Томмазо Йорко : другие произведения.

Томмазо Йорко. Дань Сатпрему

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ответ Томмазо Йорко на книгу Л. Вене "Крушение иллюзий".


Битва Земли

-- Дань Сатпрему --

  
   Томмазо Йорко
  

(Перевод с английского:

А.)

  
   Что может сделать возмущение единственного человека
   против целой толпы стервятников?
   Прометей, что ты думаешь об этом?
   Ты, кто должен быть "храним" самим своим именем!
   Каким образом одно человеческое существо может опрокинуть смертельную судьбу целого вида, если те, кого он хотел спасти, безжалостно восстают против него?
  
   Я чувствую потребность внести в это письмо некоторые личные размышления, явившиеся результатом чтения работы "Крушение Иллюзии" некоего г-на Люка Вене.
  
   5 декабря 1950 Шри Ауробиндо оставил нас -- не рассказав нам о своей Тайне. Бесполезно было объяснять: "ученики" не поняли бы (он Сам так сказал).
   Мать -- его боготворящая Сила и конкретное Воплощение -- сразу же встала на его тропу и мало-помалу раскрыла Тайну, разрабатывая ее в деталях.
   Чудовищная Тайна, которую Мать решила доверить тому, кого она назвала Сатпремом.
   Поэтому неудивительно, что после похорон Матери доверенные лица Учреждения, претендующие быть единственными глашатаями Шри Ауробиндо и Матери, предприняли все, чтобы предотвратить публикацию этого Сокровища и напасть на Сатпрема, этого беспокойного свидетеля двадцати трёх лет исследований в сознании тела этой бесстрашной Путешественницы.
   Цель была только одна -- спасти записи Агенды и опубликовать 13 томов, из которых она состояла -- так что Сатпрем, питающий отвращение ко всем видам институтов, вынужден был создать так называемый "I.R.E." ("Институт Эволюционных Исследований").
   "Я проводил свою жизнь, находясь вне всех институтов, какими бы они ни были. И я даже ушёл в леса, потому что не хотел никаких законов и правил" -- так он вкратце делится с несколькими своими друзьями из Ауровиля (Заметки Апокалипсиса, т. 1, 10.11.1975)
   Но у судьбы, как мы знаем, есть чувство юмора. Сатпрем сам боролся, чтобы воспрепятствовать руководителям "Общества Шри Ауробиндо" и членам административного совета "Ашрама Шри Ауробиндо" превратить их существование в Церковь после ухода Матери. И это при том, что и Шри Ауробиндо, и Мать решительно и неустанно твердили, что религии, старые или новые, не имели никакого отношения к их Работе по Трансформации Земли, и что Ашрам был в лучшем случае -- то есть, когда они еще присутствовали в физических телах -- "эволюционной лабораторией" или, еще лучше по дословной цитате Матери "моделью сопротивления земли ее собственной трансформации"; после их ухода, согласно тому, что Шри Ауробиндо сам написал в письме, "Ашрам больше не будет иметь никакого смысла".
