процитированный выше - не единственный; мы предлагаем самостоятельно ознакомиться с ними)
   Примечание к ст. 6.21 КоАП звучит так:
   "Примечание. Не являются административным правонарушением распространение информации о монашестве и монашеском образе жизни, соблюдении обета безбрачия (целибата) и связанном с ними отказе от деторождения и (или) совершение публичных действий, направленных на формирование привлекательности монашества и монашеского образа жизни, соблюдения обета безбрачия (целибата) и связанного с ними отказа от деторождения, если такие информация и публичные действия основаны на внутренних установлениях централизованных религиозных организаций или религиозных организаций, входящих в их структуру".
   Примечание звучит особо издевательски хотя бы по следующим причинам. Почему исключение сделано только для централизованных религиозных организаций и их подразделений? А если с точки зрения канонического права той же православной церкви в этих централизованных организациях - одни еретики или раскольники, только называющие себя православными, но таковыми не являющиеся? Что тогда остаётся на долю настоящих православных? И кто решает - что такое настоящее православие? И как, на основании каких критериев, он это решает? Далее. Мы видели, что путь безбрачия, бездетности и девства как путь превосходнейший предлагается Христом и церковью для всех желающих его и способных к нему - такие люди не обязаны быть ни монахами, ни священниками ни даже клириками; и церковь обязана возвещать этот путь всем, знакомить всех с ним, пропагандировать его, чтобы желающие его и способные к нему могли этим путём последовать; эти люди, повторим, совсем не обязаны быть монахами или священниками, принявшими обет безбрачия (целибатами).
  
   Итак, можно поздравить российских законодателей, поздравить Президента, членов Госдумы и Сенатором: одним федеральным законом они запретили и Христа, то есть его слово, запретили Евангелие, запретили апостола Павла, то есть запретили его послания, запретили богослужебную книгу "Апостол", запретили вообще Новый Завет как книгу, запретили церковную проповедь, запретили почитание Богородицы и молитвы к ней, запретили Иоанна Златоуста и жития таких святых, как Иоанн Кронштадтский; они запретили церкви возвещать о пути аскезы и добродетели, то есть о пути безбрачия, бездетности и девства всем этого пути желающим; они запретили молитвы и акафисты Богородице.
   И тем духом, который вдохновлял Президента, членов Госдумы и сенаторов на подобные действия, для православных христиан, очевидно, может быть только дух тьмы, то есть Дьявол или его демоны. И этими действиями власти России ясно показали всем православным, кто они есть на самом деле и чего стоят на самом деле их слова о приверженности православию в частности, и неким туманным "традиционным ценностям" вообще; эти действия ясно показали всем православным, кто есть настоящий бог или, если хотите, хозяин Президента, членов Госдумы и сенаторов. А само принятие подобного закона наглядно продемонстрировало православным и то, кто на самом деле есть их пастыри, особенно же - епископы и Патриарх, и то, кому в действительности они служат, кто их хозяин, и как они защищают православие, в верности которому они поклялись.
  
   На мой взгляд, указанный Федеральный закон неконституционен и, следовательно, незаконен как противоречащий основам конституционного строя (смотри главу 1-ю Конституции); более того - этот закон не имеет юридической силы, в силу высшей юридической силы и прямого действия Конституции (гл. 1-я, ст. 15, п. 1).
   В частности, обратимся к следующим статьям первой главы Конституции.
   Гл. ,1 ст. 2
   "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
   Несмотря на эти высокопарные слова, реальное наполнение их отнесено ко 2-й главе Конституции, почти полностью; а, согласно этой же 2-й главе, права и свободны могут быть ограничены федеральными законами и к числу непоколебимых прав и свобод относятся совсем немногие права и свободы. Тем не менее, некоторые права и свободы прописаны в 1-й главе Конституции, то есть они относятся к основам конституционного строя и, следовательно, как права и свободны бесспорные, они по определению не могут быть ограничены федеральными законами. В частности, речь идет о ст. 13, п. 1 и ст. 13, п. 2, а также о ст. 14, п. 1 и ст. 14, п. 2:
  
   Гл. 1, ст. 13
   П. 1. "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие".
   П. 2. "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".
   Гл. 1, ст. 14
   П. 1. "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".
   П. 2. "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".
  
   Разбираемое в данной статье ограничение прав и свобод, выразившееся в ст. 6.21 КоАП, очевидно, произведено либо по идеологическим, либо по религиозным мотивам, либо как по одним, так и по другим; но первое, идеологические ограничения, невозможны в силу ст. 13 гл. 1-й Конституции, а второе, религиозные ограничения, невозможны в силу ст. 14 гл. 1-й Конституции, ибо первое есть ничто иное как, по сути, введение государственной или обязательной идеологии (или её элементов; поскольку запрещено целое, то запрещены его элементы), а второе - установление некоей государственной или обязательной религии (или её элементов; поскольку запрещено целое, то запрещены его элементы).
   (Отметим, что в силу ст. 14, п. 2 Конституции Примечание к ст. 6.21 КоАП неконституционно и не имеет юридической силы: оно должно либо защищать все религиозные объединения, либо не защищать никаких, не выделяя неких централизованных религиозные организаций; напомним, что религиозные объединения могут быть двух видов: религиозные группы и религиозные организации; при этом религиозные организации могут делиться на централизованные и нецентрализованные; подчеркнём, что для религиозных групп нет необходимости даже в государственной регистрации; таким образом, защита Примечанием ст. 6.21 КоАП только лишь централизованных религиозных организаций неконституционна и не имеет юридической силы! Воистину - в Московской Патриархии вместо юристов - ослы! И, возможно, уже очень скоро ст. 6.21 КоАП начнут применять и к представителям Московской Патриархии, когда они станут что-то говорить о допустимости монашества и целибата, а гражданину РФ Владимиру Михайловичу Гундяеву при этом заявят, что сама демонстрация им собственных монашеских одеяний как бы нечто пропагандирует... - наподобие того, как гейские эпатажные одеяния тоже нечто пропагандируют...)
   Как видим, это фактическое введение государственной (обязательной) идеологии (или её элементов) и / или государственной (обязательной) религии (или её элементов) таково, что новонавязываемая идеология и / или религия противоречит свободе открыто исповедовать и распространять христианство в таких его версиях, как православие и католицизм, проповедовать евангельское слово, проповедовать Новый Завет. Куда же дальше?! И христианам - как православным, так, равно, католикам и протестантам - православным пора признать: настоящая власть в России - антихристианская, а её заигрывания с христианством под видом заигрываний с некими "традиционными ценностями) - просто ложь и лицемерие.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"