Степанов Александр Фёдорович : другие произведения.

День курильщиков России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Первоисточник с иллюстрациями: Табула Раса24.ру
  При копировании или перепосте любой части произведения на любых ресурсах ссылка на первоисточник обязательна.
  
  11.02.1697 года в Москве, граде стольном Российского Царства, царь Петр I разрешил продажу табака своим личным, именным указом.
  С этого дня началась настоящая история табака в России. Трубки, самокрутки, сигары - а потом уже папиросы и сигареты, кальяны и мундштуки стали естественным явлением в русской среде. Как у всех, как во всём мире.
  Надо сказать, что табак сам по себе - весьма неоднозначное творение природы. По крайней мере, для человеческих обществ, которые мечутся между его обожествлением и признанием его пользы до проклятий и полного запрета за смертельный вред.
  Время от времени побеждает одна из точек зрения, потом ситуация меняется на противоположную.
  Первыми табак закурили жители обеих Америк, Северной и Южной, и это никак не отразилось на их здоровье. Разве что положительно - средняя продолжительность жизни индейцев в то время лет на 10 превышала европейскую, а множество европейских болезней индейцам было неизвестно.
  Ещё бы - табак при любом способе употребления снижает чувство голода, что не даёт развиваться ожирению, нормализует работу нервной системы, что предотвращает стрессы, слегка разжижает кровь, что помогает организму избегать развития сердечно-сосудистых заболеваний, снижает её повышенную свёртываемость в пределы физиологической нормы, что не даёт развиваться тромбозу. А заодно вызывает вредное привыкание. Но о том, что это привыкание вредное, индейцы не знали - и пыхали трубочками и сигарами себе на здоровье тысячи лет.
  Табак считался священным растением, его курили практически все - ну, кроме разве что самых маленьких. Прибывшие в Америку некурящие испанцы, все поголовно страдавшие от рахита, цинги и сифилиса, быстро переняли у индейцев эту вредную привычку и начали поправляться.
  Слегка поправив своё здоровье, и освоив пользование трубками, они начали борьбу за здоровье местного населения, уничтожая вредную, с их точки зрения привычку, вместе с индейцами - чтобы наверняка. Можно сказать, что они добились значительных успехов в этой области: к нашему времени большинство индейцев курить перестали, по причине их почти полного исчезновения. Но не от курения табака, а от истребления колонизаторами.
  Сам табак испанцы, а потом и французы, и англичане, уничтожать не стали, а стали его разводить на плантациях. Привычка к табаку - вредная вещь, но сам табак полезен. И курение - штука хорошая, когда куришь сам. Она плохая, лишь если курит кто-то другой.
  Табак оказался полезен и для торговли. Первым его привёз Колумб, и в течении следующего века его начали возить в Европу все, кому не лень. Не просто так, естественно - а для продажи. За хорошие деньги, ибо был он в Европе тогда в дефиците. И головную боль европейцы лечили, в основном, топором. А кожные заболевания и массу психических расстройств - огнём Священной Инквизиции.
  Головушка побаливала и у французской королевы Екатерины Медичи, ей-то и преподнёс Жан Нико (по фамилии которого Линней потом и назвал табак на латыни) листья табака - от мигрени. Типа - нюхать.
  Мигрень у Медичи прошла, а вместе с ней несколько убавилась сила её вредной привычки: уж больно она любила травить окружающих насмерть! От головной боли, надо полагать, и нервозности, переходящей в стервозность.
  Глядя на неё, королевский двор и остальное её окружение, которое она не успела казнить или отравить, тоже взялись нюхать табак.
  К сожалению, она не курила. Видимо, через какое-то время она решила понюхать ладан вместо табака. И нервы до конца не успокоила, и голову излечила лишь от мигрени. В результате по её прихоти и потворства религиозным некурящим мракобесам в 1572 году случилась Варфоломеевская ночь, за которую в одном лишь Париже было вырезано порядка 40 тысяч человек.
