Аннотация: Размышление после спектакля Евгения Гришковца "Дредноуты".
Один капитан
"Дредноуты" - это даже не название спектакля, скорее, - магическая формула, заклинание. С ее помощью можно не только остановить течение времени, но и почувствовать присутствие той невидимой силы, что действует вне темпорального потока и служит причиной всех воспринимаемых глазом изменений. "Дредноуты" и пьесой-то нельзя назвать, здесь отсутствует драматизм событий - никаких случайностей, аудитория с самого начала оповещена, как все будет и чем все закончится, но тем не менее, с трепетом ждет, когда, выражаясь словами Шекспира, "зеленый лес пойдет на замок Дульсинан".
Воплощением бренного мира Гришковец считает женское начало. Его герой не раз повторяет, что прекрасная половина зала едва ли захочет разделить с ним восторг по поводу бескорыстной чистоты морских нравов. Женщине не понять, что за прок в изнурительных плаваниях без воды и пищи, и зачем умирать в неравном бою, если для спасения достаточно приспустить флаг на мачте и сдаться на милость цивилизованного неприятеля. Мужчина ближе к истине бытия. Он выбирает смерть, бессмысленную и прекрасную, и живет ради той величественной минуты, когда его боевой флаг последний раз встрепенется над волнами, чтобы через миг исчезнуть в них навсегда. Этот флаг не дает автору покоя. Кажется, что он вышел на сцену ради того, чтобы подобно голливудскому Рокки, начертать на своем знамени - "Я не баба". И дело тут не в тугих мышцах, а в гордости за то, что его идеал - не дальновидный банкир, не изворотливый брокер и не пронырливый лавочник, а бескорыстный испытатель судьбы, ставящий какой-то очень важный вопрос самим фактом своей непутевой жизни и бессмысленной смерти. Эта история завораживает, потому что в ней пронзительная горечь бытия и приторная сладость тоталитарного мифа, знакомого нам из истории каверинского Сани и обожествленного им капитана Татаринова, почти слиты воедино. Гришковец, похоже, тоже очарован сладостным бескорыстием морских законов и в своем наивном, неофеодальном порыве протестует, в первую очередь, против повсеместно окрепшего расчетливо-буржуазного мира. Так что пусть женщины не принимают все на свой счет - им не на что обижаться.