Обзор рассказов из конкурса "Детская фантастика - 2014"
Люблю добрые, жизнеутверждающие, наивные, глубокомысленные, философские, полные чистого добродушного хулиганства истории. А юмор люблю добрый, озорной. Эдакую лёгкую иронию, которая как лучик солнца сквозь прореху между грязных плотных туч - освежает душу и улучшает настроение. Люблю истории, которые дарят надежду. Люблю истории о бескорыстной любви, о дружбе, о ситуациях, когда хотя бы на миг хоть раз в жизни человек даёт своей доброй стороне души свободу. Люблю чудеса. Люблю, когда добро побеждает, особенно, когда добро побеждает мирно, без жестоких расправ над злом. Иначе что ж это за добро такое?..
"Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. А ведь они все только над этой верой-то моей и смеются. " (Достоевский "Сон смешного человека")
Когда история, что мне подвернулась, как-то соответствует вышеперечисленному, я очень ласковый и пушистый критик. В особо крайних случаях, авторы наиболее приглянувшихся мне работ, от моего внимания уже не избавятся. Но если очень приглянутся.
Что касается опечаток, то их я замечаю, когда их слишком много, когда они слишком глупые или одинаковые, а ещё - когда мне рассказ сам пришёлся не по душе. И тут я такой жёсткий и вредный критик, что от моего внимания, опять-таки, не избавитесь.
Так что, думаю, теперь вам уже ясно, что пришла я сюда в поисках доброты и красивых душевных историй.
Сколько прочитаю, столько прочитаю. Хотелось бы двадцать историй прочитать, но уж как пойдёт, не обессудьте. И правду вам выскажу, а уж какую - это зависит от того, как вы написали свою историю.
Заявки... Хм, если у вашего рассказа есть одно или несколько из вышеперечисленных свойств или у вас есть большое желание допытать кого-то на предмет правды о его персональном мнении о вашем рассказе, то заявок пять или десять рассмотрю. Очень положительно отношусь к комментированию моего конкурсного рассказа - готова на натуральный обмен "комментарий на комментарий", разумеется, комментарий приличный и хотя бы на одно толстое и длинное предложение. Что касается внеконкурсных рассказов, то меняю мой комментарий на ваш комментарий любого моего рассказа из моего раздела.
Сроки... надеюсь, что до 1 апреля уложусь. А не уложусь, так кому обещала - расскажу всю мою читательскую правду уже после 1 апреля. Конкурс конкурсом, а комментарий на то и комментарий, что дорог в любое время авторскому сердцу.
Это была присказка, а сказка вот, чередом идёт.
Хм, на что же глаз глянет сначала? Явно, что либо интуиция звякнет, либо название приглянётся. О, вот и несколько любопытных названий.
1. Гисматуллин Р.А. : Звездочка в доме
Название приглянулось. Мягкое такое, доброе, сказочное. Очень хочется, чтобы так и оказалось, чтобы сама история была романтично-волшебной ласковой сказкой со счастливым концом. Хм, есть аннотация. Аннотация симпатичная, но вот уж много интриги в ней раскрыто. Оно конечно - на вкус автора, а вкусы у всех разные, но вот название и текст должны говорить за себя, а не вся аннотация. Но аннотация, повторюсь, симпатично-сказочная.
Начало такое, с доброй улыбкой рассказчика. Детская логика в ответ на страшилки взрослых, очень верная: "Надо выследить домового". Вот только: "И показать ему - где раки зимуют". Тут бы, кстати, запятую вместо тирэ. И м-да, ну и дети пошли... Надеюсь, хоть без крестов и серебряных ножей в разведку пойдёт? А то страшно за бедного домового, очень страшно.
"Но волков бояться - в лес не ходить, а приключений избегать - так и вовсе со скуки помереть можно" логично
Кстати, да, кровать - самое священное место, на которое домовой не войдёт! Или?..
Симпатичная сказка. Острых поворотов сюжета не было, конец вполне предсказуем, зато лёгкая сказка с хорошим концом.
