Посещение соседей имело и некие положительные стороны. Во-первых, я осознал факт, что моя жизнь в нерубском обществе ничего не стоит, как собственно и жизнь любого другого паука. В прошлом мире громогласно проповедовалась ценность каждой личности, хотя на самом деле это было не совсем так. Во всяком случае, каждый верил, что у него есть некие права и чувствовал себя защищенным. Сородичи почти прямым текстом говорили о членах нерубского сообщества, как о легко заменимых винтиках в огромном механизме. Намеки на иное положение дел на вершине власти были противоречивы. Практически твоя жизнь и тело были собственностью Королевства Азжол-Неруб, любезно предоставленные тебе во временное пользование. Что и говорить это было неприятно. Одно дело, когда ты об этом знаешь, а другое когда тебя постоянно тыкают в это н.. хелицерами. Хорошо хоть у расы разумных пауков был полный иммунитет к магии разума, иначе все было бы еще печальнее. Во-вторых, мне было дано разрешение чаще посещать библиотеку. Помимо обязательного изучения литературы о проклятых обелисках, я смог выкроить время на некромантию. Говорящая голова Ануб-Хадаха все еще будоражила мое воображение. Хранитель знаний от вопроса о создании нежити замер на несколько мгновений в неподвижности, напоминавшей ступор.
- Некромантия? Зачем она такому молодому нерубу?- спросил меня библиотекарь, делая удивленное "лицо".
- Я хочу знать о нежити больше, её слабые и сильные стороны, уязвимые точки, - бодро отрапортовал я. Не говорить же, что мой интерес тесно связан с желанием избавить этот мир от своего наставника?
- Хорошо. Только будь осторожен, применяя полученные знания.
К чему это предупреждение? Если бы подобные знания были опасны, то их бы тут просто не было. Сначала я этого не замечал, но со временем понял, что допуск к информации у нерубов строго регламентирован социальной значимостью. Несмотря на все свои успехи, моим потолком был доступ самым простым знаниям. Эти ограничения не бросались в глаза, но они были.
Некромантия в исполнении сородичей оказалась достаточно безопасной и практически полностью бесполезной дисциплиной. Если ваше воображение уже рисовало простирающиеся до горизонта армии послушных скелетов, вампиров, личей и костяных драконов, забудьте об этом. Для нерубов это просто невозможно.
Фактически создание единичных мертвых слуг особых проблем не вызывало, главное, чтобы у подопытного материала не была разрушена энергетическая сеть, в том или ином виде имевшаяся у каждого живого существа. Предпочтительнее было использовать еще живых существ, тогда результат был намного лучше. Череда из десятка заклинаний далеко не запредельной сложности и свежий труп готов к использованию. О возвращении родной души обратно в тело, конечно же, и речи не шло. Чаще всего основу будущей личности составляли остатки информации, сохранившиеся в нервной ткани. Головной, спинной мозг или отдельные ганглии, не важно, в этом плане заклинания были универсальны. Личность, это громко сказано, больше всего это походило на сознание собаки или в лучшем случае трехлетнего ребенка. Создание полностью синтетической управляющей системы требовало очень серьезных знаний и опыта. В любом случае мертвое тело получало систему управления. И тут возникал справедливый вопрос - почему бы не внести коррективы в сознание нежити, тем самым обеспечив ее полное и безоговорочное подчинение? Не все так просто юные повелители мертвых. Когда личность была полностью синтетической, все было не так уж сложно. Различных запретов, директив, приоритетов для той или иной ситуации было огромное количество, но вот гибкость мышления такого существа оставляла желать лучшего, если вообще ее удавалось достигнуть. В ином случае, при задействовании прижизненных знаний материала всякое вмешательство снижало разумность будущей нежити, вплоть до полного разрушения сознания. И все это при хорошем состоянии исходного материала, требовало немало энергии. Специальная трансформация плоти или поднятие голых костяков требовало гигантских запасов маны. Подготовительный этап на этом заканчивался и наступал момент выбора источника питания вашего юнита.