  Тогда же в Московском Княжестве Великом правил её коллега - Иван Грозный. Который не только не курил табака, но даже его не нюхал. Но собой владел гораздо лучше - за всё его правление от придуманной им опричнины погибло около 10 тысяч человек.
  В общем, опричнина и Варфоломеевская ночь к табаку и курению никак не относятся, но уж пришлось лыко в строку: сравните зверство ужасного Грозного, которым в Европе пугают детей, и гуманизм милой Катеньки-Медички, которой европейцы восхищаются как одной из лучших, самых набожных, истинно христианских королев.
  Но так, как после резни в вышеупомянутую ночь живы остались лишь сторонницы Библии по Медичи, и табак стал считаться настоящим лекарственным средством. И европейцы начали им лечить и кожу, и рожу, и нервы, и желудки.
  Надо сказать, с нервами помогло, даже головы поправились. Кожные язвы и чирьи от табака тоже проходили, и Святейшей Инквизиции пришлось оставить свою практику лечения населения на кострах.
  Проще говоря, начав курить, Европа успокоилась.
  Известно, что ничто более так не способствует неспешным размышлениям, которые ведут к развитию ума, как трубочка с хорошим табаком. Европейцы, сидя на крылечках и в креслах-качалках, попыхивая ароматным табачком, начали всё-таки думать - уже без нервяков, рахита и головной боли. И началась Эпоха Возрождения.
  Но на Руси ещё не курили - туда эта вредная привычка добиралась больше века после открытия Америки: табак появился у нас лишь в первой четверти XVII века, в годы царствования Михаила Фёдоровича Романова.
  Поначалу табачок пошёл на ура: оказалось, что он и вправду излечивает от многих хворей получше, чем православные иконы. Но растить его на Руси ещё не наловчились, и потому он оказался весьма дорогим импортным иноземным дефицитом.
  Церковники не сообразили подсуетиться, чтобы прибрать монополию на ввоз табачных изделий в Россию, и доходы от его продажи потекли мимо церковной казны. А доходы в приходы снизились: меньше стало уповающих во болезнях на чудотворные иконы, больше стало думающих - как и в Европе.
  Смекнув, что так они могут вообще без приходов остаться, церковники отравили табачной настойкой несколько бояр и объявили о сатанинской сущности табака. И начали заставлять власти его запрещать.
  С 1634 года продавать табак в России запретили строжайше. Не то, чтобы употреблять - а даже в сундуке держать понюшку табака означало пытки и смерть. А заодно - и конфискацию имущества нарушителя, вне зависимости от рода и звания. Через пару-тройку пятилеток, когда количество больных, в том числе и на голову, страждущих исцеления от святых образов и святой волы, подросло достаточно, нравы к любителям табака сильно смягчились на Руси: уже в 1649 году за это дело лишь отрезали носы, вспарывали ноздри и ссылали на поселение в Сибирь.
  И так было до конца века: понюшка табака по церковно-государственным канонам и уставам приравнивалась... к убийству собственных детей.
  Видимо, московская старина в конце концов ослабла от нервных и других болезней настолько, что в старческом маразме начала забывать про эти табачный запреты. А тут появился молодой и здоровый царь Пётр, который положил с прибором на все церковные табу и начал курить в своё удовольствие. На здоровье, как говорится, втянулся в эту вредную привычку. Пётр, как известно, был царём, с которым не то, что не поспоришь - а которому даже не возразишь.
  В итоге 11 февраля 1697 года появился его Указ о Табаке: "Продавать оный явно в светлицах при кабаках".
  Видя, что подданные не слишком яро следуют его примеру, Пётр буквально заставлял курить и нюхать табак своих приближённых, сбривая им при этом бороды и облачая в европейские кафтаны. В итоге начало расти здравомыслие и просто уровень здоровья населения - и Россия резко устремилась вперёд по пути прогресса, догоняя курящую Европу и даже обгоняя её во многих областях. Снизилась роль церкви и монастырей с иконами, возросла значимость докторов, учителей, заводчиков и промышленников, в том числе и табачных. В 1705 году в России официально была учреждена "казенная табачная продажа, по примеру питейной". А ещё через 11 лет появились и настоящие табачные фабрики - в Петербурге и в какой-то украинской Ахтырке (Сумская обл.). А потом табачных фабрик стало больше - и Россия превратилась в курящую страну. А заодно - и в думающую.
