Полное название этой почеркушки звучит так: "Похищение Полярного круга, или Как встать с головы на ноги". В ее основе лежит попытка рассказать новым участникам народного романа-игры "Золотой Умка" игровых правил, игровых задач и игровых нюансов. Михаил Лезинский, отважно согласившийся стать ее новым участником, попросил меня разъяснить, как играть. Что и делаю. Не без некоторого волнения, правда, а посему не судите строго за неровность изложения, путаность и многословие.
Как ни прискорбно признать, в основе любого мало-мальски приличного произведения непременно лежит преступление. Нарушение хотя бы одной заповеди, а пуще того - всех вместе. Или взять игру: 99% их основано на принципе "А ну-ка, отними" или "Было ваше - стало наше". Вот и "Золотой Умка" в этом смысле не оригинален: мегадетектив, ключевую роль в котором играет похищение Полярного круга. Казалось бы, ну чего там, круг какой-то, вымышленная линия... Ан нет, оказывается штука сия мистическая и тайна в нем заключена преизрядная. Но это так, к слову, присказка. Игровая задача, то бишь урок добрым молодцам лежит обычно в конце сказки, о ней пока рано, игра ведь только началась.
Если коротко, то суть следующая: народный роман-игра позволяет неограниченному количеству людей средствами литературы (но не только) развивать уже обозначенные идеи, предлагать свои, дискутировать и что самое главное - материализовывать хотя бы часть из них в жизни. "Золотой Умка" - свободная игра свободно собравшихся людей. Люди все разные. Как сделать так, чтобы никого не стеснить и в то же время не превратить дело в сплошную анархию?
На предложенном игровом пространстве, существует несколько уровней свободы. Любая игра ограничена собственными правилами, что в той или иной мере ущемляет свободу участника. Но именно правила (ограничения) и создают игру. Поэтому самый интересный слой возникает на уровне АВТОРОВ-УЧАСТНИКОВ. Эти авторы приняли основное правило-условие: ввести в игровое поле как персонаж самого себя и описывать действия героя, действия других своих персонажей отталкиваясь от изначально заданной ситуации.
Представив схему графически, можно увидеть ее звездообразную лучевую структуру, где центром является некая коллизия, а лучи - развитие событий вокруг каждого героя. Отличительной особенностью является то обстоятельство, что руки у всех авторов полностью развязаны и их герои могут даже не подозревать о существовании друг друга (в случае значительного увеличения количества участников), но даже это нисколько не осложнит саму игру. Этим НР "Золотой Умка" выгодно отличается от традиционной схемы романа-буриме с его линейной структурой, где каждый участник должен быть в курсе событий всех остальных персонажей. Впрочем, и в нашей схеме пересечения траекторий всячески приветствуются и поощряются.
Самодостаточные авторы, которые проходят как АВТОРЫ-СПУТНИКИ, могут вовсе игнорировать и саму коллизию, и сопутствующий ей генезис, и даже правила игры со всеми ее участниками. В таком случае их вклад рассматривается как жест доброй воли, проявленной в отношении самой идеи тотального объединения защитников Полярного круга. Но надо признать, что в результате они здорово обкрадывают самих себя, ведь что может быть лучше коллективной игры!
Существует и третий вид - промежуточный. Их можно обозначить как "СПЯЩИЕ" АВТОРЫ-УЧАСТНИКИ. Они приняли условия, сделали первый шаг, ограничившись двумя-тремя главами (а то и одной), и замолчали. Причины могут быть самыми разными: разонравилось, не получается, нет времени, потеряна связь с остальными участниками... Ничто не мешает по прошествии сколь угодно долгого времени тому же автору вновь подать голос. И вновь замолчать. Или же включиться в полную силу. Тем и привлекателен проект, что никто никого никуда не подгоняет и не насилует: игра - дело свободное.
Думаю, будет уместно провести аналогию со спортивной игрой, например с футболом, но с футболом довольно экзотическим. Представьте огромное футбольное поле с кучей мячей в центре. Игроки, получив мяч (выбрав сюжетную линию), устремляются во все стороны, имея перед собой маячущие на горизонте ворота. Причем у каждого свои. Можно бежать в гордом одиночестве, а можно дружной толпой, делая время от времени перепасовки (выныривая то у одного, то у другого в ИХ хронике событий). Пас будет принят, если в качестве спортивного снаряда будет использован мяч, а не, скажем, бумеранг или молот. Это к тому, что принятые за основу такие вещи, как названия, имена, некоторые события, не должны произвольно меняться. То есть они могут меняться, но не слишком произвольно, не как снег на голову.
