Странникъ : другие произведения.

Есть город золотой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Одни говорят, что Его нет. Они приводят сотни аргументов, основываясь на логике, естествознании или философских изысках. Они говорят, что в допущении присутствии чего-либо не от мира сего, нет ни смысла, ни необходимости...

  Есть город золотой.
  
  Моей маме так там и не побывавшей...
  
  Одни говорят, что Его нет. Они приводят сотни аргументов, основываясь на логике, естествознании или философских изысках. Они говорят, что в допущении присутствия чего-либо не от мира сего, нет ни смысла, ни необходимости. А старина Фридрих, вообще, додумался до того, что объявил Его умершим. Но почтенный философ ошибся. Не там искал. Он не в Риме и, тем более, не в Веймаре. И не в индийских горах, где герой его блестящего произведения провел десятилетия в поисках истины. И не в Москве, конечно.
  
  Он в Иерусалиме, в Старом Городе. А где ему еще быть? Он существует вне Времени и Время застыло именно там. Как может застыть Время? Оно застыло, потому что жизнь в Старом Городе почти не меняется веками и тысячелетиями. Время застыло в темных, крупных камнях из которых много столетий назад были сложены дома и храмы. Из таких камней уже давно никто ничего не строит. Впрочем, древние камни есть и в других городах, но там они служат лишь воспоминанием о давно прошедшем. По сути эти города мертвы, а Старый Город жив. Живы восемь оливковых деревьев в Гефсиманском саду, которые стоят там больше двух тысячелетий живым свидетельством последней ночи Иисуса Христа перед тем как его схватила стража в такой же апрельский четверг как неделю назад.
  
  Да что там деревья? Старый Город обитаем. В нем живут люди и жизнь этих людей мало изменилась за тысячелетия. Улицы города - бесконечный базар, на котором бесчисленные арабские торговцы предложат вам выбор от предметов всех возможных культов, одежды, ковров, украшений до стаканчика свежайшего гранатового сока, который при вас выжмут из нескольких свежих гранатов. И как тысячелетия назад вас постараются обмануть. Но не стесняйтесь, торгуйтесь, как это уже мало где принято, но было здесь с тех пор, как город появился и, наверное, останется навсегда. Всмотритесь в лица торговцев. В них видна серьезность и отстраненность. На них лежит печать Его присутствия рядом, которое они постоянно ощущают. Жизнь их в Старом Городе не подарок: теснота, отсутствие элементарных удобств, не очень бойкая торговля. Но все это не жалко выдержать, чтобы только быть рядом с Ним. Если они находят путь к Нему через предписанные Кораном молитвы и обряды, то это их выбор формы общения. Несправедливая привилегия только мусульманам молиться на Храмовой Горе все равно приближает их к Нему, и, чувствуя Его присутствие, они должны понимать, что Он со всеми, а не только с поклонниками, какого-либо культа. Противоречие между формой культа и его содержанием отступает при близком присутствии самой сути содержания. Фальшь и ненатуральность формы отпадают сами собой.
  
  Храм Гроба Господня расположен внутри мусульманской части Старого Города (армянский район Старого Города не сильно отличается по ощущениям и настроениям, сохраняя на себе отпечаток уникальной древней культуры). Христиане населяющие эту часть города в основном представлены священнослужителями всех существующих конфессий от широко распространённых в мире католиков, православных и протестантов до прихожан менее известной Коптской православной церкви и многих других. Христианские священнослужители выглядят гостями в окружении несравненно более многочисленных мусульман. Им всегда не хватает денег: жизнь дорога особенно в перенаселенном Иерусалиме, так что они просят пожертвований у любого встречного. И невзирая на их неустроенность поражает печать благодати на их лицах; они легко переносят жизненные сложности и неурядицы, потому что ощущают Его присутствие. Это ощущение ставит их службу выше формальных ритуалов, не сильно соблюдаемых в Старом Городе. Да и что стоят обряды, когда сама благодать где-то неподалеку. Тысячелетние камни, аккумулировавшие мысли и чаяния миллионов паломников, действуют гораздо сильней слов и каждый год в Старый Город стремятся миллионы людей со всего света, чтобы зарядиться энергией, спрятанной в этих камнях. Камни несут в себе не меньше, а то и больше чем обряды и молитвы, совершаемые вокруг них, поскольку лучше позволяют ощутить вечность.
  
