Светлова Рина : другие произведения.

Физика Торы. Главы 1 и 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.28*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Вначале создал Бог небо и землю". Можно ли взглянуть по новому на старые истины? Так ли все просто, когда мы читаем: "Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною..."

  Физика Торы
  
  Введение
  В 80-90-х годах я активно занималась вопросами происхождения жизни, сознания, человека. Хотелось знать о том, как устроен мир, из чего состоит материя, что такое сознание, какое место занимает человек в мироздании, что станет с человечеством в будущем. Можно ли понять по какому закону или каким путем шла эволюция не только человека, но и всей вселенной, как появился человек разумный в контексте ее развития? Должны же быть некие общие или единые законы, согласно которым осуществлялся и космогенезис, и антропогенезис. По большому счету, хотелось ответить и на вопрос 'в чем смысл жизни?'. Но для этого надо знать: кто мы, откуда пришли. Если физическая наука может нам дать ответ о первых минутах происхождения нашей Вселенной, то ответить на вопрос, как появилась жизнь и сознание, она не в состоянии. На этот вопрос не может ответить ни одна самая суперсовременная теория, ни тем более старые, устоявшиеся, как, например, доктрина дарвиновского учения происхождения видов.
  Неожиданно ответы стали приходить из древних литературных источников. Как известно, особенностью многих религий является наличие кодифицированных текстов, содержащих в том или ином варианте описание сотворения мира и человека. Хотя, по мнению большинства специалистов из области естественных наук, буквальное толкование священных текстов не только не научно, но и псевдонаучно. Считается, что такое толкование противоречит всем палеонтологическим и биологическим данным в части интерпретации биологической эволюции, а также геологическим и астрофизическим данным о возрасте Земли и астрономических объектов. Истинный смысл, сокрытый в древних текстах, помогла открыть статья Б.Бермана (1) по текстологическому исследованию Торы (2), опубликованная в журнале 'Знание - сила' в 1994г. Никогда до этого не приходило в голову, что за простыми, давно известными словами: 'Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною и дух Божий носился над землёю' скрывается такой глубокий и потаенный смысл. Наверно многие из нас не раз задумывались над этими таинственными строками. Каждый или читал их, или слышал, и каждый, видимо, трактовал их для себя как-то по-своему. Но когда мы начинаем задумываться, а что же Творец хотел нам показать, что заключено в этой фразе: 'В начале сотворил Бог', то ответить на этот вопрос будет затруднительно. Что же на самом деле создавалось в этот момент? Ведь понятно, что не просто небо и землю произвёл Творец. Но что же подразумевается под этими словами?
  Первоначально я считала, что все дело в несовершенстве перевода. Ведь, как известно, знакомая всем Книга Бытия была переведена с древнегреческого, а до этого она была переведена с древнеарамейского, а еще раньше с древнееврейского. По ходу дела присутствовала также и латынь, и древнеславянский. Что же тогда осталось нам от первоисточника? Не получилось ли здесь, как в известной детской игре 'испорченный телефон', где смысл передаваемого слова изменяется до неузнаваемости. И мы сейчас читаем текст, который очень далек от истинного. Хотя можно возразить, что существуют и современные переводы Торы на русский язык. Однако не сложно понять, что современному переводчику трудно отступить от привычных канонов и за обычными словами увидеть новый тайный смысл текста. Потом поняла, что перевод Торы - это всегда интерпретация, как в силу смысловой многозначности ивритских слов, так и в силу различных уровней толкования текста, и поэтому перевод Торы - это ни в коем случае 'не подстрочник даже в литературной обработке'. Любая такая интерпретация всегда будет строиться на современных научных и культурных началах. И для меня же, как для физика была интересна та интерпретация, которая могла бы отвечать современным научным представлениям. Какие научные категории могли бы соответствовать терминам 'небо' и 'земля'?
  К тому времени у меня уже был накоплен огромный объем знаний в области изучения арканов Таро из 'Священной книги Тота'. Полагают, что Таро имеет древнеегипетское происхождение, ее создание приписывают легендарному мудрецу и магу Гермесу Трисмегисту, а его система арканов Таро - это мироустройство в символике 22-х рисунков. Сопоставить арканы с буквами не сложно, т.к. изначально каждому аркану Таро соответствовала своя буква древнееврейского алфавита. Возникновение этого египетско-иудейского синтеза до сих пор остается тайной, скрытой покровами времени. Но воспользоваться смыслом арканов и прочитать текст Торы уже не составляло труда. Причем эта информация оказалась настолько своевременной, что помогла сложить все разрозненные до сих пор кусочки знаний в единую и целостную картину. В тот момент как-то все разом сложилось и стало на свои места. Это было удивительно! В результате, именно благодаря информации, почерпнутой из Писания, мне удалось сложить единую картину мироздания, в которой все взаимосвязано, одно вытекает из другого, где самоорганизация материи и человеческого сознания отвечают единым законам развития. Именно в Торе было найдено то недостающее звено, которое объединило картину мироустройства в единое целое.
  Чтобы это пояснить, сделаем небольшое отступление. Когда создается какая-либо теория, то она, как правило, строится на некоторых априорных предположениях, аксиомах, т.е. истинах, не требующих доказательств. Обычно аксиомы очевидны, т.е. 'видны очам' непосредственно. Иное дело с сотворением мира. Никто и никогда видеть этого не мог, и предположить, что можно взять в качестве аксиом не возможно. А вот постулаты (они же аксиомы), полученные из Писания, во-первых, очень подходили по смыслу, а во-вторых, взяты, можно сказать из первоисточника, которому нельзя не доверять. И построить на основании этих аксиом целостную картину мира можно было без особого труда.
