Степанов Александр Фёдорович : другие произведения.

Царство вечного застоя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Восток - территория традиций, которые не меняются веками и даже тысячелетиями. Посмотрите на Китай: там мастера делают точно такие же вазы и шляпы, шьют точно такую же одежду, как это было три тысячи лет назад.
  Социальный строй в Китае - социализм, который, на самом деле, очень мало чем отличается от монархизма китайских императоров начала нашей эры. Система управления страной та же самая, и отношение населения к власти - тоже. ХХI век и всякого рода техника, электроника, образование и равномерное распределение государственного дохода - не более, чем ширма, тонкая оболочка, лёгкая декорация. Правда, она выглядит весьма убедительно для нас, европейцев - но, поверьте, главное в державе - сознание и отношение её граждан к жизни и обществу - куда важнее этих материальных показателей.
  Китайцы точно так же безропотно довольствуются ролью "маленьких людей" в большом государстве, выполняя каждый ту функцию, которую на него государство возложит. Неважно, придёт он такое назначение от императора или Коммунистической Партии - китаец примет его с покорностью рабочего муравья. Если нужно умереть во имя чего-то большего - империи или КНР, императора или КПК, китаец согласится умереть без особенной горечи... и радости тоже, конечно. Так нужно обществу, так нужно для всех, просто так нужно - без вопроса "Почему?" или "почему я?". Даже если ему скажут, что он просто должен быть казнён без вины, но это нужно государству - он согласится. Без протеста.
  
  Как ни странно, подобное отношение к себе и обществу было (и есть!) не только среди простых маленьких китайских людей, но и среди знати, и самих императоров. Проявляется оно в невозмутимости, спокойствии и практически в отсутствии эмоций, что бы ни случилось - плохое или хорошее. Гораздо важнее эмоций для китайца соблюсти все необходимые и соответствующие случаю ритуалы и церемонии. Хоть на трон его возведут, хоть на кол посадят.
  И так дело обстоит и сейчас. Психология пчелиного роя, муравейника, роевое сознание. Безусловное подчинение центру, тщательное соблюдение древних культурных традиций.
  Так было в Китае тысячи лет, с той поры, как появилась восточная цивилизация. И не только в Китае - если рассмотрим Японию, Корею, весь Дальний Юго-Восток, а заодно Индию и Тибет - во всей этой зоне примерно то же самое, со своими, конечно же, местными вариациями. Индийское безусловное согласие с принципом кастовости и покорность вдовы традициям самадхи, или тщательное следование кодексу Бусидо самураем и самоубийства "потерявших лицо" простых японских граждан - всё это явления одного порядка, которым уже тысячи лет. Следование глубинным, культурным и моральным традициям, установкам общества, которые не должны и не могут меняться априори. Культурно-моральный код, вроде генетического. Что-то вроде тех гипотетических российских духовных скреп, о которых так много говорят и которым так плохо следуют, в отношении себя наши власти и попы.
  Жители Востока Евразии о своих скрепах не говорят, но традиции блюдут свято.
  Главное для них - не личность, своя или даже царя, князя, императора, а общность, в которой они живут. Это именно то явление, которое называют массовым сознанием - не насекомое, роевое, всё-таки, но и не индивидуалистическое, личное. Традиционное массовое сознание.
  Именно то слово, которое обожали Маркс и Ленин, и другие коммунисты. Но которое совершенно не подходит к мышлению западных европейцев с древности, и сегодня - к мышлению американцев обоих Америк и австралийцев.
  
  Европеец с известных истории времён - индивидуалист. История Европы - это всегда история бунта личности против общества, хоть устоявшегося и традиционного, хоть нового и развивающегося, рушащего старые традиции. Так было в античности, в Средние Века, в Новое Время. Протест против старого (которое иногда и устареть не успевает!) и жажда нового, странного, такого, что и самому жаждущему непонятно - не редкость и не исключение, а скорее, норма для европейского сознания. Европейцы постоянно сбрасывают с борта современности что-нибудь, как итальянцы каждый Новый Год швыряются из окон мебелью.
  Беспокойно и мусорно... но чертовски изобильно - не только на помойках с практически новыми и работоспособными, добротными вещами и техникой, но и в культуре, искусстве, истории. Европа богата на события, которые сыплются из неё, как из рога Амальтеи.
  Каждый из многих некоторых считает, что он - не только лишь все, и стремится заявить о себе всему миру, ставя себя над обществом, над центром, над царями и королями. По крайней мере, в своём видении картины мира. И, даже самый забитый и затюканный европейский бедняк очень живо реагирует на понятие "справедливости" или "равенства". Он не пойдёт на гильотину просто так, как китаец, нет. Вы ему сначала обоснуйте, почему он её достоин - именно он! Варианты "Патамушта!" и "Так надо, Жак!" не прокатят.
  Ему плевать на эти традиции общества, этому Жаку. Ему важен он и его личные взгляды! А не всеобщее спокойствие. Даже если этот Жак - клошар.
  Что уж говорить тут о королях, если в Европе и кочан капусты считает себя за Человека!
  Именно в Европе, даже в Древней Европе, и родилось понятие демократии, непредставимое в Азии. Личности, чтобы не перебить друг друга в результате споров, у кого круче их личные "я", научились договариваться между собой, приходить к консенсусу, начали понимать, что необходимо всё-таки уважать не только себя, любимого, но и соплемеников-конкурентов... особенно, если их много.
  
