Степанов Александр Фёдорович : другие произведения.

Яранга для папуаса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Igloo for Papuan
  
  Представьте себе, что вы - коренной житель, можно сказать, абориген и туземец Папуа Новой Гвинеи. Проще говоря - папуас. Настоящий, в тысяча пятьсот миллионном колене. Который привык ходить по влажным жарким тропическим джунглям в одной набедренной повязке, которую он носит исключительно по древним традициям своей культуры - а больше она ни для чего не нужна.
  Нет-нет, я не обзываюсь, я просто предлагаю поставить вам небольшой мысленный эксперимент. Который может многое прояснить в нашей современной российской действительности. Но для этого представьте себя настоящим папуасом...
  Которому не нужна любая одежда - он не знает о ней от слова "совсем". Ибо ему никогда не холодно. И одеяла не нужны, ибо по ночам так же тепло и комфортно.
  И магазины не нужны папуасу, и охотиться на всяких животных тоже нет нужды - кругом полно разных бананов и дикорастущей брюквы, которой всегда можно набить брюхо. Ему даже костры ни к чему - но он всё-таки разводит огонь, чтобы животные его с собой не путали и знали, что он - человек. Он, скорее, балуется с огнём, чем реально его применяет в утилитарном смысле.
  Ну, а его жилище - такое, чтобы дождь сильно на голову не капал, солнце не пекло и ветер не задувал, хотя что ему тёплый ветер? В общем, шалаша из пальмовых листьев достаточно.
  Представили себя на его месте? С его знаниями о том, как чистить бананы и укрываться от солнца и тёплого дождя. Со всеми его потребностями относительно защиты от окружающей среды.
  Дикий человек... ибо ему ничего не нужно - в том числе, и наши знания. О фирме "Columbia", например, которая шьёт стильные и очень тёплые куртки и штаны для защиты от тысячеградусного мороза на диком ветру. Даже нормальные стены ему ни к чему. Не говоря уж о хитростях добычи и поддержания огня на леднике гренландском.
  И вот такого папуаса, которым вы сейчас себя вообразили, неведомая сила берёт и забрасывает в тундру, где люди-эскимосы одеваются в множество шкур и живут в ярангах - а ещё лучше, в иглу. И не в тундру даже, а на ледник побережья арктического в высоких широтах.
  Где нужно знать, как выжить. И знание - первое условие выживания. А папуас даже понять не может, куда его так попали. Или им попали в снег.
  Даже если рядом с ним окажется куча тёплой одежды - он может и не сообразить, для чего она нужна, и замёрзнуть насмерть рядом с ней. А даже если и сообразит, и оденется достаточно правильно - то что дальше? Как он будет строить среди неведомого ему снега дом для того, чтобы и в шкурах не замёрзнуть из единственного доступного строительного материала - того же снега?
  Он не знает, как это делается. Он не обучен, и в его культуре про снег и мороз ничего не известно. Там вообще ничего не известно о температурах ниже комфортной. Он не сможет построить иглу.
  И он не сможет построить лодку-каяк из шкур, не сможет охотиться на морского зверя, добывать из него жир, чтобы разводить огонь - тут огонь больше нечем поддерживать!
  Чтобы выжить на леднике, папуасу придётся учиться. А, чтобы учиться - нужно сначала осознать, что он уже не в джунглях своей Гвинеи. А совершенно в другой среде обитания.
  В общем, ему необходимо понять, что здесь что-то пошло не так... Только так у него появится шанс на выживание. Так он сможет научиться строить иглу из снега, вместо того, чтобы плясать свои священные пляски.
  