  Окончательным результатом многолетней работы явилась дилогия, состоящая из двух книг 'Физика сознания' и 'Физика бытия', которые органично вместили в себя знания, дошедшие до нас с древнейших времен, и современные знания, ставшие доступными благодаря науке. В первой книге 'Физика сознания' рассказывается о том, как произошла Вселенная, Земля и все, что существует на ней. Как появилась жизнь и сознание, животный мир и человек, каким будет возможное будущее человека. Вторая книга описывает, как правильно жить, используя законы бытия, которые на самом деле являются такими же незыблемыми, как и физические законы, хотя не всегда и не всем это очевидно. Теперь же, спустя столько лет, мне хотелось бы показать, каким путем шло исследование текста Торы, что помогло дать то или иное толкование его смысла. Причем многие неожиданные интерпретации текста, которые сами по себе оказались очень удивительными, так и не вошли в первые две книги. Да и сама Тора стоит того, чтобы говорить о ней отдельно. Ведь это особая книга, в которой, как полагают, заключены все тайны мира. Даже сейчас, спустя 15 лет с начала ее изучения мне открылась только лишь верхушка айсберга. Как писал Элиягу Китов: 'Вся она наполнена высочайшими секретами и величайшими тайнами, раскрыть которые человеку не дано' (3). Но так ли уж не дано? Может быть, уже пришло время, когда можно и нужно говорить о том, какие тайны скрываются в этой книге? Хотя естественно возникали сомнения, а стоит ли еще раз давать какие-то там комментарии, ведь, как известно, комментаторов Торы существует и так слишком много. Однако многие комментарии, как правило, грешат отсутствием системности и преемственности изложения. В особенности этим страдает каббалистическая литература. А современному думающему человеку, как правило, недостаточно простого толкования, которое оставляет уйму вопросов, ему подавай логику, научный подход. Поэтому уникальность данной интерпретации как раз и состоит в том, что, используя уже известные комментарии, я соотношу с ними современные знания из разных областей наук физики, психологии, биологии, теории систем, синергетики и других. Так появилась третья книга, которая теперь составляет с первыми двумя уже трилогию, и поэтому название ее, не мудрствуя лукаво, было принято 'Физика Торы' (4). Потому что она тем и отличается, что это не просто комментарии, это научно исследовательский взгляд на происхождение мира и человека, изложенные в тексте Торы.
  И еще одно. Знаете, иногда задают такой вопрос. Если бы случилась всемирная катастрофа, то какую бы информацию следовало бы оставить для будущих потомков, которые спасутся? Понятно, что информация должна быть небольшой, т.е. уложиться в одну-две книги. Очень многие считают, что следует взять какие-то технические или научные книги, другие считают, что следует взять что-нибудь из искусства. Для меня же ответ на этот вопрос очевиден. Надо оставить им текст 'Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною и дух Божий носился над землёю' и т.д.
  А кто оставил этот текст нам?
  
  Глава 1. Краткая информация о Торе
  
  Прежде, чем приступить к раскрытию тайн, содержащихся в тексте Торы, нужно немного сказать о самой книге. Считается, что автором Торы является Моисей, по-еврейски Моше, что означает 'спасенный', 'вынутый' из воды. По преданию его спасла египетская царевна, достав мальчика из корзины, плывущей по реке. Время написания Книги Бытия - XIV в. до н. э. Она была написана после исхода сынов Израилевых под руководством Моисея из земли Египетской; а место ее написания - Синайская пустыня между Египтом и Святой землей. Обстоятельства написания книги таковы: потомки патриархов Авраама, Исаака и Иакова, составившие израильский народ, долгое время находились в рабстве у египетского фараона. Но однажды они были чудесным образом избавлены от рабства и выведены из Египта рукой пророка Моисея. Таким путем осуществилось обетование Бога, данное праотцу Аврааму, что потомки его будут порабощены, но затем Бог освободит их. Это обещание прозвучало за 430 лет до исхода из Египта. В течение сорока лет израильтяне скитались по пустыне, и именно в пустыне была им дана Тора - священная книга, состоящая из пяти частей (Пятикнижие Моисеево). Предание гласит, что Моисей писал по внушению Святого Духа. После дарования Торы и заключения с израильским народом Синайского завета Бог постоянно направлял историю этого народа так, чтобы он служил посредником в распространении Богопознания среди всех земных племен.
  Но остается загадкой, записывал ли Моисей откровения, даваемые ему на горе Синай? Известно, что во времена Моисея, уже в течение многих столетий, существовала египетская иероглифическая письменность, как и клинопись Междуречья; бытовали и иные системы письма. Согласно древним преданиям, уже допотопные библейские патриархи пользовались записями, как утверждает, например, апокрифическая Книга Еноха. Эта книга о начальных днях человечества была обнаружена в XVIII веке в Эфиопии на языке геэз. Моисей, как утверждает Библия, жил при дворе фараона, он, несомненно, общался с египетским жречеством и знал очень многое о древней истории человечества. Конечно, знал он и предания родного своего племени - Израиля. Поэтому, скорее всего, Книгу Бытия Моисей написал непосредственно под влиянием даваемых ему откровений, но при этом были использованы и огромные интеллектуальные способности самого Моисея, и знания, дошедшие до него из самых разных источников.
  Не менее важно также понять, в какой мере нынешний текст Торы соответствует 'Моисееву' тексту? Менялся или не менялся этот текст от поколения к поколению? Иудаизм отвечает на этот вопрос однозначно: тот текст, которым верующие евреи пользуются сегодня, дошел до наших дней от самого Моисея, не изменившись за все эти века ни на йоту. Но, как считает Р.Нудельман (5), научная библеистика, особенно после обнаружения Кумранских свитков, уверенно утверждает, что нынешний (т.н. Масоретский) текст является результатом длительного исторического развития и изменения. Вот что, однако, любопытно. Хотя принцип неизменности текста был принят всеми еврейскими мудрецами, многие из них - в явном противоречии - одновременно признавали, что в ходе передачи из поколения в поколение текст Торы все-таки подвергался изменениям и искажениям.