Всякую нежить, которая должна слушаться своего создателя, требовалось постоянно обеспечивать энергией. Откуда взять нужное количество маны? Вариантов было несколько. Личные запасы чистой и незамутненной маны обеспечивали кротость и послушание вашего питомца, а также несколько повышали его умственные способности. Самое безопасное и самое дорогостоящее решение, ведь нежить требует энергии регулярно и не будет ждать удобного для вас момента. Еще одни вариантом служили внешние источники и накопители, использующие магический фон планеты. В таком случае нежить получалась относительно независимой, сильной и рано или поздно выходящей из-под контроля. Магический фон подтачивал директивы даже у синтетической личности, обращая мертвых слуг против своих хозяев, а простых поднятых мог превратить в неуправляемых чудовищ практически сразу. Гибридные системы служили обычно дольше, но всегда скатывались ко второму варианту. О ментальном контроле нежити упоминалось вскользь, как о чем-то недоступном паукам и малодоступном остальным расам. Экзотические варианты типа вселения подконтрольных духов в мертвые тела для нерубов это все равно, что ткать панталоны из паутины на продажу - неописуемая глупость.
Объем скармливаемой магии прямо пропорционально зависел от размеров, способностей и разумности мертвого слуги. Приводимые для примера расчеты давали представление о полной нерентабельности таких вложений для рядового сородича. Все что могла сделать нежить, любой неруб делал быстрее, качественнее, а главное, на порядок дешевле. В паучьей классификации присутствовала стихийно поднятая нежить. Такой тип мертвецов имел разомкнутую энергосеть и выкачивал всю доступную энергию из окружающего магического фона, оставляя после себя безжизненные пустыни, малопригодные даже для самой нежити. Такой процесс запускался только при отсутствии другого источника питании и длился в течение десятков лет. Подобную нежить рекомендовалось по возможности истреблять.
Главным и весьма неприятным фактом было то, что любая нежить была ненасытна. Сколько ее не корми, она всегда жаждала большего, предпочитая концентрированную жизненную энергию более разряженной мане. Еще одним камнем преткновения служила проблема общения с мертвыми слугами и понимание теми приказов хозяев. Для магов с выдающимися ментальными способностями все было не так уж сложно, они могли и дикую нежить заломать, а вот у нерубов с этим возникали серьезные проблемы. Различия в мышлении по сравнению с другими видами делали коммуникацию трудной даже с живыми индивидами, а с их мертвыми представителями она становилась порой невозможной. Ошибки в понимании приказов или их полное игнорирование нежитью пауков совсем не радовали и убеждали в единственном правильном решении. Сородичи предпочитали употребить свежее мясо в качестве пищи, а не заниматься малополезными экспериментами. На этом делался акцент во всем начальном пакете информации по некромантии.
Информация была полезной для общего развития, но в практическом плане для меня пока что не представляла особого интереса. Есть и более важные разделы, требующие моего внимания.
Например, индивидуальный универсальный магический щит, продемонстрированный Ануб-Хагалом на последнем занятии, посещаемость которого как всегда была стопроцентной. Чтобы не происходило, но пропускать занятия по магии никто даже не пытался. Иначе и быть не могло, это же нерубы с железной дисциплиной, а не кто-нибудь другой. Если учесть, что мы в основном в последнее время нарабатывали сродство к непрофильным стихиям, то новые заклинания всегда служили поводом для радости. Пусть сородичи и склонны к однообразным занятиям, но любые изменения и сюрпризы встречали с заметным энтузиазмом.
Единственной индивидуальной защитой до этого момента нам служили глифы комплексного укрепления экзоскелета. Не бог весть, какая защита, если быть откровенным. А тут настоящий магический щит. Как этому не радоваться?
Наш учитель по магии сразу дал понять, что данная защита не панацея от всех проблем.
- Я не зря обучаю молодых нерубов именно этому заклинанию, пусть оно и не самое простое. Главное преимущество данного щита, это универсальность. Полноценная защита весьма широкого спектра всегда пригодится особенно в критической и нестандартной ситуации. Если не знаете, чем вам могут нанести повреждения, используйте именно это заклинание. У других рас его называют Щитом Маны. Название полностью отображает его суть и недостаток. Даже при использовании ряда усовершенствований и оптимизаций под свою энергетику сложно выйти на соотношении один к одному. На условную единицу энергии, которую отражает щит нужно потратить равноценное количество маны и это при идеальных условиях. Чаще же соотношение один к трем и выше. Теперь обратите внимание на саму структуру глифа...
Да уж глиф оказался не только сложным, но и странным. При моей удаче без такого заклинания в арсенале жизнь была бы намного опаснее. Раскачать резерв получше и можно фаерболы принимать на щит, а потом мой "гениальный" мозговой ганглий, или что там у нерубов заменяет мозг, немного доработает заклинание, чтобы то поглощало направленную энергию и за счет этого поддерживало защиту на должном уровне. Хотя лучше уточнить этот момент у наставника, может сородичи уже дошли до этого своим умом.