  Эти прыжки, конечно, согреют его на какое-то время, но силы, необходимые для выживания, он потеряет. И дальше всё равно - каюк. Не помогут его боги выжить в ледяной пустыне... Надо понять, что случилось, и надо учиться жить по-новому.
  Только так он сможет выжить.
  А теперь вернёмся в нашу родную российскую среду обитания. Почитайте, о чём судят-рядят как минимум на трети количества страниц соцсетей: СССР, Маркс, Ленин, Сталин! Как славно было тогда - и как сейчас невесело! Как лучше применить всесильное учение о диктатуре пролетариата, чтобы в брюхе брюква появилась, а вокруг снова повисли бананы - и, главное, чтобы стало тепло на душе... и вокруг так тепло стало, как раньше!
  Пляски во славу богов коммунизма и полное нежелание понимать, что Россия - уже не банановый остров. Наши Хворобьёвы, кажется, всё-таки уловили почти через 30 лет, что что-то пошло не так, и вокруг уже нет уютной Советской власти - а власть какая-то другая, холодная и равнодушная к пожеланиям простых граждан.
  Граждане даже не догадываются при этом, что они уже не граждане, а лишь населенцы, и даже не своего государства, а своей страны - нет уже сегодня ни государства, ни граждан. Но большинство этого не хотят понимать.
  Им кажется - ещё немного, ещё чуть-чуть - и СССР снова воскреснет, и снова будет строй, основанный на священной и неизменной, как само мироздание, диктатуре пролетариата - одном из главных тезисов марксизма-ленинизма.
  А сейчас, как им кажется, временно "похолодало", и царит диктатура капитализма и буржуазии. Но Ленин всегда прав - и по этой причине всё вот-вот пройдёт. И вернётся на круги своя.
  Так ли это, если задуматься? Ведь, чтобы осуществлять диктатуру какого-то класса, этот класс должен присутствовать и в реальности, а не только в воображении Хворобьёвых?
  Может ли текущая ситуация в России служить подтверждением тезиса Ленина о возможности существования либо диктатуры пролетариата, либо диктатуры буржуазии?
  Этот тезис в современных условиях уже исчерпал себя. Во всём мире исчезли в достаточных для диктатуры количествах как пролетарии, так и буржуа в том "классическом" виде, которыми оперировали и Маркс, и Ленин.
  Сегодняшний пролетарий находится и по специфике работ, и по качеству образования на уровне, как минимум, ИТР времён вековой давности. Естественно, и запросы, и уровень жизни у него соответственны его положению и образованию, и практически достигли требований большинства буржуазии тех лет. Всем нужна дача, всем нужна машина. И каждый желает на курорты летать.
  Но большинство всё-таки представляет себе пролетария как измождённого тяжким трудом полуграмотного мужика, прикованного злым капиталистом железной цепью к токарному станку на конвейере в мрачной шахте. У которого наверху в покосившемся домике без крыши умирают с голоду беременная жена и рахитичные дети.
  А что касается нынешней буржуазии - вопрос даже сложнее. С одной стороны, множество буржуа (предприниматели, лавочники, спекулянты, владельцы производств) давно сравнялись и по уровню доходов, и по специфике труда с теми же сегодняшними пролетариями, наёмными рабочими, разница осталась лишь в официальном статусе. Уровень образования, необходимый этой самой многочисленной прослойке буржуазии для деятельности, чаще всего гораздо ниже пролетарского. А это значит, что и запросы у них более примитивны.
  