  Это не единственный пример такого рода разногласий. Споры вокруг текста Торы продолжались на протяжении почти полутора тысяч лет, и лишь постепенно, в ходе столетий, победил принятый сегодня в иудаизме и галахически (6) утвержденный принцип, согласно которому существует - и всегда существовал! - один-единственный 'истинный' текст Торы, дошедший не измененным ни в одной букве от Моисея до наших дней. А всякое иное представление несовместимо с верой в святость Торы, как дарованной еврейскому народу самим Всевышним. На такой вере в абсолютную неизменность 'истинного' (т.е. продиктованного Всевышним) текста Торы базируются многочисленные галахические и агадические мидраши (изучение и толкование Торы), порой основывающие свои выводы на толковании отдельных букв этого текста; а на этих мидрашах, как известно, основываются, в свою очередь, многие фундаментальные идеи и важные ритуальные предписания иудаизма.
  Принципу единственности и неизменности 'Моисеева' текста Торы соответствует и нынешняя реальная ситуация: все тексты Торы, которые используются сегодня в еврейских общинах мира для учебы и в ритуале, абсолютно идентичны друг другу и представляют собой, в сущности, точнейшие копии одного и того же Масоретского текста, который считается восходящим к самому Моисею. Интересно, однако, что так было не всегда. Как показывают исторические исследования, еще во времена Второго Храма (7) в иудаизме господствовала совершенно иная текстологическая ситуация. В еврейской среде тогда одновременно сосуществовали многие различные тексты Торы, порой весьма существенно отличавшиеся друг от друга. В этом убеждает хотя бы тот факт, что появившиеся чуть позже (в начале III века) первые нееврейские Пятикнижия - греческий перевод (Септуагинта, или 'Перевод 70-ти') и так называемое Самаритянское Пятикнижие (служившее 'Торой' секте самаритян) - явно имели в своей основе два весьма отличных друг от друга (и от Масоретского Пятикнижия) прототекста.
  Число отличий каждого из этих Пятикнижий от Масоретского текста (и друг от друга) достигает нескольких тысяч, причем это не только мелкие отличия, вроде замены букв, предлогов и т п., но и такие серьезные, как введение других слов, фраз и даже целых кусков текста или, напротив, их отбрасывание. Hапример, в Септуагинте книга пророка Иеремии на одну восьмую короче, чем в Масоретском тексте, а в Самаритянском Пятикнижии, напротив, в книги Исхода и Второзакония вставлены большие куски из других мест текста.
  Сегодня эта вторая точка зрения считается в раввинских кругах кощунственной и еретической; в современном иудаизме утвердилось мнение, что любые разговоры о множественности текстов Торы не только оскорбляют еврейскую веру, но и угрожают самым ее основам. С чем связано это новое отношение к проблеме, это категорическое неприятие любой попытки научного текстологического анализа Торы и ее результатов? Можно думать, что основную роль здесь сыграл тот факт, что в средние века и раньше борьба за 'единственно истинный текст' против 'множества текстов' велась внутри еврейства. Тогда как в новое время идею 'множества текстов' отстаивают и развивают главным образом нееврейские (протестантские, католические или вообще неверующие) ученые. А в еврейском мире достигнут, наконец, неслыханный прежде уровень унификации, который побуждает думать, что так было всегда, и делает попросту непредставимым, что когда-то ситуация могла быть совершенно иной и могли сосуществовать многочисленные варианты 'святого текста', существенно отличающиеся друг от друга.
  Но, пожалуй, наиболее сильное ощущение неизбежности утраты истинного текста в ходе исторического процесса его передачи возникает, когда несколько подробнее знакомишься с теми изменениями, которые постигли древнееврейский язык. Как указывает другой крупнейший специалист-библиевед, профессор Джеффри Тигэй из Пенсильванского университета, археологические находки свидетельствуют, что этот язык претерпел радикальную реформу, которая не могла не повлиять на текст Торы и число букв, в ней содержавшихся. Поначалу алфавит иврита, содержал одни лишь согласные. Во избежание неизбежно возникавших вследствие этого трудностей прочтения некоторые из этих согласных (в частности айн) использовались также в качестве гласных, близких к ним по звучанию. На втором этапе (начиная с Х века до н.э.) это спорадическое использование согласных в качестве гласных было расширено - для той же цели стали пользоваться не одной-двумя, а целыми четырьмя согласными: алеф, вав, йод и хэй. Но и это оказалось недостаточным, так как эти буквы одновременно оставались и согласными, каждая из них изображала более чем одну гласную, и, наконец, в их употреблении не было однозначности и систематичности. Поэтому в VI-VIII веках н. э. была придумана система так называемых диакритических значков (точек и черточек под и над буквами), которая сегодня называется 'огласовкой', или 'системой некудот'. Сегодняшние печатные издания Масоретского текста содержат все эти исторические напластования. Даже если предположить, что все согласные этого текста действительно восходят к временам Моисея (что, как мы видели, не соответствует текстуальной реальности), то уж никак нельзя думать, что произношение его слов было тогда в точности таким же, как сейчас, после стольких глубочайших реформ ивритского письма.
  
  Комментарии к Торе
  
  Тора - не просто собрание рассказов о сотворении мира и ранней истории еврейского народа, это Закон, свод религиозных, моральных, юридических предписаний для всего израильского народа. Древняя мистическая традиция иудеев включает три литературных источника: Книги Закона и Пророков, известные нам как Ветхий Завет (Тора); Талмуд, или собрание комментариев к текстам Ветхого Завета; Каббалу, или мистическое толкование Ветхого Завета. Как утверждали древние раввины, первый из этих источников является телом традиции, второй - ее рациональной душой, а третий - бессмертным духом. Считается, что люди невежественные могли с пользой читать первый, просвещенные изучали второй, но мудрые сосредоточивались на третьем.
  Для полноты исследования я приведу краткое содержание текста, по которому проводился текстологический анализ. Хотя эта книга и кажется нам написанной в виде какого-то рассказа, но, как мы увидим в дальнейшем, в этом тексте заложен необычайно глубокий смысл.
  Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною и дух Божий носился над землёю. И сказал Бог: Да будет свет! И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил свет от тьмы. И назвал свет днем, а тьму ночь. И был вечер, и было утро: день один.
  И сказал Бог: Да будет пространство посреди воды, и назвал пространство небом. И был вечер, и было утро: день второй.
