Катакомбный Театр Мистики : другие произведения.

10 Аналогии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

  Многие слышали, что каббалистическое Древо Сфирот перевернуто корнем верх. Еще больше людей слышали о том, что в индийской традиции чакры соответствуют цветам радуги. Хотя цвета радуги, которые в небе опускаются сверху вниз, в человеке почему-то поднимаются снизу вверх.
  
  Пресловутый "третий глаз", Аджна-чакра, соответствует той части головы, где расположен мозг. Тоже, наверное, случайно. Или подразумевалась конкретная область мозга - шишковидная железа?
  
  Нет, не подразумевалась. Эзотерические представления о реальности перевернулись за последние две тысячи лет с ног на голову. Искаженное представление о цели существования, будто в насмешку, досталось именно той традиции, которая претендовала на абсолютную истину. А ученые и простые обыватели продолжали развиваться в правильном направлении, отчего и преуспели больше мистиков.
  
  В древнейших мистических текстах ум и сознание синонимы. В буддизме это даже не обсуждалась. Индийские практики тоже предназначались для расширения ума, очищения ума, укрощение ума. Но позднее в эзотерике все громче зазвучали призывы "отбросить ум", и соответственно - изменить толкования древних текстов.
  
  Проблема в том, что за две тысячи лет эона Рыб развитие науки поставило под сомнение ценность мистики. Ученые не находили в явном виде доказательств правоты религиозных доктрин. В ответ у мистиков эона Рыб возникла невольная реакция самозащиты - отрицать значение ума.
  
  Ведь ум имеет привычку сильней напрягаться там, где заметнее результат, подобно деньгам, которые охотней вкладывают туда, где выше прибыль. Цвет интеллектуальной элиты переместился в науку, оставив мистике жалкие объедки из религиозных философов, завистливо критикующих любые научные достижения, дескать, это неважно, бессмысленно, древние мудрецы не такое умели, и вообще - всё вокруг иллюзия.
  
  Древние мудрецы действительно отличались от современных. До эона Рыб к эзотерическим знаниям допускались самые умные, волевые и здоровые люди после суровых испытаний. А к исходу эона Рыб мистика превратилась в последнее утешение для людей, которым больше нечем утешиться. Практики и символы сохранились, но наполнились противоположным смыслом.
  
  Оказалось, что главное в эзотерике - пнуть ногой посильней и как можно дальше отбросить ум. Отношение к уму напоминает отчаяние лисицы из басни про лису и виноград, дескать, раз до тебя не дотянуться, так пропади же ты пропадом, кислый, зеленый ум!
  
  В современной эзотерике ум отождествляется только с логикой, как будто интуиция - уже не ум. Но разве Вы логически распознаете каждую букву этого текста? Нет, интуитивно. Хотя обучаться чтению все-таки пришлось. Лишь после тренировки мы начинаем угадывать по лицу незнакомого человека его настроение, черты характера, национальность. И даже ощущение красоты на самом деле - результат обучения, особенно в искусстве. Разные люди искренне воспринимают красивыми противоположные вещи.
  
  
  
  Вопреки утверждениям каббалистов, Древо Сфирот не является исключительным достижением иудейской мистики. Хотя бы потому, что копирует гелиопольскую девятку богов, по-гречески Энеиду. Гелиополь в Библии упоминается как город Он, по-египетски Анну. Наверное, не случайно библейский Иосиф женился на дочери гелиопольского жреца, и женой вполне реального фараона Эхнатона оказалась дочь жреца из Анну.
  
  Эйн-Соф соответствует в гелиопольской космогонии Изначальному Божеству, еще не имеющему имени, условно именуемому Неб Нечер (владыка сил).
  Хокма и Бина - это Шу и Тефнут. Шу представляли как некий светящийся шар, Тефнут - темную влагу вокруг него. Во времена Эхнатона солнечный диск считался зримым обликом Шу, а лунный диск - Тефнут. Это мир проявления единого божества как Хепри. Шу с Тефнут порождают Нут и Геб.
  
  Хесед и Гвура - Нут и Геб. Нут - богиня звездного неба, Геб - бог земли. Это уровень проявления единого божества как Ра. Нут и Геб порождают - Осириса, Нефтиду, Сета и Исиду.
  
  Тиферет - Осирис. Египтяне даже называли его Ун-Нефер, красота. Здесь начинается мир проявления единого божества как Атума.
  
  Нецах и Ход - Нефтида и Сет.
  
  Йесот - Исида.
  
  На этом девятка богов заканчивается, но остается еще десятое божество - Хор, проявление единого божества на земле. А тайная сфира даат (знание) - в гелиопольской космогонии соответствует дуату.
  