Навеяло ассоциации с фильмом Хаяо Миядзаки, "Ходячий замок Хоула", про мальчика, поймавшего падающую звезду и то, что с ними было дальше.
2. Васильев Я. : Звёздная дорога
Что-то меня на звёзды потянуло... Они красивые, загадочные, романтичные, мечтательные...
О космосе, что ли?
Начало резануло, особенно, после предыдущего рассказа. Такой сухой, лаконичный стиль, вездеход, оружие, разведчики... Боюсь, что это будет совсем не детский рассказ, а какой-нибудь взрослый, про всякие пиф-паф, звёздные войны, битвы не на жизнь, а насмерть, кровожадные чудовища и прочее. Короче, с первого абзаца сказкой не веет. Веет холодом и миром взрослых.
Ну, вот, предчувствие не обмануло: уже второй или третий абзац, уйма всяких сухих и лаконичных деталей и за героем кроважадный... дуб?! Гоняется! То ли детский ужастик, то ли это для взрослых.
"И пусть новички кривятся, глядя на 'примитивные конструкции': -по ту сторону Ворот техника должна быть простой, надёжной и чиниться с помощью любой подручной 'матери'." пробела не хватает, кавычки не понятные. И что за таинственная матерь, при помощи которой полагается чинить машины в экстремальных ситуациях?
"Иначе в лучшем случае от тебя останется только закрытый гроб с костями, в худшем - пустая могила родственникам да отметка 'пропал без вести при исследовании квадрата такого-то'." Страшилка, значит... Остросюжетность есть, но шаблонная "а вдруг из кустов выскочило ТАААКОЕ, и как захотело меня сожрать, а я КАААК ПОБежал/вступил в неравный бой..."
"И всё же... Какая сволочь с богатой фантазией придумала этого... саксаула ходячего?" Хм, в общем-то, можно предположить, что дети вполне себе знают это ругательное слово, но какой пример вы им подаёте?
"Если что - - предупредят" Опечатка
Детали, детали, сплошные детали... Для рассказа деталей слишком много, особенно, для детского. Авторская манера повествования больше подходит для большого фантастического боевика, написанного для взрослых. Вот там детали, тон, ситуация, логический просчёт ситуации будут очень к месту.
"Вроде и следил, и оставшуюся дорогу считал - но, как всегда, приготовить себя не смог" Опечатка.
"Передо мной - Врата" Тирэ, на мой взгляд, лишнее.
"Рядом с дорогой на чужую планету располагается мощнейший суперкомпьютер: как только информация в нём превысит критическую величину" Количество деталей и информации в тексте уже начинают раздражать. Детали на любителя взрослой боевой научной фантастики. Действие на пол рассказа только одно, шаблонное.
"Врата исчезли так же внезапно, как и возникли - но люди уже успели познакомиться с Секундусом." Опечатка. Обилие деталей уже утопило в себе остроту, появившуюся было в начале рассказа.
Обилие сухих данных. Намного больший интерес вызвало бы смачное описание того, как герой впервые попал в другой мир. У вас про это один лишь абзац в целом море разношёрстной информации. А судя по событиям, описанным в этом абзаце, там было много ярких событий, острых ощущений и смертельной опасности. И вместо описания действительно интересных событий вы принесли на конкурс детской фантастики синопсис взрослого романа в жанре фантастики (или, даже, фантастического боевика). Автор, вы ошиблись дверью. Здесь конкурс малой прозы, рассказов, причём, детских.
Так, всё, больше не могу, начинаю пропускать детали.
"Когда даже Секундус был не просто границей ещё не освоенных, но уже понятых земель - а шагом в далёкое волшебное неведомое." опять опечатка. Однообразная: опять вместо запятой тире.
Закончилось. Наконец-то. Не запело никак. Столько ярких событий низведено до кратких и сухих строк. Сухой пересказ, не вызывающий никакого сочувствия. Уйма информации, которая, как я считаю, в большом объёме уже не воспринимается. Синопсис взрослого произведения, принесённый на конкурс детских рассказов.
