Анариэль Ровэн : другие произведения.

Жизни нумэнорцев

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод главы XI из третьей части книги

Дж. Р. Р. Толкин, текст "Жизни нумэнорцев" из "Природы Средиземья"

Перевод Анариэль Р.

(стр. 316)

XI

Жизни нумэнорцев

Этот машинописные текст существует в трех вариантах: машинопись, сделанная Толкином (А), второй экземпляр под копирку (B), у которого нет никакой текстологической ценности, за исключением короткой заметки на полях о том, как Алдарион изменил закон о наследовании; и вариант C - копия, сделанная другим человеком, тоже не имеющая текстологической ценности. Ниже следует текст А, который занимает четыре с половиной страницы. Кристофер Толкин использовал фрагменты из этого текста, а также текста, данного дальше, во главе XIII, в главе "Описание острова Нумэнор" в "Неоконченных преданиях" (стр. 165-172). Оба эти текста К. Толкин датировал примерно 1965 годом (НП, стр. 7).

В машинописном оригинале после самого текста следует несколько примечаний автора (иногда довольно продолжительных). Для удобства чтения эти примечания, кроме самых длинных, я превратил в подстрочные сноски; оставшиеся два идут после самого текста, и ссылки на них выглядят как "[Примечание автора]". Обсуждение продолжительности жизни нумэнорцев, с которого начинает настоящий текст, упомянуто и пересказано К.Толкином в НП, стр. 224-225, п.1. В этом обсуждении слышатся отголоски рассуждений и схем, которые Толкин развивал и строил применительно к эльфам и которые напечатаны в первой части данной книги, "Время и старение" (в особенности см. главу XVIII, "Возраст эльфов и нумэнорцев", которая тоже восходит к 1965 году).

Жизни нумэнорцев

"Долгая жизнь и мир" - вот что попросили эдайн, когда после падения Тангородрима Валар предложили им награду. Мир был им с охотой дарован; долгая жизнь - не сразу, лишь после того, как Манвэ обратился за советом к Эру.

(стр. 317)

Эльрос - особый случай. Нельзя сказать, что он и его брат Эльронд были одарены по-разному применительно к чисто физическому жизненному потенциалу; но поскольку Эльрос выбрал остаться в роду людском, он сохранил и то основное, что отличало людей от квэнди - "искание иного места", как называли это эльдар, "усталость", или желание покинуть мир. Он умер - или оставил жизнь, - когда ему было около пятисот лет.

Всем остальным была дарована продолжительность жизни, в пять раз превышающая продолжительность жизни обычных людей: то есть, они бы умерли, оставив жизнь по своей воле или иначе, в возрасте от 350 до 420 лет (1). В этих пределах колебались различия между отдельными людьми и семьями [Авторское примечание 1] - точно так же, как до дарования Благодати. Королевская семья, или "род Эльроса", в общем и целом была семьей долгожителей, ее представители жили по 400 лет или чуть меньше. В других семьях до 400 лет доживали реже; хотя в тех семьях, которые породнились с родом Эльроса (в ранних поколениях) долгожители встречались чаще.

Имеется в виду, что долгоживущие ощущали "усталость" не раньше четырехсотого года; но сколько еще они могли прожить, впадая в дряхлость, - если выбрали "цепляться за жизнь", - неизвестно, поскольку в ранних поколениях никто так не поступал. "Цепляние за жизнь", которое в конечном итоге все равно заканчивалось смертью поневоле, недобровольной, было из тех перемен, что принесли с собой Тень и восстание нумэнорцев. Это также сопровождалось уменьшением продолжительности жизни. Впервые такое случилось в 14-ом поколении, т.е. после смерти Тар-Атанмира в 2251 году ВЭ (2).

