Степанов Александр Фёдорович : другие произведения.

Дерево смерти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 1.88*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К вопросу о русских берёзках...

  
 []
  
  "С незапамятных времён берёза была символом России, как нельзя лучше выражающая характер народной души." (Википедия).
  Всяк на Руси, кого ни спроси, скажет, что самое русское дерево - берёза. Она - наш национальный символ, "душа народа", наше родное "деревянное лицо". Так ведётся издревле, мы всегда жили в окружении берёз, любили их, воспевали их, умилялись ими... Мы же - русские! Как же мы без берёзы! Понятия "Россия" и "берёза" - это нечто неотделимое друг от друга, в России всегда росли и берёзовые леса, и рощи, и мы всегда-всегда чуть ли не поклонялись этому нашему, исконному дереву...
  Действительно, наибольшее распространение в полосе средней климатической зоны северного полушария берёза имеет именно в России, точнее - в её европейской части. Берёзовые леса и рощи составляют привычную часть среднерусского пейзажа, в отличие от большинства пейзажей других стран. В чём причина такой особенной распространённости берёзы именно в России? Обусловлено это климатом, рельефом, и т.п. природными условиями, или существуют какие-то другие причины? Ведь для более западных районов характерны хвойные и широколиственные леса, в которых преобладает всё, что угодно - но не берёза. Для более восточной зоны - тайга, в которой берёза тоже нечастое явление, а берёзовых рощ и лесов там практически нет. Почему же берёза так "полюбила" именно европейскую Россию?
  Исследования историков и археологов убедительно показывают: такое засилье берёзы в наших краях было не всегда - около тысячи лет назад русские ландшафты практически ничем не отличались от обычной для средней полосы картины, и удельная доля берёзы в них не превышала доли, характерной для тайги или европейских широколиственных лесов. А вот потом - начали появляться берёзовые леса и рощи, и берёза начала превращаться в "чисто русское" дерево. Что же произошло? Климатические изменения? Да, они были - именно тогда, примерно с 1000 по 1300 г. н.э. закончился т.н. период малого климатического оптимума и началось общепланетарное похолодание. Но почему в таком случае оно не вызвало аналогичного изменения состава лесов в других районах планеты - а лишь в России?
  Интересным фактом является в данном случае и совпадение "берёзовой экспансии" с началом православизации Руси, а так же - с оккупацией последней Ордой.
  Казалось бы - какая может существовать связь между распространённостью берёзы, сменой государственной религии и нашествием монголов? Это же явления из совершенно разных областей! Однако... Чтобы попытаться понять основную причину такого "повышения берёзовости" в России, стоит посмотреть попристальнее, что же это за дерево - берёза, как она растёт, что предпочитает, какой у неё "нрав"... Вот что говорит о ней Википедия:
   Берёзы являются важнейшими лесообразующими породами, преобладающими в 60 % лиственных и хвойно-лиственных лесов. Многие виды берёз - пионеры заселения вырубок, пожарищ, пустошей, обнажения, где преобладают чистые насаждения.
   ...как светолюбивая древесная порода, в достаточном солнечном освещении, она рано изреживается в чистых насаждениях, что влияет неблагоприятным образом на плодородие почвы: произрастая же в смеси с хвойными породами и отличаясь быстрым ростом, берёза скоро обгоняет их в высоту и обнаруживает вредное влияние на дальнейшее произрастание: её длинные и тонкие ветви, приводимые в движение ветром, сбивают, "охлестывают" почки у хвойных, вследствие чего деревья этих пород становятся уродливыми.
  При выращивании берёз в декоративных целях следует учесть, что соседство с ними действует на многие растения угнетающе. Происходит это по следующим причинам:
  берёзы обычно отличаются более быстрым ростом по сравнению с другими деревьями;
  берёзы иссушают почву;
  при разложении опавшей берёзовой листвы выделяются вещества, которые являются для некоторых растений ингибиторами роста.
  (Ингибитор - вещество, замедляющее реакции, в отличии от катализатора).