  В итоге мелкая буржуазия становится условно-наёмной рабочей силой у буржуазии крупной - монополистов-олигархов, причём условия такого типа "найма" больше напоминают феодальную зависимость: именно многочисленные мелкие буржуа в наше время оказываются более угнетённым классом, чем пролетариат! Не говоря уж об интеллигенции, массово превращающейся в покорный и безвольный офисный планктон, подрабатывающий на вбросах бюллетеней на выборах.
  Да - и количество: кажется, мелких буржуйчиков нынче стало уже не меньше, а то и больше пролетариата.
  Крупная буржуазия сегодня, по своей сути, буржуазией в классическом смысле, не является, олигархат и монополисты для обогащения используют не экономические, а исключительно административные способы. И сама экономика уже превратилась в свою противоположность - антиэкономику, хрематистику, в которой нет места буржуазно-производственным отношениям, реальной производственной конкуренции.
  Самыми рентабельными видами "экономической" деятельности сегодня является банковская деятельность (кредиты и "деньги из воздуха"), страхование и связанные с ними технологии "правильного банкротства".
  В итоге, главным способом обогащения, сегодня становится уничтожение экономических активов, а не их рост.
  Все эти противоречия мировой, глобальной экономики, и взаимоотношения классов наиболее ярко и выпукло сейчас проявляются как раз в России.
  В которой мы имеем:
  Практически исчезнувший и продолжающий исчезать российский пролетариат: его заменяет автоматизация и роботы, а в сферах "грубого"и примитивного, по нынешним понятиям производства - гастарбайтеры, диктатуры которых, вероятно, не пожелает даже самый отпетый и пробитый Марксом коммунист,
  Массы "крепостных буржуа", вынужденных служить питательной подножной средой российским политикам и олигархату, слившимся в единый клептократичеки-криминальный конгломерат. Говорить о какой-то диктатуре такого рода вассалов - смешно.
  И "крупная буржуазия" - очень условное название, фактически - крупные феодалы, имеющие настоящую диктаторскую власть, но при этом активно уничтожающие экономическую основу своей власти. Они существуют в таком мизерном количестве, что довольно смешно рассматривать их в качестве реального класса.
  На этом фоне тезис о любой классовой диктатуре теряет свой смысл, и возникает потребность тезиса о необходимости диктатуры логики и здравого ума, способной преодолеть возникшие состояние политического и экономического БЕЗУМИЯ, охватившего все сферы общества.
  Но, чтобы понять эту необходимость и суметь отказаться от "классовых очков", нужно самому иметь здоровое сознание и достаточную смелость, независимость суждений и взглядов - что, к сожалению, дано немногим.
  Давайте признаем, что страна изменилась. Давайте признаемся себе, что на дворе XXI век, а не время гремящих пятилеток. Давайте, всё-таки, будем рассматривать советский период нашей Родины как период исторический, а не футуристический.
  Давайте поймём, что тот социализм, который мы строили 70 лет, был действительно необходим и уместен именно в то время, когда он был - и, по большому счёту, это было прекрасное время. Тогда были правы и Маркс, и Ленин, и Сталин.
  Но всё хорошо вовремя и к месту. И всё имеет свой срок жизни. В том числе - даже идеи, даже самые прекрасные. Если идеология государства не меняется с развитием общества и производственных отношений, если она перестаёт учитывать реальные потребности экономики и сознания - она неизбежно отмирает.
  К сожалению, именно это и произошло в СССР. К сожалению, решение о перестройке родилось слишком поздно, и, к сожалению, она проводилась не так, как было нужно - и даже почти не в ту сторону.
  Но сожаления о прошедшем на хлеб не намажешь. И никакой папуас не согреется сожалениями о своём тёплом острове, оказавшись в Арктике.
  Нам всем нужно менять точку зрения, нам нужно заново учиться жить в этом мире, в этом времени. Попытки сохранить всё как есть и, тем более, вернуться в известное нам прошлое угробят всю страну и её жильцов окончательно.
  На самом деле Маркс и Ленин правы: мы входим в период бесклассового общества, а то, что наблюдаем сегодня - чудовищные болезни роста, которые появились именно потому, что мы не смогли их предвидеть... хотя это можно было сделать.
  Эти болезни начались не сегодня, а вчера - в то время, когда в СССР закончились все войны, была побеждена послевоенная разруха, неграмотность и народ забыл слово "голод". А деление на классы потеряло свой смысл. И нужно было это понять, но вся страна пёрла дальше, не задумываясь и делая из своих учителей коммунизма каких-то божеств.
  А ведь они тоже были людьми - великими, но не всесильными относительно предвидения будущей истории. Они выполнили свою работу на своём участке прогресса, и сделали это блестяще. А мы оказались никудышными учениками, не способными пойти дальше своих учителей.
  И сегодня наши Хворобьёвы готовы забить мокрыми тряпками (ладно, что не грязными - этим балуются другие) любого, кто осмелится думать иначе, чем записано на священных скрижалях XXV съезда КПСС. Или нарушить сакральные "заветы Ильича" даже в мыслях.
  Чтобы судить о чужих мыслях, нужно иметь свои. А у папуаса, верящего в снегах только в силу священных плясок и заклинаний для своих богов, сроду своих мыслей не водилось.
  
  И если свои мысли не появятся - понятно, вымрет папуас, без вариантов и шансов.
  Его спасение - включить сознание. Чтобы и в арктических условиях создать свой банановый остров, который будет лучше старой Гвинеи.
  В общем, давайте думать, друзья. И внимательно смотреть на то, что реально имеем, а не на то, что хотелось бы видеть.
  А. Степанов љ При размещении на других ресурсах ссылка обязательна.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"