   Это -- то, почему Сатпрем после организации IRE обнаружил себя захваченным удушающими щупальцами очередного Института, который в самое короткое время будет стремиться вырезать свой маленький кусочек силы, жертвуя Идеалом на алтаре оппортунизма. Другим словами, это заговор старой игры, часто повторявшейся в ходе истории человечества: попытка поймать истину в ловушку в пределах четырех стен церкви и похоронить ее среди страниц писаний, признанных священными.
   Как мы знаем, через несколько лет люди, отвечающие за IRE, превратились в специфическую группу догматических держателей "Истины" (некоторые с тревожной наивностью, другие с бесстыдной и пагубной самонадеянностью). Думая о себе, как о вооруженных Словом, они выносили приговоры и разглагольствовали, пытаясь любым возможным образом привлечь внимание Сатпрема, ожидая почестей и признания, и возможно, даже привилегированного положения рядом с ним, как лояльные и бескомпромиссные "рыцари Матери", на неком уединенном крошечном островке. Они даже пытались изгонять (используя низкие и клеветнические манипуляции) тех, которые посмели угрожать их репутации и их положению представителей Истины.
   Но Сатпрема нельзя было обмануть так легко.
   Всякий раз, чувствуя опасность сектантства в пределах организации (то есть, довольно часто!) он решительно вмешивался, дабы предотвратить любую попытку превратить Революцию в догматическое и бесполезное Движение. Он дошел даже до чрезвычайного АКТА ЛЮБВИ, выбив землю из-под ног всех его УСТРЕМЛЕННЫХ ПРЕЕМНИКОВ, разрушающих IRE изнутри и превращающих его в абсолютно пустую шелуху (что и побудило г-на Люка Вене в его "Крушении Иллюзии" вопрошать в изумлении: "Почему эта маленькая группа вокруг Сатпрема была уничтожена, разрушена таким образом?"). Впоследствии, 9 апреля 2007, Сатпрем падает от усталости и истощения с осознанием успешно выполненной задачи, но оставив незавершенной его попытку изгнать бессмысленную смерть из ткани нашей так называемой жизни. Меньше чем через месяц (4 мая 2007) возлюбленная Суджата, та, кто говорила ему: "Вы знаете, что Ваша любовь является единственной вещью, которая держит меня в этом теле?" (Заметки Апокалипсиса, т.1, 15.6.1976), последовала за ним.
   И вот -- слишком предсказуемые в своей низости, даже с их умением выбрать нужный момент -- эти же самые бывшие представители IRE, после годов скрытного существования и вынашивания своих обид (или, говоря словами г-на Вене из "Крушения Иллюзии", полных множества "тревог и разочарований, которые выросли между нами в течение нескольких лет") всплывают в центре внимания, чтобы предоставить их собственную версию событий. Не перестаешь удивляться и вопрошать, а чего же они, собственно, хотят получить. Что движет ими? Возможно, это их попытка самооправдания и реабилитации? О них, этих джентльменах, было сообщено почти как о без вести пропавших, но теперь, когда Сатпрем больше не может ответить, смотрите, как они выскакивают в-открытую, чтобы написать все, что ни пожелают, и дать выход своему негодованию. Наконец-то они могут использовать свои чернила, чтобы испачкать того, кто глубоко их любил и хотел видеть их свободными от тьмы; тьмы, инструментами которой они сегодня решили стать.
  
