Строганов Михаил Сергеевич : другие произведения.

Человек и Макрокосм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дети! храните себя от идолов. Первое Соборное послание св. Ап. Иоанна Богослова

  
  
  Френсис Бэкон, один из самых загадочных персонажей рубежа позднего Средневековья и Нового времени, утверждал о непременном союзе науки и жизни, как единственно достойном способе существования человечества. Ему принадлежат концептуальные афоризмы "Знание - сила" и "Истинное знание есть знание причин". В последние годы он создавал принципиально новую доктрину познания, открывающую безграничную власть над природой вещей.
  Многотомный труд, названный "Великим восстановлением наук", он завершить не успел, оставив после себя две книги и несколько тетрадей набросков и путаных заметок. Написанного оказалось достаточным, чтобы его по праву считали "отцом методологии".
  История науки и политики свидетельствует, что все последующие после него исследователи, учёные, экспериментаторы, а так же идеологи и пропагандисты пользовались идеями и методами, открытыми Бэконом. В большинстве случаев, даже не догадываясь о том...
  В основе его изысканий лежит понятие о правильном методе, позволяющем сделать "разум одновременно проницательным и восприимчивым".
  Верный метод познания и сообразная с природой система воззрений, по мнению Бэкона, позволит человеку даже со средними способностями во всём превосходить людей выдающегося ума. Потому что при отсутствии верной методологии личные незаурядные способности и знания будут только вредить:
  "Хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Очевидно и то, что, чем более ловок и быстр бегущий по бездорожью, тем больше будут его блуждания".
  "Новый метод" Бэкона предусматривает смену прежнего познания, основанного на безоговорочном доверии авторитетам и собственным эмоциям. Он призывает перестать доверять чувствам и пресекать склонность ума к отвлечённым началам, которые искажают реальность и вводят в заблуждение:
  "Человеческий ум по природе своей устремлен на абстрактное и текущее мыслит как постоянное. Но лучше рассекать природу на части, чем абстрагироваться... Следует больше изучать материю, ее внутреннее состояние и изменение состояния, чистое действие и закон действия или движения..."
  Мудрый постигает сущность и происхождение причин - тех сил, которые производят события, привносят изменения и закрепляют новые результаты. Наиболее точному пониманию причин способствует постижение логики процесса при наблюдении как изменяется состояние объекта, и какие трансформации он претерпевает в каждом значимом отрезке времени.
  Овладевший "новой методологией" понимает суть происходящих событий точно так же, как алхимик разбирает замысловатые формулы, или как повар читает собрание рецептов.
  Главными препятствиями познания процессов и причин, Бэкон называл идолами - неверными стереотипами и установками или, выражаясь языком современной психологии, искажёнными когнитивными схемами:
  "Идолы и ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укрепились, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине, но, если даже вход ей будет дозволен и предоставлен, они снова преградят путь при самом обновлении наук и будут ему препятствовать, если только люди, предостереженные, не вооружатся против них, насколько возможно".
  Подобно теологам, выделяющим семь смертных грехов, "губящем душу и тело", Бэкон называет четыре фатальных идола сознания, "поклоняясь и служа которым" человек утрачивает власть и контроль над собственной жизнью.
  Он описывает их аллегорически ёмко и полно, потому что "кто может вместить истину", тот вместит намного больше, чем может о том прочитать или услышать:
  "Пусть наше учение постепенно проникает в души, способные и готовые его принять. Споры неуместны там, где мы расходимся в началах, в самих понятиях и даже в формах доказательств".
  В своей книге "Великое восстановление наук. Новый Органон" 1620 года Френсис Бэкон выделяет 4 силы, осаждающие ум человека:
  1. Идол рода -
  искажения, вызванные культурными и групповыми установками, а так же свойственной человеку когнитивной самоуверенностью, которая убеждает индивида в его изначальной способности понимать и делать выводы о любых событиях, явлениях и объектах. "Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде".
  2. Идол пещеры -