  Этого до сих пор не могут простить царю-плотнику сторонники домостроя и кафтанов с длинными рукавами, любители клопов и тёмных курных изб, обожатели болезней и страданий во имя Господне.
  Так табакокурение появилось и утвердилось в России. И вплоть до последних десятилетий оно не то, чтобы процветало, но было нормальным среди взрослого населения явлением. Медицина его порицала и предупреждала, в основном, методом убеждения. Сами курильщики не очень-то раздражали общество, кроме самых ярых поборников здорового образа жизни, или верующих в крайней степени. Даже Русская Православная Церковь, в 1991 году сменив на посту КПСС, сразу же влилась в покупку за рубежом и поставки в Россию лучших сортов сигарет, монополизировав эту отрасль торговли и рекламы, прилагая в этом направлении поистине чудесные усилия.
  В итоге закурили даже те, кто не и собирался.
  Но в последние годы ситуация изменилась на противоположную. Внезапно оказалось, что от никотина умерли почти все российские лошади. Оставшихся в живых лошадей иногда показывают по телевизору. Вдруг оказалось, что табачный дым уничтожает население - и, судя по статистике вымирания страны, это действительно так. Поэтому курение собираются запретить не только там, где его уже запретили (в любых общественных местах, включая места, где и людей-то не бывает), но даже на собственных балконах и в собственных квартирах.
  Такое ощущение, что возвращаемся во времена первых Романовых.
  От табака, видимо, люди глупеют: наша страна перестала быть самой образованной в мире, какой была в те годы, когда курить можно было даже в самолётах. Странно, конечно, что чем больше в России борются с курением, тем хуже становится общая ситуация. Тем более нервным и недалёким становится народ. Видимо, икон и церквей, и дыма от кадил, разжигаемых по инструкции российского премьера, всё ещё недостаточно для замены этой вредной привычки.
  В общем, ждём перехода на всеобщее курение ладана. Неизвестно, добавится ли от него ума и спокойствия - но ведь борьба с недоказанным вредом от курения важнее, не так ли?
  И напоследок, господа, граждане и товарищи. Маленькая логическая задачка на здравомыслие. Можете её решать, закурив, можете и без курения. Но, всё-таки...
  Смертность от курения в России, как считает правительство, по самым скромным подсчётам - порядка 20%. Это означает, что каждый пятый из нас умирает от курения.
  Сколько вы лично знаете людей, умерших от курения? Не от других заболеваний, которые бывают и без курения, а именно от курения?
  Почему рак горла и другие страшные заболевания, связанные, по мнению МЗ РФ и ВОЗ, исключительно с курением, и которые так живописно изображены на пачках, настолько редки в любое время - и в прошлом, и в настоящем?
  Почему наши улицы не заполонены надсадно кашляющими курильщиками, разлагающимися на ходу?
  И почему курильщики, в отличие от некурильщиков, подверженных синдрому ЗОЖ, не объявляют себя сверхчеловеками и не унижают окружающих за отсутствие у них привычек и убеждений, присущих курящим?
  В общем, если подумать здраво: а кто в среднем более здоров, в первую очередь, социально: спокойно курящие или яростно некурящие?
  А вообще, должна же быть справедливость, основанная на равноправии и равновесии.
  И раз уж есть у нас День борьбы с Курением - то ведь должен быть и День Курильщиков!
  Которые, кстати, почему-то ни с кем не борются и никому ничего не запрещают.
  
  
  Первоисточник с иллюстрациями: Табула Раса24.ру
  При копировании или перепосте любой части произведения на любых ресурсах ссылка на первоисточник обязательна.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"