   Но, по правде говоря, что ответил бы им Сатпрем? И прежде всего задаешься вопросом: ответил бы он им вообще?
   Не только Мать и Шри Ауробиндо, но и Будда и Вивекананда не имели привычки отвечать на обвинения, направленные против них. Они знали, что их Дело будет жить, несмотря ни на что -- и те, кто выказывает им свои злобные обиды, останутся похороненными под слоем их собственной озлобленности. Вивекананда однажды так и сказал своему другу, который просил его дать отпор обвинениям случайного хулителя, что "слон не позволяет себе пугаться рева осла, бегущего позади него"!
  
   К тому же мы знаем, что когда настоящий друг говорит нам, что он думает о нас, то гораздо легче оскорбиться и закрыться в собственной раковине, вместо того, чтобы задать вопрос самому себе и предпринять попытку прыгнуть вперед, дабы выбраться из наших узких границ. Легко действовать как обвинители, как защитники Истины, когда обвиняешь других (зовут ли их Иуда или Пранаб). Но когда приходит наша очередь смотреть на себя против света, это -- совсем другая история! Мы готовы признать -- потому что мы скромны, спасибо Богу! -- то, что мы ограниченные существа, возможно, даже полны гнойных нарывов, и все же, когда кто-то указывает на нашу опасную язву, даже с намерением излечить ее, мы хватаем его за горло и готовы убить, обвиняя его во множестве самых отвратительных клеветнических действий.
   Г-н Люк Вене в своей недавней работе, названной "Крушение Иллюзии", обвиняет Сатпрема -- очевидно, ПОСЛЕ ЕГО УХОДА, как и следует трусливому представителю -- в серии предполагаемых гнусностей, одна из которых -- назначение себя посредником Матери.
   Мы знаем, что в действительности Сатпрем никогда ни на что не претендовал, он известен не как Аватар, не как Вибхути, фактически даже не как Гуру, но как простой человек среди людей. Его горящая искренность заставила его предпринять путь, изобилующий препятствиями и трудностями, который больше не нес в себе никаких человеческих черт, полагаясь исключительно на помощь и Милость Матери. Фактически, это единственная сила Сатпрема: интенсивная, сознательная и все более и более полная сдача в руки Матери и Шри Ауробиндо. Или, если хотите, в руки Божественного.
   И при этом Сатпрем никогда не стремился скрыть свои собственные человеческие ограничения и недостатки. Он называл себя не более, чем "секретарем Матери" (что было бы трудно оспорить), в то время как его хулитель яростно выступает против него со всей злобой своего малодушия.
   Но, как они говорят, во всем есть предел приличия. Фактически вызвать самоубийство Патриса Маро и связать его с Сатпремом, так или иначе считая его ответственным (вопреки тому, о чем Патрис непосредственно ясно заявил в своем последнем из существующих писем к своей жене), - сие заставляет полагать, что г-н Люк Вене, возможно, раз и навсегда потерял тот самый свет разума, который, как он признает, слишком часто спасал его в ходе всей его жизни.
   Но так и неудовлетворенный, г-н Люк Вене идет еще дальше, взваливая на Сатпрема определенную ответственность за смерти Мишелин Этевенон, Кейя и бог знает кого еще. Относительно последней, которая заболела во время пребывания в Соединенных Штатах, г-н Вене признает, что абсолютно не сознавал проблемы Кейя и что до самого конца не обращал на нее ни малейшего внимания, полностью игнорируя ее ужасное психофизическое состояние -- "поглощенные спешкой нашей повседневной деятельности, мы были не способны разглядеть признаки депрессии в ней, и когда мы узнали о ее реальном состоянии, было уже слишком поздно" (Крушение Иллюзии). И тем не менее, по мнению г-на Вене, Сатпрем (который жил в Индии) является единственным, кто ответственен за смерть Кейя! Именно он, этот мефистофельский стратег, управлял бесхитростным и добрым духом, он ввел в заблуждение эти чистые души, этих невинных, потерянных овец, начисто лишенных доброй воли и здравого смысла, и привел их к полному крушению. Как беззащитные младенцы, они были околдованы обаянием параноика, сильной воле которого они слепо поддались с жалкой наивностью. Отчет г-на Вене (сопровождаемый хором аплодисментов небезызвестного Бони Менато), являющий собой нечто большее, чем правдоподобное обвинение против Сатпрема, представляется таким образом актом весьма в дурном тоне, ужасным и грубым менуэтом лжи и клеветы, омерзительной и нереальной мелодрамой, изобретенной в отчаянной попытке загрязнить память Сатпрема.
  
   Весь отчет г-на Вене имеет тот же самый странный аромат сомнительной исповеди, которая выдает определенное само-признание безответственности, выбора, сделанного незрелым индивидуумом на эмоциональной волне, человека, разрываемого постоянным состоянием нерешительности и нуждающегося в сильной фигуре, способной одарить его уверенностью. Этот бедный, беспомощный ребенок по имени Люк Вене примкнул к Сатпрему, даже не пытаясь удостовериться, было ли это на самом деле правильным решением для него. Таким образом, он разработал пагубную формулу, которая привела его к самоуничтожению, оказавшемуся намного более печальным, чем то, свидетелем которого являлся бедный Патрис Маро. Его полный отчет постоянно выдает его беспокойство. Сам г-н Вене предоставляет свой лучший психологический набросок, когда он признает в себе состояние "глубокой внутренней двойственности, скрытой шизофрении, где часть моего существа отчаянно пыталась спасти то, что еще можно спасти, хватаясь за любую возможность" (Крушение Иллюзии).
   Кто вообще просил г-на Вене, или кого-либо еще, взваливать ответственность за его собственный духовный путь на Сатпрема? Конечно, не Сатпрем!! Разве этот г-н Вене не имел своей головы, своего сердца, своей воли? Он был околдован, очарован, или он испытывал недостаток в способности различать, которая крайне важна для того, чтобы встать на какой-либо путь? А сейчас, кто сейчас сохраняет господ Вене и Менато очарованными? Или они считают себя наконец свободными от "Сатпремовской иллюзии", и ободренные той же самой бескомпромиссной искрой прозелитства, которая сделала их печально известными во времена заботы об IRE, сейчас они жаждут помочь всем тем, кто все еще бредет ощупью во тьме заблуждений.
  
