Нас часто спрашивают: как будет проходить новый литературный конкурс.
Так вот, по сравнению со старым конкурсом рассказов, мы собираемся кое-что поменять.
Предельный объём. В этот раз мы повысим его до 60 000 знаков. Понятно, что у рассказа в 20K, при прочих равных, шансов больше. Но иногда лучше дать лишний объём, чем резать сюжет по живому.
Жюри. На этот раз оно будет небольшим. Так мы сможем собраться вместе и подробно обсудить, кого и почему будем награждать. Приняв одно решение на всех.
Дополнительное время на прочтение рассказов. В этот раз мы заложим его дополнительно. Если всё будет хорошо, новогодние праздники как раз уйдут на вычитку.
И, наконец, мы собираемся точнее сформулировать, что именно хотим получить. А вот об это речь пойдёт дальше.
Что мы получили на прошлом конкурсе?
На прошлом литконкурсе мы не давали участникам точного задания. Вместо этого мы предложили: а опишите-ка нам, братцы, светлое будущее, в котором есть СССР.
Мы получили 537 рассказов. Много это или мало? Давайте смотреть.
Сразу вычтем рассказы, написанные для других конкурсов (и с них отвергнутые).
Вычтем образчики политического памфлета: это старый и уважаемый жанр, но мы оставим его для политиков.
Вычтем толстый троллинг.
Вычтем писания профессиональных трансгуманистов.
Вычтем писания профессиональных националистов.
Вычтем постмодернистские стилизации - они уже и не развлекают.
Вычтем просто нечитаемую муть (если хотите, мы дадим вам образцов).
Останется ещё половина текстов. Что там? А там стилизация под НФ "Золотого Века" 1960-х. Чаще всего под Ефремова и Стругацких. То бишь, его величество ретрофутуризм.
Что не так с ретрофутуризмом?
Дело в том, что для современного читателя книги классиков НФ художественно недостоверны. Читатель уже знает, что "Золотой Век" по факту оказался позолоченным. Что воодушевление 60-х так и осталось просто воодушевлением. Что что для межпланетных полётов надо было не просто совершить ещё один дерзновенныйT рывокT, а долго, напряжённо и мучительно работать. В том числе и в областях, далёких от собственно космонавтики.
При этом тёмная сторона человека никуда не делась. Горячая семёрка смертных грехов как висела в чартах последнюю тысячу лет, так висит и нынче. И даже потихоньку становится ключевым (sic!) фактором мотивации. В том числе и в богатых странах мира. Не то чтобы с этим нельзя ничего сделать - истории успеха есть, взять того же Макаренко. Просто здесь никакая победа не будет ни полной, ни окончательной. Поэтому и работать над этим придётся не просто долго, но постоянно. А сбои тоже будут всегда, и с этим тоже придётся как-то жить.
Как бы там ни было, те авторы, что пародировали классиков "Золотого века", об этом даже не задумывались. И понимать своих героев даже не пытались. А без этого нельзя.
Что будем делать?
Нас, читателей, не заботят ни парадоксы гиперпереходов, ни тонкости контактов с инопланетянами, ни этические проблемы личного бессмертия. Нас даже грязное бельё геополитики само по себе не слишком возбуждает. Интерес читателя зависит всего от двух вещей: сюжетов, которые смогут его захватить, и героев, которым он сможет сопереживать.
Поэтому мы собираемся приземлить свободный полёт авторской фантазии несколькими условиями.
Прежде всего, у вас не будет собственного фотонного звездолёта.
И по 500 лет люди жить не станут.
И инопланетяне не прилетят и всех не спасут.
И роботы полностью людей не заменят.
И мировой термоядерной войны не случилось.
И состоять из одних праведников человечество тоже не будет. По крайней мере, не в нашем веке. Хотя это и не повод отчаиваться.
А ещё у нас не будет альтернативной истории. 1991 год, к сожалению, уже случился. Как и монгольское нашествие лет 700 назад. Прошлое нельзя отменить: исправлять можно только будущее, насколько хватит сил и умения. Поэтому и плясать стоит от дня сегодняшнего.
Кроме того, чтобы участникам было на что опереться, мы выложим примерный сеттинг. Пересказывать его близко к тексту не нужно: большинство аспектов вам упоминать не придётся вообще. Зато он поможет участникам остаться в рамках реальности, не притащив в текст ничего заведомо невероятного. А значит, рассказы будут достовернее, а это самое главное.