Небольшой маркетинг. Фрагмент из повести "Литагент"
Как человек со стороны, пытающийся понять принципы деятельности книжного рынка в России (СНГ), планомерно и целенаправленно собираю информацию, факты и тенденции.
До создания модели поведения на этом рынке автора, прежде всего - себя, ещё далеко, но уже есть какие-то наработки и промежуточные результаты. Которыми хотел бы поделиться с представителями части книжного рынка, именуемым - сегмент производства. То есть - авторы литературных произведений.
Для чего?
Для расширения диапазона мнений. Для понимания.
Итак.
Главная беда книжного рынка - это отсутствие инфраструктуры. Не будем останавливаться на причинах. Они - всем известны. Плановое ведение "советского хозяйства" и "диктатура большинства".
Что я подразумеваю под словами - инфраструктура книжного рынка.
Есть - производство, система сбыта и потребитель. Они - должны быть замкнуты между собой. Только тогда - возникают экономическая эффективность и рыночные механизмы регулирования. Спрос - потребность.
Составные части всей этой замкнутой цепочки - и есть инфраструктура любого рынка.
Книги.
Современное состояние - Россия.
Производство - это автор и издатель.
Система сбыта - издатель и торговля.
Потребитель - торговля и население.
Современное состояние - Европа и остальные рынки "со стажем".
Производство - литературный агент и издатель.
Система сбыта - торговля.
Потребитель - население.
Почувствуйте разницу.
Разумеется, взгляд - обобщённый и не претендующий на абсолютную объективность.
Но...
Посмотрим подробнее на российского издателя, так как торговля - она более восприимчива к влияниям колебаний рынка и способна быстро адаптироваться к изменениям на этом самом рынке.
На мой взгляд сегодня в России существует три типа издательств.
2. "Быстрые капиталисты" - сумевшие занять определённые ниши на рынке.
3. "Бытовые коммерсанты" - пытающиеся использовать явные возможности книжного рынка.
И у всех у них - полностью отсутствует понимание себя, как составной части общей инфраструктуры рынка.
Первые - считают себя основой этого рынка и поэтому - имеющими право диктовать свои правила.
Вторые - считают себя движущим механизмом этого рынка, так как успели добиться определённых финансовых результатов и убедились в правильности своей стратегии.
Третьи - находятся в постоянном поиске.
Где тут автор?
Нет его. Не до него. Не до - Культуры. Не до - Литературы.
Только - станок для написания текстов. Средства производства.
Рынок.
Поэтому. На книжных рынках "со стажем" - автор, практически выведен из процесса производства.
Литературный агент - представляет интересы автора, создавая возможность автору - не быть механизмом рынка. А - оставаться только лишь творческой его основой.
И - потребитель, являясь основой спроса, через имеющуюся систему взаимодействия со структурой сбыта - диктует всей цепочке инфраструктуры книжного рынка свои запросы и потребности.
Вот.
Но не буду расписывать прелести существующих рыночных технологий. Обстоятельства и существующая реальность - не приемлют простого копирования. Лишний труд.
Сейчас - меня интересуют причины существования главного "тормоза" книжного рынка России - издательств. Так как поняв эти причины - можно найти собственные пути преодоления этих препятствий.
Вернёмся к моей градации издательств.
Во всех издательствах - существует проблема поиска авторов. В то же время - почти у всех авторов существует проблема поиска возможностей издаться.
Противоречие.
Нонсенс и чудовищный бардак.
У первых - почти что годовые издательские планы, тонны рукописей, которые ожидают своей очереди. Сумасшедшие суммарные тиражи...
И постоянная нехватка оборотных средств. Загадка?
У вторых - сроки рассмотрения рукописей немного покороче. Десятки тонн рукописей и заявок. Тиражи - ещё больше...
Проблемы с эффективным использованием прибыли. Ребус?
У третьих - минимальные сроки рассмотрения заявок. Постоянный стресс от конкуренции. Центнеры рукописей. Скромные и редкие тиражи. И постоянная нехватка финансирования. Тайна?
Спрос и покупательская способность на книжном рынке - оценочно, могут десятикратно покрыть все финансовые амбиции всех издателей в России, все накладные расходы на производство, маркетинг авторов и организацию сбыта продукции.
Чудо?
Нет.
Просто смещены акценты.
Издательство, в своей деятельности ориентируется не на спрос (реальный спрос), не на тенденции в творчестве авторов, и не на возможности системы реализации.
По степени важности - читатель, автор, торговля.
Увы.
Только - на свои узкопрофессиональные критерии. Наличие финансов, качество бумажной продукции и рекламные действия.
Станок. Деревопечатающий, бумагообрабатывательный с дармовым приводом и гигантской эффективностью выпуска готовой продукции - но Станок.
Поэтому...
Вспомните Чарли Чаплина и его конвейер.
Какие-то гайки нужно не закручивать - а откручивать. Или - создавать свои механизмы.
Достаточно иронии и копания в реалиях книжного рынка.
Каким образом - весь это рынок может существовать? И удовлетворять спрос на Литературу, задействуя максимальное количество авторов.
Нужно создавать институт Литературных Агентов.
Агентств.
Литературный агент - бегает по полю, вспаханной и не вспаханной нивы творчества, чётко представляя себе интересы различных читательских аудиторий, и ищет авторов, которые творят - в расчёте именно на эти читательские аудитории.
Как?
Методом проб и ошибок. Маркетинговых исследований. Пробных продаж. Читательских мероприятий. Опросов, анкет, игр и т.п.
Работая и зарабатывая свой капитал - реального спроса читателя.
Имея такой капитал - можно начинать его расходовать. Вкладывать в авторов.
Не деньги. Деньги дадут те, кто нуждается в их приумножении. Банки, инвесторы, спонсоры...
Автору же - нужно создать условия для свободного (от бизнеса) творчества.
Это будет инвестиция Литературного Агента - в Автора.
Далее. Типография и система реализации. Или - издательство, которое уже содержит в себе и то и другое. С издательством - выгоднее. Оно может также инвестировать, но уже в произведение, а не в Автора.
Хотя и с типографией и с сетью реализации продукции - можно договориться об оплате "по реализации". Тут есть варианты для "своего" творчества у Литературного Агента.
И вот. Наступило - светлое будущее. Чудо - свершилось.
Читатель - читает именно то, что он и хотел бы прочитать. Купив, разумеется эту книжку.
Круг замкнулся.
Все инвесторы - получают удовлетворение от эффективно проделанной работы и...
Доход.
Автор - стимул и средства для творчества.
Литературный Агент - отметку в своём рабочем графике, что ещё один проект - реализован и средства для дальнейшей деятельности.