Срок жизни нумэнорцев увеличился благодаря тому, что они в какой-то мере переняли образ жизни эльдар. Однако нумэнорцев определенно предупредили о том, что они не стали эльдар, но остались "смертными", что им было дарован лишь более продолжительный период бодрости тела и разума. Как и эльдар, нумэнорцы росли с той же скоростью, что и обычные люди (3): беременность, младенчество, детство и юность до возмужания и "полной зрелости" были примерно такими же, как раньше; но, достигнув зрелости, нумэнорцы старели или "изнашивались" куда медленнее, так что для них пять лет были как один год простых смертных.

Первое приближение "усталости от мира" для них было на самом деле знаком, что расцвет их сил подходит к концу. Если они не оставляли жизнь, когда бодрость их покидала, тогда угасание происходило с той же быстротой, что и у прочих людей. Таким образом, если нумэнорец в возрасте примерно 400 лет терял жизненные силы,

(стр. 318)

то он быстро, в течение десяти лет, переходил от здоровья и крепости разума к немощи и слабоумию.

Таким образом, чтобы узнать, каков "возраст" нумэнорца в обычных человеческих терминах жизненной силы и способностей, надо сделать так: (1) вычтите из возраста нумэнорца 20 лет, поскольку в 20 лет нумэнорец будет примерно на той же стадии развития, что и обычный человек, (2) остаток поделите на 5 и прибавьте к нему вышеуказанные 20 лет. Таким образом, мужчина или женщина из народа нумэнорцев в возрасте

25 50 75 100 125 150 175 200 225 250 275 300 325 350 375 400 425
будет примерно в обычном человеческом возрасте
21 26 31 36 41 46 51ё 56 61 66 71 76 81 86 91 96 101

Но в этих вычислениях некоторые моменты не учтены. Умственное развитие нумэнорцев также до некоторое степени следовало эльфийскому образцу. Их умственные способности были больше и развивались быстрее, чем у обычных людей; и интеллект доминировал. После 7 лет они очень быстро развивались умственно, и в 20 лет понимали и знали намного больше, чем обычный человек, их ровесник. Вследствие этого, а также в силу того, что нумэнорцы рассчитывали на долгий период полного расцвета, в первой половине жизни у них не было ощущения, что время утекает быстро, и они часто уходили в науку, ремесла и различные увлечения, художественные или интеллектуальные, куда сильнее, чем обычно. Особенно в случае мужчин.

Таким образом, желание брака, зачатия, вынашивания и выращивания детей - все это занимало меньше места в жизни нумэнорцев, даже женщин, чем среди обычных людей. Брак считался естественным состоянием, будучи заключен, он был нерасторжим *(4); но, как и эльдар, нумэнорцы стремились сделать так, чтобы период выращивания детей (или, как это называли эльдар, "дни детей") был единым и ограниченным периодом их жизни, и такое ограничение рассматривалось

* Как сказано ниже, нумэнорцы были моногамными. Ни один человек, какое бы положение он ни занимал, не мог разойтись с мужем или женой или взять себе другого мужа или жену при жизни первой супруги или первого супруга. В брак вступали не все. Насколько можно судить по отдельным местам в немногих сохранившихся повестях и анналах, женщин было немного меньше, чем мужчин, по крайней мере, в первые столетия. Но помимо этого численного ограничения всегда было небольшое количество людей, которые не вступали в брак либо потому, что занимались наукой или имели иные увлечения, либо потому, что не смогли вступить в брак с тем, с кем желали, а замену искать не хотели.

(стр. 319)

как естественное. Период деторождения как упорядоченная и неразрывная череда событий - вот что считалось нормальным и желательным, если это можно было устроить. То есть супругам следует жить вместе, расставаясь как можно реже и на как можно более краткий срок, скажем, с зачатия их первого ребенка и до достижения их последним ребенком возраста по крайней мере семи лет - это считалось идеалом. В особенности к этому стремились женщины, которые были от природы (как правило) не так увлечены наукой и ремеслами и у которых было гораздо меньше тяги к путешествиям [Авторское примечание 2].

