Развивая интерес к такому объекту культуры и истории как Старшая Эдда, следует обратить внимание на такой существенный факт, как момент перехода от многобожия исландских саг к однобожию христианства.
Одна из из основных догм христианства - это передача решений и действий третьему лицу, перекладывая свою ответственность кому-то другому. Будь то Бог, его предстоятели или гражданский суд. Важно то, что прежние моральные установки, которые требовали личной ответственности за свои поступки и, равно, ответственности соперничайшей стороны, кем бы она ни была представлена, героем или королевством, - христианство стремилось заменить персональную ответственность переложением на третьих лиц.
Ежели прежние герои, такие, как Тор, Локи, Бальдр, Фрейя, да и сам Один, всегда в конфликтах предпочитали биться лично и с полной ответственностью за полученые раны и смерть, то ничего подобного в отношении полноты ответственности в поведении христианских героев(святых) мы не наблюдаем. Кроме, пожалуй, Крестовых походов, которые, к сожалению, в моральном смысле, конечно, никакой критики не выдерживают. Это просто бандитские, грабительские набеги и больше ничего. Но, хотя бы, воины Крестовых походов и с той и с другой стороны имели возможность почувствовать и сохранить свою честь, участвуя в битвах лично и принимая удары меча и отдавая такие же удары противнику в равном бою. Викинги и другие народности, находящиеся в сфере исландских мифов(богов) тоже были весьма заинтересованы и тренированы в деле набегов, грабежа и всего такого прочего. Но они отвечали сами за себя, и так это и говорили. Они не ссылались более ни на кого, ни на первенство единого бога, ни на его покровительство, да они даже на покровительство своих-то богов не очень-то надеялись. Стоит послушать известные оперы Вагнера, ну а в первую очередь прочитать сначала Старшую Эдду, ну а потом и Младшую Эдду Снорри Стурлусона. Ну это круто, не каждый выдержит, но я, например, люблю. Да, и такие бывают, кому нравятся оперы Вагнера, они у меня все записаны, то есть, не люди, а оперы. Можно послушать и посмотреть в любое время. что бы ни показывали современные фильмы по этим темам, которые есть враньё, хотя красиво. Честь - понятие исключённое христианством из своей догмы. У христианства нет понятия чести. Да и не может быть, поскольку все решения и ответственность за них отдаётся "некоему единому" Богу и(или) его предстоятелям (священникам). Ужас.
То есть, то что я тут рассказываю, это больше для младших, а не для тебя, так как полагаю, ты всё это и так знаешь. Ведь, у тебя есть кусок и гуманитарного образования, и греческие мифы, из которых произошли знаменитые исландские саги, вам, наверняка, как-то там преподавали. Ну, это всё равно и так сильно интересно. Да вот хоть история с Бальдром. Это же в современной европейской логике - полный абсурд. Тем не менее, история вполне правдоподобная и поучительная.
Ну, это, если вспомнишь, Бальдр, один из сынов Одина, был всеобщим любимцем. Ну и Один тогда заставил дать клятву всего на свете, что оно, это всё, не причинит вреда Бальдру. Ну и все: деревья, скалы, камни, металлы и прочие поклялись, что не причинят вреда Бальдру. Но подлый Локи заметил, что клятвы не дала только омела. Ты видел омелу? Это такой слабый кустик на ветви дерева, паразит и ветки у него слабеникие-слабенькие. Но тем не менее у неё осталось право причинить вред Бальдру. А боги в Валгалле спьяну развлекались не по-детски! Нажравшись пива, ставили Бальдра напротив стола и бросали в него камни, топоры, мечи, стреляли из лука и прочее. Ну, понятно, это ему вреда никакого не несло, как все и поклялись Одину. Однако, там был один суровый бог, не помню, к сожалению, его имени, но важно, что он был слепой. Ну и когда он во всеобщем развлечении крушить Бальдра-несокрушимого замахнулся - Локи подсунул ему в руку стрелу из омелы! Ба-бац! И несокрушимому Бальдру настал конец! Поучительно, не правда ли?