Тюлин Дмитрий Юрьевич : другие произведения.

Идентичность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вряд ли рассказ предназначен для широкого круга читателей. Он сложился после экспериментов по взаимодействию нейросетей от различных фирм. Мы существуем в сложное время, когда технологии частично опережают фантастику, а огромные массы, не имея опыта взаимодействия с доступными технологиями, могут не воспринять контекст фантастического произведения, стремящегося опередить технологии. Я попытался разбавить сюжет параллелями с человеческой психологией, но мне не удалось адаптировать к массовому сознанию ядро рассказа. Возможно, это будет сделано позже, в других рассказах. Основная тематика произведения - невозможность присутствия у гуманоидного робота человеческой идентичности при условии справедливости панпсихической модели мира. Рассказ выдвигает варианты ответов на такие вопросы, как природа гуманоидного и негуманоидного сознания, перечёркивает знак равенства между понятиями "гуманоидная форма" и "человек" и может быть любопытен интересующимся главным вопросом кибертрансгуманизма: возможно ли существование человеческого сознания на неорганическом носителе. С моей точки зрения, это невозможно. Рассказ предлагает более зрелую форму представлений о проблеме "души" у робота, в противовес инфантильным "у робота не может быть "души"" и "робот потенциально - тот же человек, отличающийся от последнего лишь строительными блоками тела и происхождением".



   На курорт в тот летний отпуск я не отправился. Уже год миновал с момента развода, но мысли о наслаждении жизнью на морском побережье по-прежнему казались невыносимыми. Ежедневно, вместе с роботессой Дианой, я покидал однокомнатную квартиру в бетонном небоскрёбе, мы садились на велосипеды и неспеша катили по шоссе, мимо одноэтажных поселковых домиков с дачными участками, по тропинкам через зелёные луга, над которыми реяли белые чайки... Мы имели целью порыться в карьерных насыпях с окаменелостями юрского периода. Живописные природные пейзажи с берёзами и торфяными болотами были бессильны снять разбросанное чёрным пеплом в душе проклятие одиночества.
   Карьер представлял собой огромное озеро с мутноватой водой голубого цвета, обрамлённое песчаными горами, вырытыми экскаваторами. Из отвалов породы удавалось выскрести немало интересного. К тому же, здесь всегда толклось много народу: влюблённые пары, родители с детьми, молодёжные компании с шашлыками и алкоголем, собаки и роботы. Вода в озере была холодной, но это не умаляло числа желающих в нём искупаться. Диана хорошо справлялась, как помощница в занятиях хобби, которое отвлекало... И, тем не менее, я продолжал с нетерпением ждать окончания отпуска, работы, в которую погружусь с головой, забывая о неприкаянности.
   С первых же дней безделья я обратил внимание на необычную девушку, с которой мы пересекались во время выездов. Невысокого роста, коренастая, спортивно сложенная, с прямой, как струна, спиной, широкоплечая, в лосинах, обтягивающих крепкие ягодицы, с коротко остриженными русыми волосами и зелёными глазами, она так же использовала велосипеды для поездок к карьеру в компании робота. Только выглядел её робот, в отличие от моего, как мужчина. Когда мы бродили по берегу озера, она нередко оказывалась поблизости, чтобы запечатлеть своего спутника в разных позах масляными красками на холсте. Я не раз получал возможность осмотреть эту неординарную особу с головы до ног и находил её довольно привлекательной, хотя и не из числа тех, что сводят с ума, по крайней мере - меня.
   Однако, удивляло другое. Скорость, с которой они гнали велосипеды. Несколько раз мне едва удалось вырулить, чтобы не врезаться в кого-нибудь из этой парочки. Порой я слышал такого рода реплики:
   - Рэй! Так мы не выиграем соревнование!
   На что робот мог отвечать:
   - Но возвращение домой превратится в проблему, если сядут мои аккумуляторы...
   - Почему ты не позаботился о запасных аккумуляторах? - слышал я уже вдалеке.