  Как видим, у нашей "милой русской берёзки" характер не столь уж милый - она больше похожа на жестокого агрессора, нем на невинную девицу! Особое внимание стоит обратить на тот факт, что "Многие виды берёз - пионеры заселения вырубок, пожарищ, пустошей". Именно здесь, возможно, и лежит секрет такой распространённости берёзы в средней полосе европейской России. Для того, чтобы она вытеснила обычные широколиственные и хвойные леса, необходимо было, чтобы они исчезли, а их место заняли пустоши и пожарища. Возможно, леса выгорели во время ордынского нашествия? Действительно, пожары тогда были, но не лесные - горели города, оказывающие сопротивления агрессору. Да и следов больших лесных пожаров того периода археологи не находят. В таком случае - почему происходило распространение берёзы, откуда взялись пустоши?
  Ответ получается весьма неожиданным, если внимательно присмотреться к истории введения христианства на Руси и немного задуматься. Наши историки признают, что князь Владимир крестил Русь "огнём и мечом" - но дальше повторения этой фразы не идут. А что же за ней кроется? Не обряд же крещения при помощи факела и холодного оружия? Правда, на самом деле, ужасна. Крещение Руси происходило не под умилённо-благостное согласие народа - оно вызывало яростное, повсеместное сопротивление населения, сопротивление, пожалуй, чуть ли не большее, чем впоследствии русские оказывали Орде. Из летописей известно, каким репрессиям подвергали княжьи крестители и киевлян, и новгородцев, и всех остальных. По некоторым подсчётам, тогда за два-три года погибло около тридцати процентов населения Киевской Руси. Треть! Несомненно, это и привело к появлению множества пустошей и пожарищ на местах деревень, полей, священных дубовых рощ, на которых резвилось вороньё, и росли берёзы.
  Кстати, до "принятия" Русью христианство священным и любимым деревом славян-русов была как раз не берёза, а дуб. Именно в дубовых рощах стояли храмы богов, именно из дуба вытёсывались идолы. Дуб был вполне обычным деревом средней полосы, а дубовые рощи - вполне естественной деталью ландшафтов. Но припёршиеся из гниющей Византии греко-иудеи в рясах начали охоту и на славянских богов, и на дубовые рощи. И к заброшенным полям погибших за свою, русскую веру крестьян добавились и вырубки, и пожарища на местах священных рощ. Селись, берёзка!
  Русь до христианизации в других странах называли "Гардарика" - что означает "страна городов". Как ни странно, скандинавы, облазившие всю Европу вдоль и поперёк, так не называли больше никакую другую страну. И это неудивительно - на Руси тогда существовало более сотни городов, в отличие от других европейских стран. Мы были тогда, надо признать, впереди Европы всей - и даже впереди Византии, где города можно было пересчитать по пальцам. Но это было до принятия христианства и до нашествия берёз...
  После крещения Русь перестали называть Гардарикой - ибо наступило такое опустошение и отсталость, какого не знала, пожалуй, ни одна европейская страна того времени. Мы стали страной берёз, а не страной городов. Очень интересно, что народная память смогла за тысячу лет гнёта неоиудаизма сохранить и исконное, славянское отношение к берёзе, и память о своих настоящих богах. Хотя в народном фольклоре за эти десять веков и произошли заметные трансформации, возникли наслоения христианского типа - при желании всё равно можно разглядеть истинную душу народа, и его истинное отношение к берёзе.
  Сегодня берёза - одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В народной традиции берёза может выступать как "счастливое" дерево, оберегающее от зла, и как вредоносное, связанное с женскими демонами и душами умерших. Последнее, несомненно, указывает на то, тысячелетней давности отношение к берёзе славян, которое и было до христианизации.