Таким образом, нумэнорцы, у которых редко было в браке больше четырех детей, часто производили детей на свет в период, продолжавшийся 50-75 лет (имеется в виду период между зачатием первого ребенка и рождением последнего). Интервалы между рождениями детей были, как правило, в обычных терминах продолжительными: часто десять лет, иногда 15 и даже 20 лет; и никогда меньше, чем примерно пять лет*. Но надо помнить, что в пропорции к их сроку жизни этот период был эквивалентен 10-15 годам жизни обычных людей. Эти интервалы, с точки зрения приближения к концу жизненной силы и плодовитости, были эквивалентны, как минимум, одному году (редко), чаще это было два, три и иногда четыре года.

* Поскольку по скорости роста, включая зачатие и вынашивание детей, нумэнорцы мало отличались от обычных людей, интервалы между детьми кажутся продолжительными. Но, как было сказано, у нумэнорцев преобладали умственные интересы; и они с огромным вниманием и заботой относились к тому, за что брались. Таким образом, дети, с их высочайшей важностью, были главной заботой матери во время вынашивания и в раннем детстве, что, кроме как в самых богатых домах, оставляло отцу бомльшую часть домашних обязанностей. Так что родители были рады на время вернуться к своим позабытым увлечениями. Кроме того (это говорили сами нумэнорцы), в этом отношении они больше походили на эльфов, чем другие народы людей: при зачатии и вынашивании ребенка тратилось намного больше телесной силы и силы разума (ибо долгий срок жизни позднейших поколений передавался, как дары или благодать, опосредованно родителями). Поэтому им требовался отдых как тела, так и воли, в особенности женщинам. После зачатия ребенка желание соединения на время засыпало и в мужчинах, и в женщинах, хотя у матерей это продолжалось дольше.

Это преобладание умственных интересов видно и в других вещах. Не отличаясь сладострастием, нумэнорцы, однако, не считали, будто в любви мужчины и женщины меньше значимости или меньше наслаждения, чем о том думали другие люди. Напротив, они любили крепко; и любые разрывы уз или охлаждение межу супругами или между родителями и детьми считались великим злом и горем. То же касается радостей еды и питья. Пока не пала Тень, в Нумэноре почти не было обжор и пьяниц. Никто не ел и не пил слишком много - или много за один раз. Они ценили хорошую еду, которой было много, и готовили и подавали ее со старанием и искусством. Но разница между "пиром" и обычной трапезой состояла скорее в украшении стола, в музыке, в совместном веселье сотрапезников, нежели в еде как таковой; хотя, естественно, на таких пирах еда и вина были более редкие и появлялись иногда отборные сорта.

(стр. 320)

"Расцвет", то есть в первую очередь телесное здоровье и бодрость, а также период фертильности и деторождения у женщин были, конечно, не одинаковой продолжительности. Период деторождения у нумэнорских женщин был такой же продолжительности, что у обычных, но с учетом нумэнорского долголетия. То есть он продолжался от достижения зрелости (что с нумэнорскими женщинами происходило незадолго до окончательного взросления) до возраста, эквивалентного 45 годам (иногда до 50) у обычных женщин. В абсолютном выражении - с 18 до 125 или чуть дольше. Но первых детей очень редко зачинали к концу этого времени.

Таким образом, нумэнорская женщина могла выйти замуж в 20 лет (браки до окончательного взросления не были разрешены); но чаще всего женщина выходила замуж в 40-45 лет (наши 24-25). Брак считался неоправданно поздним, если женщина выходила замуж после своего 95-го дня рождения (наши 35 лет)* [6].

