В некотором смысле это не совсем обзор, а желание высказать свое мнение на около конкурсную тематику. Все далее сказанное просто мысли вслух, а упоминаемые рассказы не более, чем наглядный материал. Тема конка мне казалась многообещающей, очень хотелось прочесть рассказы о малоизвестных эпизодах тех событий, ведь они развивались по всему миру, тут и Ближний восток, где подвиг как британских солдат, так и местных жителей позволил нацистским приспешникам добраться до нефтяных полей Ирака. Героическая оборона Мальты, Китай, Бирма и тихоокеанский твд. Надеялась на неформатную подачу хорошо известного материала. Да, в некотором плане надежды оправдались, но всегда хочется большего и лучшего.
Жаль, что работ так немного, хотя авторы старались, тексты в основном хорошие, есть очень хорошие и даже замечательные, но таких, чтобы "высший класс, чемпионский разряд" - увы, нет. В основной номинации не участвую достаточно давно, но за конком всегда следила, читала, иногда даже писала отзывы и обзоры. Каждый сезон была хотя бы одна работа, вызывавшая особые чувства. В этом году тоже есть приглянувшийся текст, вот только вопросов к нему больше, чем восторгов. Обязательно о нем расскажу, но начну с неформатных работ.
Первая в этом плане - "Туннель". Когда начинала читать рассказ, душа читателя пела от счастья. Идеальные завязка, композиция, я уже видела развития сюжета в отношениях ГГ и девушки Кьянти. Автор удачно интригует игрой теней и дальнейшим развитием событий, но увы и ах, на этом все и заканчивается. Я бы с удовольствием простила автору роялистый туннель, но с этого момента события плохо укладываются у меня в голове и очень напоминают речь Дуче, которую автор цитирует. Необычное событие должно быть приватным, закрытым от непричастных, а всеобщее помешательство, хоть и отражает тогдашнее общество, но совершенно не вписывается в изначальную концепцию рассказа. Автор решил сложить слишком много яичек в маленькую корзинку, и получилось то, что получилось.
Второй рассказ - "На той стороне..." Начало многообещающее, красивый текст, интересный сюжет, но автор решил объять необъятное, собрав в одну историю целую библиотеку, итог рассказ получился ни о чем. Нет конкретной идеи, размытый и невнятный финал. "Ошибка" - вообще не поняла, о чем автор хотел сказать. Показать, что среди нацистов были люди? Их там не было. Потребовались неимоверные усилия и три поколения, чтобы их потомки стали людьми. Еще один пример, на мой взгляд, бессмысленной фантазии - "Эта безумная история". Я тоже за мир во всем мире, в некотором смысле интернационалистка до мозга костей, но мне не верится в подобный союз, не смогли бы они мирно сосуществовать, как еж с ужом. И что самое странное - противопоставление этого союза всему остальному миру.
Совсем другая история - "Кукла товарища Берии". С моей точки зрения один из трех наиболее интересных текстов на конке. Рассказ более чем не форматный, хотя бы тем, что это смех сквозь слезы. Непонятно, чего в истории больше, слез или комедии, мне сказать сложно. Идеи и мотивы автора понятны, это как в песне - "это праздник со слезами на глазах". Правда, немного не по себе и от названия, и от того в какое чудовище превратилась кукла, как говориться - "с волками жить, по волчьи выть". Рассказ сравнили с синопсисом, я с этим не согласна, текст очень короткий и для такого объема образность переданная просто через одежду впечатляет, хорошая находка автора.
