Аннотация: Для рубрики "идем в кино" газеты "Православная Осетия"
"Но умоляю вас на прощанье, поверьте хоть в то, что дьявол существует! О большем я уж вас и не прошу".
(М. Булгаков "Мастер и Маргарита")
"А мне приснилось, миром правит любовь,
А мне приснилось, миром правит мечта,
И над этим прекрасно горит звезда,
Я проснулся и понял, беда...".
(Виктор Цой)
"Новая земля" - "Остров" наоборот.
Несмотря на название рубрики, мне совершенно не хочется говорить "идем в кино!". Фильм "Новая земля" это тот самый случай, когда нельзя сказать: фильм понравился, нельзя сказать про это кино, что оно хорошее. И совсем не потому, что фильм плох. Просто он находится за пределами такого понятия как "понравился". Это не фильм для приятного вечера. Это очень тяжелое, страшное, выворачивающее душу и мозги кино. И в этом его главная ценность. Потому что по определению невозможно потребителя тележвачки заставить задуматься о человеческих ценностях, не шокировав и не заставив содрогнуться. Фильм пробирает холодом до самого сердца и поневоле заставляет искать в себе, то что в нем еще осталось человеческого, живого. Поэтому, несмотря на кровь, жестокость, убийства, горы трупов, я бы рекомендовал смотреть этот фильм в первую очередь подросткам, чтобы увидеть, куда может завести инстинкт стаи. Ведь "последний - мертвый" это не игра, придуманная зеками (вернее, режиссером) - это инстинкт по которому живет наше общество, безбожное общество.
Почему-то фильм "Новая земля" мне напомнил "Остров" Павла Лунгина, не сходством, а именно радикальной непохожестью. По сути "Новая земля" это "Остров" наоборот. Это фильм о полном безбожии, беспросветном отчаянии, о ничем неразбавленной ненависти человека к человеку. Поэтому, на мой взгляд - самые неудачные кадры в фильме - это кадры, показывающие построенную зеками православную часовню и икону Христа, потому, что в том мире для Христа нет места и нет ни малейшей предпосылки ожидать появления этого самодельного храма. Если кто и мог ее строить, так это только те, кто вчера ел человеческое мясо с легкой руки главаря Обезьяна. И поэтому построенная людоедами, хоть и по принуждения, но все же людоедами, часовня, только усугубляет веяние адского холода, которым пропитана вся картина.
Ужас? Да, чудовищный ужас. Режиссер детализирует его, смакует происходящие на экране события, в деталях показывая нам перерезанные глотки, закатывающиеся глаза умирающих, и застывший в них безграничный ужас. Смотрите, до чего можно довести людей. До чего можно довести любого из нас!
Смотрите! А посмотрев, и проникнувшись, взгляните глазами главного героя, например, на штурм маршрутки или автобуса. "Последний - мертвый"? Может быть хватит играть в эту игру?
И еще (и это очень важно) не спешите выходить из кинозала - досмотрите титры.