Мужчины редко женились до достижения 45 лет (наши 25). С 15 до 45 лет они были обычно заняты ученичеством, обучением одному или нескольким ремеслам и (чем дальше, тем больше) мореплаванием. Отложить вступление в брак до 95 лет (наши 35) было самым обычным делом; и в особенности в случае мужчин высокого положения, или ранга, или очень одаренных вступление в брак могло откладываться до 120-го года (наши 40). В роду Эльроса (в особенности среди детей ныне правящих королей), представители которого жили дольше среднего и выполняли больше обязанностей и имели больше возможностей

* Здесь стоит упомянуть о случае Эрэндис, супруге Тар-Алдариона, о которой было сложено несколько повестей (одна сохранилась), поскольку эта история представлялась важной: с одной стороны, как редкий случай разлада между супругами, с другой - результатом этих событий стало изменение законов о наследовании верховной власти. Эрэндис была не из рода Эльроса, а из семьи бэорингов с запада: хотя ее семья происходила от родственницы Бэрэна, их семья была не из долгожителей. Ее брак с Алдарионом (тогда наследником скипетра), отложенный по причине его плаваний, был заключен лишь в 870 году ВЭ. Поскольку родилась Эрэндис в 771 году, тогда ей было 99 лет, то есть почти 36 по-нашему. Или даже, с учетом более короткой жизни ее рода, 38 лет. После рождения их дочери Анкалимэ Алдарион снова отправился в плаванье; и когда он наконец вернулся, в 882 году, Эрэндис уже было 111 лет; то есть больше 38 лет (для ее семьи - практически 41 год). Таким образом, ее надежды на детей и желание их иметь быстро таяли. В гневе Эрэндис отвергла Алдариона, поскольку сочла, что он отправился в плаванье по своеволию и себялюбию, хотя в целом не совсем правда. Больше супруги вместе не жили, и детей у них не было. По этой причине и для того, чтобы вернуть себе дочь Анкалимэ, которую Эрэндис не отпускала от себя, Тар-Алдарион вскоре после того, как стал королем, изменил Закон о наследовании так, чтобы дочь короля, если у того нет наследника мужеска пола (поздняя формулировка - если она старшая из детей и все братья младше ее), могла бы, пожелай она того, унаследовать скипетр.

(стр. 321)

(это касается и мужчин, и женщин) браки были более поздними, чем обычно: женщина могла выйти в 95 лет (наши 35), а мужчина мог жениться в 150 лет (наши 46) или даже позднее. Здесь имелось то преимущество, что "наследник скипетра", даже будучи первым ребенком короля, получал скипетр, будучи в расцвете сил. Хотя, скорее всего, "дни детей" у такого человека уже были в прошлом и он мог посвятить себя общественным интересам*.

Нумэнорцы были строго моногамны - и по закону, и по традиции, то есть традиции их предков эдайн в отношении поведения. Дальнейшему усилению этой традиции способствовал пример эльдар и их наставления. В первые века было очень мало случаев нарушения этого закона или даже желания его нарушить. Нумэнорцы, или дунэдайн были по-прежнему, в наших терминах, "падшими людьми" (7); но они были потомками людей, которые в большинстве своем полностью раскаялись и питали отвращение ко всякой испорченности, порожденной "Тенью"; и им была дарована особая благодать. В общем и целом, нумэнорцы были мало склонны к похоти, жадности, ненависти, жестокости и тирании - и питали ко всему этому осознанное отвращение. Конечно, не все нумэнорцы отличались таким благородством. Было среди них и нечестие, хотя поначалу это редко можно было увидеть. Потому что никто не отбирал в нумэнорцы посредством каких-то испытаний: достаточно было принадлежать к Трем Домам эдайн. А среди этих людей были, без сомнения, и дикари, и отступники в прошлом, а, быть может, и люди, которые сознательно служили Врагу(хотя этого нельзя доказать).