  Демократические принципы сегодня вполне ужились с диктаторским стилем управления, но это уже другая история.
  А сейчас давайте посмотрим, что происходит между Востоком и Западом. Это территория, нанимаемая Средней Азией и Россией.
  Нас, русскоязычных, Средний Восток интересует меньше, чем пространство от Аляски до Польши, потому, что оно гораздо больше. И ближе к телу, хотя наша хата вечно с краю.
  В русском, а точнее на сегодняшний день, российском менталитете можно обнаружить как черты традиционного Дальнего Востока, так и крайнего Запада. И верность традициям до последней капли крови, и самопожертвование во имя всего народа, и спокойную покорность крестьянина барину и царской воле, и ярое сопротивление неуважению к личности, жажду справедливости и песню-призыв: "Перемен! Мы ждём перемен!".
  Чертовски озадачивающую самоуверенность Шариковых, утверждающих, что именно они делают революцию, а всякие Ленины им помогают менять мир. И родню этих революционеров, стоящих на позициях вечной неизменности традиций: "Наши деды топили по-чёрному, и нечего тут трубы городить!"
  Домоседы, которых за околицу своей деревни надо "Кировцем" вытягивать - так они вросли корнями в свою землю. И лёгкие на ногу искатели приключений, за 80 лет освоившие всю Сибирь!
  Изобретатели и консерваторы, верноподанные и бунтари, бюрократы и поэты, физики и лирики, маленькие люди и гиганты духа - всё это Россия. Во всём своём многообразии.
  Такое ощущение, что здесь собрались наиболее яркие представители западной и восточной школ общественного сознания. Собрались, научились русскому, переоделись в соответствующие прикиды и выпрямили разрез глаз... хотя и не все.
  
  И начали борьбу на этом ринге. Или татами?
  Затяжная борьба, что-то вроде сумо - кто кого вытолкает массой. А временами переходит в откровенный бокс: кто кого вынесет за канаты с одного удара. Так, чтобы из боксёрок, потеряв носки, летел противник.
  А в целом, уже тысячу лет - застывшие глыбы характеров, мнений, желаний и потребностей. В масштабе тысячелетия сошедшиеся в противоборстве вода и камень, стихи и проза, лёд и пламень, смотрятся как застывшая, причудливая скульптура, непонятная ни с какой стороны. Ни с западной, ни с восточной. И оттуда, и оттуда, угадывается что-то знакомое, своё для жителей разных концов света, но на это родное по духу наложено нечто чуждое... всё так перемешано! Им проще понять противоположности, чем эту мешанину знакомого и незнакомого.
  Страна загадок. Даже для нас. О которой мы сами ни черта не знаем толком, об истории которой спорим до хрипоты и даже порываемся придумывать новые, другие истории - потому, что нет ни одного периода истории России, в котором не было бы столкновений этих двух начал: восточного и западного. Неудивительно.
  Но что даёт государству или, точнее, территории с этим российским мегаэтносом, такое многовековое противостояние двух видов субцивилизаций? Что происходит там, где сходятся две равные, но обратные по знаку силы, если не происходит их взаимоуничтожения?
  
  Это явление называется стоячая волна. Когда - и ни туда, и ни сюда.
  А по народному - застой.
  На нашей земле российской уже тысячу лет, как минимум, находится царство застоя. Которое временами, когда одна из сил побеждает, превращается то в царство мракобесия и регресса, репрессий и гонений ради сохранения традиций и подчинения человека обществу - и тогда Россия зарывается в почву, стремясь переселиться в землянки.
   То в летящую в будущее ракету прогресса, в государство с самыми передовыми технологиями и социумом, обгоняющим идеологически любых западных философов, с героями труда и войны, делающих невозможное, с невероятными подвигами, о которых можно слагать легенды.
  А между этими, не слишком частыми всплесками - застой. В тягучей, изматывающей сознание, бесконечной борьбе ретроградов и прогрессоров. У нас может несколько поколений прожить в этой фазе - фазе застоя. А потом начнётся время очень быстрых перемен, которое китайцы считают проклятием. Но перемены, когда Россия мгновенно навёрстывает своё техническое и гуманитарное отставание от Запада, длятся недолго, и снова начинается его величество Застой.
  Как можно прекратить эту вечную историю застоя, эту борьбу субцивилизационных позиций общественной мысли? Борьбу народа с самим собой, фактически, эту национальную шизофрению?
  Наверное, лишь одним способом: учиться всему лучшему, что есть с обеих сторон. И учиться отличать лучшее от худшего, полезное от вредного. Учиться синтезировать кажущиеся противоречия в единое целое.
  А для этого нужно учиться мыслить. Думать. Развивать себя. Тот же самый рецепт, что я даю во всех ситуациях.
  Только так можно выйти из этого бесконечного противостояния. И преобразить это надоевшее всем царство.
  Царство застоя.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"