   В своих комментариях к "Крушению Иллюзии" г-н Бони Менато в-основном одобряет все замечания г-на Люка Вене, но он также пытается взлететь еще выше, разливая потоки нравоучительных замечаний. Я еще помню время, несколько лет назад, когда г-н Менато оскорблял и изгонял тех, кто покупал книги Шри Ауробиндо, опубликованные Ашрамом: по его словам, нельзя давать деньги "Врагу"; Агенда Матери должна быть единственным материалом для чтения, как новая Библия, в сравнении с которой любая другая книга должна быть принесена в жертву и брошена в огонь. В настоящее время и он, и г-н Вене, взявшись, наконец, за ум, обвиняют Сатпрема в наличии параноидального отношения к Ашраму и всему миру, тогда как очевидно из его писем и его действий, как глубоко Сатпрем уважал сотни искренних Ашрамитов, составлявших для него истинный Ашрам, и благодаря которым у самого Ашрама все еще была причина существовать; не говоря уже о том, с какой осторожностью он всегда решал дифференцировать эти искренние индивидуальности от небольшой группы менеджеров и "владельцев" Ашрама, которые попытались создать выгодное предприятие с какими-то собственными темными намерениями.
  
   Было бы абсурдным пытаться опровергнуть клеветнические заявления господ Люка Вене и Бони Менато. Мы, однако, поражены их попытками рыться в Агенде Матери и переписке Шри Ауробиндо с Дилипом (и ранней, и более поздней, опубликованной благодаря непосредственному участию Суджаты и Сатпрема), в поисках каких-то корыстных подтверждений их догадок.
   По сути, они заявляют: "Шри Ауробиндо и Мать любили всех, и их сострадание охватывало все, тогда почему Сатпрем отдалил нас от себя, вместо того, чтобы брать пример с них и вести себя как они?" Эти бедные души не помнят или не знают о бесчисленных случаях того, когда Мать и Шри Ауробиндо были вынуждены резко отказывать некоторым лицам, включая бывшего мужа Матери Поля Ришара; брата Шри Ауробиндо (Барина Гхоша); некую английскую леди, обвинявшую Мать в том, что она "самая опасная женщина в мире" просто потому, что Мать помогла ей осознать ее собственную внутреннюю ложь (точно так же, как это сделал Сатпрем с господами Вене и Менато!!); мусульманина, который после нескольких лет проживания в Ашраме, внезапно охваченный фундаменталистским отвращением, попытался силой заставить своего родного брата оставить Мать и Шри Ауробиндо во имя Аллаха (в этом случае Шри Ауробиндо даже был вынужден обратиться к юристу). Я просто упомянул наиболее сенсационные и известные случаи.
   Учитывая все обстоятельства, мне кажется, что господа Вене и Менато проецируют на Сатпрема -- может быть, даже бессознательно -- те самые импульсы, которые с наибольшей вероятностью принадлежат им самим.
  