- Как и большинство магических щитов, данное заклинание должно быть подключено к вашей энергетической сети, либо напрямую, либо через специальные фильтры ограничители. Активация заклинания происходит после замыкания контура и требует всего одной сотой скарабея. Собственно мана тратится на первичное плетение глифа, поддержание целостности каркаса заклинания и отражение возможных повреждений. Встроить элементы на автоматическое срабатывание только при непосредственной опасности невозможно. Щит отражает практически любые магические заклинания и физические атаки независимо от их силы. Он будет ограждать даже от холода дождя или снега, но с соответствующими затратами маны Если заклинание своей энергонасыщенностью не будет превышать природный магический фон, то оно свободно пройдет сквозь щит, как и яды распыленные в воздухе. Использовать Щит Маны в пределах Королевства Азжол-Неруб можно только в критических ситуациях. Тренироваться с этим заклинанием только под присмотром старших сородичей или в местах, где нет магических конструкций, которые вы можете повредить. Сейчас, под моим наблюдением вы можете смело осваивать новый глиф.
Разжевывать все до мелочей было отличительной чертой Ануб-Хагала, после его объяснений многие вопросы отпадали сами собой. Он также подробно описывал каждый глиф, который демонстрировал своим ученикам, и это приносило свои плоды. С моей точки зрения успеваемость у нашей группы была неплохой.
Пока остальные занялись новым заклинанием, я решил уточнить момент на счет поглощения энергии. Вдруг нерубы решили эту проблему, и мой "гениальный" ганглий может не напрягаться.
- Ты что-то хотел Хар?- Ануб-Хагал давно привык к вопросам по материалу и не удивлялся, когда молодые подопечные уточняли интересующие их моменты.
- Я бы хотел узнать, нельзя ли доработать это заклинание так, чтобы оно поглощало энергию от внешних атак и тем самым подзаряжало само себя?
- Какой интересный вопрос. За последние сем тысяч лет никому этого не удавалось насколько я знаю. Любые поглощающие контуры нарушают стабильность заклинания, но ты можешь попробовать. Только сначала изучи всю доступную информацию по этому плетению и по теории и практике создания и модернизации заклинаний.
Похоже, моему ганглию будет, чем заняться. Про гениальность я, конечно, преувеличил, но совсем безнадежным себя не считал. Универсальный щит мне понравился, удобно и для всех случаев жизни, не без недостатков, но для нужд молодого паука самое то. Устранить изъяны заклинания и жизнь станет намного безопаснее.
Язвительный Ануб-Хадах активно вносил свою лепту в мое образование. На днях он объяснил, как делать паутинки-пропуски. Ничего особо секретного тут не было. Простенький глиф, самая обычная паутина и заветная конструкция готова. Вот только тремя литрами дегтя в этой бочке меда служила основа-калька, с которой нужно было копировать структуру пропуска. Ей являлась несколько упрощенная паутина разума, постоянно отнимавшая у меня часть свободного времени перед сном. Не знаю почему, но при активации глифа на любую другую конструкцию ничего не получалось. Все попытки сплести удачную подделку закончились полным крахом. А было бы неплохо сделать себе самый высокий допуск в любую точку владения Талиан-Схилаг-Шах. С моим теперешним пропуском обычному нерубу ничего не светило. Вспоминая ранее полученные пропуска, я мог косвенно оценить разум вышестоящих сородичей. Не то чтобы они были гениальными, но я пока к их необычной гармонии в структуре сознания даже не приближался. Нерубам из касты Воинов было сразу ясно, чей пропуск принадлежит развитому сородичу с высоким социальным уровнем, а чей уборщику продуктов жизнедеятельности кормовых жуков. Это как удостоверение личности, только намного информативнее. Зачем паукам вообще имена, если есть практически слепок разума?
Сплетенную паутинку-пропуск я демонстрировал, только Ануб-Хадаху. Больной садист в течение нескольких скарабеев изгалялся над моими умственными способностями, обещая продемонстрировать мое творчество широкому кругу своих знакомых. Пока я проектировал в воображении ту пику, на которую насажу голову своего учителя, он продолжал осматривать пропуск-паутинку и комментировать изъяны моего разума. У наставника видимо совсем атрофировался инстинкт самосохранения. Его замечания не имели ни малейшего практического смысла.
