Соловьева Марина : другие произведения.

Сжигая мосты, рискуешь обжечься

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    - Как ты живёшь? - спросил Трепачёв. - Живу, как велит совесть, - ответила Анна. - О совести мне никогда не говорили. - А зачем говорить? Совесть надо иметь!

  Сжигая мосты, рискуешь обжечься
  
  Автор Соловьёва Марина
  
  - Как ты живёшь? - спросил Трепачёв.
  - Живу, как велит совесть, - ответила Анна.
  - О совести мне никогда не говорили.
  - А зачем говорить? Совесть надо иметь!
  
  Вечер был тихий, светлый, тёплый. Трепачёв шёл по улице и вдруг замедлил шаги, вглядываясь вперёд. По той же стороне улицы прямо на него шла Анна. Она тоже заметила Трепачёва. Сближаясь, они всё больше замедляли шаг, не сводя взгляда друг с друга, наконец, остановились, постояли несколько секунд.
  Что им надо было друг от друга? Было не понятно. Но в глазах обоих затаилось ожидание. В глазах Анны это ожидание выглядело серьёзно. В глазах же Трепачёва содержалась примесь усмешки - глаза будто говорили, что ему всё равно, что у него в жизни нет неясностей.
  И Анна, заметив его усмешку, продолжила свой путь мимо Трепачёва. Он смотрел на неё с той же усмешкой. И когда Анна прошла мимо, Трепачёв тоже двинулся дальше. Но отойдя несколько шагов от места встречи, они одновременно оглянулись, будто каждый из них ожидал от другого приглашения к разговору. Однако никто из них не сделал такой попытки и оба продолжили свой путь в разные стороны.
  - Разошлись, как в море корабли, - усмехнулся Трепачёв.
  Так уж повелось в жизни Трепачёва: когда не следовало колебаться в каком-то деле, он колебался, а когда решался, то было уже поздно или нужных людей не оказывалось на месте.
  С чего бы им угощать друг друга молчанием и отчуждённостью? Кто мешал им поговорить, разобраться и взвесить, на чьей стороне больше истины, исправить направление своих раздумий?
  
  Тот, кто рвёт отношения, всегда стремится достичь определённой цели. К примеру, более высокого уровня жизни, положения в обществе.
  Но как только достигнет желаемого, человек ищет новую цель. Найдя её, он идёт учиться, если недостаточно знаний для достижения новой цели, меняет работу, место жительства. Может поменять даже любимую, семью, если по его разумению, они мешают ему жить.
  И Трепачёв искал: что и кто мешает достижению его новой цели? И нашёл - его планам мешала Анна. Он решил пожертвовать своей любовью ради ненадёжного счастья с дочкой босса во имя достижения своей цели - "выбиться в люди".
  - Как удалить Анну из своей жизни? - думал Трепачёв.
  Тщеславие шептало Трепачёву против Анны, но сердце было за неё. Честолюбие злобно высчитывало все потери, которые возможны были в браке с Анной. Досада его росла, и Трепачёв уже относился к Анне, как к едва знакомой: односложные ответы на её вопросы, холодность и высокомерие.
  Для оправдания своих поступков Трепачёв придумывал множество причин. Понять его было весьма сложно, да что там, невозможно. Поскольку он постоянно уходил от ответов и ответственности. Но наблюдая за его новыми особенностями в поведении, общении, в привычках Анна задумалась:
  - А тот ли это человек, за которого Трепачёв себя выдавал?
  Человек не обязан поддерживать отношения, если они его не устраивают, но понять причину он имеет полное право.
  
  Обычно отношения складываются в непосредственном контакте и получают своё выражение в соответствующих нормах или правилах поведения, которые диктуются желаемой целью. Без этих правил, формирующих человека, как личность, не бывает стабильных, устойчивых отношений.
  Все эти нормы и правила поведения могут быть одномоментными или постоянными, в зависимости от ряда факторов. Определяющим, однако, всегда является нежелание покинуть зону комфорта, особенно если она, эта зона, уже маячит или достигнута человеком.
  Пресыщение в чём-то не всегда абсолютно, поскольку всё течёт, всё изменяется и одна потребность вызывает другую. Однако дело не в количественной стороне и потому человек никогда не скажет:
  - Достаточно!
  