   Несколько лет назад (точнее, 22 октября 1999), я написал Сатпрему, чтобы сообщить обо всем моем отвращении к фанатичному, высокомерному и догматичному отношению, которое представители IRE начали проявлять начиная с восьмидесятых. В отличие от г-на Люка Вене, сообщающего, что он попал в некое болезненное сочувствие, несущее в себе "росток всех психических опасностей" ("Крушение Иллюзии"), я во всех своих жизненных колебаниях всегда сохранял равновесия между страстью и рассудком. Поскольку я никогда не выносил любых видов Манихейства (тогда как г-н Вене не раз признается в том, что он стал "маленьким верным джихадистом"), и поскольку я никогда не помещал Сатпрема на пьедестал, но чувствовал в нем братское и искреннее человеческое существо, я ни в малейшей степени не стеснялся доверить ему свои серьезнейшие сомнения относительно создания так называемого IRE, которому, по моему мнению, было предназначено рано или поздно превратиться в сбившегося с пути монстра. В своем длинном письме я без малейших колебаний сравнил Ашрам с Католической Церковью, а IRE с Протестантской, добавив со всей честностью, что не знаю, какой из этих двух является худшим или более фанатичным и высокомерным! В частности Римский IRE, возможно, из-за его близости к Ватикану или более вероятно, из-за натуры его руководителей (господ Бони Менато и Давида Монтемурри), особенно выделялся своим высокомерием, грубостью и нетерпимостью.
   В ответе Сатпрема (датированном 22 ноября 1999) ощущается вся сладость и расположение существа, которое ИСКРЕННЕ ЛЮБИТ (очень отличающегося от того мрачного и циничного человека, каким его хулители сейчас пытаются его выставить, наиболее вероятно по их собственному подобию!) Поэтому стоит процитировать упомянутое письмо полностью, учитывая выводы, содержащиеся в нем, а также тот факт, что оно находится на одной и той же длине волны, что и предмет моих собственных размышлений:
   "Томмазо, дорогой брат, ваше письмо очень тронуло и меня, и Суджату, и Мишелин и в то же самое время я снова погрузился в это прошлое и эту рану, которую мы нанесли тебе -- это было время Сражения, серьезного Сражения за Будущее Земли, и надо было пользоваться инструментами, которые имели возможность или хотели служить этому величайшему Посланию. К несчастью, в этих человеческих сложностях происходит так, что инструменты следуют некоторое время по пути, затем маленькое человеческое эго раздувается и разрушает само себя. То, что случилось с Давидом -- старая история, которая часто происходит.
   Без сомнения, эта рана в тебе имеет свой позитивный смысл -- так мы работаем в жизни, этой ночной жизни, получая рана за раной в нашу старую кожу, постепенно лишаясь покровов и расширяясь. Так как эта Новая Сила всегда движется вперед и хочет обязать людей обнаружить их собственную Божественную Реальность.
   Я счастлив, что ты коснулся этой реальности в своей жизни, это милость.
   В действительности, всё является милостью в этой несчастной жизни, если мы знаем и можем воспользоваться старыми ударами и старыми препятствиями, чтобы вырвать из рук Врага новую победу и открытие чего-то более великого в этом мире и для этого мира. Мы в трудном переходном периоде старого вида, который должен измениться или исчезнуть. Мы молимся за это чудесное Изменение, посеянное Матерью и Шри Ауробиндо в этой старой мятежной Земле, и наше лучшее средство служения состоит в том, чтобы работать над нашим собственным изменением.
   Я с тобой в этой Чудесной Любви, которую Они посеяли здесь.
   Суджата почувствовала чистоту твоего сердца.
   Мы вместе в Сражении Земли.
   Сатпрем".
  
   Это -- Сатпрем. Это его полная прозрачность и его необычайная чувствительность. Его книги переполнены состраданием и любовью (не случайно последняя из его опубликованных работ, датированная 6 апреля 2002, называется "Философии Любви"), и конечно же, это не тот неуклюжий писака и ПОЛНЫЙ НЕВЕЖДА, описанный его смешным разочарованным эпигоном, старающимся стереть память о нем в тех, кто всегда видел его в истинном свете: не как "посредника" Шри Ауробиндо или "представителя" Матери, но как ДОРОГОГО БРАТА, полностью посвятившего себя Работе Матери и Шри Ауробиндо без каких-либо требований. Не как святое изображение для поклонения и не как модель для подражания -- ибо каждый из нас уникален и обладает привилегией осуществить свое собственное уникальное путешествие (приняв на себя всю ответственность за него) -- но скорее, как личность, заслуживающая самого искреннего уважения и самого глубокого почтения, какое может заслужить тот, кто способен пожертвовать собой с такой безоговорочной отдачей.
  
   Однако, возвращаясь к исповеди г-на Люка Вене, я нахожу весьма примечательным отметить, как он позволяет всплыть одной вещи, а именно, его настоящим чаяниям, которые были в основе его сотрудничества с Сатпремом:
   "Разве не было это фактически идеальным шансом быть рядом с истинной земной Работой Матери и Шри Ауробиндо, со всеми надеждами на личные достижения, которые такая работа влечет за собой? Короче говоря, надежда выйти за пределы анонимности рядового кандидата и войти в волшебный круг Избранных" ("Крушение Иллюзии").
   В конце концов, г-н Вене добирается до сути: по его собственному прямому признанию, именно это и было его истинным стремлением! Но тогда, как Сатпрем мог держать возле себя индивидуума столь наивного и ужасно самодовольного?
  
