Старощук Валерий Алимович : другие произведения.

Маска

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Маска

  
   Первый раз я надел маску в детском садике, если не ошибаюсь, это был зайчик. Удивительно было смотреть в зеркало и видеть вместо знакомого, уже полюбившегося лица плюшевую мордочку косого. Маска не закрывала все лицо, оставляя открытыми рот и подбородок. Вместо глаз зверюшки в темноте отверстий поблескивали мои глаза, словно они были внутри животного. Согласитесь, длинноухий с человеческой душой - нонсенс, ведь обычно бывает наоборот.
   Затем были другие маски, но я их уже не помню, так как еще в садике овладел искусством носить маску на лице, причем для этого не нужны были картон или резина, требовалось лишь желание солгать, понравиться или казаться кем-то другим. Со временем умение оттачивалось, маски быстро сменялись незаметно для постороннего взгляда. Иногда приходилось репетировать перед зеркалом в особо важных случаях, правильно подбирая выражение лица или смену настроения. Вокруг люди занимались тем же: носили маски, практически не снимая, иногда по нескольку штук сразу. Эта многослойность позволяла быть готовыми практически к любой жизненной ситуации, запутывая себя и окружающих настолько, что хорошая игра в отношениях ценилась выше искренности чувств. Видя, как человек вдруг демонстративно сбрасывает маску, я уже не обманывался и понимал, что вряд ли вижу настоящее лицо. Заметил также, что люди часто не хотят его знать, - маска бывает намного привлекательней, и с ней всегда есть оправдание для поступков.
   Многие думают, что истинное лицо, сущность человека проявляется, когда он спит. Это не так. Лицо спящего взрослого человека совсем другое. Оно часто набухает от прилива крови, прячется под маской сна и, как правило, лишено интеллекта и выразительности. Сфотографируйте себя спящим и вы все поймете без лишних слов. Лица детей во время сна спрятаны под маской ангела. Должен заметить, что лучшей защиты не бывает.
   Другие полагают, что сущность человека проявляется в момент смерти, отсюда и желание сохранить этот образ, приведшее к ремеслу создания посмертных масок. Видел их много, но практически на всех запечатлена не истина, а лик смерти. Он завораживает людей, пугает своей неизбежностью. Что касается нашумевшей посмертной маски молодой девушки, тело которой обнаружили в реке Сена под Парижем в конце 19-го века, то у специалистов мнение однозначно: это всего лишь красивая легенда, а слепок сделан с живого человека. Маска была настолько популярна в Европе, что ее стали тиражировать и сравнивать с ликами святых. Для целого поколения особенно в Германии образ юной девушки стал образцом красоты и подражания. Хотя, если присмотреться, то здесь также угадывается лицо смерти. Впрочем, при желании его можно увидеть в каждой маске. Это неудивительно, так как это последняя защита на нашем лице, которая скрывает удивительную тайну происходящего с нами потом...  []
   Второй раз я надел настоящую маску во время празднования Нового года и даже просидел в ней полночи с друзьями по институту. До сих пор помню неприятный запах клея и краски, которым приходилось дышать, и пот, покрывший все лицо. Сделать маски мы с другом задумали давно, и вот представился случай всех удивить. Технология изготовления была проста. Налепили на трехлитровые банки пластилин и вылепили, кто во что горазд. Потом, сделав папье-маше, раскрасили гуашью и акварелью. Маски вышли страшными: одна напоминала меня в старости (так мне тогда казалось), другая - воплощала образ улыбающейся старухи с припухлым, синим лицом. В них мы производили жуткое впечатление, при этом огромное количество знакомых хотели примерить их на себя. Тогда я не придал этому значения, но сегодня понимаю, что сильное желание примерить маску есть возможность проявить свое истинное лицо, как бы это парадоксально ни звучало. Именно там, под картонной маской, прячется от постороннего взгляда наша сущность, которую мы порой не показываем годами.
   В то же время мы попытались разыграть вахтера студенческого общежития, придя на новогоднюю дискотеку. Я был в маске и для большего эффекта надел на голову меховую шапку и закутал шею шарфом. Охранник так ничего и не понял, только на мгновение мелькнул ужас в его глазах, но алкоголь, который был принят по случаю Нового года еще с утра, сделал свое дело, притупив чувство страха.
   Отталкивание и страх вызывают почти все маски. Очевидно, есть много причин для этого, но одна из них, как мне кажется, - искренность маски. Общаясь с собеседником, наблюдаем, как быстро меняются маски на его лице в зависимости от выражения нашего и наоборот. У большинства это происходит практически бессознательно, по определенным правилам. Стоит нарушить порядок и надеть другую маску, как тут же услышите в ответ: "О чем ты думаешь?", если вы интересны собеседнику, или "Да ты меня совсем не слушаешь!" - от эгоиста. А вот маска не меняет своего выражения, что бы вы ей ни говорили. Вы можете кричать, плакать, дразнить ее, но она все выслушает и будет беспристрастно смотреть, не желая играть по вашим правилам. В таких случаях мы не знаем, как себя вести, и большинство стараются не замечать ее присутствия. Еще сложнее, если под маской прячется другая личность.
   Двадцать лет мысль сделать новую маску периодически возникала в голове, но отбрасывалась, как совершенно бессмысленная и глупая, отнимающая много времени и сил. Поводом стал репортаж с фотографиями о создании Венецианской маски, который я прочел на одной из страничек сайта "Livejournal.com". Через неделю я уже лепил из пластилина свое детище. Сначала было желание сделать ее похожей на одного из своих знакомых, но потом, отбросив эту затею, я отпустил фантазию в свободное плавание с единственным условием: это должно быть лицо человека. Процесс создания образа занял примерно неделю, при этом фотографировал все стадии процесса, пытаясь выяснить причины изменения формы и выражения лица. Понимал, что маска не только отражает мое внутреннее состояние, но и меняет его. Давно читал статью в журнале "Наука и религия", как врач лечил психически больных людей совместно с ними вылепливая из глины их лицо. Причем больным разрешалось вечером изменять слепок. В моем случае врач "лечил" самого себя. Со временем появились усталость и некоторое удовлетворение сделанным, что стало сигналом к прекращению лепки. Следующим коварным этапом было создание папье-маше. Я назвал этот этап коварным неспроста. Дело в том, что по мере накладывания бумажных слоев, выражение маски стало меняться. Видно профессионалы это учитывают при создании масок. Исчезли тонкости, которым я так много времени уделял в процессе лепки и даже гордился. Маска словно заснула: пропала улыбка с ее лица, глаза и нос припухли, а височные впадины, на которых видна была даже вена, исчезли. Наступило разочарование. Я попытался "разбудить" маску с помощью шлифовки, расширяя наждачной бумагой глазные отверстия и меняя форму губ. Словно играясь, она менялась, становилась другой, незнакомой мне. В определенный момент понял, что уже не властен над нею. Маска зажила своей жизнью, забрав частичку моей души и теплоту рук. Специально помещаю фото маски, чтобы читатель мог вынести собственное суждение о ней. Знаю, что работа будет продолжена, на лице появится цветной узор. И еще, никто не попросит ее в подарок, так как трудно преодолеть страх. Маска всегда будет со мной. Много людей будут брать ее в руки и, как бы невзначай, примерять перед зеркалом, в надежде разглядеть свое истинное лицо. Я уже примерял...
   маска [Старощук Валерий]

31.03.2008

  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"