  Трепачёв жил собственными интересами, не вникая в интересы и потребности окружающих его людей. Ему было не важно, кого он терял. Он просто был не удовлетворён ни работой, ни отношениями, ни жизнью. Трепачёв считал, что достоин большего, и потому не считался с потерями окружающих от его поступков. Потому-то у него был так низок уровень ответственности "за тех, кого приручил".
  Когда человек не чувствует ответственности за свои слова и поступки, это ведёт к деградации его, как личности, к низкой общей культуре общения: к подколам, унижениям, шуточкам ниже пояса.
  Трепачёв довёл отношения до абсурда. И Анне общаться с ним просто расхотелось. Он же, не понимая этого, встал в позу обиженного и заявил:
  - Дудки! Объясняться перед бабой я не намерен! Она никогда не поймёт мужчину, ибо от природы скудоумна.
  Есть конец всему. Чувство собственного достоинства Анны восстало против презрения. Самолюбие её было оскорблено: никогда ещё и ни в чём она не была последней. И Анна вычеркнула Трепачёва из своей жизни.
  
  Трепачёв, забыв свои обязательства, сжигал мосты, опутывая всё ложью. Это была потребность его души, его сущности - преобразовать собственную жизнь.
  Он шёл по головам, стремясь в короткий срок получить желаемое, забывая тех, кто когда-то ему помогал достичь его нынешнего положения.
  Проблемы не решить без её осознания. А осознания у Трепачёва не было! И не будет, потому что он считал себя во всём правым. Хотя окружающие его люди так не считали. И он на их мнение заявлял:
  - Дураки! Не видите очевидного!
  Но если вокруг одни дураки, то каков Трепачёв сам, окруживший себя глупцами?
  Поскольку Трепачёв определил всех дураками, то все стали считать его ненормальным и начали сторониться, по вполне понятной причине:
  - С сумасшедшего не спросишь!
  Оставшись в одиночестве, Трепачёв жаждал общения и, стал одержимым этой идеей "фикс". Отныне его задача - обеспечить свой душевный комфорт.
  Он надеялся за счёт новых друзей удовлетворить свою потребность в общении.
  Новый круг общения - новые люди - это не надёжное средство, поскольку нет гарантий сохранения или улучшения жизненного уровня, условий труда и прочего. Ибо всюду значение имеет человеческий фактор.
  Трепачёв же в процессе разрушения старых отношений утратил свои, наработанные жизнью, привычки и устремления, приобретя новые, причём, далеко не лучшие. Он не понимал, что важнейшим условием общения является честность, порядочность и открытость, ибо от этого зависит характер отношений.
  Его интересовало только материальное обеспечение. Так Трепачёв взял курс на расширение масштабов, но никак не на совершенствование межличностных отношений. И это для него было важно! Не понимая, что это создаёт для него дополнительные трудности - необходимость предоставлять о себе очередное количество сведений.
  Трепачёв был из тех, которых везде видят, но никто о них не помнит. Подобные люди всем заняты, считают себя гениальными во всём. Они толкуют каждое слово, нередко приписывая на свой счёт чужие идеи, и засыпают с самодовольными мечтами. Но, по сути, они губят время в пустых надеждах, ибо самолюбие человека обманывает часто и горько.
  Трепачёв был уверен, что Анна в одиночестве оплакивает свою судьбу. Но когда на него свалилась новость о её замужестве, он был оглушён. В нём пробудилась ревность. Трепачёв пришёл в бешенство, обвинив Анну в измене и коварстве.
  
