Если вы меня видите, значит, настал худший день вашей жизни (с)
Один из тех триллеров, которые, действительно, держат зрителя в нарастающем напряжении практически с начала и до конца. Помимо того, “Стрингер” - по-настоящему оригинальный и самый что ни на есть злободневный фильм.
Сначала так и хочется сказать, что Дэн Гилрой снял историю не бессовестного, бесчувственного профессионала, для которого страдания попавшего в автокатастрофу, ставшего жертвой бандита или обожжённого при пожаре - это всего лишь товар. Товар, который нужно любой ценой раздобыть и как можно дороже сбыть. Но всё на самом деле немного сложнее.
Во-первых “Стрингер” - это фильм о маньяке-психопате, выбравшемся волею случая из нищеты за счёт гениальной идеи снимать и продавать последствия бесчисленного множества происходящих на улицах Лос Анджелеса кровавых драм. И этому маньяку вовсе не плевать на попавших в объектив его камеры погибших и искалеченных! Он отнюдь не равнодушен и не беспристрастен, потому что он получает безумное удовольствие от сумасшедших гонкок по ночным улицам. Прибыв на место, он упивается разрушениями, пролившейся кровью и числом жертв, потому что пришествие только лишь с одним человеком это тоже, конечно, кое-что, но в тоже время и недостаточно драматично. Сдав материал на телевидение, он испытывает наслаждение сродни сексуальному, потому что в этот момент закреплённые в гигабайтах цифрового носителя трагедии конвертируются в реальные деньги, успех и признание. И, если бы судьба в завязке сюжета не ткнула бы его носом в профессию стрингера, полиция и психиатры Лос Анджелеса наверняка бы рано или поздно узнали бы на редкость жестокого, безжалостного серийного убийцу, отнимающего жизнь, чтобы насладиться зрелищем смерти.
Но, если всё было бы так просто, то не надо было бы говорить об официально нанятых руководством телеканала выпускающих рейтинга, а, значит, и прибыли ради в эфир в очередном новостном выпуске заснятые хоть прикреплённых к каналу репортёром, хоть стрингером кровавые ужасы. Кто-то из них работает просто затем, чтобы заработать на жизнь. Кого-то мотивируют идеалы свободы слова и информации. А кто-то чувствует ту же страсть к адреналину, экшену, драме, трагедии, ужасу, боли и крови, что и герой Джилленхола. Как и одинокий стрингер, работающие в студии, ждут, чтобы где-нибудь с кем-нибудь случилось хоть что-нибудь достаточно шокирующее, чтобы наверняка привлечет к экранам тысячи зрителей, обеспечив тем самым оклад редакторам, звукорежиссёрам, ведущим и прочим, и прочим.
Но никто ничего бы не выпускал в эфир, если бы не было тех тысяч и миллионов жадных глаз, чьи обладатели снова и снова ужасаются и наслаждаются сломанными руками и ногами, размозжёнными черепами, а также колотыми, резаными и огнестрельными ранами тех, кому не повезло, для кого настал худший день в жизни. Потому что на самом деле каким общество было в первобытные времена и во времена Древнего Рима, таким оно осталось, жадным до хлеба и жестоких, кровавых зрелищ. Зрелищ, которыми можно насладиться, потому что на арене, а потом и на экране страдает и умирает кто-то, но определённо не тот, кто снимает эти страдания, не тот, кто выводит их в эфир, и не тот, кто смотрит их с мягкого дивана.
Минус у фильма, наверное, только в том, что Луис Блум с самого начала и сразу предстает перед зрителем обиженным жизнью злым гением, ищущим ту самую свою дорогу, на которой его ждёт успех, а сидящего внутри него хищника - добыча. Но как он стал таким? Какая неудача сделала из бывшего, наверное, когда-то хорошего парня скрытого, беспринципного и безжалостного психопата? Если бы фильм позволил бы наблюдать за тем, как сначала один, затем другой, а за ним третий человек, считающийся только со своими интересами превращал бы Луиса Блума в расчётливого монстра, возможно, посыл стал бы ещё более сильным. Но мы имеем то, что имеем.
Напоследок хочется поблагодарить режиссёра и сценариста Дэна Гилроя за оригинальную, подчеркивающую всё то о чём говорил фильм, концовку. И, конечно, я не могу не отметить шикарную игру воплотившего образ Луиса Блума Джейка Джилленхола! Потому что, если бы концовка была бы иной и Блума вместо Джилленхола играл бы другой актёр, фильм мог бы запросто проходняком, при просмотре которого оставалось бы только сожалеть о загубленном потенциале.