  И сказал Бог: Да стекается вода в одно место, и явится суша. И назвал Бог сушу землею, а стечение вод назвал морями. И сказал Бог: Да произрастит земля зелень. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.
  И сказал Бог: Да будут светила в небе, для отделения дня от ночи, знамения времен, дней и годов, и светить на землю. И создал два светила: большее для владения днем, и меньшее для владения ночью, и звезды. И поместил их в пространстве небес, чтобы светить на землю и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.
  И сказал Бог: Да воскишит вода живыми существами, и птицы летают над землею. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, сказав: Плодитесь и размножайтесь. И был вечер, и было утро: день пятый.
  И сказал Бог: Да произведет земля существа живые. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: Создадим человека по образу и подобию Нашему, да владычествует он над всей землею. И сотворил Бог человека по образу Своему, мужчину и женщину. И благословил их Бог: Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и овладейте ею. И сказал Бог: Я даю вам траву и плод дерева в пищу. А всем животным всякая зелень для пищи. И видел Бог все, что Он создал весьма хорошо. И был вечер, и было утро: день шестой.
  И завершены были небо и земля и весь сонм их. И завершил Бог к седьмому дню дело Свое, которое Он созидал, и почил в день седьмой от всего произведения Своего, которое Он созидал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо тогда почил от всего произведения своего, которые Бог, творя, созидал.
  Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли
  И образовал Бог человека из праха земного и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и стал человек существом живым. И насадил Бог сад в Эдене, и поместил там человека. И произрастил Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для еды, а посреди сада - дерево жизни и дерево познания добра и зла. И поместил человека в саду Эдена, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Бог человеку: От всякого дерева можешь есть, но от дерева познания добра и зла не ешь, ибо как только вкусишь от него, умрешь.
  И сказал Бог: Нехорошо человеку быть одному, сделаю ему помощника, против него. И когда образовал Бог из земли всякого зверя и птицу, привел к человеку, чтобы человек дал им имена. Но для человека не нашел Он помощника. И навел Бог сон на человека, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью, и переустроил ребро в жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: На этот раз - это кость от кости моей и плоть от плоти моей, будет женою, ибо от мужа взята. Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и станут одной плотью. И были оба наги, и не стыдились.
  Змей же был хитрее всех зверей, и сказал жене: Сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева сада... И сказала жена змею: Из плодов деревьев сада можем есть, но от плодов дерева, которое в середине сада, сказал Бог, не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, а то умрете. И сказал змей жене: Не умрете. Но знает Бог, что, когда поедите от него, откроются глаза ваши и станете подобно Богу, знающими добро и зло.
  И увидела жена, что дерево это хорошо для еды, услада для глаз, вожделенно для развития ума, - и ела плоды его, и дала мужу. И открылись глаза их, и узнали, что наги они, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания.
  И услышав голос Бога, скрылись. И воззвал Бог к человеку: Где ты? И сказал он: Голос Твой услышал я в саду, и убоялся, ведь я наг, и скрылся. И сказал Бог: Кто сказал тебе, что ты наг? Не от дерева ли, о котором я заповедал тебе не есть, ел ты?. И сказал человек: Жена, которую ты дал мне, дала мне есть. И сказала жена: Змей обольстил меня. И сказал Бог змею: За это проклят ты, на чреве ходить будешь, прах есть.
  А жене сказал: В болях рожать будешь детей, к мужу влечение твое, а он будет властвовать над тобою. А человеку сказал: За то, что послушался жены, проклята земля, в скорби будешь питаться от нее. В поте лица есть будешь хлеб, пока не возвратишься в землю, ибо ты прах и в прах возвратишься. И назвал человек жену Хава, ибо она мать всего живущего. И сделал Бог человеку и жене его одежды кожаные и одел их.
  И сказал Бог: Вот, человек стал как один из нас в познании добра и зла, поест от дерева жизни и будет жить вечно. И выслал его Бог из сада Эдена.
  
  Существует масса комментариев по этому отрывку Торы, особенно много их содержится в отношении первых строф. Приведу несколько наиболее популярных. Например, есть множество толкований, что такое 'вначале' (берешит), кто создал и что создал, что такое 'небо и земля' и т.д. Трактат 'Добавления Зогара' содержит семьдесят толкований, основанных на различном прочтении слова берешит (в начале), состоящего в обычном понимании из предлога 'в' и существительного 'решит', что означает одно из десяти названий земли. Как указывают некоторые комментаторы, прочитав это слово по-арамейски, можно понять как 'сотворил шесть', т.е. сотворил шесть дней в познаваемом мире. Что касается глагола 'сотворил' (бара), то он может указывать на эманацию (8). Одно из его значений - 'отрезать', 'вырезать'; т. е. вселенная ('небо и земля') как бы была отрезана от существа Божьего, с которым вначале составляла единое целое; близкое к этому глаголу по начертанию слово бар (ясный, светлый) указывает на исхождение вселенной от Бога как бы световыми волнами. Родственный глагол бара - 'избирать', 'отделять' говорит о выборе модели нашего мира из ряда других, возможных, как наилучшей. И еще одно слово, связанное по значению с рассмотренными, - бар - означает по-арамейски 'сын'. Это говорит нам как бы о рождении вселенной от Бога, подобно тому, как сын 'отделяется' от материнской сущности. 'Небом' (шамаим), точнее, 'небесами', так как слово стоит во множественном числе, именуется здесь высший духовный, невидимый мир, а также бесконечное внеземное пространство видимого мира. Это слово происходит от указательного местоимения шам - 'там', т. е. 'тамошние', 'удаленные' миры. Считается, что Моисей, которому Бог открывает тайны творения, как бы духовно переносится в эти первоначальные времена и видит землю в миг ее появления; он и описывает все как очевидец.