  Шли годы, и воздушные замки Трепачёва разрушились.
  Семейная лодка разбилась о быт, о любовные интрижки с обеих сторон. Однако Трепачёв со своей экс-супругой всё ещё плыли вместе, держась за один обломок в мутном потоке лжи, интриг и злобы друг на друга. Они не могли расстаться. Трепачёв из-за того, что остался бы при своих интересах, что его не устраивало. Его "благоверная" не надеясь, что сможет встретить другого лоха, который смог бы выдержать подобную тяжесть рогов.
  Жестоки мучения ревности. Трепачёва не радовал день и ночь без сна, ад в душе и вокруг него. Забытый, в толпе подобных ему, снедаемый самолюбием и раскаянием, Трепачёв почувствовал, что всё ещё любит Анну. Он тосковал. Образ Анны не оставлял его в покое. Ничего уже не заглушало его душевной тоски. Он понял, что напрасно променял Анну на птицу высокого полёта, но низкого приземления.
  Трепачёв видел, как живут люди - мужики - любители собираться во дворе на лавочке, где они могли выпить и обсудить последние новости. Здесь собирались обиженные жизнью, и для всех них находилось нужное слово: каждого могли утешить. И мужики не стеснялись выложить всё как на духу, потому что знали, что никто не растреплет и сохранит тайну как могила.
  Трепачёв примкнул к этому сообществу. Собутыльники советовали:
  - Отбрось гордость, найди её!
  - Твоя гордость, делает тебя несчастным!
  - Перестать бегать от себя самого!
  Но подобные слова только злили Трепачёва:
  - Нет! Унижаться перед бабой!? Дудки!
  Трепачёв боялся показать новым друзьям, что он не уверен в её взаимности.
  Он мечтал, что слухи о его достижениях дойдут до Анны, и она пожалеет, что оттолкнула его. Однако чины и слава Трепачёва обходили, ибо он не любил особо напрягаться, к тому же не обладал ни соответствующими качествами, ни умом, ни образованием. И потому этот вариант примирения с Анной отпал сам собой.
  Влюблённое сердце Трепачёва перемогло честолюбивую душу и, вспомнив о том, что он не имел права требовать от неё верности, поскольку Анна ничего ему не обещала, написал ей.
  
  Время утишило гнев Анны. Сердце уже оправдывало Трепачёва, а разум говорил:
  - Кто не ошибается! Следы людского ничтожества, к сожалению, проявляются в некоторых людях, почувствовавших в чём-либо выгоду.
  Однако тихая грусть Анны вновь всколыхнулась письмом Трепачёва. Но читая его письмо, Анна думала:
  - Интересно, до какой степени может достичь притворство Трепачёва? Написать умно не умеет, пустяки писать не хочет, а правду сказать боится. Предлагает встретиться. Что ему нужно? Удовлетворить любопытство, чтобы его тщеславие нашло пищу? Потешить самолюбие для своего удовольствия? Позлословить?
  Притворяться Трепачёв умел. Он скрывал свой вздорный характер, казался не таким, каков был на самом деле, приписывая свои пороки другим людям.
  Анна не ответила на его письмо:
  - Зачем воскрешать прошлое? Снова натолкнуться на презрение?
  Анна отлично помнила, как обманутая любовь и неудовлетворённая злость когда-то вызвали у неё уныние, удвоив тоску, а вскоре и несчастия посыпались одно за другим. Этого Анна не хотела: достаточно в её жизни было неприятностей.
  Сейчас у неё прекрасный, любящий её муж - полная противоположность Трепачёву. Чудесные дети, в которых Анна души не чаяла. Это счастье она никогда не променяет на ничтожество - Трепачёва.
  
  Не смотря на молчание Анны, Трепачёв, пылкий только на день в преследовании своих целей, внушённых прихотью, был спокоен. Но время шло, и его мысли приняли другое направление:
  - Возможно, её неверность - плод моего воображения, вызванного ревностью? - думал Трепачёв. - Тогда моё сердце жаждало обмануться...
  Страсти и не понятые правила чести превратили Трепачёва в зверя. Мысли его стали похожи на сноп искр из преисподней в ночи:
  - Но не меня обманывать другим! Чем чахнуть от ревности, лучше отомстить! Я не из тех людей, над которыми смеются безнаказанно!
  Обдумав план мести, Трепачёв поехал к своему другу, живущему в том же городе, что и Анна.
  