Согласно обычному праву, во второй брак разрешалось вступить, рано потеряв супруга или супругу, будучи в расцвете лет и сохраняя желание или потребность иметь детей; но такие случаи, естественно, были редкостью. В первые века безвременная смерть, от болезни ли, от несчастного ли случая, приключалась редко. Нумэнорцы полагали, что в этом проявляется "благодать Валар" (которая могла быть отнята как целиком, так и в конкретных частных случаях, если она переставала быть заслуженной): земля была благословлена, и все вокруг, включая море, относилось к людям по-дружески. Кроме того,

* Анкалимэ, дочь Тар-Алдариона, что стала первой правящей королевой Нумэнора, была исключением во многих отношениях. Она прожила очень долгую жизнь (413 лет), ее правление было самым долгим (205 лет), если не считать правления Эльроса; замуж она вышла очень поздно, когда ей было 127 лет (наши 41), и сына, Анариона, родила в 130 лет. Если говорить о более обычных ситуациях, то Тар-Мэнэльдур, родившийся в 543 году ВЭ, унаследовал скипетр в 740 году, будучи 197 лет от роду. Если бы все шло, как обычно, он бы, видимо, отказался от скипетра около 952 года (в 382 года, после царствования, продолжавшегося 185 лет); тогда его наследнику Алдариону было бы 225 лет. Но по семейным и политическим причинам Тар-Мэнэльдур отказался от скипетра в 883 году и ушел на покой (не оставив своего любимого занятия - астрономии). Умер он в 942 году. Таким образом, Алдарион стал королем в возрасте 183 лет (наши 52), и его правление было долгим - 192 года. Он передал скипетр дочери в 1075 году и умер в 1098 году.

(стр. 322)

сами люди, высокие и сильные, отличались проворством и были в высшей степени осознанными: то есть они отдавали себе полный отчет в движениях своего тела, во время работы со всем вниманием обращаясь с любым инструментом или материалом, и редко делали движения по рассеянности или по ошибке; их было очень трудно "застать врасплох". По этой причине несчастные случаи с ними происходили редко. И если такое случалось, они обладали возможностью восстановления и самоисцеления, пусть не такой, как у эльдар, но все же больше, чем у людей Средиземья*. Среди знаний, которые они изучали особо, была хроанголмэ, или наука тела и искусств исцеления (8). Главной их слабостью была гордыня, которая возросла впоследствии от общения с меньшими людьми, хотя вначале было не так: поначалу чувства и мотивы нумэнорцев были жалость и благожелательность. Еще они гордились своим родословием, в общем и в частности, то есть как народ и как отдельные люди; и все люди, какого бы они положения ни были, хранили свитки со своими родословными. Происхождение "от Эарэндиля" или "от Бэрэна и Лутиэн" - вот были главные титулы их аристократии.

Позднейший закон, или скорее обычай, согласно которому представители королевского дома (в особенности наследник) вступали в брак лишь с представителями род Эльроса, был невозможен в ранних поколениях. Но в дни Тар-Алдариона, то есть около 1000 года, имелось достаточно много потомков Эльроса в достаточно дальних степенях родства (брак с родственниками ближе троюродных всегда был под запретом, до позднейших дней, дней Тени, даже в королевском доме). Правило королевского брака никогда не было законом, но стало обычаем, которого придерживались из гордости: знак Тени, поскольку он превратился в неизменное правило, на самом деле, когда

* До самых последних лет болезни либо иные телесные немочи были в Нумэноре редкостью. Это имело своей причиной и особую благодать здоровья и силы, дарованную всему народу, и, особенно, - благословенность самой земли; и в некоторой мере, несомненно, тот факт, что Нумэнор находился далеко в Великом море: здешние животные тоже болели редко. Редкие случаи заболеваний имели практическую функцию, способствуя постоянному изучению хроанголмэ (или физиологии и медицины): те из эдайн, что занимались примитивным лекарством, многому научились от эльдар и продолжали учиться у тех, кто приплывал с Эрэссэа, пока это продолжалось. В первое время по возвращении нумэнорских кораблей к берегам Средиземья именно навык врачевания и готовность учить всякого, кто желает получить это знание, снискали нумэнорцам теплый прием и уважение.