   В этой связи, расширяя дискуссию, нельзя не сдержать удивления по поводу того, почему же Сатпрем все таки принимал таких людей в ряды своих сотрудников...
   Здесь, однако, стоит опасаться любого рода манихейства с нашей стороны (в отличие от г-на Вене, который фактически признается, что именно так и поступает). Люди не делятся на "хороших" и "плохих". Каждый из нас имеет -- в соответствующей степени и в противовес его истинной части -- более темные стороны, которые должны быть обнаружены и преобразованы. Жизнь предложила г-ну Вене, как и каждому из нас, изумительную (или безжалостную, но тем не менее, драгоценную) возможность для роста. К сожалению, невозможно добиться никакой эволюции, не сталкиваясь со всевозможными препятствиями и опасностями. Это зависит от искренности в каждом из нас, чтобы либо пройти испытание при помощи и поддержке Высшего, либо влачить жалкое существование в нашей низшей природе, цепляясь за Тьму, неискренность и отвратительнейшие стремления разросшегося Эго.
  
   Сатпрем, конечно же, не мог знать заранее, преуспеют ли его сотрудники в том, чтобы преодолеть свою темную сферу и затем выйти в безграничный, сверкающий простор. Но так как они фактически предложили сотрудничество, жизнь предоставила каждому из них величайшую возможность сделать существенный скачок в осознании. Скачок, который, к сожалению, мог превратиться в жестокое падение. Это те опасности продвижения, с которыми каждый их нас хорошо знаком -- они не замедлят появиться, когда какие-либо вредоносные амбиции скрыто тлеют в нас, и ищущий не имеет мужества и сил взглянуть им в лицо, избавиться от них, ПРЕДЛОЖИТЬ их.
  
   Это происходит не впервые, когда инфантильные и незрелые индивидуумы взваливают свои нелепейшие, а иногда даже отвратительнейшие, ожидания на какого-то человека (назовем его Сатпрем или любым другим именем), и когда он разочаровывает их, они находят убежище в уголке и дуются в молчании, точь-в-точь как избалованные маленькие дети, ждущие подходящего момента, чтобы отомстить. И КАКОЙ МОМЕНТ, ВЫБИРАЕМЫЙ ТРУСАМИ ДЛЯ СВОЕЙ МЕСТИ, ЯВЛЯЕТСЯ НАИЛУЧШИМ, ЕСЛИ НЕ ТОТ, КОГДА ОБЪЕКТ ИХ МЕСТИ БОЛЬШЕ НЕ МОЖЕТ ОТВЕТИТЬ?
  
   Как Сатпрем мог принимать участие в своей работе -- которая была совершена по-настоящему бескорыстным образом, для всей планеты и для всех человеческих существ -- с сотрудниками, готовыми нанести удар в спину при первой же возможности?
  
   И в завершение с благодарностью двум моим дорогим братьям, а именно, Суджате и Сатпрему: от имени всех искренне ищущих я благодарю вас обоих от всего сердца за то, что вы разоблачили мошенников, прежде чем уйти со сцены. Оставленная в их руках, без вас, вся Работа превратилась бы в очередную непреклонную, высокомерную, ужасную церковь с ее папами, епископами и послушниками и всеми теми, кто страстно стремится навязать Новый Мир с помощью кольев и святой инквизиции!
  
   Возможно, некто скоро будет вынужден проглотить свою собственную рвоту.
  
   Томмазо Йорко
   10 июля 2007
  
   П.С. Ниже вы найдете гиперссылки на некоторые выражения солидарности, полученные от нескольких братьев и сестер. Мы надеемся, что множество других любящих друзей Сатпрема и Суджаты, как и множество других людей, побуждаемых их истинной любовью к Матери и Шри Ауробиндо, решат присоединиться к нашему обращению (написав нам по почте: info@arianuova.org)
   http://www.arianuova.org/arianuova.it/arianuova.it/Components/English/A9-zSAT1E.html
   Прозелитизм -- стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"