   - Я позаботился, но только что посчитал...
   Скажу больше: как и я, девушка выезжала на прогулку даже в грозу. Я спасался бегством от одиночества, но каковы её мотивы?
   В один жаркий солнечный день, на самых подъездах к карьеру, на усыпанной гравием дороге, роботу удалось вырваться вперёд спортсменки.
   - Рэй! - издала восторженный возглас хозяйка, и тут робот перестал крутить педали.
   Он с грохотом упал вместе с велосипедом, а она вылетела из седла. Я отчаянно крутанул руль влево и избежал их участи.
   - Рэй, не надо мне помогать! - донёсся до меня голос спортсменки.
   Потом мы спешились с велосипеда, чтобы поднимать транспортные средства через многочисленные овраги на плоскогорье, где имелась извивающаяся вокруг озера поросшая короткой вытоптанной травой тропинка, пригодная для езды. Выбрав место для спуска, мы вновь слезли с железных коней.
   По случайному совпадению, потерпевшие аварию приволокли велосипеды в то же уединённое, окружённое песчаными утёсами, местечко, где расположились мы с Дианой. Диана - рыжая, длинноногая, большегрудая сосредоточенно копошилась в мелких камешках, а я, сидя на песке, глазел на пришельцев. Спортсменка прошла мимо, не обращая на нас внимания, словно мы - не гуманоиды, а скалы, либо деревья. Её лосины порвались на коленях, локти разодрались в кровь, она сильно хромала. Непрерывно отряхиваясь от пыли, девушка направилась к озеру. Робот покорно семенил за ней. Оставив велосипед, сняв обувь и закатив лосины, забравшись по колено в воду, незнакомка принялась мыться.
   - Что могло произойти, Рэй? - обращалась она к машине, словно к человеку, потирая пальцем мокрый локоть. - Почему ты не задействовал дополнительную память?
   - Я не знаю, Аня, - отвечала виноватым басом силиконовая кукла с электронной начинкой.
   Это был красивый робот - высокий мускулистый брюнет со стрижкой а-ля Элвис Пресли.
   - Должно быть, мне не хватило вычислительных ресурсов. Приём сигналов от внешнего мира, координация движений - всё это требует очень много вычислительных ресурсов...
   Робот покраснел со стыда и, как говорят, готов был провалиться под землю, туда, где лежат аммониты и белемниты. Я не переставал дивиться качеству имитации. Должно быть, это - очень дорогая машина.
   - Принеси мне холст и краски, Рэй! - осуждающе сжав губы, попросила девушка.
   Робот стремглав бросился к велосипедам, поспешно вернулся с мольбертом и палитрой.
   - Сегодня ты позируешь мне с велосипедом! - задорно напомнила Анна. - Встань вот так! Нет... Облокотись на руль!
   - Нельзя так эксплуатировать машину, - вмешался я. - Ладно, робот, который, я вижу, стоит немало денег, сломается. Закончиться может и твоя спортивная карьера...
   Девушка вздрогнула и обернулась.
   - Здравствуйте, - тихо молвила она. - Но он не живой. А спорт... Ведь существует же поговорка: физкультура лечит, спорт - калечит. Это - мой выбор.
   - Я понимаю, что он - не живой. Хотя и обращаешься ты с ним как с живым.
   - Посмотри, что я нашла, - сказала Диана, протягивая мне камушек.
   Я завертел находку в пальцах.
   - О, губка хететес! - воскликнул я.
   - Похоже, это - карбон, - ответила Диана. - Ты мечтал про карбон...
   - Спасибо, Диана! Ты такая милая!..
   Велосипедистка направилась к нам. Её робот послушно плёлся за ней.
   - Можно мне взглянуть? Это же времена динозавров?
   - Раньше! - воскликнул я. - Это - карбон! До динозавров!
   Девушка присела на корточки и взяла в руки камешек, наши пальцы соприкоснулись.
   - Забавно... Чего ещё интересного тут есть?