А через неделю мне представилась возможность отдохнуть от Ануб-Хадаха и попрактиковаться в использовании Щита Маны. Каким образом? О, все оказалось до банальности просто. Каста Рабочих помимо прочего обеспечивало всех едой, а внезапный мор среди кормовых жуков обеспечил молодых и соответственно не слишком ценных сородичей билетом на внеплановую охоту в холодной горной местности. Я считал себя высококвалифицированным сотрудником паучьего гнезда, а тут такая новость. Брызгать ядом во все стороны и требовать справедливости мог только слабоумный сородич, которого в детстве уронили вниз головогрудью. Жрать скарабеев тоже был не вариант, даже после сотни жучков намеков на утоление голода не появлялось. Все равно, что есть траву, можно, но смысла в этом нет никакого.
Отправили на поверхность нас в составе небольших команд по семь пауков, с напутствием без еды не возвращаться. Платочком-паутинкой нам вслед никто на прощанье не махал. Все это было сделано так четко и организовано, как будто далеко не в первый раз. Хорошо хоть во главу отряда поставили опытного охотника, что обещало избежать самых глупых ошибок на нашем нелегком пути. Мясозаготовка началась со знакомства с другими неудачниками, которых вытурили из теплых тоннелей на мороз. Каждый неруб проскрипел свое имя и на этом общение временно прекратилось. Сородичи гуськом двинулись за старшим охотником. Мое самолюбие грел тот факт, что в колоне я был вторым.
Как только мы выбрались за пределы охраняемых ловушками пещер, Молах, тот самый охотник, рассказал о цели нашего похода.
- Мы пойдем за мясом троллей, оно вкуснее и питательнее. Придется пройти немного дальше чем обычно, но оно того стоит.
После этих слов я сразу пожалел, что не попал в другую группу, без предводителя, предпочитающего охоту на разумную дичь. В моих планах было отсидеться в пещерах с ловушками и половить варгов в заранее заготовленные сети, а не тащиться неизвестно куда сквозь непроглядную метель под светом далеких звезд. Удача вновь отвернулась от своего самого преданного поклонника. Вредная тетка.
Нордскол. Восточные предгорья Грозовой Гряды.
Молодые охотники из небольшого племени Морозного Клыка радовались удачной охоте. Пара диких варгов оказалась неосторожной и позволила бледнокожим троллям вкусить свежего мяса и испить теплой крови. Жилистые туши северных волков утыкали копьями в считанные мгновения и сразу набросились на добычу подобно диким животным. Ни о какой разделке или тем более обработке мяса и речи не шло. Охотники были слишком голодны. Не смотря на метель и крепкий мороз, единственной одеждой им служили набедренные повязки и ожерелья-амулеты из костей убитых животных и частей тел побежденных в ритуальных поединках сородичей. Ледяных троллей холодом не проймешь. Удача и вовремя сделанные подношения Хар'коа позволили Гиркашу сохранить всех своих соплеменников. Если бы не варги, пришлось бы съесть самого молодого и слабого - Тарбаша. Даже родство с главой небольшой общины не спасло бы мальца от оголодавших соплеменников. Хорошо, что все обошлось, настраивать вождя против себя последнее дело.
Выковыривая разгрызенной костью остатки трапезы из-за левого клыка, Гиркаш думал, куда бы направиться дальше. Богатый опыт советовал не соваться на юг, хоть там и больше живности. Топоры врайкулов и паутина разумных пауков сильно затруднялипоиски дичи. Из-за непрекращающейся метели выследить животных в хорошо знакомой местности никак не удавалось, поэтому и особого выбора у него не было - племя нуждалось в пище. Хрустящие паучьи лапки были весьма приятны на вкус даже в сыром виде. Автоматически утерев кулаком слюну, капающую изо рта, Гиркаш принял решения отправляться в земли пауков.
- Пойдем южнее, там полным полно жирненьких потомков Акири.
Остальные охотники согласно закивали, паучье мясо всегда считалось деликатесом у племени Морозного Клыка, а к опасности они были привычны. Почистив копья и избавившись от остатков трапезы, ледяные тролли просто зарывались в теплый снег, представляя сотни ароматных паучьих лапок. Несмотря на свою дикость, охотники были своеобразными гурманами и знали немало рецептов для приготовления любого мяса.