  Другие комментаторы в первой фразе Торы видели момент отделения Солнца от Земли, элементы: водный, воздушный, тепловой. В этом случае древнееврейские мудрецы анализировали слово 'вначале' (берешит) по буквам, где каждая из букв вызывала представление определенных образов: бет - деятельности в веществе оболочки, реши - другая буква - образ духовных Существ, работающих в этой оболочке, шин - представление о продуктивной силе, поднимающейся изнутри, чтобы проявиться наружу. Нам предлагается представить себе Элохимов (9) размышляющими (космически), и их размышление встает перед нашей душой при слове 'сотворил' (бара). Их творческое мышление создает два комплекса, один из которых стремится проявиться вовне, обнаружиться во внешнем, другой живет внутренней жизнью, полон внутреннего движения. Так они считают, следует понимать 'Небо и Землю'. Измыслили в космической деятельности Элохимы то, что открылось вовне, что волновалось внутри. И над тем, что волновалось внутри, и в том, что волновалось, господствовал темный мрак; но туда распространился и высидел (творение), пронизывая это теплом, наподобие курицы на яйцах, творческий Дух Элохимов, Руах-Элохим.
  Описание земли, которая была 'безвидна и пуста', тоже содержит не меньше всевозможных толкований. На древнееврейском это звучит как 'тоху-ва-боху'. Звук, соответствующий нашему 'т', вызывает картину чего-то разлетающегося, разрывающегося из центра во все стороны, по всем направлениям пространства, в бесконечность. Представьте себе, что эти разлетающиеся силы как бы задерживаются поверхностью громадного полого шара и отражаются обратно со всех сторон пространства. Это будет 'боху'. Все совершается в элементах тепла, воздуха, воды. Элохимы как бы сказали себе: 'Мы вызовем перед нашей душой все то, что происходило во время другого Солнца и другой Луны, и посмотрим, какой оно примет вид в воспоминании. И оно приняло такой вид, что это было выражено в словах: 'тоху-ва-боху' с лучами, исходящими из центра в пространство и опять возвращающимися обратно в центр. И Элохимы могли сказать себе: 'Вот какой оно принимает вид после того, как мы все это довели до этой точки. Так выявилось оно снова'. Земля была безвидна и пуста, т.к. световой элемент выделился с Солнцем, или с Небом. В Земле же переливались элементы тепла, воздуха и воды - внешнее выражение духовных сущностей; но им не хватало света. И как из курицы излучается теплота на высиживаемые ею яйца, так Дух Элохимов излучался через тепловой элемент в другие элементарные состояния - в воздушное и водное.
  По другому мнению, земля была 'безвидна и пуста' потому, что свет от светил не доходил до нее - она была окутана очень густыми испарениями, туманами, была еще горячей; и лишь по мере остывания стал достигать ее свет.
  Следующая фраза, которая звучит: 'И сказал Бог: да будет свет. И стал свет', имеет не меньшее количество толкований. Анализ комментарий к Торе показывает, что большинство из них созвучно духу своего времени. Особенно это касается научного обоснования первых дней творения. И это не трудно понять. Ведь чем больше расхождений между знаниями о мире и информацией, содержащейся в Писании, тем меньше доверия ко всему тексту. Например, взять противоречие, что в Торе возникновение света предшествует появлению светил. В XVII веке с открытием Э.Галлеем (10) астрономической туманности считалось, что противоречие снято, поскольку эта туманность сама по себе является ответом на вопрос, может или не может свет излучаться без солнца.
  Современные комментаторы считают, что этот стих имеет множество измерений. Прежде всего, он описывает само возникновение нашей вселенной путем эманации света от Всевышнего. Если бы человек мог наблюдать образование вселенной в момент 'первоначального взрыва', он увидел бы колоссальное рассеяние светящихся частиц - все было бы залито их светом. Конечно, этот свет частиц всего лишь 'тень и отблеск' невидимого света, несущего в себе жизнь, и исходящего от Создателя.
   'И сказал Бог: да будет...' Бог говорит; Он творит словом, а слово содержит в себе мысль и волю. Человек создан по образу Божьему, и поэтому мы тоже можем отчасти 'творить словом': мы можем назвать что-либо, и оно явится нашему внутреннему взору. Но сказанное Богом тотчас осуществляется реально, становится причастным к бытию. Ибо вся вселенная представляет собой как бы внутренний мир самого Бога, находится в Нем и так же подвластна Его мысли и слову, как наше воображение подвластно нам. Уже представитель иудейской эллинистической философии Филон Александрийский, живший в I в. н. э., считал, что 'сказал Бог: да будет...' - относится к миру, названному Платоном 'миром идей'. Позднее каббалисты называли этот мир Бриа - от глагола 'бара', т. е. 'мир первоначального творения'. 'И стал свет' - это воплощение, осуществление мысли Божьей в мире феноменальном.
  Но, не смотря на это, остается не меньше вопросов о том, что такое свет и тьма, день и ночь, почему 'и был вечер, и было утро' - это 'день один'. Почему темнота и свет дня вместе - это один день? И почему речь идет о творении еще до возникновения человека и уже после его создания, ведь в Торе два рассказа о создании человека. Все это кажется очень непонятным. По Талмуду, Бог творил мир, заглядывая в Тору. Для pаввинистического иудаизма Тора представляет план и модель того, что хотел Бог от человечества, созданного по Его подобию.
  Многие комментаторы Торы говорят о высшем мире, о том, как сотворен он и затем из него и наш мир. Считается, что Тора описывает рождение высшего мира, его строение, план развития, а затем описывается процесс сотворения Человека. Но это не человек нашего мира. Причем, комментарии не просто рассказывается о том, что 'там', а учат человека, как увидеть тот мир. Постепенное раскрытие высшего мира, того, что над нами, называется духовным подъемом человека или ступенями духовного возвышения человека. На этом месте я пока закончу анализ существующих толкований Торы, но в самом тексте буду приводить ссылки на уже известные комментарии, поскольку многие из них используются непосредственно, т.к. созвучным моим размышлениям и идеям.