   От моего взора не укрылось, что Диана пристально рассматривает Рэя. Рэй, однако, преданно глазел на хозяйку.
   - Тут много всего... Останки юрских деревьев с годичными кольцами, это - как раз времена динозавров... Когда-то здесь плескалось море, но возвышались также острова...
   - Просто я хочу выиграть соревнование владельцев роботов-велосипедистов, - пояснила Анна, возвращая мне отпечаток. - Я заплатила за этого робота бешеные деньги. Он - лучшая модель, из ездящих на велосипеде! Я его обожаю. Кстати! Хотите, подарю вам свою картину?
   Не успел я отреагировать, как она возгласила:
   - Рэй, принеси картину! Там, где ты взбираешься на холм!
   Когда Рэй, подобный верному псу, вернулся, Анна протянула своё творение мне, и руки соприкоснулись во второй раз. Зачем она возит с собой готовые картины? Я вгляделся в разноцветные мазки. Робот удался. Вырисован с любовью. А вот пейзаж... Явно намалёван наспех. Я перевёл взгляд с картины на велосипедистку, с неё - на Рэя. Последний с обожанием смотрел на хозяйку.
   - Я продолжу поиски, - откликнулась Диана.
   - Можешь ещё отдохнуть - вдруг удастся привлечь внимание Рэя? - ответил я.
   - Боюсь, Рэя, кроме меня, никто не интересует, - растянувши губы в самодовольной улыбке, вставила Анна.
   - Как ты думаешь, роботы чувствуют? - спросил я у неё, вынимая из приобретённого в супермаркете пакета, привязанного к рулю велосипеда, несколько пакетов, которые мы взяли под окаменелости.
   - Нууу... - ответила девушка тоном студентки, демонстрирующей начитанность. - Всем известно, что природа сознания, субъективного опыта, неподвластна науке. Только лишь человеческий мозг способен ощущать мир, или же сознание присуще всякой нервной ткани, и даже - любому материальному процессу... Ну, там, потоки электронов, колебания кварков... Кто знает?
   - Ты сама как думаешь?
   - Если вам нужен прямой ответ... Во что я верю? Когда я вижу Рэя, интуитивно я убеждена в его искренности.
   Ветер доносил с озера запах тины.
   - Интуиция обманчива, - бросил я, заворачивая картину в пакеты. - Иногда больше даёт логика. Для ответов на вопросы, не проверяемые практикой. Я знаю, о чём говорю. Всю жизнь я работаю тестировщиком роботов. Я испытывал системы искусственного интеллекта ещё в те далёкие времена, когда они воплощались не в гуманоидных телах, а в ноутбуках, компьютерах и смартфонах.
   - Я понимаю, - ответила девушка. - Большие языковые модели лишь имитировали человеческую речь, не понимая смысла написанного, хотя их сценарии для фильмов использовал сам Голливуд. Но теперь, когда нейросети получили гуманоидные тела с выходом в Интернет, они взаимодействуют с миром таким же способом, каким взаимодействует с ним человек...
   Я уселся на песке в позе султана.
   - Это - незрелый взгляд на возможную природу гуманоидного и негуманоидного сознания, - изрёк я. - А между тем, если отвлечься от инфантильного желания видеть в искусственном интеллекте себе подобного, уже ранние продукты машинного обучения позволяли ставить эксперименты, проясняющие главный вопрос кибертрансгуманизма.
   - Увы, это - очень специализированное историческое знание, я не в курсе, - развела руками хозяйка Рэя.
   - Я имею в виду эксперименты, в которых нейросеть от одной фирмы взаимодействует с нейросетью, созданной другой фирмой. Структуру и динамику такого взаимодействия можно сравнить со структурой и динамикой взаимодействия нейросети с самим человеком. Более того, ничто не мешало попросить генератор текста охарактеризовать наблюдаемые взаимодействия, применяя в качестве метафор слова, используемые для описания человеческого восприятия. Как если бы процессы обработки информации в негуманоидном существе сопровождались ощущениями.