Поскольку некоторые команды нумэнорских кораблей, которые отправлялись в первые дальние путешествия-исследования (далеко на юг и восток от Линдона), заболевали или подхватывали болезни, которые свирепствовали в землях, где они побывали, многие в Нумэноре опасались, что Морестранники или исследователи могут привезти болезнь в Нумэнор. Именно это опасение заставило Тар-Мэнэльдура противиться длительным путешествиям его сына Тар-Алдариона и привело к долгому охлаждению между отцом и сыном. Но обнаружилось, что те заболевшие, которые возвращаются домой живыми (мало кто умер в странствиях, пока нумэнорцы не начали селиться в Средиземье), быстро выздоравливают, а болезнь от них не распространяется.

(стр. 323)

различие между родом Эльроса и другими семьями в сроке жизни, жизненной силе или дарованиях уменьшилось или вовсе сошло на нет.

ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА

[Примечание 1]

Нумэнорцы не все происходили из одного народа. Их основное деление было на потомков "дома Хадора" и "дома Бэора". Исходно у этих двух народностей были свои языки, да и внешне они отличались друг от друга. В каждом доме, однако, имелись приверженцы смешанного происхождения. Люди Бэора в целом были темноволосы (но со светлой кожей), ниже ростом, легче сложением и не так долго жили. Их потомки-нумэнорцы тоже не отличались долголетием: они жили около 350 лет или меньше. Народ Хадора был силен и высок и по большей части со светлыми волосами. Но вожди обоих домой породнились уже в Бэлэрианде. Считалось, что род Эльроса принадлежит к дому Хадора через Эарэндиля (сына Туора, праправнука Хадора); а по линии прялки - к дому Бэора, через Эльвинг, жену Эарэндиля, дочь Диора, сына Бэрэна (последнего вождя дома Бэора и седьмого наследника Бэора по прямой линии).

Язык нумэнорцев в основном происходил от речи народа Хадора (с большим количеством заимствований из эльфийских языков, приходящихся на разные периоды). Народ Бэора через несколько поколений оставил собственную речь (сохранив только много личных имен), перейдя на эльфийский язык Бэлэрианда, синдарин. Это различие ощущалось и в Нумэноре. Почти все нумэнорцы были двуязычны. Но там, где поселенцы были в основном из народа Бэора, как, например, на северо-западе, на синдарине говорили представители всех слоев общества, а нумэнорский (или адунайан) был вторым языком. Во многих частях страны родным языком был адунайан, хотя синдарин в какой-то мере был известен всем, если не считать домоседов из крестьян. В королевском доме, однако, и в большинстве домов благородных или ученых людей родным языком обычно был синдарин - до дней Тар-Атанамира.

Синдарин, которым долгое время пользовались смертные, имел, естественно, тенденцию распадаться на диалекты; но этот процесс очень сильно замедлялся, по крайней мере - в случае благородных и ученых людей, постоянным контактом с эльдар Эрэссэа, а позднее - с эльфами, которые остались в Средиземье, в Линдоне. Эльдар

(стр. 324)

посещали в основном западные области Нумэнора. Квэнья не была разговорным языком, она была известна только ученым людям и семьям высокого происхождения (у них квэнья учили в ранней юности). Квэнья использовалась в официальных документах, предназначенных для длительного хранения, например, законы, свитки и анналы королей и, часто, в работах, посвященном сложным отраслям знания. Квэнья широко использовалась в топонимике: официальные названия всех мест, регионов и географических объектов были на квэнья (хотя обычно у них имелись и местные названия, обычно с тем же значением, на синдарине или на адунайане). Личные имена и в особенности официальные и публичные имена всех членов королевского дома и рода Эльроса в целом были на квэнья. То же касается и некоторых других родов, например, дома владык Андуниэ.

