Соснова Мария Николаевна : другие произведения.

Наш странный мир

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Мы живем в странном мире. Все мы хотим быть любимыми и недолюбливаем других. Все мы хотим, чтобы нам не мешали и уважали нас, и при этом сами мешаем окружающим, и не уважаем их. Вы можете возразить, что нет, так живут вовсе не все, что есть люди, заботящиеся о других, с пониманием относящиеся к нуждам посторонних людей. Конечно. Но таких людей, к сожалению, меньшинство. Да и невозможно сохранять это чувство любви к окружающим долго, если вокруг каждый день сталкиваешься в лучшем случае с безразличием, а в худшем - с открытым хамством. А искренняя забота о ближнем подвергается опасности перерасти в самолюбование. Так и подмывает сказать: "Смотрите, какой я культурный по сравнению с вами", и свысока взирать на невежественных особей рядом.
   Не стану обсуждать проблема ли это нашего общества и нашей страны, или это общемировая и вневременная болезнь. Я не жила для этого не во всех временах, не во всех странах. Вероятно, бывают периоды улучшения и ухудшения во всем и повсюду. Но все же могу предположить, что чем больше вокруг нас других людей, тем больше сталкиваются наши интересы, и тем меньше мы склонны эти интересы учитывать. Почему? Да просто потому что лишь ограниченное количество людей мы можем воспринимать как своих, кого пытаемся понять, к кому относимся с симпатией, о ком заботимся. Все же остальные воспринимаются нами как чужие. И как заложено многовековым опытом, как потенциальный источник опасности, может даже враг. И лишь наше воспитание может как-то воспротивиться этому опыту. А уж если воспитания недостаточно...
   Вот мы и сталкиваемся с непониманием и препятствиями на каждом шагу за пределами собственной территории. В транспорте, в магазине, на работе, в общении с различными службами, да просто на улице. Казалось бы, чего проще: проходить в середину вагона, давая другим спокойно входить и выходить на своих станциях, но ведь нет, нам же самим выходить всего через какие-то две-три остановки, и ради этого мы готовы сносить толчки и ругань окружающих, понося их вслух или про себя на чем свет стоит. Мы могли бы спокойно стоять в очереди, раз уж ее заняли, не гуляя где-то в уверенности, что нас потом обязаны пропустить. Могли бы четко излагать продавцам, врачам и иным людям терпеливо, или уже не очень, обслуживающим других в силу своих профессий, свои мысли, не требуя угадать наши проблемы и желания и их исполнения, независимо от возможностей.
   Но вместо этого мы полагаем, что все обязаны проявлять к нам терпимость и доверие, когда мы кричим из другого конца отдела, что мы тут стояли и только отошли посмотреть что там есть, еще пока никого больше не было, или заявляя примерно то же в очереди в поликлинику или за билетами после долгой отлучки и пропустив уже, прогуляв несколько человек. А уж в качестве посетителя или клиента мы и вовсе полагаем, что уж тут-то нам обязаны прощать все: забывчивость, нерадивость, неумение связать несколько слов в единое понятное предложение, любые наши капризы и даже полное непонимание нами того, что же именно нам нужно. Какая там культура, о чем вы? Ведь борьба за клиента, покупателя, посетителя фактически приучила нас, что можно вести себя как больные дети, чьи любые желания должны быть удовлетворены немедленно, исключая даже здравый смысл и смутное воспоминание, что мы общаемся с такими же людьми. Какие элементарные обязанности? Нам интересны только наши права.
   В свою очередь бизнес воспринимает других как некую массу, созданную для того чтобы приносить им прибыль. И еще хорошо, если он держит репутацию, и честно зарабатывает деньги, а не полагает, что потребитель обязан поглощать и сносить все, независимо от качества услуг и срока годности товаров. И так во всех сферах! Нам не интересны проблемы друг друга. Мы в целом как люди не интересны друг другу. Мы видим и хотим видеть только механизм, и современные тенденции общения, в той же сфере обслуживания, которое окружает нас повсюду, делают все возможное, чтоб исключить человеческое общение из нашей жизни.
   В результате, раздраженные, озлобленные мы выходим на улицу и вымещаем свою злобу или плохое настроение на любом встречном, кто, не дай бог, еще посмел как-то ущемить наши интересы, к примеру, загораживая нам путь в том же транспорте, или переходя улицу, по так не вовремя оказавшемуся вдруг на вашем пути, пешеходному переходу. Мы становимся заложниками этого замкнутого круга, не имея никакой возможности вырваться из него. Откуда тут взяться человеколюбию? Можно сказать, что людей может любить только тот, кто редко с ними сталкивается. Но ведь все мы хотим если не любви, то хотя бы минимального понимания и уважения. Неужели же нет никакого выхода? Возможности сделать нашу жизнь не такой нервной и агрессивной. Психологи и теоретики всех видов наук, изучающих человеческое поведение, наверняка изобретают какое-то чудодейственное средство, законодатели выдумывают всевозможные новые виды наказания для тех, кто смеет нарушать общественный порядок. Не раз видели мы в кино устрашающее будущее, где все подчинено общественной пользе и исключает малейшие эмоции.
   А пока мы все еще живем в настоящем, хоть и неминуемо перемещаясь в будущее, может быть, стоит просто немного сдерживать собственное эго, собственные желания и хоть чуть-чуть думать о тех, с кем поневоле приходится сталкиваться в жизни? Думать не потому что так велел кто-то, не исключая эмоции и человеческие, в лучшем смысле этого слова, отношения, а наоборот проявляя их. Кто-то скажет, но кто тогда будет отстаивать мои собственные интересы? Или стать альтруистом, начисто забывая о собственных желаниях и потребностях? Вряд ли многие на это согласятся. Но если бы было доверие, что другой не воспользуется твоей, многие считают способность хоть в чем-то уступать окружающим, слабостью против тебя...
   В одном кино военный объяснял ребенку, как можно избавиться от страха за себя в бою. Ты просто целиком доверяешь свою безопасность другому человеку - напарнику, а сам в ответ отвечаешь за его безопасность. Ты волнуешься не за себя, а за другого и знаешь, что он позаботиться о тебе. Доверие. Возможно, если бы и мы все хоть немного беспокоились о других, и знали, что в ответ те думают о нас, все было бы совсем по-другому. Можно сказать, что такое невозможно и продолжать жить по пословице человек человеку - волк. А можно попробовать немного измениться самим и так изменить систему, в которой человек ценен только как объект, от которого можно что-то получить: деньги, труд, голоса, ответные услуги. И посмотреть что будет. А не станет ли всем нам немного легче и лучше?
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"