Молитва-собеседование с Богом внутри церкви. Естественный, чистый, интимный поток, по открытости приближающейся к дневниковой записи. Записи, однако, цельной по чувству и искренней, лишенной всякого самолюбования и игры.
* * *
Виктория обратилась к материалу, с которым мало кто готов соприкоснуться всерьез и непредвзято. Церкви стали капищами. В каждой церкви прихожане молятся СВОЕМУ Богу. Общего на всех Единого в храмах уже нет. Ему там не место. То, что наблюдает героиня Агаджановой - выдворение свечей в подвал в целях "противопожарной безопасности", - уму воцерковленного христианина просто непостижимо: по логике конфессиональной догмы ПОДВАЛ - владение сил противодуховных.
Здесь не место для спора о том, насколько права или заблуждается в своих представлениях та или иная религия. В рассказе Виктории речь идет о самой потребности веры, а героиня находит лицо Бога в лицах молящихся пожилых женщин. И - да, свидетельствую, обращаясь к собственному имевшему место опыту: в те моменты Он там пребывает. Остальное неважно.
* * *
Предполагаю, что Дан Маркович, отказавшийся оценивать Агаджанову, попытался таким образом выразить своеобразную деликатность: думаю, что ему рассказ Виктории показался слишком личностной исповедью. Я все-таки склонна оценивать ее прозу именно как прозу, сопрягающую дневник, исповедь, публицистику и сюжетный рассказ в единый живой сплав. И любая конфессиональная принадлежность здесь незначима - речь идет об изгоняемом, выторговываемом Боге из ЛЮБЫХ храмов. И неважно, на земле какой нации они были воздвигнуты и чьи менялы торгуют на их территории. Единственное пристанище Его - отныне либо в резервации, либо лишь внутри человека. В принципе, именно внутри он и должен быть, но потеря его присутствия в материально обусловленном символическом месте означает в России не столько приближение к духовной независимости, сколько убывание присутствия на земле любви.
* * *
Чистым авторским взглядом затронута тема настолько значительная и взрывоопасная, что я не могу не сожалеть о том, насколько мало Викторией сказано по этому поводу. Конечно, это проза. Смысловая и эмоционально наполненная.