3. Fray, Anita Приключения свиньи Агаты
После предыдущего рассказа потянуло на что-то несерьёзное и детское. Судорожно уцепилась за новое название. Автор, спасите!
Хм, любопытное наблюдение о картине Рембрандта. Хм, первые абзацы любопытные...
"Свинья Агата не выдержала и соскочила с картины. Когда она с диким визгом выбежала из Эрмитажа, никто не удивился. Раз свинья покинула музей, значит у неё был повод..." очаровательные строки!
"Художник не виноват! Ему крестьяне вместо борова свинью подсунули, а он человек городской, не заметил подвоха..." Автор хулиганит
Совсем не детский рассказ, но авторское хулиганство меня позабавило.
4. Лушин А.В. Звездный цветок
Название красивое. От него веет поэзией, романтикой, фантазией и мечтами.
Начато по-доброму, душевно, и о цветах...
"Каких только цветов не росло на его участке." Тут бы восклицательный знак!
Ого, цветовод, да ещё и цветы с других звёзд растит. Да ещё и "зелёные руки" у него! Идея прелестна, я тоже люблю цветы, а тут ещё и космические!
Ого, какой ботанический сад!
"А какой у них чудный запах!Но уважаемый Джон у меня к Вам есть один немаловажный вопрос, и он также касается Вашей любимой темы - цветов." пробел бы... А так, в принципе, опечаток умеренно.
Да, кстати, вот такая логическая неточность: у героя богатейший ботанический сад, популярный во многих вселенных/галактиках, куда едут много существ с разных планет, а вот вместился бы на земле такой масштабный ботанический сад? Ведь цветов-то много, да и, полагаю, они разных размеров, некоторым очень специфичные условия нужны. Но как сказка - возможно. В сказках есть место нелогичным преувеличениям.
"Джон поставил диск на считывающее устройство и нашел описание Звездного цветка. Мрррыснач переводил описание на земной язык" Каким образом Джон нашёл название цветка, если не знал языка инопланетного гостя?
Да и память Джона, хранящая сведения про уйму всевозможных цветов из разных галактик и вселенных, потрясает. Но это можно списать на грядущие открытия. А вот предыдущую неточность никак не списать. Но можно несколькими движениями пальцев исправить, мол, сам гость нашёл описание цветка на своём диске.
"- Цель достойная ученого, уважаемый Джон Солнцев. Я оставлю Вам этот диск, может это поможет Вам в вашем трудном пути.
И Джон Солнцев с энтузиазмом принялся за приготовления к долгому путешествию.
Для начала он узнал, что цветок распустится через 3 земных года." Для начала следовало бы изучить язык, на котором дана информация на том диске, или, на худой конец, купить/включить машину-переводчик. И, кстати, уточнить, что гость и Джон всё-таки говорили на каком-то распространённом, известном им обоим языке.
"Цветовод поменял множество космических кораблей,включая" Пробел бы...
"К нему подошел житель планеты высокий, чуть" Запятую бы...
Только приехал - и к нему дружелюбный абориген подошёл. Предупредил, что ли, заранее о визите?
Заметила ещё несколько опечаток, но уже не осталось сил, чтобы их ловить.
Рассказ бы вычистить от опечаток! Но, не смотря на опечатки и нелогичности, есть в нём что-то такое, симпатичное. Автору спасибо за любовь к цветам и романтичный образ Звёздного цветка. Хм, рассказ похож на детский своей мечтательностью, незатейливостью, лёгкостью и верой в то, что вселенная помогает в исполнении желаний. Так же порадовал вариант будущего, где человек спокойно занимается любимым делом, более того, существа из разных мест любуются цветами. Идея добрая. И красивая. Автор, вычитайте текст, чтобы сам текст соответствовал красоте идее. А так - мне понравилось. Очень.