Есть еще одно условие кроме того, что в романе обязательно фигурирует сам АВТОР-УЧАСТНИК. Роль разметки на игровом поле выполняют географические объекты тоже довольно экзотические. Имена и названия нашей странной планеты The Мля (обычно просто Мля) должны быть изменены по принципу: Россия - Америка, Франция - Япония, Англия - Индия, то есть страны-антиподы. Могут быть другие комбинации, но суть, я надеюсь, Вы поняли. Из этого следует, например, что жители Америки (Меркании) сплошь Иван Васильевичи да Николай Петровичи. Ну а в России (Гроссии), соответственно, наоборот. Странная идея, скажете, но не более странная, чем обмен рукавичками между жителями Солнечного города из небезызвестного путешествия Незнайки. Если помните, то коротышки, обменявшиеся найденными парами одинаковых рукавичек, становились солнечными братьями. Милая наивная идея... Существовали традиции обмена при братании: кровью, детьми, женами. В данном случае эту функцию выполняют имена. Реально ли это между, например, евреями и арабами? Не могу сказать, насколько это конструктивно, и все же пусть хотя бы в такой экстравагантной форме будет сделан маленький шажок к осознанию что все люди - умки... Названия стран, городов и прочая топология несут некий юмористический оттенок, чтобы расковать воображение, раскачать устоявшиеся штампы, дать волю фантазии. Здесь хорошо бы не перегнуть палку.
Разберем Ваш случай, Михаил. Я не настаиваю, последнее слово всегда за автором, но примерно это выглядело бы так. Новый персонаж, учитывая его российское (гроссийское) происхождение получает имя Майк (Майкл) Зин. Предположим, надо описать его похождения в якутских тундрах. Смотрим в "Справочник умконавта". Ага, Укутия (воеводство, кажется), со столицей Укутском. Конечно, это не окончательно и бесповоротно. Все приведенные в качестве примера названия могут быть переиначены и не один раз. Что постоянно и происходит на планете Мля: любят они это дело... Если кто-то предложит более интересное название - ради Бога! В конечном счете игроки остановятся на лучшем, я не сомневаюсь. На какое-то время... Нюанс (довольно существенный): названия могут быть сохранены КАК ЕСТЬ в настоящем - не каждому по нутру эти "лингвистические извращения". Ну и что? Запишем такого консерватора в стан литераторов вывернутой наизнанку планеты (см. карту и вид самой планеты Мля). Ведь они, следуя своей "млянской" логике, в свою очередь, должны придерживаться тамошним общепринятым канонам. А именно - давать литературные, то есть вымышленные, названия своим описываемым местам действия. Таким образом Джунглия у него превратится в Англию, а мы будем знать, что данный автор "косит" под литератора-"дубленщика" планеты Мля. Здорово я выкрутился, верно? Никто не в обиде.
Да, насчет обиды. Названия желательно придумывать такие, чтобы жителям реальных городов и стран не было досадно из-за слишком буйной фантазии участников игры. Надо чтобы было смешно и одновременно не обидно. Вот взять Израиль. Как его назвать, чтобы его жителям не было обидно? Вам, как гражданину этой страны, думаю, будет ловчее сделать это. Или присоветовать. У меня есть такие варианты: Зряиль, Незряиль, Шизраиль (это, наверное, будет обидно, хоть и смешно), Физраиль, Зероиль. Весь кайф этой лингвоголоволомки в том, чтобы добиться нужного эффекта минимумом изменений. Супер - когда меняется только одна буква. Но это сложно. Хайфа. Хм. Первое - Кайфа. Впрочем, еще раз - в своей вотчине банкуете Вы.
