Стырта Ирина Владимировна : другие произведения.

Остап Вишня. Усмешки крымские

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Вот вам к праздничку перевод двух историй о Крыме, написанных блестящим украинским сатириком и юмористом Остапом Вишней в 1924-1925 гг., т. е. почти сто лет назад. За эти почти сто лет лицо Крыма, конечно, изменилось до неузнаваемости... В 2017, к примеру, началась т. н. "реставрация" Ханского дворца в Бахчисарае... В результате этой "реставрации", которая проводится не профессиональными реставраторами, а простой строительной компанией, была повреждена роспись XVIII века, а на фасаде возникли трещины. Подобным разрушениям подвергся и знаменитый Фонтан слез... Помните, у Пушкина: "... и в память горестной Марии воздвигнул мраморный фонтан..." Активисты Крыма и специалисты бьют тревогу...

ОСТАП ВИШНЯ
(1889-1956)

Два рассказа из сборника
"ВИШНЕВI УСМIШКИ КРИМСЬКI"

Перевела с украинского Ирина Стырта.

Цикл "Вишневi усмiшки кримськi", состоящий из 21 рассказа и нескольких корреспонденций, отражает впечатления замечателького украинского сатирика и юмориста Остапа Вишни от его пребывания на отдыхе в Крыму в мае - июне 1924 г. Первое издание книжкой вышло в 1925 г. (144 с.), второе и третье - в 1927 г. Авторизованный перевод на русский под названием "Вишневые усмешки крымские" вышел в 1927 г. (94 с.) Небольшая подборка в переводе на русский была напечатана в 1967 г. в 1-ом томе "Избранных произведений в трех томах" Остапа Вишни (библиотека журнала "Огонек").

КРЫМ

НА ТАТАРСКОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ


КРЫМ


          Крым?!....
          Легко сказать - "Крым", а вот как описать вам его так, чтоб вы сразу почувствовали, что это за страна такая тот Крым, что про него и легенды, и песни, и предания, что к нему со всех концов мира идут и идут, чтобы хоть одним глазом взглянуть, чтобы хоть раз его воздух вдохнуть, чтобы подставить хоть на минуту свое анемичное тело под палящие и целебные лучи его горячего солнца...
          Как?!
          Целые, может, толпы ученых, за целые, может, столетия уйму и тонких, и толстых книг о нем понаписали, музеи во всех крымских городах посоздавали, а вам - я знаю! - вам хочется, чтобы все сразу, как на ладони: чтоб и история, и география, и этнография... Чтоб и флора и фауна...
          Хорошо!
          Я все вам свалю в одну кучу. А там уж кто больше чем интересуется - пусть выбирает ...
          . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
          История Крыма очень-очень давняя... Еще когда Каин порешил Авеля за жертву господнюю - и тогда Крым уже был. Вообще, как передают тут старые люди, Крым возник в тот самый день, когда господь сотворил "твердь и видимое небо".... Старенький, как видите, Крым.

          Доисторическая доля Крыма была такова. (За точность не ручаюсь!)...
          Когда-то - когда-то - когда-то Крым, как известно, назывался Таврией. Это самое старое его название. А произошло оно от народа "тавров" (тавры), найдревнейших, каких история застукала на этом полуострове, жителей. Кое-кто придерживается взгляда, что до тавров в теперешнем Крыму жили киммерийцы, которых воспел в "Одиссее" Гомер... Жили якобы эти киммерийцы в Крыму аж до VIII века до Рождества Христова, а вытеснили их пришедшие с востока скифы.
          Кто на самом деле тогда был - или тавры, или киммерийцы, или оба разом - сказать наверняка не могу до тех пор, пока на досуге не поковыряюсь в горах - не найдется ли какого-нибудь доказательства. А так все-равно же не поверите.
          Пережили они, как и полагается всем порядочным людям, каменный век, медный век и другие нужные века...