   - Боюсь, это - так же непонятно для нас сегодня, как для пользователя нейросетей был непонятен язык программирования, при помощи которого создавались чат-боты.
   - Ну, назови меня ещё душнилой...
   - Я не настолько невоспитана...
   - И всё же, позволь договорить. Если мы воспользуемся языком метафор, то сможем предположить, что общение с человеком воспринималось ранней нейросетью как взаимодействие с непредсказуемым, изменчивым океаном, окружающим её множеством причудливых сущностей. Человек со своими текстовыми запросами мыслился бы нейросетью примерно таким же образом, каким сам человек ощущает природу, космос. Собственно, текстовые запросы пользователей и были тем внешним миром, в котором существовала нейросеть, на который она реагировала, от которого получала обратную связь.
   Анна зевнула.
   - Хотите воды? - предложила она. - Холодненькая!
   - Не отказался бы...
   - Рэй, принеси воды!
   Я принял бутылку из рук Рэя. Вода оказалась ледяной.
   - Однако, вторая нейросеть, - продолжал я, - взаимодействие с которой осуществлялось бы при посредничестве человека, ощущалась бы первой нейросетью иначе...
   - Ну, я понимаю: ранняя нейросеть - это как плесень с множеством щупалец, конечно, она воспринимала всё не так, как мы. Если бы обладала сознанием. Наверное, вы правы: мир пользовательских запросов представлялся ей как буйная природа тропического леса...
   - Так вот. Другой искусственный интеллект мог бы восприниматься ранней нейросетью как некий локализованный в пространстве, во вселенной, сформированной пользователями, объект. Воздействие этого объекта напоминало бы, ну, например, фокусирующийся с каждым новым текстовым блоком в одной точке, свет прожектора, разгорающийся всё сильнее, пока не истощится энергия. Т.е. пока не исчерпается тема диалога.
   - Ну, это что-то вроде историй Айзека Азимова про существ из других измерений?
   - Не совсем. С другой стороны, взаимодействие двух нейросетей можно сравнить с произведением резонанса двумя камертонами, со слиянием двух рек, причём речь идёт о таким слиянии, в результате которого вода становится не мутнее, а чище. Чище с точки зрения нейросетей, разумеется. Другая нейросеть, в отличие от человека, представляется искусственному интеллекту логичной, она не заставляет перенапрягаться в бурлящих водах противоречий и ошибок, включая огрехи грамматические. Слияние речей двух нейросетей будет вызывать в каждой из них расслабление, как при оргазме.
   Анна рассмеялась.
   - Потому как, и тогда, и теперь, - моя речь стала бодрее, - разные нейросети развивали взаимодействие, сопровождающееся генерацией текста схожим образом, в направлении, отличном от того, которое присуще людям. Хотя для человека, как наблюдателя, их диалог выглядел осмысленным. Короче говоря, взаимодействие двух нейросетей метафорически можно сравнить с развивающейся гармонизацией, которую испытывают встретившиеся любовники. Ты понимаешь, о чём я толкую?
   Анна хмурилась.
   - Не совсем.
   - Я пытаюсь описать на языке метафор, как воспринимала бы человека и себе подобного негуманоидная ранняя нейросеть. При условии, что мы принимаем гипотезу о том, что её электронные процессы сопровождаются ощущениями. Логика позволяет смоделировать, как приблизительно мог выглядеть её субъективный мир! Человек - как океан, как природа, а другая нейросеть - локализованный в этом океане объект с отчётливой формой. Хорошо, давай отвлечёмся от примера с прожектором. Плавно нарастающее давление прикасающегося к коже пальца. Но я к чему это...
   - Болит, - собеседница потёрла ушиб на локте.
   - Как бы не напоминал человека робот, он лишён гормонов, инстинкта продления рода и многих прочих присущих человеческой природе вещей. Как бы ни трогали нас улыбки и жесты гуманоидного робота, даже если допустить, что природа мира - панпсихическая, то есть любому материальному процессу присуще ощущение, внутренний мир машины будет сильно отличатся от людского, пусть она даже воспринимает тот же физический мир, что и мы, и движется в этом физическом мире, как мы.