  От Храма Гроба Господня путь ведет к Западной Стене в еврейском районе Старого Города, более известной как Стена Плача, чудом сохранившейся стене древнего Иудейского Храма, от которой ждут реальных чудес и, видно, неспроста. Стена уравнивает посетителей. В последнее посещение автор этих строк был у стены рядом с ортодоксальным иудеем, прибывшем издалека,
  который сразу спросил,
  - Ты чувствуешь, он здесь?
  - Да, - только и смог ответить автор, переживая в глубине необычайный прилив тепла от единения с соседом и другими, окружающими нас людьми. Здесь у Стены единство единство всех пришедших перед Ним ощущается наиболее сильно поскольку нет установленных форм; разве что голову надо прикрыть. В остальном каждый ощущает содержание как умеет.
  
  Люди идут к Стене, ощущая в ней большую силу, чем в культовых храмах. Почему так? Она древней. Она несет в себе тайну; непонятно даже как были выбраны и доставлены огромные камни, заложенные в ее основу. И она действительно исполняет желания. Иначе разве бы к ней обращались люди с такой настойчивостью вкладывая свои записки, в надежде, что он откликнется. Стена как будто осуществляет связь между нами и Им, включающим в себя то что есть, было и будет.
  
  Как ощущается присутствие? Хочется ссылаться на чудеса исполнения желаний, встреч во сне с ушедшими близкими, происходившими именно непосредственно перед или после посещения Старого Города, когда собираешься или уже оставил поминание о них в храме или в стене. Все это автору довелось испытать; но вряд ли его рассказ можно рассматривать как доказательство чего бы то ни было. Не верите? Так придите и проверьте.
  
  Что же есть Он? Почему нас так притягивает Его присутствие, наиболее заметное в Старом Городе? По-видимому, стремясь к Нему, мы стремимся к себе. Той части себя, которая отличает нас от наших четвероногих родственников. Эту часть принято называть душой. То что отошло от Него при рождении, чтобы однажды вернуться к единому целому, которое и является Им.
  
  Влияет ли Он на жизнь? Безусловно влияет. В том числе и поэтому нас тянет к Нему. Как влияет? Пути Его неисповедимы. Может быть и посредством исполнения желаний, написанных на клочках бумажки и вставленных между камней Стены.
  
  Почему так устроена жизнь? Это трудно разрешимый вопрос, ответа на который у меня нет. Как Старый Город стоит наполовину на земле а на вторую половину на небе, совмещая трудно совместимое, так и мы несем в себе и Его и генетически близких к нам обезьян, от которых мы якобы произошли. Можно нарисовать два пути, света и тьмы. Путь Стать Частью Его, то есть обрести С-Часть-е. Путь единства с другими внутри этой общей сущности. Путь поиска истины, основанный на вере в ее существование или даже знании об этом.
  
  Или другой путь в животной, конкурентной борьбе. Ведь гораздо проще украсть или отнять, чем создать. Люди отнимают, обманывают, используют других, чтобы добиться своих целей, давая взамен минимум или вовсе ничего. При этом они легко оправдывают других и себя, ссылаясь на хищническую сущность человека, вынуждающую их быть такими же. Этот путь ведет в неизбежный тупик, поскольку его адепты вынуждены полагаться на себе подобных, а те их обманут и продадут ради малейшей выгоды. Особенно, когда придет время слабости. А потом тех других ждет то же самое и этому кругу нет конца.
  
  Мама не увидела Старого Города. Недомогание, усталость или простое нежелание напрягать себя когда-то заставили ее отказаться от посещения Иерусалима. И путь ее был ни Света, ни Тьмы, а Служения.Но благодаря этому выбору автору этих строк и удалось стать тем, чем он стал. А сколько еще разных путей?
  
  Теперь маме не придти в Старый Город, поскольку она уже вернулась к Нему иным путем, который ждет каждого из нас рано или поздно. Время земного пребывания истекает медленно, но необратимо. Теперь самый короткий путь к ней для меня лежит через Старый Город, его храмы и поминальные молитвы, которые нужны не только нам, но и тому что остается от ушедших. И я надеюсь скоро придти туда и прикоснуться ко всему еще раз.
   2021-05-09
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"