  - Никто тебя от Анны не гнал. От тебя самого зависело быть с нею. Стоило тебе в своё время приехать, поговорить, - говорил его друг Кирилл.
  - Не смог, - сказал Трепачёв.
  - Нет! Ты просто издевался! Мне перешёл дорогу. И с неё слово взял ждать тебя. И она ждала, отвергая все предложения. А ты женился на ... прости Господи.
  - Да-да, припоминаю, - с усмешкой заметил Трепачёв.
  - Анна оправдывала тебя. Говорила, что ты мог влюбиться, помимо своей воли. Но сказать-то о женитьбе мог. В конце-то концов, это не по-мужски!
  - В том-то и соль! Я не хотел ей говорить о своей женитьбе! И писал ей, чтобы ждала.
  - Но зачем? - удивился Кирилл.
  - Мстил ей!
  - Да, каждый развлекается по-своему! Не будь ты моим родственником, с подобным мерзавцем поступил бы круто. Без всякой жалости! - сжав кулаки, проговорил Кирилл.
  Кирилл был зол на Трепачёва:
  - Может хватить чернить Анну без разбору?!
  Это говорил Кирилл, сидевший почти всю жизнь на одном месте, и ничего не видевший, довольный работяга из глубинки, гордящийся своим образом жизни и своей не рассуждающей нравственной целостностью, незамутненной знаниями и смятением. А должен бы говорить он, Трепачёв, всё исходивший, всё изведавший, всё и всех понимающий.
  Но, как показала жизнь, не пошли на пользу Трепачёву её уроки - снова те же мысли занимали его голову. Так уж нескладно складывалась его судьба - судьба человека отпетого, из тех, кто так и не научился думать и понимать.
  И Трепачёв молчал, всегда и во всём запаздывая, слушал Кирилла.
  Да, Трепачёв женился на дочке босса, рассчитывая с помощью её отца устроить свою карьеру. И став зятем босса, он почувствовал к себе уважение, спутав его с лестью, обычной в таких случаях.
  Лесть окружающих кружила голову Трепачёва. На лице его появилась улыбка самодовольствия. Трепачёва было не узнать. И он сам не узнавал старых знакомых.
  Червяк пресмыкается так же, как дракон, и так же приподнимает голову.
  От ложного самолюбия у Трепачёва окаменело сердце, а слепая судьба толкнула на злодейство. Скрытые в глубине души чувства омрачили разум, заглушили внутренний голос, обвинявший его.
  Нет ничего удивительного в том, что Трепачёв оказался Иудой, ибо род предателей - это порода малодушных и лжецов.
  Обычно предатель погибает в искупление своей нечистой совести, но это лишь вера в воздаяние за предательство, и предостережение, что злодейство приносит искупительную жертву.
  Однако это не тот случай в этой истории. Среди толпы людей оказались двое, связанные до самой смерти и далее неё - тот, кого предали, и тот, кто предал.
  
  После разговора с Кириллом, в Трепачёве чуть-чуть колыхнулось запоздалое чувство вины. Он решил прогуляться. Трепачёв шёл один, не заморачиваясь, куда вели его ноги, вспоминая свою жизнь день за днём. И перед ним в правильной временной связи замелькали периоды: детство, школа, друзья, враги, интриги...
  Живые зрительные образы вспыхивали и гасли. Всё как всегда, только глубоко осевший в нём осадок вдруг стал поднимается.
  - Почему? Почему один? Анна ... почему ты была и есть светлой болью? Помнишь ли ты меня?
  Вспоминая, Трепачёв тосковал. Он всей душой желал встречи с Анной и в то же время боялся. Привычные реальности теряли смысл. Всё теперь было относительно: время, пространство, его жизнь.
  - Видимо жизнь заключается в чём-то другом. В чем? В её смысле? Уехал, оставив Анну... хотел заработать, жениться. Но неустроенный быт отодвигал приезд. А тут подвернулась бойкая портовая штучка... и понеслось...
  Искушение - исполнение - искупление...
  Нет, искупления Трепачёв не хотел:
  - Дудки! Это не для меня!
  