  ограниченная конкретным опытом, субъективная сторона познающего "Я", которая всегда исходит из собственного (весьма ограниченного) интеллектуального опыта. Предвзятость происходит как в силу специфики знаний, мировоззренческих установок и направленности интересов личности, так и ёё особых психических характеристик (темперамент и характер). "У каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы... Люди ищут знаний в малых мирах, а не в большом или общем мире".
  3. Идол площади -
  это заблуждения, связанные с национальными и социальными стереотипами, с выработанной определённой группой собственной "житейской психологии". Это система суждений и ценностей, которая сложилась при специфических обстоятельствах в определённой среде и жизнеспособна только в конкретный отрезок времени, но не способная достоверно объяснять ни причины, ни процессы. "Их слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям".
  4. Идол театра -
  характеризуется догматизмом, косностью, односторонней специализацией мышления, приверженность к искусственным системам и учениям, идейным штампам и когнитивным клише. Они возникают как в силу определённых обстоятельств, так и создаются злонамеренно, отрывая человека от целостного мироздания и превращая в звено определённой системы. "Сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры... Люди верят, что их разум повелевает словами, хотя на самом деле слова обращают свою силу против их разума..."
  Спустя четыре столетия наука, введя иную терминологию и не используя аллегорические сравнения, не сказала по сути ничего нового.
  Приходя в этот мир, каждый человек находит свои "три сосны" или "четыре идола", двигаясь вокруг которых ему суждено навсегда заблудиться и не найти выхода. Загадочную архетипическую триаду бытия, в которой заключён смысл и сущность жизни, пытались объяснить с изначальных времён.
  Причина - следствие - реальность - последствия: вот фатальные три сосны и четвёрка безжалостных идолов жизни. Они явлены как данность, возникли из ниоткуда, из нашего потерянного Рая, словно прорастая сквозь Вечность...
  Про их происхождение никто не объяснит, потому что и сам достоверно не знает. Но любой правдоподобный, убедительный ответ принесёт говорящему власть над тем, кто его слушает, и кто ему верит. Потому так много спекуляций и лжи произросло на главном вопросе нашей жизни...
  Незыблемые "три сосны" растут, и власть четырёх идолов крепнет с каждым годом в сознании изумлённого человека, но до гробовой четы не удосужатся даже намекнуть о своей цели и предназначении.
  Мечется человек между ними - они стоят как вкопанные. Остановится - они стремительно переместятся так, что закружит голову до тошноты, до потери ориентиров.
  Нет, не сам по себе заплутал человек, это ландшафт бытия стал неузнаваемым. Чем отчаяннее стараешься переделать его под себя, тем больнее и ниже упадёшь, следуя древней истине: "Кто выдыхает воздух с большим усилием, тот досморкается до крови..."
  Тысячелетиями человек, осаждаемый древними идолами, всё так же плутает межу вековечных "трёх сосен". Ему не удаётся никак разорвать иллюзорный круг мыслей и ощущений, заглянув за которые было бы возможным увидеть первозданную суть бытия.
  Человеку, вершине и венцу Природы, остаётся выбрать из трёх подложенных мудрецом дорог:
  - Быть подобным муравью, старательно подбирающим увиденное и довольствуясь тем, что есть.
  - Уподобиться пауку, воспроизводящим логику своих мыслей из собственной природы и наблюдений.
  - Взять пример от пчелы, которая извлекает лучшее из лучшего, перерабатывая его в совершенную квинтэссенцию жизни, способную исцелять душу и тело.
  Подобное преодолевается подобным...
  Выход из лабиринта причинно-следственного детерминизма сознания возможен благодаря триединству Веры, Надежды и Любви, управляющих познающим разумом и очищающих индивидуальный опыт до универсального совершенства.
  Когда свобода становится законом, а истина - единственным критерием, человек обретает особое видение, позволяющее постигать мир в прежде недоступных измерениях:
  Вместо спонтанности мира - он видит стройный замысел бытия.
  Вместо безысходной пустоты жизни - обретает своё личное призвание и предназначение.
  Вместо безнадёжного страха - ему открывается вечная и неистребимая бесконечность, берущая начало от его природы и уходящая за горизонт Вселенной.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"