  Глава 2. Методы исследования
  Приподнять завесу тайн, заключенных в Торе, нам поможет каббалистический метод. Каббала - традиционный и наиболее часто используемый термин, обозначающий эзотерические учения иудаизма и иудейский мистицизм. Это секретные традиции, или неписаный закон, который согласно ранним раввинам давались человеку для того, чтобы с помощью его глубоких принципов он мог понять 'вселенную вокруг него и вселенную внутри него'. Отношение к каббале, которое сложилось в иудаизме, можно понять по легенде, которая гласит, что Моисей трижды поднимался на гору Синай, оставаясь там по сорок дней наедине с Богом. В первые сорок дней пророк получил скрижали с записанным законом или Тору - закон, которому учили всех детей Израиля. Во вторые сорок дней Моисей получил душу закона - Мишну, которая открывалась раввинам и учителям. В последние сорок дней Бог посвятил его в тайны Каббалы - душу души закона, которая впоследствии тщательно скрывалась, и только высочайшие из посвященных становились обладателями ее секретов. Это всего лишь легенда, но вполне можно допустить, что Моисей записал не все откровения, которые ему были открыты, часть откровений потом сообщалась устно. Поэтому и сложилась ситуация, что часть информации осталась как бы засекреченной, и передавалась устно от человека к человеку. Сама же эта традиция, в ее окончательно сложившемся к началу нашей эры варианте, есть традиция изучения и толкования Торы, так называемый 'раввинистический иудаизм'.
  В нынешнем иудаизме такая двойственность существует до сих пор. Благодаря чему большинство людей рассматривают Тору как Закон, свод религиозных, моральных, юридических предписаний. Другая часть, присущая для pаввинистического иудаизма, сокровеннейшим, глубинным смыслом Торы считает смысл мистический; это древние традиции толкования 'скрытой Торы', прояснения и постижения заключенных в ней тайн. Для каббалы, как и для всей еврейской традиции, изучение Писания рассматривает не как происходящее в нашем мире, а как происходящее в высшем мире, откуда затем нисходят силы в наш мир, порождают и вызывают все события в нашем мире. С этой точки зрения этот текст содержит в себе зримое воплощение божественной мудрости; это идеальный план мироздания, его архетипическая модель, существовавшая прежде творения. Изучая мистицизм Торы, человек начинает видеть высший мир, в видении которого он познает Творца и то, каким образом Творец создал духовный мир. Считается, что без мистической интерпретации теряется всякий смысл изучения Писания, и толкование его осуществляется буквально или в чисто галахическом духе. В этом смысле язык Торы - это 'святой язык', выражающий собою духовную сущность мира. Сам процесс творения - это процесс наречения имени, языкового оформления мира: Бог называет вещи - и они возникают из небытия. Слово, имя вещи, несет в себе ее глубочайшую внутреннюю природу.
  По Берману 'Мир весь устроен по принципу текста, в котором выражена Его Мысль. То, что говорит Мир своими явлениями, не тупо и бесчувственно. Это - разговор <...> Бог, выводя Творение из Себя, творит то, с чем ему можно общаться, к чему можно обратить Слово и что может это Слово воспринять. Это видно на протяжении всего рассказа о Днях Творения' (11).
  
  Символизм букв
  
  Как мы понимаем, Тора - это совсем необычный текст. Да и текстом в нашем обычном понимании назвать его сложно, особенно первые строфы. Ведь первоначально еврейский алфавит создавался совсем не как обыкновенный звукоряд. Каждая его буква представляла собой символ закодированного знания. Поэтому и Тора - это некий символический организм, где каждый стих, каждая фраза представляют собой какой-либо аспект проявления неизвестных тайных сил во Вселенной. В любом, даже самом незначительном на первый взгляд слове, в особенностях написания заключен особый смысл, скрывается намек на высшие тайны мира. Именно поэтому понимание древних текстов в буквальной их интерпретации с помощью современных значений еврейских слов ведёт к непониманию и крупным недоразумениям.
   Еще в 'Книге творения' (12) 22 буквы еврейского алфавита, наряду с 10-ю числами считались теми 'шагами премудрости', при помощи которых Бог сотворил мир, а сами числа и буквы - субстанцией сотворенной Вселенной. Каждый шаг творения отвечал за некий всеобъемлющий принцип миротворчества. Но буквы здесь - не только символы таинственных сил, но и орудия, и средства их проявления. Различные перестановки и сочетания букв образуют слова языка и тем самым все вещи в мире; различным аспектам мира и человека соответствует своя буква алфавита. Именно поэтому герменевтика (13) каббалы сводится к разнообразным методам буквенных толкований. Древние считали, что, переставляя буквы в словах, можно воздействовать на природу вещей.
  Умозрительную, философскую часть каббалы представляют понятия 'счислений' - сефир, развертывающих перед нами картину возникновения и законов существования мира и составляющих целостную картину, называемую древом сефирот. Сефирам приписаны числа от 1 до 10. Соединительные линии в древе сефирот, описывающие их отношения между собой, тоже соответствуют числам - и, что еще более интересно, буквам. Написания букв в любой культуре возникают раньше, чем знаки чисел, и числа обозначаются буквами: причем за единицами следуют десятки, а дальше сотни: то есть 11-я по счету буква будет обозначать не 11, а 20, 12-я - 30, а 19-я - 100. Поэтому 22 соединительные линии древа сефирот обозначены числами от 1 до 400 в соответствии с 22 буквами еврейского алфавита. Но за каждой буквой иврита, работающей в общей системе понятий, тоже начинает читаться ее символический смысл. Он связывается с ее происхождением - объектом египетского иероглифа, который послужил прототипом этой буквы - и подкрепляется тем мистическим представлением, которое существует в каббале о звуке вообще. Древние полагали, что абсолютный звук - голос Бога - существует изначально, наряду с его Духом и Словом. Поэтому колебание звука в мире является проявленной силой, отражающей непроявленную идею Бога. Слово же есть сочетание и взаимодействие этих сил - способное породить объекты материального мира. На этом во многом строится практическая часть каббалы: через звучащее слово и значащее число мы можем проникнуть в мир сокрытого.