  Жизнь Трепачёва, что это? Кара за уход от себя или измену своей любви?
  Нет, это всего лишь коллизия: благополучный - несчастный. Много в жизни подобных расщеплений, которые накладываются на расхожие, тривиальные ситуации, распространённые в жизни - драму и банальность.
  Трепачёв, как все мошенники был трусоват и не желал общаться с представителями закона. Присущие Трепачёву метания и неустойчивость привели к тому, что он стал ещё и стукачом. Такое бывает со слабыми людьми.
  Трепачёвым владела жгучая, лишь частично осознанная жажда власти, богатства и он стал жертвой, но отнюдь не безвинной. Во флоте, благодаря своей технической специальности, Трепачёв "преуспел", пользуясь поблажками тестя босса. Сумел по заданию своих доверителей подняться на гребне волны и проникнуть, куда ему было указано. Стал во всём зависим.
  В результате нить судьбы Трепачёва завязалась узлом.
  Трепачёв годами тешил себя мыслью: все, мол, не так плохо, всё утрясётся, жизнь ещё наладится, не понимая, что когда-то непременно нагрянет что-нибудь такое, что заставит посмотреть правде в глаза.
  К тому времени люди стали рядить и судить, сомневаясь в Трепачёве. Постепенно облик его стал открашиваться в чёрный цвет. Все обрывочные воспоминания о его поступках в том или ином месте, соединились и предстали, как злой умысел. Однако факты, говорившие о возможности злого умысла, внушали сомнение.
  Но пришло время, когда захлопнулась западня, из которой не выбраться. Трепачёв оцепенел, сердце его похолодело от ужаса...
  
  Следователь опрашивал команду, в связи с убийством матроса Иванова. Разматывать этот клубок было не так просто: нити были обрывочные и короткие. Слишком мало давали информации.
  Боцман лучше других знал Трепачёва и понимал, что в случае с матросом Ивановым, не обошлось без него.
  - Трепачёв - обыкновенный пройдоха и краснобай. Может убедить даже в том, что абсолютно чуждо. Этот ловкач женился на дочке босса, - рассказывал боцман.
  - Он вам не нравится? - спросил следователь.
  - Почему? У него талант очаровывать. Однако обаяние без ума на меня не действует. К тому же слишком болтлив не по существу и уклончив в серьёзном.
  - Думаете, это преступление тоже дело его рук? - спросил следователь.
  - Почему бы и нет? Решившись на одно преступление, уже не останавливаются перед последующими. Думаю, следует поискать связь между этими преступлениями, если, разумеется, такая имеется, - осторожно заметил боцман.
  
  Следователь доложил начальству о ходе расследования убийства матроса Иванова.
  Всё, как будто установлено, выяснено, но не хватало главного. Действия Трепачёва были явны, причины же скрыты. Если нет побудительной причины - мотива, то нет и преступника.
  - Но прежде, чем разрабатывать версию, что убийца - Трепачёв, нужен повод для убийства, - закончил свой доклад следователь.
  - Вечный камень преткновения - мотив!
  - Остаётся ещё вопрос: куда двигаться? - спросил следователь.
  - Никуда...
  Словом, смысл старой поговорки, что дерьмо в воде не тонет, жизнь подтвердила полностью.
  А матроса Иванова просто "смыло волной".
  
