"В начале было Слово и Слово было у Бога. и Слово было Бог".
Иоанн 1/1
Прости, Боже, дерзость мою: толковать Слово Твое, ибо грешен аз. Верю, однако, что в последнее время ты разрешаешь языки грешных во имя Твое.
Очевидно, что о непроявленном Боге сказать нечего, ибо говорение возможно только в обозначенной природе. Когда непроявленное проявилось и стало быть, то это "стало быть" и явило собой единственную божественную реальность, то есть РАЙ. Размышляя над первым стихом евангелия от Иоанна, именно о Слове, я увидел как бы духовный объем Его, в котором явственно выделялись три смысловых момента единого Слова, которые и образовывали собой объемную перспективу Слова. Об этих то трех моментах, и постараюсь сказать здесь в меру разумения моего. Итак, три смысловых момента в духовном объеме Слова. Вот они:
1. Слово как Знак или простое Нечто божественной реальности, явленной в знаках.
2. Слово как Помысел или вопрошание о Знаке - Что это?
3. Слово как Деяние или своевольное именование и определение Знака.
Очевидно, что 1 момент - Знаковый - есть удел ангельский, то есть чистых творений Божьих, которые как безупречные духовные зеркала отражают означенную божественную реальность пассивно и прямо, благодаря чему имеют как себя самое вышеупомянутую реальность, то есть РАИ. Из людей этот момент Слова имеют в удел нищие духом, как и сказано о блаженстве их, ибо будучи людьми телесно - духовно уподобились ангелам и проживают уже здесь в РАЮ, ничего от себя не мысля, ибо мысль, заметим здесь к слову, есть первый результат кривизны духовного зеркала и она же есть разрыв непрерывного созерцания. О людях же, которые не мыслят, но непосредственно знают, отражая нелживо духовный луч, сказано так мастером Экхартом:
" Есть на земле люди, которые рождают Господа духовно, подобно тому, как Богородица - телесно. Они проходят здесь как маленькие дети."
Очевидно, что 2 момент - Вопросительный - есть удел Искусителя, который не смог удовлетвориться пассивным отражением божеских знаков и пожелал постичь Непроявленного Бога в проявленных Знаках Его, то есть он покусился на Свято Место, сокрытое ото всех, даже духовных, тварей. Как и сказал о покушении сем пророк Исайя: "...говорил в сердце своем - выше звезд Божиих вознесу престол мой, - буду подобен Всевышнему..." 14/10-11. Результатом сего покушения явилась искаженная лживым зеркалом Искусителя кажущаяся реальность, то есть Ад, где и живут те, кто пошел за ним.
Очевидно, что 3 момент - Деятельный - есть удел человеческий или удел падших тварей. Человек, будучи изначала духовной и чистой тварью по образу ангелов и даже выше их, как сказано:
" И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему..." (Быт. 1/26) был соблазнен Искусителем на путь сомнения в самодостаточной простоте означенного РАЯ и выпал из бесконечности блаженного созерцания в тот миг, когда вкусил яблоко с Древа Познания, которое есть символ свободы выбора.
Выбрав Искусителя, человек отвернулся от Солнца Истины, и вступил в сень смертную, и оделся в плоть яблока, то есть в плоть своеволия.
И когда повернулся он снова к Богу, то не мог уж видеть Его, ибо отражал луч Света Его криво и уходил тот луч не в Бога, как прежде, а в дурную бесконечность кромешных миров Искусителя.
И стал человек по воле своей, по разумению своему именовать и определять означенную Богом реальность, и через это неправое дело потерял он сию реальность из вида очей своих и горько заплакал в кромешной тьме внешней от РАЯ, да было уж поздно.
Какие же выводы можно извлечь для пользы души нашей из рассмотрения сих моментов единого Слова?
Итак, когда перед духовной тварью встает однажды вопрос относительно знаков божественной реальности - Что это? то пусть она ответит на него единственно верным ответом - Это то, что это и есть и ничего более и пусть крепко стоит на таком ответе, уж, если, взялась отвечать, хотя молчание ей более к лицу. Если ж она усомнится в самодостаточной простоте божьих Знаков, и начнет измышлять другие ответы, то она конечно ошибется в силу тварности своей, и ошибается: ведь один лишь Творец знает то, что Он сотворил и никто более; а с нее, с твари сей, довольно было б молчаливого согласия с тем, что дано ей в удел, т.е. с блаженством созерцания Лика Его. Чрез сомнение выпадает тварь из РАЯ, ибо не дано ей знать Бога, кроме как прямо отражая Его в чистом зеркале веры. Сомнение есть свидетельство недостатка веры, то есть кривизны духовного зеркала, которое если и отражает нечто, то криво. Так вот творение "как бы" отпадает от своего Творца - теряет Его из виду, не ведает Его, что называют брахманы - Авидья.
