Starik Ferapontych : другие произведения.

О Рифме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Согласен, что излишняя гладкость (в том числе в рифмовке) нередко убивает стих. Но хочу уточнить: бывают рифмы, скажем так, "изысканно-неточные", а бывают просто неряшливые. Первые - результат работы над стихом, вторые - следствие бездарности и поэтической глухоты.
  В русской поэзии расцвет неточной рифмы выпал на два периода. Первый - 20-е годы прошлого века, когда в поэзии боролось между собой множество групп и течений: футуристы, имажинисты, конструктивисты, акмеисты и др. и пр.Тогда в ходу были самые разные виды рифм. Вот, скажем, четверостишие С. Кирсанова:
  Посмотрите, сколько слякоти
  ваши туфли отпили.
  Заболейте, милый, слягте
  до ближайшей оттепели.
  Здесь очень броские так называемые неравносложные рифмы.
  После ХХ съезда КПСС (1956 г.), во времена так называемой "оттепели", неточная рифма стала невероятно модной.Особенно "корневая", когда созвучными были не окончания, а корни рифмующихся слов. Вот как писал тогда А. Вознесенский:
  Весна бежит по кручам,
  весна берет рубеж.
  Весна играет крупом
  и ржет, как жеребец.
  А вот стихи Ю. Панкратова и И. Харабарова (я всегда путаю, кто из них что сочинил):
  Весна была такой молоденькой,
  такой веселой и бедовой.
  Она казалась мне молочницей
  с эмалированным бидоном.
  И еще:
  На отчаянной бричке прикатил
  измочаленно-небритый бригадир.
  А вот известное четверостишие С. Куняева:
  Добро должно быть с кулаками,
  добро суровым быть должно,
  чтобы летела шерсть клоками
  от тех, кто лезет на добро.
  А так писал И. Волгин, ныне добропорядочный литературовед, исследователь творчества Достоевского, а тогда - студент МГУ:
  На бахчах в Богучарах
  сымут с нас сапоги.
  Эй, станковый с тачанки,
  сыпани, сыпани!
  (Все цитаты приведены по памяти. Прошу прощения за возможные неточности).
  Обратите внимание: как правило, в рифмующихся словах совпадают СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ и УДАРНЫЕ гласные. Кстати, рифма "по степи - стихи" - из того же ряда. А вот рифмовать "зло - хорошо" или "меня - творя" в русской поэзии давно считается проявлением безграмотности (поэтической) и бескультурья. Это все равно что писать "чюмадан" или "карова". Такие "псевдорифмы" - первейший признак "чувствительных" стишков, в изобилии сочиняемых кисейными барышнями обоего пола. К слову, рифма "сока - Ван Гога" мне тоже представляется неряшливой. Уж извините...
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"