  В ту ночь Трепачёв долго не мог заснуть. Думал о себе, о своём положении и пришёл к заключению, что всё обстоит лучше, чем он ожидал.
  Многое сходило Трепачёву с рук. Сошло убийство матроса Иванова, и то, что он наловчился виртуозно "стучать" на команду. Многие знали об этом, но никто не мог уличить его. Зато руководство Трепачёва жаловало, и он слыл "любимчиком".
  Трепачёв смотрел за всем и всеми, подслушивал чужие речи, прочитывал, что пишут и составлял о том отчёты. Кругом, где собирались люди, всегда незаметно среди них присутствовал этот соглядатай.
  Трепачёв из корыстных интересов постоянно пытался вызвать междоусобицу и раздор. Правда, как он не однажды говорил, приходилось иной раз "получать по морде". Однако это его не останавливало.
  Но в последние годы в его жизни всё чаще стало многое соскальзывать. Прямо сплошной гололёд для человека привыкшего "твёрдо ступать на ноги". Оно и понятно, рождённый в клетке не имеет представления, как вести себя на свободе. И потому может дорого заплатить за миг свободы, в которой ничего не смыслит.
  В пристройке, рядом со шкиперской, нашли радиста - маленького злого упрямца Трепачёва. Он закрылся на ключ и сыпал морзянкой так быстро, будто судно погружалось на дно. Пришлось вышибить дверь и вынести радиста:
  - Постучал? Довольно!
  Трепачёв божился, обрекая свою лживую душу на вечную погибель.
  Его клевета заполняла всем уши злобной ложью. Перевернуть обычную ситуацию, довести её до полной нелепицы, до абсурда без всякой причинной связи, словом превратить её в небыль - было в стиле Трепачёва.
  И это не удивительно, ибо Трепачёв - это та мразь, которую все хорошо знают, но некоторые могут рассчитывать, что он будет верен... самому себе. Такого можно купить!
  Но Трепачёв не знал, что продаваться не хорошо и потому ему ничуть не стыдно. Ему была неведома нравственность - та основа, та правда, к которой должен стремиться человек.
  Самое не приятное для Трепачёва - любителя манипулировать человеческим сознанием, было то, когда он убеждался, что человек способен мыслить самостоятельно. За это он мог убить.
  
  При оценке бытия человека существуют два факта: страх и глупость. То и другое характерны для Трепачёва. Скудоумие толкнуло его на мошенничество и предательство, а трусость - на убийство.
  Но покровители Трепачёва не могли допустить, чтобы кто-то узнал правду о нём...
  
  В настоящее время нет гарантий ни в чём. Тем более в отношениях между людьми. Это не управляемый процесс. Отношения, в силу этого, носят случайный характер, не становясь прочными и устойчивыми. В результате: вместо счастья и радости - страх и горечь.
  Говорят:
  - Времена меняются.
  - Да! Но, к сожалению, люди остаются всё те же.
  
  Вечер был тихий, тёплый. Трепачёв шёл по улице и вдруг замедлил шаги, вглядываясь вперёд. По той же стороне улицы прямо на него шла Анна. Она тоже заметила Трепачёва. Сближаясь, они всё больше замедляли шаг, не сводя взгляда друг с друга, наконец, остановились.
  - Как ты живёшь? - выдавил Трепачёв.
  - Живу, как велит совесть, - ответила Анна.
  - О совести мне никогда не говорили.
  - А зачем говорить? Совесть надо иметь!
  Трепачёв промолчал, не найдясь, что ответить. Анна пошла своей дорогой.
  
  Всё на свете преходяще. Кем бы ни родился человек - его ждёт могила или сумасшествие, что почти одно и то же. Ибо мир изменчив, и каждый видит его по-разному. Но какой же настоящий? Это тоже решает каждый сам по своему разумению.
  Жизнь дана как испытание людям и бывает - нет просвета в этой жизни. Что делать? Нужно ли покориться?
  Запоздалое чувство вины преследовало Трепачёва. Но он всё также дерзко, красноречиво, но не умно постоянно и назойливо твердил одно и то же. Его реплики обнаруживали скрытый подтекст, а именно, какую мысль пытался он передать, внушить, закрепить в человеке.
  Невольно возникал вопрос:
  - Зачем?
  Как известно, без мотива, без смысла, вернее умысла, действия не бывает. В каждое действие человека заложены его побуждения и отношение к ним.
  - Всё-таки человек состоит из прошлого, - задумчиво произнёс психиатр. - Теперь я это ощутил в полной мере, когда увидел выражение лица Трепачёва, смотрящего на портрет этой девушки.
  - Анны, - подсказал его коллега. - Не кажется ли вам, что этот взгляд у него появился после того как Трепачёв всё потерял?
  - Не думаю! Его расстройство психики - результат излишне долгого пути к пониманию, что такое совесть...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"