          Историческая эпоха в Крыму начинается тогда, когда возле его берегов появляются греки-колонисты. Это к концу VIII века до Р.Х. Два греческих племени населили Крым: ионийцы и дорийцы. Они основали такие города, как Пантикапей (Керч), Гераклея (Синоп), Херсонес и др.
          Это так называемая греко-римская эпоха в Крыму. Долго она тянулась. Аж до Рождества Христова. И кончилась...
          На ее место пришла средневековая эпоха. Готы ее принесли в другой половине II века (после Р.Х.).
          Около 378 года поселение готов около Днепра разгромили гунны и часть их вторглась в Крым.
          Готы населили горный Крым, а гунны - степной.
          Налетали потом на Крым (степной) и авары, и турки, и хазары.
          В половине IX века степная Таврида постепенно освобождается от хазар и попадает под протекторат Византии. Тогда как раз появляются в Тавриде варяги, что грабили ее берега...

          В это самое время начинается связь Украины с культурными центрами таврийскими: Херсонесом, Пантикапеем. На Тамани тогда основывается Тмутараканское княжество, а в Тавриде княжество на месте Пантикапея в Корчеве (теперь Керч).
          Видите, когда мы, украинцы, попали в Крым. Значит, неправду пишут те историки, которые первое знакомство Украины с Крымом приписывают чумакам, что за солью в Крым ездили.

          Пошли дальше. Длинная, как видите, история. В XIII веке захозяйничали в украинских степях монголо-татары. Расколошматили они, как вы знаете, нас хорошенько на реке Калке в 1224 г. (кажется), ворвались в Тавриду и начали вытеснять оттуда генуэзцев (итальянцев), которые было колонизовали часть Крыма после хазар (под византийским покровительством).
          Дошли монголо-татары аж до южно-восточного Крымского берега, но потом "цофнулись" (привет галичанам!) [ отступили] на север в степной Крым.
          А на севере в горах тогда существовало около 40 замков, и чуть ли не у каждого из них был свой собственный язык: среди них много было готов, говоривших на немецком.

          Дальше опять новые "хозяева" напирают на Тавриду. Турки. В 1475 г. Кафа (Феодосия) пала под ударом турок и татар. А затем они захватили и весь полуостров. Турки заселили прибрежную, горную, его часть, а татары - степь.
          Татары были сначала кочевниками, под началом Золотой Орды, но с середины XV века Крымский хан стал уже юридически самодержавным. Столица Бахчисарай.
          Потом Крым под российской империей.
          Потом "Татарская республика".
          Потом - Врангель
          Потом,

          Всё! История вся...
          Длинная? А что вы думали, так сразу - тяп-ляп! - и от какого-то каменного века прямо в настоящее?! Это еще быстро. Посадите какого-нибудь историка - он вам лет пять будет писать...
          Может, я тут и перепутал какие-нибудь тысячелетия, но это не важно! Что для истории, - как пишут теперь историки, - столетия или тысячелетия?!
          Важно - эрудиция!
          А эрудиция-то и есть! Ну, и ладненько!
          Пошли дальше.

          География. Про географию - не бойтесь! - долго говорить не буду. Еще в во времена Фонвизина, мамаша говорила Митрофанушке:
          - Зачем тебе эта география, если есть извозчики!
          И я скажу то же самое:
          Зачем вам география, если есть автомобили Крымкурсо и извозчики и гиды... Последние черные, горячие и знают всю географию, особенно для дам!
          Доедете до Севастополя, возьмите извозчика, а он вам по дороге такую географию разведет, что только будете ахать... Общую, так сказать, географию.
          А гид - тот еще больше по детализации... Дамы это особенно любят, ибо они народ, как известно, очень любопытный...
          В общих чертах и я скажу... Два слова.
          География на три этажа: вверху небо, ниже горы, а еще ниже море... И наоборот.
          Небо мягкое, горы твердые, море мокрое. Ну и достаточно!..