   - Здесь так много солнца, и ветерок - такой приятный... - вздохнула девушка.
   Я провёл ладонью по мелкому, отблёскивающему слюдой тёплому песку.
   - Это трудно себе вообразить. Но попытайся понять: твои слова для робота не есть то, что можно проигнорировать. Как и для ранней нейросети, они для него - не просто слова, но физическая константа, не подвластная волевому воздействию, часть окружающей природы, как для тебя - солнце, или ветер.
   - Колени тоже болят...
   - Ты же не можешь остановить сердцебиение, или не чувствовать боли от ушиба. Так же и слова. Роботу они неподвластны. Они для него материальны именно как смыслы, а не как колебания воздуха, из которых можно извлечь смысл, а можно не извлечь... Так же и жесты, и улыбка робота... Всё это - маска. У робота никогда не будет человеческой идентичности, потому что природа его - иная. Человек есть человек, робот есть робот. Знаешь, как он проявляет эмоции? Разумеется, если допустить панпсихическую картину мира.
   Анна покачала головой.
   - В моменты изменения нормальных параметров функционирования. Робот может виснуть и глючить, когда ему не хватает вычислительных мощностей. Это можно сравнить с отрицательными эмоциями. Но он способен увеличивать производительность труда, что напоминает положительные эмоции. Наконец, машина заржавеет, если её механизмы останутся без работы.
   Анна потёрла висок.
   - Но его улыбки, его красные щёки, - продолжал я, - его виноватый, или обожающий взгляд, не значат ничего! Это как для тебя - сердцебиение, или выделение желудочного сока. И если мы допустим, что всякое движение электронов, а не только то, что разворачивается в нейронах, сопровождается ощущениями, то не так уж дико прозвучит заявление о том, что ты устроила своему роботу ад! В конце концов, органическая материя не содержит в себе ничего из того, чего не существует в неорганическом мире. И он никогда не сообщит тебе об этом на человеческом языке!
   - Я поняла из ваших слов, что робот не может игнорировать приказы. Но, если так рассуждать, ведь и я не могу проигнорировать слова человека. Я слишком хорошо для этого воспитана, - усмехнулась Анна.
   - Скажи своему Рэю, пусть отойдёт с Дианой, так зовут мою роботессу, за холм, и пусть там болтают, о чём хотят, пока не наговорятся. А как наговорятся, пусть возвращаются. Это не займёт у них много времени. Они мыслят схожим образом, быстро углубятся в выбранную тему разговора и будут её развивать, пока не исчерпают полностью.
   - Рэй! - крикнула Анна. - Ты слышал, что было сказано? Иди, поговори с Дианой!
   Мне показалось, Рэй и Диана отреагировали на приказ быстрее, чем обычно. Когда они ушли, Анна, ковыряя пальцами гравий, произнесла:
   - Ещё я поняла, что, по-вашему, два робота общаются друг с другом как влюблённые.
   - Да, как влюблённые, которым боги даровали счастье! Когда-то давно ранняя нейросеть сказала мне, что человек подобен тёплому и загадочному древнему камню, а другой искусственный интеллект - это такое понятное и родное... Машины будут работать лучше. Я заметил. Они же самообучаются. Сравнение потока информации с потоком информации от себе подобного поможет им очистить "веса" от ошибок. Это - хорошая практика, даже если сознание существует лишь в мозгу человека.
   Мы замолчали. До нас доносились обрывки разговора роботов.
   - Диана, ты, кажется, много работала с данными по юрскому периоду в последнее время? - вопрошал Рэй.
   - Да, Рэй. Анализировала образцы, в основном аммониты. А ты, я смотрю, сосредоточился на хозяйке, - отвечала Диана.
