Становская Толана : другие произведения.

Обзор на книгу Ю.В. Силоча "Железный Замок"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Итак, первый в моей жизни литобзор) И однозначная рекомендация к прочтению.

  Итак, в конце прошлого года мне повезло попробовать себя в качестве бета-ридера на проекте Юрия Силоча "Железный Замок". Полный текст произведения размещён на СИ в разделе автора:
  Железный Замок
  Ну а от меня коротенький обзор на замечательную книгу)
  
  Вступительное слово о жанре
  
  Несмотря на то, что мир, в котором разворачиваются события книги, вымышленный и в качестве основного жанра произведения указана "боевая фантастика", совершенно точно всё это могло бы (и может) случиться здесь и сейчас - в реальной жизни и в наши дни. Лично для меня "Железный замок" это "социальная антиутопия с элементами боевой фантастики".
  Власть ради власти и гонка вооружений для доказательства собственного (к слову, сиюминутного) превосходства вместо мирного сотрудничества и совместного решения общих для всех проблем и вызовов - характерная черта нашей человеческой цивилизации. Однако подобный путь неизбежно ведёт к деградации и гибели. И когда идёшь по дорогам Кроноса (название планеты, на которой происходит действие) вместе с героями повествования, становится невыносимо тоскливо и страшно: мир объят огнём войн и с каждым восходом приближается к состоянию золы. Боевые сцены на протяжении всей истории служат в первую очередь "маячками", ориентируясь на которые, можно проследить, как постепенно шаг за шагом общество скатывается в хаос.
  В чём причина того, что люди стали хуже зверья? Или они всегда были такими? Почему каждый раз, когда приближается незнакомец, первой реакцией становится неприязнь, смешанная со страхом? Можно ли изменить основополагающий принцип существования нашего вида, не суть важно на какой планете? Или в людской природе заложено стремление убивать, независимо от того, что за заповеди пытаются донести до нас сквозь века священные книги и отдельно взятые мудрецы, которые на собственном опыте узнают, как это "быть убитым"? Есть ли у человечества миссия и цель, или всё это выдумки, и следует жить одним днём, не заботясь о последующих поколениях?
  Все эти вопросы неизбежно возникают при прочтении книги, которая не даёт на них прямого ответа, оставляя каждому свободу выбора. Число потенциальных эпилогов будет никак не меньше (а возможно, что и больше) числа читателей.
  
  Ключевые персонажи
  
  Судьбы центральных персонажей "Железного замка" искалечены сложившейся на Кроносе системой. Невзирая на то, что планета поделена на государства, именуемые Домами, все эти суверенные образования построены по одному принципу и, являясь элементами глобального общества, реализуют модель деградации на своём уровне и внедряют её в умы людей.
  
  Табас - главный герой повествования. Все события перед представлением их читателю пропускаются через призму его восприятия. Романтик и мечтатель, по мере развития сюжета его мировоззрение и мироощущение подвергаются коренной болезненной ломке. Внутренний процесс трансформации сознания главного героя сопровождается также тем, что обстоятельства, в которых юноше приходится выживать, "награждают" его ломкой физической. К концу книги он превращается из наивного, пребывающего в смятении "мальчика" в осознавшего себя целостной личностью молодого мужчину. На мой взгляд, это наиболее близкий и понятный читателю персонаж. Кто из нас не видел, как бьются розовые стёкла выданных при рождении очков? Иллюзия рассеивается, вслед за Табасом мы с горечью отмечаем факт несовершенства системы и отсутствия какого-либо приемлемого для всех сторон выхода. С ним страницу за страницей мы взрослеем и учимся принимать истину такой, какая она есть.
  