Итак, Майк (Майкл) Зин, живущий Зероиле, в Кайфе, бывший северянин, журналист, неравнодушно воспринявший случившееся, а именно - исчезновение Полярного круга и, соответственно, всех четырех времен года. Поняв, что созданный в инфернете на сайте "ВасИздат" раздел "Золотой Умка" есть замаскированный призыв к борьбе с мерсианским вторжением, он начинает публиковать свои воспоминания о северах, попутно размышляя на тему: "Как же так все произошло?" Восстанавливая в памяти всю череду событий: 1995 год - первое появление мерсиан на Тартартиде, уничтожение их базы, подготовка к войне с инопланетянами, 1996 - изменение мерсами оси вращения Мли и, как результат, исчезновение времен года (вечное лето, понимаешь!), а заодно и Полярного круга. Капитуляция млян и замирение. Культурные контакты, полеты на Мерс. Гроссиянам путь заказан, почему - не объясняют, заразы. Так что Вашему герою слетать туда не светит. Пока, во всяком случае. А так, в принципе, все тоже самое, что и в действительности. Ну это у меня. У Сергея Простакова уже две звездные расы: мерсы и жмуркуриане. А планет-то восемь. Их названия (не догма, есть другие варианты):
1. Жмуркурий - жмуры.
2. Свинера - свины, свинеряне.
3. Мля - мляне.
4. Мерс - мерсиане.
5. Упитер - упиты.
6. Плитон - плиты.
7. Задурн - задурняне.
8. Ептун - ептяне.
9. Дуран - дуряне.
Так что жизнь предстоит веселая.
Надо учесть, что с 1997 года во всех странах введен так называемый крионалог, то есть налог на мерзлоту. Дабы не растаяли обе полярные шапки с Грелкандией впридачу. В Гроссии налог, естественно, самый зверский - шутка ли, треть страны в мерзлоте, надо тьму денег на заморозку. Это является единственный отрицательным последствием Вторжения. А так - все довольны, зимы нет, гуляй - не хочу, по три урожая снимают. Правда, у некоторых людей возникают нехорошие подозрения, что все эти мерсиане - гигантская афера новых Остапов Бендеров. Придется открыть карты, хоть и раньше времени... В дальнейшем выяснится, что мерсиане сумели совместить во времени и пространстве две проекции планеты Мля. Вся штука в том, что этих проекций довольно много и все они вложены одна в другую как матрешки. Жители просто не подозревают об этом, ранее эти проекции никогда не пересекались. А тут как на грех - мерсы. В результате возник побочный эффект: в некоторых местах образовались "пробои": временные туннели и пространственные колодцы. Или наоборот, неважно. И через них можно перебираться из одного мира в другой. Это одна из рабочих гипотез. Вот такие пироги, Михаил.
Особо въедливые зададут вопрос "А зачем?" Ну, это мы проходили, я сам бывало доводил себя и других до белого каления этим вопросом. Вообще человека, задавшего три раза подряд вопрос "Зачем?" хочется самое малое - пристрелить. Ответ тупй до безобразия и, одновременно, гениальный: "Просто". Вспоминается сценка: кипящий от негодования педагог и великовозрастный обалдуй, разбивший чего-то там. " - Ну зачем, скажи на милость, зачем ты это сделал?!" " - Просто..." - мычит оболтус. И так довольно продолжительное время. Чего "просто", зачем "просто", что такое вообще "просто"?! Не знаю, просто...
А если серьезно, то дело братания северных (почему только северных?) народов должно быть непременно освещено со страниц "Золотого Умки". Мало того, именно участники народного роман могли бы стать проводниками этой благородной задачи, тем самым находя для своих перьев достойные сюжеты, по занимательности и фантастичности не уступающие лучшим образцам жанра утопий. Вот где залежи-то, вот где клад. А вы говорите, Полярный круг. То есть, не Вы, Михаил, персонально говорите, а вообще.
На страже надо стоять, бдить. Мало ли что. Сегодня он есть, нам и горя мало, а ну как завтра хвать - ан нет его, горемычного. Тут вот недавно написал письмо в партию Субтропической России. Вежливо так спрашиваю: а каким таким образом вы, господа хорошие, собираетесь субтропики в России внедрять? И не пострадает ли в таком случае Полярный круг? Шутка ли, наша часть его самая протяженная, чуть ли не треть пролегает. Беречь надо достояние, а не смущать умы. Молчат. Значит, имелся умысел. Тут рот не разевай, гляди в оба. Посему "Золотой Умка" это есть еще и роман-предупреждение. Шутки шутками, игра игрой, а ухо держи востро. Не замай, как говорили наши предки.
Вот такое moralite. Мне нравится, как чукчи заканчивают свои сказки - одним словом. Все.