  В народно-христианских легендах берёза - благословенное дерево, укрывшее Богородицу и Христа от непогоды (польское поверье) или св. Пятницу от преследований черта (русское). В принципе, и то и другое является бредом сивой кобылы, как и большинство христианских баек. В Палестине и Египте берёзы не растут, а св. Пятница, скорее всего, прятался на берёзе от чертей с большого перепою. Жаль, не сверзился он с неё - тогда, действительно, берёзу можно было бы уважать. Впрочем, "истинно русские патриоты" берёзку очень даже уважают - что ни аристократ, то по берёзке плачет и насаживает из них целые аллеи в своих имениях. В отличие от "тёмных и тупых" крестьян, которые с берёзами возле своего дома ведут беспощадную борьбу - видимо, ассоциируя генетически её с тем бедствием, через которое прошли наши предки. В Полесье, например, запрещается сажать берёзу рядом с домом, чтобы на хозяев не напали болезни, или чтобы не вымерла семья. Похожее отношение я наблюдал и на Псковщине, и в Ярославской области, и во многих других регионах. На Русском Севере места, где когда-то росли берёзы, считаются несчастливыми, на них никогда не ставят дом. Даже в Карпатах верят, что если женатый мужчина посадит берёзу во дворе, то кто-нибудь из семьи умрет. Так же очень часто берёза считается "русалочьим" деревом, и деревом, связанным с нечистой, злой силой. Как видим, отношение народа к берёзе не столь умилённо-однозначное, как можно было бы ожидать, начитавшись Тютчевых, Есениных и прочих Буниных. Интеллигенция и аристократия, несомненно, любят берёзу, и эта любовь к дереву-символу смерти великой страны, какой, несомненно, была когда-то Русь, к символу векового запустения и порабощения самой души русского народа чуждой ему религией, безусловно, говорит об истинном лице этих берёзолюбцев, об их реальном отношении к России. Учились бы у крестьян - и Родину любить, и историю помнить...
  Впрочем, народ, хотя берёзу и недолюбливает, и опасается её даже, всё-таки находит ей прекрасное утилитарное применение. Берёзовые веники прекрасно вытягивают усталость из тела в бане, а превратившись в голик, становятся отличным подметалом. Под берёзу знахари выплёскивают воду после заговоров - чтобы она забрала в себя болезнь. Под благородное дерево, не приемлющее зла, болезни скидывать бесполезно - вот берёза и работает в народном целительстве по своей "специализации". Берёзовые дрова - прекрасное топливо, очень даже калорийное. Уголь из берёзы - один из самых лучших, не только прекрасно горит, но ещё и очищает жидкости, в том числе и самогон. На лопатах и палках из берёзы летают по ночам ведьмы, если у них нет под рукой дельтаплана или вертолёта. Столярные поделки из берёзы прочны и долговечны, береста не только прекрасная растопка - но и замечательный материал для кубышек, банок и т.п. вещей.
  На троицу крестьяне ходят в лес, срубают берёзовые ветки и молодые берёзки, и втыкают во дворе - чтобы "счастье было, а несчастье отвалило". Это, пожалуй, единственный день в году, когда такое действие не приносит зла в дом. Потом эти же ветки кладут под сено - говорят, что тогда в сене не заведутся ни мыши, ни крысы. Вроде бы, действительно, не заводятся...
  А вот в строительстве берёза практически бесполезна - разве что для внутренних, отделочных работ. Гниёт она очень быстро, любое берёзовое бревно превращается в труху за год-два, а то и быстрее. Так что - не верьте тем сказкам-рассказкам, где кто-то строит дом или корабль из берёзы. Такой ляп, кажется, допустил даже Толкиен.
  Если рассматривать берёзу и все её свойства с эзотерической точки зрения, то можно легко определить её принадлежность к разновидности "мёртвых деревьев", или "деревьев смерти". Её качества аналогичны качествам мёртвой воды, останавливающей жизненные процессы, забирающей хвори, очищающей от примесей и заразы. Фактически, берёза - дерево смерти, но никак не дерево жизни. Примечательно, что в восточных традициях - Китай и Япония - оно так и есть! Причём там берёза символизирует смерть благодаря именно белому цветы своей бересты. Белый цвет в восточной традиции - это цвет смерти, в отличие от традиций наших. Китайцы и японцы, что примечательно, избегают берёз ещё больше, чем наши русские крестьяне. Не просто так, надо полагать.
  Потому, что история страны, где берёз очень много, вряд ли может порадовать.
  
 []

Оценка: 1.88*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"