          Этнография. Население - черное. На ногах кожаные "лапти". Верит в Аллаха и Магомета, пророка "ейного"... Разделяется на мужчин, женщин и детей. Женщины - черные. Дети - черные... (Черное море!) Чадру женщины уже не носят. Носят чадру теперь в Ялте на молу не "черные" женщины, а белые.
          Язык не наш. По нашему плата, а по их - улефе. По-нашему - вошь - по их - бит. (Отсюда пошло, очевидно, - бить вшей. Внимание, филологи, - О. В.)
          - Анларизмы не бен селерым?
          Анларизмы?!
          Нет, вы не анларизмы, ибо эта фраза значит:
          - "Понимаете ли вы, что я говорю?"..
          Население хлеборобствует, виноградствует, садовничает, скотоводствует и "курортствует".
          Все это делают женщины.
          Мужчины сидят целый день в холодке, чухаются, курят цыгарки и пьют кофе.

          Фауна. Не наша. Когда едете или идете горами, то часто видите то там, то здесь в лесу на скалах или на склонах каких-то неведомых вам животных небольшого размера с рогами, с четырьмя ногами и одним хвостом. У животных этих круп иногда идет вверх, а голова вниз!
          Вы внезапно останавливаетесь и смотрите. Внимательно всматриваетесь.
          - Ах! Ах! Что это за горное животное?
          Вот что значит - климат! Расстояние - каких-то шестьсот верст, а смотри - совсем не то!
          - Что это такое? - спрашиваете туземца.
          - Корова! Молоко дает! Доится! Телят водит!
          - Ах - ах! А это?
          - Которая поменьше?
          - Да!
          - Коза называется! А вот то сбоку - конь!... А то - свиньи под дубом...
          ...Ослы есть! И на горах, и на курортах. На курортах больше!
          ...Орлы есть! Куры есть! Петухи есть! Цыплята уже вылупились! Три рубля субтропическая курица стоит... Орел - не знаю сколько!

          Флора. Разнообразная. Дуб. Кедр. Кипарис. Магнолия. Глициния. Крапива. Одуванчик Чинара. Будяк. Финики. Пальмы. Чабрец. Удовое дерево. Орех. Конопля. Груши. Яблоки. Лимоны. Апельсины. Картофель. Виноград и т. п.
          Винограда тут очень много, поэтому почти все вино для продажи курортникам производится из махорки и продается, как вино "разлива каменного века", за пять рублей бутылка ("только для вас!"). Вырывает после него сверх нормы.

          Вот более-менее полный (насколько хватило сил!) рисунок Крыма...
          Кажется вроде бы ничего особенного, правда?
          В том то и дело, что особенностей этих тут уйма.
          Субтропическая, товарищи, штука - Крым! Вот что главное.
          Возьмите так.
          Вот ходит, к примеру, в украинской столице Харькове по улице Карла Либкнехта коза. Ну что ж? Ходит и квит! Коза - да и всё!
          А вот если поставить эту козу под кипарисом или на обрывистом склоне, уже она вам не коза, а экзотика!
          Уже у нее хвост не на сорок пятом градусе (или на каком там?) долготы или широты, а почти на экваториальном! Тропический хвост, горячий хвост, и крутит она им по экватору!
          Вот в чем сила!
          Или воробей на заборе на Основе [район Харькова] и воробей в Крыму на пальме! Разница! На Основе он воробей, а тут - жар-птица, ибо ему жарко!
          Экзотика, товарищи!
          И так не только с животными, но и с людьми тоже.
          В Харкове, к примеру, рыжее, косое, худое, угреватое, пудры на нем на целую геологию, а тут вскарабкается на скалу, станет, за худые бедра держась, - и Жанна д"Арк!
          Далеко же! Черт его разберет, что оно там сопит на обрывистой скале!
          Климат, товарищи.
          . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
          А самое главное чуть не забыл!
          Барвинок в Крыму растет. Да такой густой да хороший...
          Если б местное население обучить песне:


          Зелененький барвiночку,
          Стелися низенько,
          А ти, милий, чорнобривий,
          Присунься близенько, -

          все б данные были за присоединение Крыма к Украине.
          Сродство культур - и крышка!
          И без всякого империализма - на законной основе!