  Начало Гелиопольского сказания. Книга познания творений Ра. Перевод Матье.
  
  "Изречения слов. Говорит владыка вселенной после того, как он воссуществовал: "Я тот, кто воссуществовал как Хепра. Я воссуществовал и воссуществовали существования. Воссуществовали все существования после того, как я воссуществовал, и многие существа вышли из моих уст. Не существовало еще небо и не существовала земля. Не было еще ни почвы, ни змей в этом месте. Я сотворил их там из Нуна, из небытия. Не нашел я себе места, на которое я мог бы там встать. Я размыслил в своем сердце, задумал пред моим лицом. И я создал все образы, будучи единым, ибо я (еще) не выплюнул Шу, я (еще) не изрыгнул Тефнут, и не было другого, кто творил бы со мною. Я задумал в моем собственном сердце, и воссуществовали многочисленные существования от существ в образах рождений и в образах их рождений. Я соединил с моим кулаком, совокупился с моей рукой, упало семя в мой собственный рот. И я выплюнул Шу, я изрыгнул Тефнут. И мой отец Нун сказал: "Да возрастут они!". И мое Око было для них защитой вечно, когда они удалялись от меня. После того, как я существовал как бог единый, - вот три бога со мною. Я был на этой земле, и Шу и Тефнут возликовали из Нуна, в котором они были, и они привели ко мне мое Око с собой после того, как я соединил мои члены. Я оросил их слезами, и воссуществовали люди из моих слез, вытекших из моего ока. И оно разгневалось на меня, когда оно пришло и нашло, что я сотворил другое на его месте, заменив его Великолепным. "Но я поместил его на моем челе, и после этого оно господствовало над всей землей..."
  
  
  
  Индийские чакры (круги) первоначально обозначали круги радуги, поскольку сохранили ее цвета. Семь чакр соответствует семи уровням Древа Сфирот. Индус на рисунке перевернут, хотя можно было перевернуть Древо Сфирот. Но я предпочел расположить индуса в соответствии с нисходящими цветами радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
  
  Первый уровень. Эйн Соф (нет предела), небытие, шуньята (буддийская пустота сознания), чакра Муладхара, порождающая из себя всё.
  
  Второй уровень. Хокма (информация) и Бина (постижение). Согласно каббале на этом уровне возникают информация и желание, вызывающие рост сознания. Желание - это информация о необходимости нашего взаимодействия с каким-то объектом. Первоначально мы ощущаем их через природу тела. В ведической традиции второму уровню сознания соответствует чакра Свадхистана - сексуальная энергия, самое сильное из природных желаний. Недаром в психологии все остальные желания иногда сводят к либидо. На уровне Свадхистаны передается генетическая информация от мужчины женщине, которая порождает в ней другое сознание и продолжает эволюцию существования, совсем как в Древе Сфирот.
  
  Третий уровень. Хесед (добро) и Гвура (зло). Согласно каббале это уровень возникновения физической энергии, той которую изучают физики, и нашего восприятия для неё. Эта пара не существует друг без друга - нет восприятия, нет энергии. Но здесь наше восприятие ещё ограничено крайней степенью наслаждения и невыносимым страданием. Понятно, что на таком экстремальном уровне долго не задержаться. В ведической традиции третьему уровню соответствует Манипура - чакра, контролирующая физическую энергию.
  
  Четвертый уровень. Тиферет (красота). Первый уровень осознания своего существования в качестве состояния "я есть", Атмана, но пока растительного. В ведической традиции четвертому уровню соответствует сердечная чакра Анахата. Обратите внимание - Тиферет означает рост следующего измерения сознания, поскольку Тиферет находится в центре Древа Сфирот, а не в одном из крайних положений. Существование не статично и всегда соответствует процессу перемен. В Тиферет из наслаждений и страданий вырастают эмоции.
  
  Пятый уровень. Нецах (вечность) и Ход (разнообразие). Это астральный мир сновидений. Согласно каббале, в мире Ецира (формирование) возникают отдельные мыслеформы как видимые образы наших эмоций. Физиологически Нецах соответствует правому полушарию, Ход - левому. В сознании их можно уподобить интуитивному и логическому уму. В ведической традиции пятый уровень - чакра Вишудха, отвечающая за речь и слова. Слова тоже порождают в нашем сознании мыслеобразы, поэтому они связаны.
  