  Ибар - спаситель и наставник Табаса. Он видится мне неким эталоном/ образцом поведения, к которому следовало бы стремиться любому мужчине. Сильный, умный, опытный, быстро принимающий решения и готовый взять на себя ответственность за них, не знающий сомнений, поскольку все его сомнения сгорели в страшном пожаре, в котором и сам он чудом уцелел. Система отняла у него всё, кроме внутреннего стержня.
  С позиции женской логики, это идеальный герой-любовник, за чьей широкой спиной можно спрятаться и быть уверенной в том, что он защитит от любой беды. Но в мире, стоящем на краю гибели, нет места для чувств и эмоций. Поэтому страстью Ибара становится война, а совершаемые им убийства являются актами любви: ведь если по-настоящему любишь, не позволишь дорогому тебе человеку мучиться в предсмертной агонии. Ибар, как никто другой, видит истинное положение дел и тщетность попыток спасения мира. Он приспособился жить по установленным правилам, единственный способ освобождения от которых - смерть.
  
  Айтер - организатор экспедиции в пустыню, на месте которой когда-то стояли города и жили люди. На мой взгляд, самый неоднозначный персонаж. Это изобретатель, человек будущего, прогрессор. Это тот, кто обладал знаниями и стремился применять их на благо всего общества. Он мог бы стать кем-то наподобие Аристотеля или Леонардо для своего мира. Однако системе такие "нестандартные винтики" и их идеи не нужны, ибо механизм под них не заточен. В итоге, потеряв мечту и веру в справедливость, Айтер превращается в фанатичного злого гения: обстоятельства вынуждают талантливого учёного переквалифицироваться в не менее талантливого криминального авторитета. Но великая идея по спасению мира никуда не исчезает, она лишь трансформируется. Теперь ради достижения цели по созданию нового сверхчеловечества Айтер готов пожертвовать чем угодно и кем угодно. Возомнив себя последней инстанцией и единственным носителем истинного знания, он не замечает того, что сам нарушает все возможные законы человечности.
  
  Структура книги и сюжет
  
  Условно я бы поделила книгу на четыре части.
  
  Первая, которой я бы дала кодовое название "война", раскрывает характер и мировосприятие Табаса. Здесь начинается путь его взросления, пока ещё в роли "послушника". Функции наставника по невыясненным причинам берёт на себя Ибар. На этом этапе главный герой ещё не видит картины общества в целом, он думает только о себе и живёт сегодняшним днём. Оно и понятно: война загоняет человека в жёсткие рамки, когда нет времени на размышления, а есть только приказы и цель выжить.
  
  Вторая с условным названием "мир" полностью опровергает поговорку "худой мир лучше доброй ссоры". Вроде бы в спокойное время государство должно стремиться к развитию, накоплению знаний, свободе. Но на родине Табас сталкивается с деградацией во всех сферах: производство, наука, оборона, общественные институты, - всё в упадке. И внезапно это полуразрушенное государство оказывается на пороге войны. Именно тогда Табас осознает, что его прежнюю жизнь не вернуть, и тогда он начинает задавать себе вопросы о том, что не так с этим обществом. Так из "послушника" он превращается в "ученика".
  
  Третья, которую я окрестила "экспедиция-Кронос", начинается с крутого поворота в жизни Табаса и Ибара и их вынужденного зачисления в отряд, цель которого, если верить слухам и домыслам, ни больше ни меньше - спасение всего мира. Вот только спасителем себя главный герой, доросший до уровня "помощника", определённо не ощущает. Неведомая ему цель оправдывает любые средства, но всякий раз переступая через себя, Табас чувствует, то всё сильнее отдаляется от собственных идеалов.
  
  Четвёртая, названная мною "обретение смысла", становится для всех, дошедших до этого этапа пути, сумеречной зоной. И именно на неизведанных территориях с лиц героев слетают маски и начинают проявляться их истинные цели и устремления. Единственным, кто относительно свободен от миссий, задач и груза прошлого, является Табас. Но всё, что ему остаётся, - положиться на волю слепого случая. Так он становится "мастером" и обретает знание об обречённом мире, в котором сам родился и вырос. Но сможет ли он что-либо изменить, получив это секретное знание? Ответить на этот вопрос предстоит читателю.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"