Однако Ангелы сами по себе вряд ли смогли отпасть, ибо сотворены были на славу Его и Им: имея в себе как себя самое простую данность созерцания Лика Его, они имели Дар Божий и были весьма довольны. Как же стало возможно их отпадение?
Итак, как бы трое нас здесь: Творец, Творение, Искуситель. Искуситель, как бы встав между Творением и Творцом, ибо в слепоте своей полагает, что такое дело возможно, набрасывает на чистое лицо твари цветную пелену своего рукоделья, то бишь -Майю, как говорят брахманы, а по нашему - Завесу, суть МИР СЕЙ, князем коего стал Искуситель, и все это для того, что бы тварь не могла прямо видеть и отражать Лик Творца, но чтоб видела и отражала прихотливо-похотливое рукоделие Искусителя и любила бы МИР СЕЙ и князя его более Творца своего, поклоняясь идолам рукодельным и умозрительным коим нет числа в МИРЕ СЕМ. Предупреждал пророк, зная о пелене Искусителя: " Дети? храните себя от идолов". И еще: " не любите мира, ни того что в мире:
кто любит мир, в том нет любви Отчей." 1, Иоанна 2/15, 5/21. А Искуситель?
Все кажется ему, ибо кажимость его природа, что он преуспел весьма: ведь увлек за собой некую часть Творенья. Творец, зная это, попускает ему до срока, и нету Судьи на Него. Вот плутает соблазненная тварь в МИРУ Искусителя, который все тщится стяжать себе царство помимо Божьего, и не смущает его, что рубины его и жемчуга его и все великолепие МИРА его, которое можно видеть на картинах бедного Врубеля, давно превратились в кровь безвинно убиенных и безвинно униженных слезы. Мы же, вверяясь Промыслу, не можем роптать на Бога. И ведь очевидно для тех, кто Видит, что нельзя разделить Творение и Творца, ибо неслиянное и нераздельное единство их было открыто в МИРЕ СЕМ чрез явление в нем богочеловека Иисуса Христа - Господа человеков. И кто бы третий не пытался встать между Богом и Человеком == Творцом и Творением - напрасно! Ибо неразличим и необорим Бог Дух Святой, связующий их в Одно. А коли так, то искушенное творение рано или поздно выйдет на Свет Покаяния и очистится в нем, и вернет себе Лик Его, и Любовь Его.
Потому и надеюсь просто, что когда Он видит одну из тварей Своих - овцу Свою, которая затосковала смертельно о Том, память о Котором, благодаря Дух Святому, никогда не исчезала в ней совсем - то снимет Он по воле Своей с лица раскаянной твари Своей пелену Искусителя сразу иль постепенно, смотря по благу, дабы спасенная тварь успокоилась, наконец, наедине с Любимым Своим, где и тени МИРА СЕГО не будет уже никогда, как и сказал пророк: "И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков." Откр 22/4-5
Напоследок добавлю, что, хотя, собственно божественным является 1 момент Слова - Знаковый, то есть простая данность или, по слову Будды - Таковость, но и во всем объеме Слова проникает Его Дух Святой, вплоть до самого АДА, который есть наша своевольная, утвержденная в себе Самость - Эгоизм, или по
слову брахманов - Аханкара, которая разгоревшись в гордыне
и злобе своей мучительно и бесплодно утверждает себя на
бесконечных Небесах Первой Любви, где сияют святые, ставшие звездами,
И не в силах удержаться в сих Небесах, вновь и вновь срывается оная Самость по слову пророка: " Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю..." (Исайя, 14/12) И так будет всегда для тех отпавших, то есть кривых зеркал, исказивших простую данность Божьего Слова и не раскаявшихся в том однажды. " Кто соблюдает Слово Его, в том истинно любовь Божья свершилась." 1, Иоанна 2/5. А кто не соблюл, братья мои во грехе? Что с нами стало? Кто мы? Где мы? Слепое отчаяние удел большинства из нас. Так пусть оно станет зрячим, с тем, чтоб свершилось в нас честное покаянье и тогда вернется к нам первая наша любовь, которую все мы не смогли до конца забыть? И вместе с ней вернется в нам виденье Бога, который в любви является человеку. " Кто до конца претерпит, тот спасется." Крепко запомним это.
А до чего дошел человек качествуя с божьими знаками по своему усмотрению, вы можете видеть сами: ядерное, химическое, бактериологическое, пара-психическое оружие массового Уничтожения.
Все это есть - вот наша данность. Похоть познания - вот что
это такое, по слову Паскаля, Вот до чего дошли мы - наследники Каина, первоубийцы...
Да свершится правосудие Божие над всеми братоубийцами, коими все мы прямо или косвенно являемся.
Да не оставит нас милость Его, если это еще возможно; нас и
наших детей. Мы - это все человеки Земли, которая есть наш
общий дом.
Призрак Звездной Войны - суть искаженное отражение чистых