5. Плюс Д. Драконы Ханта
О, драконы! Интересно, что за история такая о драконах? Автор рассказывает неторопливо, ярко, с юмором. Стоп. Драконы - на обед? Традиционно ж было наоборот: кто-то на обед драконам и кто-то, кто драконьим обедом быть не желал.
Какая-то не детская история. Сначала обед из дракона, учёный, с удовольствием разрезающий остатки несчастного существа и комментирующий о свойствах уникального животного. Потом, видимо, предыстория об убиении несчастного существа. Мда, история о гибели одного из драконьей пары, об охоте учёного за сведениями о втором.
Автор умеет обращаться со словами и делать из них украшения к тексту, на десерт. Опечаток при чтении не заметила. Но вот сам сюжет мне не понравился. Дракона жалко. И на детскую историю, на мой взгляд, рассказ не похож.
6. Мых и.Н. Пройти по радуге
Название аппетитно-сказочное. Начало ребячье-сказочное.
Щемяще-трогательная надежда мальчишки на новую встречу с пушистой любимицей. Есть что-то поэтичное в этой версии, про кошек, которые уходят гулять по радуге. Очень грустное, даже страшно, что сказка эта горько закончится.
'Он всегда знал, что все животные разговаривают, но на своём языке. Людей же они понимают? Понимают. Значит, и по-человечьи говорят, только стесняются.' Милая мысль.
С начала боялась, что кошка всё-таки умерла. И, оказалось, действительно так. Только в конце есть примесь надежды. На то, что самые близкие существа друг с другом не разлучаются. На то, что злодей может раскаяться. И дружба делает людей сильнее. По своей грусти и поэтичности сказка напомнила сказки Ганса Христиана Андерсона.
И она мне очень понравилась. С такой нежностью к животным написана.
В общем, замечательная история. И, кстати, вполне для детей.
7. Лескова М.В. Матершинники
А вообще уместно ли на конкурс отправлять рассказ с таким названием? Даже страшно представить, о чём там говорится. Взгляну...
В аннотации планета Сиамаран, а в рассказе Стамаран. Недолетели до места или в аннотации ошибка?
Хм, тема того, является ли мат средством, делающим человека взрослее или наоборот, важна для нашего времени.
Динамичный разворот, когда взрослые подозрительно синхронно заболели и перепоручили все взрослые дела детям. Так же напрягает, что один из варонов сидел возле папиного изолятора. Наверное, это масштабный сговор.
Хорошая история для детей. Оригинальная идея, животрепещущая тема, динамичное и захватывающее исполнение! Мне очень понравилось. Спасибо автору за замечательный рассказ!
8. Быстров В.С. Тайны Города Семи Дорог
Название звучит интригующе. Певучий авторский слог мне нравится.
'ибо на следующий день по его двору гуляла крица' Кто-кто гулял?
Для детей история. Идея и исполнение мне очень понравились. Автору спасибо!
9. Аринин Д.Е. Песочная страна
Хм, аннотация долговата, на мой взгляд. Название интересное.
Рассказ завораживает своим налётом мистики и жути, таившейся за неведомой чертой Песочной страны.
'Она сделала глубокий вдох, затаила дыхание, а через несколько секунд выдохнула все переживания из себя.' Странно, когда у матери пропали дети, когда она перепуганная искала их и вдруг услышала голос сына, то почему-то стала мысленно считать про себя, чтобы успокоиться. По-моему, мать бы кинулась на голос, сломя голову - это более похоже на поведение матерей, тем более, в такой чрезвычайной ситуации, когда драгоценные дети пропали и вдруг... надежда. Живы? Живы! Боже, а в порядке ли они? Ручки-ножки целы? Не поранились ли? Почему не отзывались сразу? Надо срочно осмотреть, срочно помочь, спасти, пока не поздно!
История хороша, несмотря на большой ляп с нематеринским поведением мамы главных героев. Песня и тон завораживают. Атмосфера страшной сказки хороша. И конец хорош. Прочитала с интересом.