Стрелецкий Сергей : другие произведения.

О том, как удачно подобранная метафора может непредсказуемо усложнить мировосприятие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Однажды самурай Цюрюпа Исидор пришел к мудрому наставнику Кодзё и сказал ему:
    - Наставник, пришел ко мне вчера мой добрый сосед Такэто Нутипа, и спросил, в чем, по моему мнению, заключена более высокая гармония - в водке или в пиве. Я же сказал ему, что главное - в человеке. Он ответил, что, конечно, главное должно быть в человеке, но для этого человек сначала должен это главное выпить. Вот он и интересуется, что именно следует пить для достижения высшей гармонии...

  Однажды самурай Цюрюпа Исидор пришел к мудрому наставнику Кодзё и сказал ему:
  
  - Наставник, пришел ко мне вчера мой добрый сосед Такэто Нутипа, и спросил, в чем, по моему мнению, заключена более высокая гармония - в водке или в пиве. Я же сказал ему, что главное - в человеке. Он ответил, что, конечно, главное должно быть в человеке, но для этого человек сначала должен это главное выпить. Вот он и интересуется, что именно следует пить для достижения высшей гармонии...
  
  - Это что, анекдот? - спросил самурая наставник Кодзё.
  
  - Нет, наставник, мне нужен совет. Но я еще не дошел до сути вопроса.
  
  - Дойдем же до сути, - согласился мудрый наставник Кодзё.
  
  - Итак, мой добрый сосед Такэто Нутипа спросил то, что спросил, а я ему ответил, что гармония проявляется лишь там, где происходит соединение начал Инь и Ян.
  
  - Дай угадаю, - предложил наставник. - Ты сказал соседу, что есть начало светлое и есть начало темное, а он спросил, значит ли это, что для достижения гармонии человеку следует поочередно пить темное и светлое?
  
  - Нет, наставник, - покачал головой самурай Цюрюпа Исидор. - Я предвосхитил подобное движение его мысли, а потому не стал говорить, что начало Инь - темное, а начало Ян - светлое.
  
  - Значит, ты сказал ему, что есть начало мужское и есть начало женское?
  
  - И этого не стал я говорить ему, так как моему доброму соседу Такэто Нутипа понимание женского начала еще менее доступно, а без этого сия метафора не может быть верно воспринята. Я выбрал, как учит Будда, наиболее привычный для просвещаемого образ, и сказал, что Инь и Ян - это как положительный и отрицательный полюса в аккумуляторе. Оказалось, однако, что для доброго моего соседа Такэто Нутипа и этот образ слишком абстрактен, и он спросил, можно ли для понимания столь сложных концепций обратиться к обыкновенной электрической розетке, у которой, как известно, тоже два входа - активный и пассивный.
  
  - Твой сосед может стать достойным учеником, - заметил мудрый наставник Кодзё, - так как он самостоятельно предложил очень удачный с его точки зрения образ. Ибо сеть переменного тока, построенная именно по принципу гармонического сочетания начал Инь и Ян, дает нам свет, тепло и даже приводит в действие бытовые приборы.
  
  - Вот тут-то и обнаружилась проблема, которая и привела меня к вам. Поразмышляв немного над им же самим предложенным образом, мой добрый сосед Такэто Нутипа спросил, а где между Инь и Ян помещается известный любому электрику третий выход, именуемый "земля"?
  
  Наставник Кодзё глубоко задумался.
  
  - С одной стороны, - сказал он, - упомянутая тобой "земля" сама по себе не входит ни в начало Инь, ни в начало Ян. С другой стороны, соединение Инь и Ян без заземления - это совершенно очевидное нарушение техники безопасности... Думаю, мне нужно усердно поразмышлять над этим.
  
  - Наставник, - с опаской спросил самурай Цюрюпа Исидор, - Я почему-то сомневаюсь, что заземлившись, скажем, на батарею центрального отопления, философ может стать ближе к Будде.
  
  - Как знать? - усмехнулся мудрый наставник Кодзё.
  
  Весь день самурай Цюрюпа Исидор усердно думал о том, какое таинственное третье начало может выполнять функции заземления для сочетания Инь и Ян. Он измышлял метафору за метафорой, но никак не мог найти такую, которая сделала бы для него этот вопрос хотя бы чуть-чуть более ясным.
  
  В конце концов, он пришел домой, отмерил пять локтей медной проволоки, обмотал один ее конец вокруг запястья левой руки (правая рука самурая, как известно, всегда должна быть свободна для меча), а другой конец - вокруг трубы батареи центрального отопления. Затем он лег на циновку и уснул.
  
  И ему приснилось, что стоящий на комоде гипсовый Будда жарко спорит с наставником Кодзё про какие-то участки жизненной цепи, напряжение сил, сопротивление духа, и при этом оба они постоянно и со значением повторяют слово "ом"...
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"