  Понять смысловое значение каждой буквы древнееврейского алфавита поможет изучение арканов Таро (14) из 'Священной книги Тота'. Полагают, что Таро имеет древнеегипетское происхождение, ее создание приписывают легендарному мудрецу и магу Гермесу Трисмегисту. Само слово 'Таро' есть синоним слова 'круг', а еще точнее - 'круг знания' (15). Традиционно Таро считается системой герметических символов, рожденной в ходе систематизации древних знаний. Состоит из 22-х символических картинок, начертанных по приданию на золотых пластинках, называемых Старшими Арканами (16).
  Где и когда возник этот египетско-иудейский синтез, остается тайной, скрытой в веках. Можно предположить, что к древним израильтянам каббала перешла от египтян через Моисея, т.к. буквы в каббале связываются с их изначально египетскими прототипами. В период Вавилонского пленения она была утрачена евреями, но сохранилась в халдейской Академии, где была изучена пророком Даниилом. Поскольку в древе сефирот заложено описание и строение Солнечной системы, вполне вероятно, что создали его сами астрологи-вавилоняне. Но остается несомненной связь каббалы с египетским Таро, описывающим связь сефирот между собой и кратко изложенной в 'Книге творения'. Поэтому 22 аркана Таро соответствуют 22 буквам еврейского алфавита (17).
  В свое время, когда я проводила исследование по арканам, у меня возникла идея соотнести с каждым арканом какой-либо физический закон, уж больно информация, заключенная в них, напоминала ту или иную интерпретацию закона природы. Например, 4-й аркан, название (18) которого 'форма, авторитет, адаптация', связывают с оформлением мира, т.е. придания ему формы. Есть много интерпретаций традиционного понимания физического мира как состоящего из четырёх элементов: огня, воздуха, воды, земли. Одна интерпретация говорит о том, что в физическом мире существуют четыре состояния вещества: твёрдое (земля), жидкое (вода), газообразное (воздух) и состояние активного сгорания (огонь). Другие интерпретации относят 'четыре элемента' к четырём известным в современной физике силам: гравитационной, электромагнитной, силам слабого и сильного взаимодействия. Поэтому связать 4-й аркан с четырьмя силами взаимодействия - это была очень заманчивая идея. Или 8-й аркан (аркан равновесия или воздаяния, т.н. 'кармы') связать с третьим законом Ньютона, который гласит, что сила действия равна силе противодействия. Понятно, что третий закон Ньютона относится к миру физическому, а в человеческом мире он бы звучал как 'око за око' или 'что посеешь, то и пожнешь'. Но еще более интересно продолжить этот логический ряд, связав с законом сохранения энергии. Ведь утверждение 'око за око' означает, что если 'некто' кому-то выбил око, то и этому 'некто' кто-нибудь когда-нибудь выбьет глаз. Это причина и следствие. Т.е. когда с нами что-либо случается, то это всегда следствие, хотя мы почему-то считаем иначе. Но в любой случае в отношении 'некто' должно сохраниться равновесие, поэтому здесь сила действия и равна силе противодействия. Связь с законом сохранения энергии очевидна. Так же как и в физическом мире при столкновении двух тел происходит обмен энергиями (например, кинетической), и суммарная энергия системы (19) остается в любом случае неизменной. Так и в результате человеческого взаимодействия происходит обмен энергиями, но общая энергия остается постоянной величиной. Получается, что, если сопоставлять 8-й аркан с физическим законом, то ему соответствует и третий закон Ньютона, и закон сохранения импульса, и закон сохранения энергии. А ведь этот аркан еще отвечает и за человеческие взаимодействия, и за то, что происходит в плане архетипов, или, как бы сказал Платон, в мире идей, т.е. он гораздо всеобъемлющ, чем представлялся изначально. Или еще один показательный пример, шестой аркан - закон аналогий, который звучит 'как вверху, так и внизу'. Не является ли следствием шестого аркана одинаковость строений атома и Солнечной системы?
  Для того чтобы понять, что представляет собой на самом деле аркан, давайте попробуем выделить этапы в познании мира. Вначале человек, изучая природу, собирает факты, затем на основе различных фактов выделяет определенные закономерности. Если этот естествоиспытатель способен увидеть общее между закономерностями, он сможет объединить их в законы. Более высокий уровень познания будет состоять в том, чтобы увидеть связь между законами и объединить их в некие обобщающие принципы. Единый принцип, который содержится в одном аркане, оказывается, увязывает в своем единстве развитие систем всех уровней, как физических, так и биологических, так и социальных. Современный уровень знаний выделяет сотни и сотни законов в разных областях: физике, химии, биологии, социологии и т.д. И мы пока не вышли на понимание такой связи, которая могла бы объединить все эти сотни и сотни законов всего в 22 принципа, как сделали это мудрецы лет так тысяч десять тому назад, а может быть и раньше.
  Мне не удалось связать физические законы с арканами, слишком разный уровень: всеобъемлющий у арканов и локальный (частный) у законов. Но зато удалось соотнести древо сефирот с 10-ю принципами самоорганизации материи. И не только соотнести, но и провести исследовательский анализ по самоорганизации систем на всех этапах создания творений. Начиная с создания элементарных частиц и атомов, затем химических элементов и молекул, и кончая созданием биологических и социальных систем. Удалось показать, как всего 10 принципов самоорганизации материи одинаково действуют на всех уровнях бытия. Они дали возможность понять, каким путем шла эволюция не только человека, но и всей вселенной, как появился человек разумный в контексте ее развития. Эти 10 принципов являются теми едиными законами, в соответствии с которыми осуществлялся и космогенезис, и антропогенезис. Именно этот анализ и был затем описан в книге 'Физика сознания'.