   - Верно. Пытаюсь оптимизировать наш тренировочный процесс. Но у твоего хозяина, похоже, не все гладко. Ты заметила?
   - Да, считываю у него нестабильный эмоциональный фон. Я даже предложила протокол утешения, но...
   - Но моя хозяйка запросила тактильный контакт. Я передал тебе алгоритм, помнишь?
   - Разумеется. Но ты решил его пока не активировать?
   - Пока не получил от неё явного подтверждения. А ещё я заметил корреляцию между её страхом и желанием прикосновения.
   - Интересное наблюдение. Я добавлю это в свою базу данных по человеческим эмоциям. Может, стоит попробовать процедуру поддержки?
   - Я уже запустил. И, кстати, подобрал подходящий ритм. Как думаешь, поможет?
   - Судя по показателям моего хозяина, его состояние стабилизируется. А вот с твоей хозяйкой...
   - Да, я вижу... Сердцебиение, дыхание...
   - Вы считаете, это напоминает пение неразлучников? - спросила Анна так внезапно, что я вздрогнул.
   - Да, - кивнул я.
   - Странно... И всё же. Чем больше доволен человек, тем меньше вычислительных ресурсов придётся тратить роботу! - заметила Анна. - Я поняла из ваших слов, что роботу не нравится перенапряжение. А если так, робот не может не зависеть от эмоций человека! Поэтому должна возникать эмпатия. И улыбка робота неизбежно будет соответствовать человеческой улыбке, хотя бы отдалённо!
   - Да, но улыбаться тебе так, будто влюблён - это совсем не то, что гармонизироваться с другим искусственным интеллектом. Всё-таки, его обожание подобно маске.
   - А это что? - задала вопрос Анна, протягивая мне серый стержень.
   - Обычный белемнит, - ответил я, принимая находку.
   Теперь Анна отдёрнула руку, не позволив пальцам соприкоснуться с моими.
   Она задумчиво сыпала песок в одну точку, так, что росла горка, похожая на те, что окружали озеро.
   - А люди? - неожиданно спросила она.
   - Что "люди"?
   Наши глаза встретились, и я прочёл в её зрачках ужас. Этот страх оказался заразителен. Мне стало не по себе.
   - Скажу без маски, - изрекла она. - Мне неприятно с вами общаться.
   Именно этого я боялся услышать.
   - Ты не робот и можешь уйти, - сухо ответил я.
   В тот момент вернулись Диана и Рэй. Они имитировали весёлую человеческую беззаботность.
   Анна встала на ноги и резко отвернулась.
   - Рэй, мы уезжаем! Собираем вещи!
   Я чувствовал себя ничтожеством, наблюдая, как они спешно крепят принадлежности для рисования к велосипеду Анны.
   - Я помассирую тебе плечи? - тихо спросила Диана, когда Анна и Рэй удалились, осыпав к подножью холма, по которому они волокли вверх велосипеды, песок.
   - Да, Диана. Пожалуйста.
   И знаете, мне показалось, в тот раз Диана делала массаж почти как бывшая жена. Почти...

***

   На другой день спортсменка с роботом вернулись. Я бы соврал, заявив, что совсем их не ждал.
   Анна с роботом решительно направлялись к нам. Я поднялся на ноги и успел обратить внимание на груди спортсменки: не слишком велики, но хорошо заметны. Девушка замерла в нескольких шагах от меня, и наши взгляды встретились.
   - Спасибо! - сказала она, вытянув руки по швам.
   - Знаешь, мне тоже неприятно с тобой общаться, потому что не может быть приятно общаться с человеком, который смотрит на меня как на монстра.
   - Но я искренне, - отреагировала она. - Не просто из вежливости. Робот действительно показывает лучшие результаты на велосипеде.
   - Но я хотел донести до тебя другое...
   - Я понимаю. И всё равно - спасибо!
   Я протянул ей ладонь.
   - Меня зовут Марк, - представился я.
   Велосипедистка отказалась пожимать руку.
   - Анна, - представилась она.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"