[Примечание 2] (9) Нумэнор был мирной землей; там не было ни войн, ни междоусобиц до последних лет. Но народ Нумэнора происходил от воинственных и отважных предков. Энергия мужчин в основном уходила в ремесла: но еще они много занимались играми и физическими видами спорта. Юноши и молодые люди в особенности любили привольную жизнь под открытым небоми пешие странствия по диким местам острова. Многие занимались скалолазаньем, хотя в Нумэноре не было огромных гор. Священная гора Мэнэль-тарма, находившаяся примерно посреди острова, была высотой всего 3000 футов (900 метров). По ней спиралью поднималась дорога, которая начиналась на юге (недалеко от Долины Гробниц, где хоронили королей), а заканчивалась на вершине. Но на севере, северо-западе и юго-западе были гористые и скалистые места на мысах: там были высоты до 2000 футов (600 метров). Именно на этих утесах храбрые обычно занимались скалолазаньем. Местами утесы в Нумэноре были огромной высоты, особенно на западных берегах: там селились бесчисленные птицы.

Море - вот величайшая радость могучих мужей Нумэнора: плаванье или ныряние - или соревнования небольших судов в гребле или плаванье под парусом. Самые выносливые занимались рыбной ловлей; рыба водилась в изобилии и во все времена она был одним из основных источников пищи на острове. Города, большие и малые, где жило много народу, все располагались по побережьям. Из рыбаков брались по большей части мореходы, которые постепенно приобрели все большую важность и пользовались все большим уважением. Вначале нумэнорские суда, все еще очень похожие на эльдаринские, использовались для ловли рыбы или для каботажных путешествий из порта в порт. Но скоро нумэнорцы

(стр. 325)

благодаря собственным исследованиям и изобретениям усовершенствовались в искусстве кораблестроения - и тогда отправились плавать по Великому морю. В 600 году ВЭ Вэантур, капитан королевских кораблей при Тар-Элэндиле, впервые совершил путешествие в Средиземье и обратно. Он привел свой корабль "Энтулэссэ" ("Возвращение") в Митлонд благодаря весенним ветрам (весной они часто дули с запада и были сильными) и вернулся осенью следующего года. После этого мореплавание стало любимым занятием для дерзновенных и отважных среди мужчин Нумэнора. Алдарион, сын Тар-Мэнэльдура, основал Гильдию Мореходов, в которую входили все испытанные моряки, и много молодых людей даже из внутренних областей желали стать ее членами.

Женщины такими вещами занимались мало, хотя они в общем и целом были ближе к мужчинам статью и силой, чем в случае других народов людей, и в юности были резвы и скоры на ногу. Их величайшей радостью были танцы (танцами увлекались и многие мужчины) - и на пирах, и в свободное время. Многие танцовщицы снискали великую славу, и люди предпринимали дальние путешествия, чтобы увидеть, как они танцуют. Они, однако, не питали особой любви к морю. При необходимости они путешествовали на каботажных судах из порта в порт; но им не нравились долгие морские странствия - и им не нравилось проводить на корабле хотя бы одну ночь. Даже среди тех, кто жил рыбной ловлей, женщины редко выходили в море. Но почти все женщины умели ездить верхом и обращались с конями c большим уважением - и даже содержали их более почетно, чем иных домашних животных. Конюшни у знатного человека зачастую были размером с его собственный дом и выглядели ничуть не хуже. И мужчины, и женщины ездили верхом ради удовольствия. Верховая езда была самым быстрым способом добраться из одного места в другое; в торжественных случаях и мужчины, и женщины высокого положения, даже королевы, ездили верхом, окруженные сопровождающими и свитой.

Дороги в Нумэноре были по большей части "верховыми": их не мостили и строили специально для того, чтобы ездить по ним верхами. Повозки и экипажи в ранние времена использовались мало; поскольку тяжелые грузы обычно доставляли морем. Главная и самая древняя дорога, пригодная для колес, шла от самого крупного порта, Ромэнны, расположенной на востоке, на северо-запад к королевскому граду Армэнэлосу (около 40 миль), а оттуда - к Долине Гробниц и Мэнэль-тарме. Но еще в ранние времена эту дорогу продлили до Ондосто в Форостаре (в Северных землях), а оттуда прямо на запад до Андуниэ в Андустаре (в Западных землях); однако в колесных экипажах по ней путешествовали редко, в основном по ней возили в повозках дерево, которым были богаты западные земли, или камень севера, который очень ценился в строительстве.