  Но теперь представьте, что древо сефирот - это всего лишь один 10-й аркан. Стало быть, все остальные арканы представляют собой не менее значимые глобальные принципы. Так что же означают эти древние принципы и как они соотносятся с буквами еврейского алфавита? Известно, что связь между 22-мя принципами очень тесная: каждый из них является следствием предыдущего и причиной последующего. Поэтому каждый из них занимает свое собственное определенное место и обозначается своим символом или иероглифом, соответствующим буквам еврейского алфавита. Хотя этот символизм на самом деле обозначает обычную нумерацию принципов с 1-го по 22-й. Из этого также становится понятно, почему в иврите нет гласных букв, а есть только одни согласные. Символизм начертания каждой буквы сложен, полагают, что все они произошли от одной буквы йод (20). Буквы иврита согласно системе языка делятся на 'двойные' (7 букв, произносящихся двояким образом), 'простые' (12 букв) и 3 основные или буквы-'матери' (алеф, мем и шин).
  Древнееврейские мудрецы буквы алфавита уподобляли камням, а слова называли домами. Это уподобление усиливается еще тем, что слова 'буква' и 'дом' состоят из одних и тех же букв. Еврейский алфавит создавался вовсе не для того, чтобы с его помощью записывать разговорную речь. Эти буквы-числительные (21) нужны были в первую очередь, чтобы с помощью их различных комбинаций фиксировать разворачивающиеся события в сотворении мира. Само же слово 'буква', на иврите означает еще и 'знак'. Каждая буква алфавита кроме всего является знаком какой-то духовной силы. Буква указывает на эту духовную силу звуком, формой и гематрией (числовым значением). Как дом построен из камней, так и слова из букв. Из 22-х букв можно собрать 231 различных слогов. Сочетания букв, порождающих слоги, соотнесены с частными законами миропроявления. Сочетания слогов, образующих слова, в свою очередь, соотносятся с конкретными объектами.
  Не меньший труд требовался для того, чтобы определить первоначальный смысл этих 231 слогов, причем иногда они представляли собой слова антонимы, если буквы менялись местами. К сожалению, для всех слогов не удалось найти их первичный смысл. Но в любом случае многие подсказки давали именно слоговые значения. Следует сказать, что трехбуквенные слова образовывались из четырехбуквенных, если средняя буква повторялась. В некоторых случаях прослеживалась характерная динамика развития слова. Например, при анализе слова 'плоть' (басар) в отрывке 'навел Бог сон на человека, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью', логичнее по смыслу текста было предположить бэ-сар, т.е. слово с предлогом: не закрыл 'плотью', а преобразовал 'в форму'. Поэтому надо было определить, что означает корень сар, который соответствует какой-то 'форме'. По смыслу корень сар казался явно незавершенным, поэтому, добавляя еще одну букву, мы получаем определенную форму. Например, добавив букву реши, форма может оказаться сильной, устойчивой, надежной структурой (шарир), а, добавив феи, она станет саруф (сожженной), т.е. неустойчивой и уничтожимой. Из чего следует, что 'форма' или 'плоть', в которую Бог облек человека, является незавершенной. И человеку самому предстоит сделать выбор, какой она станет.
  Возможно кто-нибудь, прочитав мою интерпретацию Торы, скажет, что нельзя домысливать к Торе того, чего в ней нет. Но я уже писала и еще раз повторю, что перевод Торы - это всегда интерпретация, как в силу смысловой многозначности ивритских слов, так и в силу различных уровней толкования текста. Мой уровень толкования позволяет сделать соответствие между текстом Торы и самыми новейшими научными исследованиями из области физики, психологии, биологии и других наук. Позволяет снять многие противоречия, присущие нынешнему переводу. И тех, что касаются повторов в создании творений, ведь у нас как бы два рассказа создания растительности животного мира и человека, и тех, что касаются последовательности в изложении, т.к. в тексте вначале создается растительность, а только потом светила, да и другие несоответствия, присущие переводу. Ну а теперь давайте перейдем непосредственно к самой книге.
  
  Примечания к 1, 2 главам
  1.Борис Берман - современный философ, филолог, историк, исследователь. Цикл его лекций о сотворении Земли и человека был опубликован в журнале 'Знание - сила' в 1994 ?3-?10.
  2 Пятикнижие Моисеево, то есть первые пять книг Ветхого Завета на иврите.
  3 Элиягу Китов 'Книга нашего наследия' т.3.
  4 Здесь я воспользовалась термином физика (от древнегреч. physis- природа), которым пользовались еще изначально. Древние называли физикой любое исследование окружающего мира и явлений природы, а это исследование происходит наравне с изучением явления или феномена под названием Тора.
   5 Р.Нудельман, ст. 'Тора от Моше до Моше', ж-л 'Окна' (приложение к газете 'Вести') от 11.03.99
  6 Законодательно, от слова 'Галаха', что означает законодательную часть Талмуда; ее ритуальные и правовые нормы.
  7 Второй Иерусалимский Храм (516 до н.э. - 70 н.э.) - Храм, начало восстановления которого было положено в правление Кира Великого и разрушенного после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией во главе с Титом.
  8 Эманация - радиация, излучение
  9 Элохим - Бог, как переводится в стандартных вариантах Книги Бытия.
  10 Английский астроном Э. Галлей (1656-1742), открывший знаменитую комету Галлея
  11 Б.Берман. День первый. Ж-л 'Знание - сила' ?3 1994г.
  12 'Книга творения' ('Сефер Йецира'), датирующаяся между III и VI вв., является одним из источников каббалы.
  13 Геpменевтика - пpавила и методы истолкования Тоpы в pаввинистической тpадиции
  14 Хочу обратить внимание на созвучие слов 'Тора' - 'Таро'!
  15 Хотя существуют и другие варианты перевода слова 'Таро'.
  16 Слово 'аркан', употребляемое в качестве обозначения каждой из 22 старших карт Таро, обычно сводят к латинскому 'арканум' - 'тайна'.
  17Но в раввинских кругах эта точка зрения считается кощунственной и еретической
  18 Название каждого аркана имеет три значения, относящихся к разным мирам: миру архетипа, ментальному и физическому.
  19Имеется в виду система двух тел
  20 Например, первая буква - алеф. В своём начертании она представляет собой две запятые (одна повёрнута относительно другой), разделённых чертой (א). Причём в виде запятых имеем 10-ю букву еврейского алфавита - йод (י)
  21 Причем исключительно порядковые числительные.
Оценка: 4.28*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"