  Шестой уровень. Йесод (трон). Напоминает имя древнеегипетской богини Исет (Исиды), которое тоже переводилось "трон", отчего Исида изображалась с троном на голове. Естественно, подразумевался трон царя или бога. Согласно каббале, на этом уровне начинается материальный мир. Его особенность в том, что единое мировое сознание сокращает себя во множество отдельных существ, воспринимающих друг друга как формы, удовлетворяющие желания. Между существами возникают отношения, порождающие карму, пространство, время. Поэтому состояние "я есть" на шестом уровне ощущается как - "я есть здесь и сейчас". Материальный мир - трон грядущего божества. В ведической традиции шестому уровню соответствует чакра Аджна, третий глаз. В древности третьим глазом считался человеческий ум, позволяющий постигать то, что не видят глаза, не слышат уши, не чует нос, не щупают пальцы, не ощущает язык. Ведь было бы странным, если бы на такую поразительную способность ума не обратили внимания. Только в эоне рыб третий глаз научились сравнивать с чем угодно кроме ума. Хотя иногда подразумевалось особое состояние ума, единого с брахманом. Брахман в переводе с санскрита - "растущий ум". В эзотерике это хроники Акаши, ноосфера, в каббале - тайная одиннадцатая сфира Даат (знание).
  
  Седьмой уровень. Шхина (присутствие), осознанность. В каббалистической книге Зоар каббалисты называют друг друга шхиной. Это состояние полной осознанности, когда любые стихийно возникающие желания (страсти) контролируются волей, имеющей информацию об их последствиях. В ведической традиции седьмому уровню соответствует чакра Аджна, обозначающая божество, или связь с божеством - брахманом, всей доступной информации о вселенной. Согласно каббале, рост Древа Сфирот начинается в Руах (уме) и заканчивается в Руах (уме). Только обладание умом замыкает круг постижения.
  
  Кроме десятой сфиры Шхина в каббале есть еще одиннадцатая - Даат (знание). Я уже объяснил, с чем Даат можно отождествлять. Интересней другое. Согласно каббале, Даат размещается между сфирами Бина и Хесед. В человеческом теле возникает точка между половыми органами и животом. Если в этом есть хоть какой-то смысл, то именно она способна трансформировать поднимающуюся вдоль позвоночника сексуальную энергию в нечто особенное.
  
  Во многих языках корень mn означает человека, или первого человека - праотца (царя). Ману, Man, Мин, Менес. При этом, корень mn в санскрите имеет дополнительное значение - ум. В других индоевропейских языках это утеряно, хотя частично сохранилось, например, в латинском слове мания, одержимость идеей, происходящей соответственно от ума. Поэтому древние вряд ли не заблуждались по поводу сущности человека. Человек - это его ум.
  
  Известное в санскрите слово брахман происходит из двух корней brh (рост) и mn (ум). В переводе получается растущий ум. Хотя при этом, конечно, подразумевается некий вселенский ум, объединяющий все вокруг. Однако, отметим что этот вселенский ум почему-то представлен растущим, а не постоянным. Хотя, наверное, возможны другие толкования первоначального значения корня brh. Например, в иврите brh (барух) означает благой, светлый.
  
  В любом случае, ум остается важным качеством человека и вселенной. Ум подразумевает ментальную информацию в чистом виде, наиболее удаленную от физических носителей информации. В физическом мире информация как бы "скована" материальным, принимает вид энергии, облачена в неё, скрыта в ней. Традиционное отождествление вселенского брахмана со жрецом варны брахманов в индуизме подразумевает, что люди способны мыслить не только индивидуально, но и в единстве с коллективным умом. Однако большинством людей это не осознается.
  
  Любопытно, что на иврите слово mn означало не только мудреца, но и ману небесную, которой иудеи питались в пустыне.
  
  Ум - это процесс обучения. Осознанность эквивалентна обучаемости. Обучение подразумевает не только школьные/университетские/книжные/научные знания, но и всякие житейские впечатления, включая самопознание. Хотя познание окружающего мира по сути тоже самопознание, поскольку мы никогда не познаем независимую вселенную - а всегда только наши образы и реакции, возникающее при ее восприятии.
  
  Неподконтрольный сознанию, блуждающий ум сам выбирает объект исследования, отчего может зациклиться, подобно компьютерной программе, и начать работать вхолостую, бесплодно поглощая жизненную энергию. Это первая проблема, происходящая от ума. Поэтому ум следует научиться концентрировать и направлять.
  
  Для природы смысл существования заключается в постижении ацмуто, изначально непостижимого. На входе в древо познания Сфирот природа облачает непостижимую информацию в энергию, создавая на выходе из древа познания Сфирот существо, способное вместить ацмуто в своей ментальности. Поэтому все к лучшему, все целесообразно. Когда мы несчастны - мы обучаемся через страдание, когда счастливы - обучаемся через счастье. Чтобы меньше страдать следует обучаться добровольно, опережая принуждение. Признав обучение смыслом жизни, мы перестанем страдать от потери эмоциональной зоны комфорта. Останутся лишь физические страдания - реальные нарушения на уровне физического тела. Но ведь это уже немало. В девяноста случаях из ста мы сегодня страдаем эмоционально.
  