НА ТАТАРСКОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ


          - Дада! Дай десить капек! Кулать пашла! Клуп кулать пашла! Очин карашо! Кулать моя будит!
          Это с утра маленький, черный-черный, Курбедин ко мне...
          Курбедину семь лет. Он -
          - Мало-мало уруски знаит. Татарски много-много знаит...
          Курбедин что день пучок каких-нибудь чичекнин [цветов] мне несет и всегда:
          - Дада! Много-много денег дай! Твацать адну копеки денег дашь. Да - много-много! Не! Ни твацать адну, а симнацать! Не! Ни симнацать, а тиринацать копеки дашь! Много-много! Тиринацать! Дашь?
          - Почему именно тиринацать?
          - Я мало-мало знаит уруски... Татарски много-много знаит... Уруски песню знаит!
          - А ну!

- Папа [баба] сеяла муку,
Чумчара - ра - чум - ча- ра!
Обищала старику -
Ку - ку!

          Вот такие маленький, черный-черный, Курбедин "уруски песни" знает...
          Нашли-таки те "песни уруски" маленького семилетнего, черного-черного, Курбедина аж на южном берегу Таврийского полуострова...
          Перескочили те "уруски песни" через степи, через Яйлу, через высоченные Чатыр-Даги и Ай-Петри и заскочили в маленькую, черную-черную, голову Курбединову...
          И бегает теперь Курбедин южным крымским берегом и -

- Обищает старику
Ку-ку!

          - А кто такой Ленин, Курбедин?
          - Моя мало-мало уруски знаит! Моя только песни уруски знаит!
           . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
          - Ну, на десять копеек! Гуляй!
          - Пасипо! Ана [мама]! Моя кулай пашла! Клуп!

* * * *

          Вечер.
          Комсомольский клуб...
          Дом и был для клуба построен, но во времена Врангеля тут, само-собой разумеется, была церковь. Теперь - опять клуб...
          Просторненькая зала, человек на 300 людей. Стулья. Лавки. Маленькая сцена на высоком помосте. Стены в клубе украшены лавровыми ветвями.
          Позади стульев другая эстрада, где стоят флаги всех местных партийных и советских организаций. На стене украшенный лаврами портрет В.И. Ленина и Карла Либкнехта. Лозунги.
          Слева на стене портрет какой-то то ли графини, то ли просто владелицы дач Симеизских, "национализированный", очевидно, во время революции и повешенный здесь, чтоб не было голо на стенах... Дальше на сцене картины разного содержания, включая три собачьи головы...
          Над сценою вверху Карл Маркс...
          Освещение - газовые лампы...
          В углу возле сцены пианино. Около пианино примостился оркестр, "наилучший, - как сказал один туземец, - в округе..." Скрипка, кларнет, корнет и бубен...
          Наяривают что-то восточное... Дуют так, что своды трещат.
          Сидит "кларнет", закрыв глаза, и дует, перебирая клавиши, а рядом, задрав голову, шпарит "корнет"... "Скрипка" наклонила к деке голову и мучит со страшной энергией струны. А над всем этим гремит бубен:

- Бах! Бах! Бах!
Бах! Бах! Бах!