Наконец подходим к самому запомнившемуся рассказу - "День с утра..." С одной стороны, очень сложное и тяжелое в психологическом плане произведение. Выворачивает не только мозг, но и душу. Не могу представить, что смогла бы оставить свою мать умирать одну в пустом расселенном аварийном доме. Ни ее желание, ни тем более никакие деньги на такое меня бы не сподвигли. Для чего автор отправляет в ГГ заставляя ее раз за разом переживать прошлую жизнь, вопроса не задаю, иначе не было бы рассказа. Художественный прием сложный и неоднозначный, но победителей не судят, у автора все получилось, я даже заплакала, пока читала. Образ бабушки с котиком мне показался глубже, чем простое описание, и ГГ и кот отринуты обществом. Финальный поступок ГГ, с одной стороны, как бы ясный и понятный, она не могла уйти из-за того случая в прошлом. Но, с другой стороны, непонятно, как она могла в тот момент повлиять на ход событий.
На конке есть еще две очень похожие истории, хотя ничего неформатного в них нет, но есть момент, привлекший мое внимание. Начну с "Пустых страниц". На первый взгляд история, каких в стране миллионы. У меня дедушки и бабушки тоже дети войны, но, если честно, не представляю, как бы я пережила весь тот кошмар, через который им пришлось пройти. Круги ада уготованные судьбой ГГ просто не укладываются у меня в сознании. Жуткая картина: девушка, будущая мать, толкающая вагонетки с углем. Война многое списывала со счетов, но на дворе мирная жизнь, что же должно случится, чтобы девушка толкала вагонетки с углем, чтобы будущая мать стала инвалидом. Да и работа сварщика у меня никак не ассоциируется со словом женщина. Еще страшнее фраза - "А куда мне - муж-пьяница, да ребёнок на руках". Автор задает некоторые вопросы, так такое могло случиться, но пустых страниц куда больше, как и вопросов к географии событий и их исторической достоверности.
Следующий текст "Не всем рекам". С одной стороны, он попроще, обычная история одной семьи, но вопросы у меня те же, что и в "Пустых страницах". Сам автор объясняет все словами ГГ - "Никто не виновник наших бед". Я обещала себе не переходить на политику, поэтому ограничусь тем, что и в этой истории пустых страниц хватает.
Тема блокады попала в многие рассказы - "Дороги, которые мы выбираем", тут уже настоящая фантастика, хотя и подвигу место нашлось. Кажется все в тексте хорошо, но ГГ мне показался книжно-киношным. Молодой парень - студент, и никакой личной жизни, кроме ежедневных стычек с питерскими гопниками. Нет ни девушки, ни увлечений, но есть дядя из органов. Хотя больше царапнули меня две другие вещи. Первая, яблоки, а почему не мандаринки? Какая разница привезти полторы тонны мандаринок с Абхазии или яблочки из Намангана. Я все понимаю: Новый год, радость, но для изможденных голодом детей? И второй, автору очень хотелось провести параллель с автобусами, вот только зачем? Хорошо помню хронику, как малышей снимают не с автобуса, и даже не с тентованного грузовика, а с обычного открытого кузова. Укутанные кто во что, они сами стоять не могли от голода и холода.
Завершу свои мысли на одном из самых страшных и в тоже время запомнившихся рассказов "Он сам". Жуткая история как бы в продолжение выше сказанного. Само событие ужасно и трагично, но еще трагичнее его предыстория. Война ломает человеческую психику, поэтому нет ничего ее страшнее, она не только уносит невинные жизни, но и продолжает их отбирать даже после своего формального завершения. Маленькая деревушка, где женщина совершает подвиг, оставшаяся одна с тремя маленькими детьми на руках, переживает голод и лишения, сохраняет жизнь себе и детям. Тут, казалось бы, двойная радость победа, муж возвращается живой - счастливый финал? Вместе с ним приходит и ад войны, ему мало уже причинённых страданий. Муж, отец, которого она так ждала, обвиняет женщину в измене, пьет, ломится в дом с угрозами и топором. И в итоге совершает невообразимое по своей жестокости преступление.
Кажется конкурс фантастики, но для меня нарисовалась очень страшная в своей реальности картина тех событий. Есть и другие интересные рассказы, может быть и дополню еще двумя - тремя мыслями вслух.
ЗЫ: рада, что СК продолжают жить на просторах СИ, тому, что собирают неравнодушных авторов, а пока всем спасибо))