Аннотация: Шесть мини-рецензий на компакт-диски 2004 года.
Charlie Haden
The Montreal Tapes
Verve, 2004
Любители джаза давно ждали от Чарли Хейдена такой пластинки. Год за годом он удалялся все дальше и дальше от традиции, предпочитая смотреть на происходящее со стороны. То погружался в лирическую патетику партизанских гимнов со своим Liberation Music Orchestra, то придавался звуковой неге с Пэтом Метини, всякий раз оставаясь самим собой. Мощный щипок Хейдена, от которого контрабас вибрирует всей массой корпуса, узнаешь с первых нот. В свое трио он пригласил барабанщика Эла Фостера и саксофониста Джо Хендерсона, памяти которого посвящен диск. Концертная запись усиливает эффект присутствия, четыре вещи проносятся на одном дыханье. Обходясь без пианиста, музыканты обретают дополнительную свободу; это особенно ощущается в пьесе In the Moment, которую Хейден построил как ностальгическое путешествие в эпоху фри-джаза. Полная силы и движения, мужественная музыка. Жаль, что не все девушки любят современный джаз.
_________________________________________
Bill Gaither
America the Beautiful
GMG, 2004
"Все мы - и русские, и украинцы, и белоруссы, - мечтаем жить в большой, сильной и богатой стране, в Америке", - этот старый аннекдот уже не воспринимается как оскорбление национальных чувств. Американцы не только горячо любят свою родину, но и не стесняются петь о ней. Даже если кому-то смешны их слезы умиления. И ни Хуссейн, ни Бен Ладен не заставят добропорядочных янки стыдиться своего прошлого и настоящего. Нам не всегда это понятно. Джаз - пожалуйста, блюз - с удовольствием, но вот чтобы взять да всем хором заголосить о Родине - давненько такого не случалось. Билл Гейтер тоже раньше пел все больше для Бога и для верующих. За свою долгую жизнь он записал полсотни альбомов в стиле "госпел". И вот лишь теперь, накануне 70-летия, замахнулся на "песни о главном": в гимнах Star Spangled Banner и This Land is Your Land ему подпевает жена Глория, а также сводный хор друзей семьи. Похоже на застольные песни - немного нестройно, но ярко и радостно. В пору поучиться. В общем, широка страна моя родная...
________________________________________________
Dave Douglas
Strange Liberation
Bluebird / BMG, 2004
Джазовый интеллектуал Дэйв Дуглас, словно повинуясь советам классика, способен зажигать пламя подлинного искусства и хладнокровно замерять его температуру. Если хотите узнать, куда идет современный джаз - послушайте его новый диск. Дуглас снова собрал квинтет, выпустивший два года назад альбом The Infinite с посвящениями Майлзу Дэвису, Бъорк и группе Radiohead. В новой работе музыканты постарались отгородиться от внешних влияний. И сам Дуглас, и саксофонист Крис Поттер играют неожиданно традиционно, то рассекая музыкальное пространство острыми блюзовыми фразами, то предаваясь меланхолии. Приглашенный гитарист Билл Фризелл, наоборот, демонстрирует чудеса джазового импрессионизма, пробуждая в своем инструменте дремлющие голоса духовых и скрипок. Кажется, эта причудливая конструкция вот-вот рассыпется, но музыка - не архитектура, законы гравитации здесь не действуют.
_________________________________________
Diana Krall
The Girl in the Other Room
Verve, 2004
Давно уже джазовые певицы не становились столь популярными. Несколько номинаций на "Грэмми" сделали канадскую исполнительницу Дайану Кролл постоянным персонажем светской хроники. За ней повсюду следуют хищные фотографы-папарацци. Правда корреспонденты популярных изданий редко обсуждают творчество вокалистки - им интересней сплетни о личной жизни Дайаны Кролл: совсем недавно она вышла замуж за рок-ветерана Элвиса Костелло, который сразу же взялся за дело и помог ей писать музыку и тексты. Оригинальные сочинения дополняются классикой. Одна из кульминаций альбома - Temptation Тома Уэйтса. В целом певица предстает повзрослевшей и просветленной. В большинстве композиций чувствуется настроение сдержанной грусти - Дайана Кролл посвящает альбом памяти близких людей, образы которых оживают в ее утонченных мелодиях.
_____________________________________________
Edgar Winter
Jazzin" the Blues
SPV, 2004
Эдгар Винтер родился в семье плантатора. И хотя случилось это без малого через сто лет после отмены рабства, первые и самые глубокие знания о мире преломились через призму классового происхождения. Он любил джаз и блюз, но невидимая стена отгораживала его от чернокожих создателей афро-американской музыки. Этот комплекс отчуждения он не смог изжить, даже сотрудничая с такими признанными артистами, как Мит Лоуф, Тина Тернер и Ла Тойя Джексон. Сомнения и внутренняя борьба привели его в лагерь почитателей сциентистской философии Рона Хаббарда с ее наивно-материалистическими представлениями о единстве мироздания. Новый альбом - вторая попытка высказаться на джазово-блюзовую тему. Первая была предпринята в конце 90-х, когда Уинтер выпустил диск Winter Blues, носивший характер разведки боем. Теперь музыкант подготовился к штурму джазовой твердыни более основательно, пригласив в студию таких признанных виртуозов, как Хайрам Баллок, Робин Форд и Стив Лакатер. Похоже, на этот раз доброму старому джазу придется сдаться на милость победителя.
_______________________________________________
John Scofield Trio
EnRoute
Verve, 2004
Гитарист Джон Скофилд записал три десятка альбомов - и в каждом стремился сказать что-то новое. При этом всегда осознавал , что делает важное дело, создает очередной "памятник нерукотворный" - мраморный Scolohofo, бронзовый Bump, конную статую Uberjam или скромный бюст на родине - Quiet. Новая работа - не исключение. На этот раз она целиком посвящена импровизации: минимум аранжировок и заготовок. Партнеры Скофилда - опытные музыканты, басист Стив Суолоу и барабанщик Билл Стюарт, вместе они полагаются на чутье и заняты поиском таких тонких нюансов, которые просто невозможно спланировать заранее. Все от начала до конца записано живьем на концерте. Похоже на памятник вождю в Горках, в раздумье бредущему по полям.