          Мелодия тягучая, резкая и... громкая...
          Шум, гам, галдеж в зале!
          Слушателей хватает... Полная зала... По большей части женщины. Курят (тут женщины чуть ли не все курят), едят орехи, громко разговаривают.
          Пришли целыми семьями, с младенцами на руках.
          Наша "Ана" даже закрыла свой дом: все тут!..
          Интересуются, как видно!
          Национальной одежды не видно. Только одна девушка была в татарской шапке, убранной червонцами.
          . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
          Но вот за грустной, тягучей мелодией понеслось что-то повеселее...
          Выходит Осман (местный лавочник) и с ним еще один и жарят перед сценой татарский танец.
          Осман, видимо, рисуется перед зрителями... Рука правая вверх - "выделывает дрожака", а ноги, ноги - и сюда, и туда, и вот вон куда! Его партнер поcолиднее... Важно вытанцовывает. А Осман - ходором ходит...
          Это, так сказать, бесплатная добавка к спектаклю!

* * * *

          Спектакль...
          Сама тебе "конструкция"...
          Главный "конструктор" тот, кто открывает занавес. Просто себе идет, берет занавес за край и тянет в сторону. Оттянул и все представление тут и стоит, всей своей персоной притягивая внимание зрителей.
          Первое действие. Дроворуб-татарин живет в лесу, рубает дрова. Кушать, как это и положено каждому дровосеку, ему нечего. Приснился ему сон, что он ловит рыбу и поймал какую-то очень большую... Рассказывает жене и убеждает ее, что этот сон означает богатство. Пока он рассказывает, его подслушивает какой-то панок ("добрый дух"), подходит, дает адрес и говорит:
          - Сон твой сбудется. Иди по этому адресу, там найдешь все нужное, чтобы стать богатым человеком!..
          Радость, что и говорить! - Панами будем!
          И тут же начинают учиться ходить под ручку, ибо предполагается что это самое главное, что нужно богатым людям.
          Второе действие уже по "указанному адресу". Богатая квартира. Мягкая мебель. Садятся, - пугаются пружин, пугаются пианино и т.д.
          Вообщем, целая масса "комических quiproquo".
          Появляется "добрый дух". Дает шкатулку.
          - Тут двадцать пять тысяч!
          - Зачем мне двадцать пять тысяч - дай мне сто рублей!
          - Нет, будет у тебя двадцать пять тысяч, только полчаса не заглядывай в шкатулку...
          Полчаса, с "массой комических quiproquo", не выдерживаются... Шкатулка открывается...
          Входит "добрый гений" и -
          - Вон!
          Мужика наказано за невыдержанность...
          А пан... Пан всё для тебя хотел сделать, как лучше, но ты, хамло, сам свое счастье выпустил...
          Со стороны идеологической, пьеса выдержана, как видите...
          Еще одна пьеса - с такой же идеологией, но только в другом духе.
          Играли, как выяснилось, профессионалы, что путешествуют по весях татарских...
          Потом "концерт".
          Препаскудные куплеты про "Аметку" - российско-татарским жаргоном. И еще какие-то куплеты уже на татарском языке... Очевидо, тоже (если судить по исполнению - ведь языка же я не понимаю) "идеологически выдержаны"...
          Татарские песни пела артистка. Хорошие песни и пела неплохо.
          Потом танцы.
          "Барыня" и "Малороссийский".
          - Чичас будит малороссийски таниц, - сосед сбоку на ухо проконферировал...
          Гопак, конечно! Наш родной!
          Еще одно "за" - чтоб присоединить Крым к Украине!

* * * *

          Грустно!
          А что сделаешь?
          Если б это у нас, то, конечно же, мигом:
          - Куда смотрит Головполитосвита, Наркомос, Наркозем, ВУЦВК, Женотдел, "Плуг", "Гарт"?
          - Трам - там - та - ра - рам!
          А тут... "Чужое государство"...
          Только и того:
          - Ну, Курбедин, гулял?
          - Моя гуляй! Карашо! Очин карашо!
          . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
          "Карашо" не то, что оно "карашо", а то карашо, что и Курбедин туда ходит и Ана ходит, и младенцев носит...
          Вот и нужно дать, чтоб было "карашо"....
          Трам - там - тарарам -там - там...!!



Copyright (перевод с украинского) Стырта, Ирина Владимировна

30 декабря 2017 г.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"