Хотя нумэнорцы использовали коней для путешествий и

(стр. 326)

ради удовольствия от верховой езды, им неинтересно было устраивать скачки на скорость. В сельской местности можно было увидеть представления, на которых кони и всадники показывали разные трюки; но бомльшим уважением пользовались представления, на которых показывалось, как конь и всадник понимают друг друга. Нумэнорцы тренировали своих конец слышать и понимать призыв (голосом или свистом) на дальнем расстоянии; а если мужчина или женщина и их любимый конь питали друг к другу великую любовь, они могли призвать к себе своего коня одной силой мысли (по крайней мере, так говорится в старинных сказаниях) (10).

То же самое было у нумэнорцев и с собаками. Ибо нумэнорцы держали собак, особенно в сельской местности, отчасти по праотеческой традиции, поскольку в Нумэноре собаки редко использовались ради какого-то дела. Нумэнорцы не охотились ни ради забавы, ни ради еды; и редко где, по границам с дикими местами, у них была нужда в сторожевых псах. В тех местах, где разводили овец, например, в Эмэриэ, держали особых псов, наученных помогать пастухам. В первые века люди, жившие в сельской местности, держали псов, которые помогали отгонять или выслеживать хищных зверей и птиц (в Нумэноре это считалось необходимостью, а не развлечением). В городах собак видели редко. В крестьянских домах собак никогда не держали на цепи либо на привязи; но и в домах с людьми они тоже не жили; хотя их часто допускали в главную горницу, или зал, который назывался солма и в которой горел главный огонь; в первую очередь это касалось старых верных псов, а временами - и щенков. Склонность тому, чтобы держать собак в качестве "друзей" имели больше мужчины, нежели женщины. Женщины больше любили диких (или "ничейных") птиц и зверей, в особенности - белок, которые в великом множестве водились в лесах.

Об этом, то есть о прирученных (или кому-то принадлежащих) животных Нумэнора, зверях и птицах, что жили там или были туда привезены, больше сказано в ином месте.

Эта последняя тема поднимается далее, в главе XIII, "О Нумэноре и тамошних животных".

(стр. 327)

Примечания

1. См. упоминания и комментарии, сделанные К. Толкином по этому поводу в НП, стр. 224, п.1

2. Здесь Толкин следует "Повести лет" (ВК, стр. 1083). В "Роде Эльроса" о Тар-Атанамире сказано, что он умер в 2221 году (НП, стр. 221, см. также стр. 226, п. 10).

3. По поводу сравнимости скорости роста эльдар от беременности до зрелости, с людьми, см. колебания и рассуждения Толкина в первой части настоящей книги, "Время и старение".

4. Вычеркнутое и гораздо более короткое примечание гласит "То есть, пока живы оба супруга, второй брак для них обоих невозможен". О нерасторжимости брака см. Приложение I, "Брак".

5. См. постоянное возвращение к теме "дней детей" у эльдар в первой части настоящей книги.

6. См. "Алдарион и Эрэндис", НП, стр. 173-217.

7. По поводу "падших людей" см. "Атрабэт Финрод ах Андрэт" в "Кольце Моргота", а также главу XII "О квэнди применительно к их жизни и росту" в первой части настоящей книги и главу X, "Заметки по поводу орэ" вл второй части настоящей книги. См. также "Падение человека" в Приложении I.

8. Изначально в качестве квэнийского слова для "науке о тебе" фигурировало слово хроаниссэ.

9. Части этого продолжительного отступления были использованы в немного измененном виде К.Толкином для текста "Описание Нумэнора", см. НП, стр. 169, 171.

10. ...одной своей мыслью... - см. главу IX, "Осанвэ-кэнта" во второй части настоящей книги.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"