  Существуют духовные практики сосредоточения ума и расслабления ума. Но людям свойственно увлекаться тем, что привычней. Поэтому глупые люди предпочитают практики расслабления ума, делаясь еще глупее, а умные люди нагружают ум сверх сложными концепциями, которые делают их заумными. Это вторая проблема, происходящая от ума.
  
  Брахман - в индийской идеалистической философии (как в ведической вообще, так и в йоге в частности) понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, "душу мира", первооснову всех вещей и феноменов. Вселенная в Брахмане проявляется и исчезает, следуя определённым временным циклам: манвантара, кальпа, юга, пралая и махапралая. Проявленная вселенная также называется "Яйцо Брахмы". Брахману не может быть дано никакое позитивное определение, дать ему характеристику можно только через отрицание: бесконечный, неизменный, неподвижный. В ведической философии концепция Брахмана (то есть Бога-Абсолюта) тесно связана с личностным восприятием каждым человеком всеобъемлющего Бога-Брахмана в качестве индивидуального Атмана - своего наивысшего запредельного "Я". При этом в Упанишадах многократно поддерживается идея трансцендентальной тождественности Атмана и Брахмана - например, в махавакье ("великом изречении") "Этот Атман - Брахман" ("Аям атма брахма").
  
  Атман (санскр. "самость, дух", высшее "я") - одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность. Абсолют, осознающий своё собственное существование. Термин, используемый для описания высшего "я", человека и всех живых существ. После пробуждения человек знает себя как "атма" - я не это, я то, "я есть абсолют, и я это знаю" - абсолют (человек) осознаёт своё существование.
  
  Читая Веды, в основном, конечно, упанишады, араньяки и брахманы, разъясняющие суть веданты, поскольку самхиты представляют из себя длинный набор гимнов, обратите внимание - как сложно понять различие между брахманом и атманом. Иногда брахманом и атманом называют практически одинаковые вещи. Но ведь не зря существует два разных слова. Брахман - информация, атман - существование, в которое облачается информация. Поэтому в материальном мире они связаны и противоположны одновременно. Брахман - то, что каббалисты называют ор хокма. Суть атмана сложнее. Это не просто энергия, ор хасидим, а пресловутый идеальный образ, возникающий в процессе обучения. Поэтому для каждого существа есть свой атман, но при этом подразумевается и единый для всех существ атман. А поскольку процесс постижения ацмуто (брахмана), в духовном ощущается как сознание, то атман отождествляется и с сознанием отдельного существа либо всех существ. На Древе Сфирот атман ближе к тиферет, красоте.
  
  В библейской традиции семь уровней Древа Сфирот соответствуют семи дням сотворения мира. Если захочется освежить память и глубже разобраться в аллегориях каббалы - перечтите Книгу Бытия. Рассказ о соответствии каббалистического Древа Сфирот чужим мистическим представлениям можно продолжить. Ведь почти у каждого народа есть древо жизни.
  
  Однако, главная ценность схемы каббалистического Древа Сфирот заключается не в сравнительной теологии и определении единого корня всех религий, а в способности Древа Сфирот оказаться связующим звеном между физикой и метафизикой, объединить материальные и духовные феномены. Древо Сфирот дает ключи к пониманию, что энергия порождается информацией для возникновения процесса обучения, воспринимаемого нами в качестве желаний, идей, сознания, материи и направленного, в конечном счете, на постижение всей информации, запустившей процесс. Трудно не оценить перспективу, которая благодаря раскрытию сути каббалистического Древа Сфирот открывается в науке, религии, психологии и философии.
  
  В заключение хочется сказать пару слов насчет экстремальных состояний сознания, к которым стремятся мистики. Некоторые я испытывал. Они хороши для самопознания. Изучая анатомию, ученым приходилось вскрывать человеческое тело. Но мало кому захочется жить вскрытым. Отрешаясь во время медитации от ума, Вы переходите на уровень самосознания насекомого или растения. Им действительно глубоко безразличны человеческие проблемы. Поэтому, если Ваш ум измучен или запутался, подобная медитация способна успокоить, утешить, излечить. Но навсегда избавляться от ума - деградация. Ум следует укрощать, а не умерщвлять. Что божественного в обычном растении? Даже тело таких мистиков становится подобным растению - деревенеет и целую вечность не гниет.
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"