Утро выдалось чудное: на небе не было ни облачка, солнечные зайчики прыгали по стенам. А свет стремился направить все свои лучики прямо в небольшое окно напротив Кириной кровати. Ее разбудил резкий "зайчик", игравший сначала в волосах, а затем перескочивший прямо ей на нос. Девушка открыла глаза. Часы, висевшие напротив, показали робко без двух минут одиннадцать. Кира вскочила, как ошпаренная, ведь оставалось всего полчаса до урока театрального кружка.
Заниматься актерским мастерством Кира начала очень рано, проявляя к тому все свои способности. В детстве она сыграла Карабаса-Барабаса так талантливо, что привела в восторг родителей и учителей. После этого ее стали привлекать во все сценки и спектакли школьного кружка. Через год Кирина семья переехала в другой город, но ее талант и там не остался незамеченным. В первый же год на новом месте она была принята в "Школу театра и танцев". Сыграв очень много ролей в этом кружке, Кира ушла под громкие возгласы сожаления своего наставника, Константина Кирилловича. Он действительно раскрыл ее потенциал и возможности и полюбил как дочь. Кира, в свою очередь, была благодарна учителю за все, а главное, за его острый ум, веселость и безграничную доброту, которые не раз помогали ей в трудные моменты жизни.
Но Кире пришлось уйти из студии. Невзлюбивший ее Бог весть за что Павел Павлович, директор дома культуры, где находился кружок, немилосердно критиковал каждое Кирино выступление в самых смачных выражениях и терминах, доводив ее подчас до истерики. Родители не могли больше видеть эти страдания. Кире пришлось уйти.
Но любовь к театру сделала свое: в городе отыскалась еще одна студия. Учительница там была "самых лучших правил", полная противоположность Константину Кирилловичу. Часто она говорила своим благородным басом: "Ну, что же ты, Кира? С твоими-то способностями и не сыграть эту роль!" Она считала, что таким образом получится "зажечь" Киру еще больше обычного. Но это было совершенно лишним. Если девочке уж что-то нравилось, то оторвать ее было просто невозможно. Нина Егоровна, так звали новую учительницу, была немного консервативна в методах преподавания: ставила только классические пьесы, подчас очень сложные, любила строгую и немного пафосную игру. Часто в ее речи проскальзывали слова самых разных языков, ведь женщина она была очень образованная и напоминала выпускницу Института благородных девиц. Были в ее лексиконе слова и французского, и английского, и немецкого, и даже старославянского языков, или просто русские слова, сказанные на иностранный манер. Нина Егоровна была среднего роста, стройная, а на голове красовался неизменный строгий пучок. Одевалась она тоже довольно строго: предпочитала носить юбки с завышенной талией, блузки, каблуки... В общем, Нина Егоровна полностью давала понять собой, что она бывшая театральная актриса. Но теперь нам необходимо вернуться к Кире.
Почистив наскоро зубы и запихнув в рот бутерброд с сыром, она поспешила одеться и выйти на улицу. Солнце весело и нежно пригревало щеку, легкий ветерок развевал волосы. На крышах домов сидели кошки, размахивая хвостами и пытаясь разогнать навеянную жарой тоску. Все как будто спало, но двигалось во сне. В лужах после вчерашнего дождя отражались словно некстати замороженные посреди лета деревья. Прохожие клевали носом, а некоторые даже роняли что-то по дороге. Погода была очень жаркая, хотя полдень еще не наступил. Солнце будило разоспавшихся в своих мягких постельках людей, а пар на улице заставлял всех потеть. В таких условиях нелегко было Кире бежать по тротуару. Хорошо, что она сообразила надеть свое струящееся платье и прихватить с собой на всякий случай зонт, потому что сзади надвигались многообещающие тучки. Кира взглянула на часы: без двух минут одиннадцать. Добежав до школы, она остановилась на секунду перед крыльцом, чтобы отдышаться. Войдя в здание, Кира швырнула зонт в раздевалку и побежала по лестнице наверх, в кабинет номер десять. Войдя, она поймала строгий взгляд Нины Егоровны. "Почему же так поздно, мон ами?" - спросила она. "Извините, это получилось... случайно". На Нине Егоровне была коричневая юбка до колен, белая блузка с серым жабо на груди и огромной брошью с каким-то пейзажем, а также туфли на высоких шпильках темно-багрового цвета. Все это создавало обычный образ Нины Егоровны, ничего нового. "Не теряем времени и приступаем к репетиции", - провозгласила руководительница. Во всю шла подготовка "Евгения Онегина". Да, не удивляйтесь, что ставилось именно такое трудное произведение. Это легко можно объяснить двумя обстоятельствами. Во-первых, Нина Егоровна просто не могла себе позволить ставить что-нибудь "мелкое", это было бы ниже ее достоинства. А во-вторых, студия была достаточно серьезная и специализировалась на подготовке детей в театральные ВУЗы, а ребята в кружок принимались только с четырнадцати лет.
Кире выпала участь быть избранной на роль Татьяны Лариной. Но в исполнении ее обнаружилось две проблемы. Во-первых, Евгения Онегина играл Мишка Волосов, рыжая бестия, полная Кирина противоположность, она его невзлюбила страшно. Играть с ним любовь было слишком большим испытанием! Но ведь для настоящей актрисы это не должно быть проблемой, не так ли? Поэтому вторая причина казалась более веской: Кире просто не удавались такие роли. Все знали, что образы нежных девиц прошлых, да и нынешних, веков ей не покоряются. То ли дело старая карга, заносчивая барыня или вовсе граф. Нет, это совсем не значит, что Кира была гром-бабой или черствой девицей. Наоборот, она в душе была очень ранимая и застенчивая, как и ее героиня, Татьяна, но боролась с собой, чтобы "пробиться" в жизнь, она всегда старалась следовать какому-то придуманному ею самой образу и подсознательно боялась играть себя, чтобы не разбудить эти черты. Трудно сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны, конечно, хорошо. Застенчивость вряд ли скрасит судьбу человека, ведь это синоним зажатости и скрытности. Но, в то же время, забывая эти черты, девушка переставала быть самой собой. Когда человек пытается скрыть застенчивость, он легко может не заметить границу между уверенностью в себе и нахальством.
Вы, конечно же, спросите, почему, если Кира не могла сыграть роль Татьяны Лариной, ее взяли в спектакль. На это повлияла цепочка случайностей. Сначала выяснилось, что все девочки, способные сыграть Татьяну Ларину, исчезли: кто уехал, кто заболел, кто вообще бросил занятия. Сама судьба вывела Киру на сцену. Нужно добавить, что Нина Егоровна давно хотела сделать из нее звезду. Отличная возможность раскрыть еще шире талант девушки.
Все собрались за кулисами. На сцену поместили стол, на него поставили подсвечник, рядом был стул, взятый из соседнего кабинета. "Репетируем сцену Татьяны Лариной, пишущей письмо. Кира, на сцену!.. Нет-нет, с другой стороны выходишь! Да-да! Надеюсь, текст ты выучила. Вперед!" - голосила Нина Егоровна из другого конца зала. "Господи, помоги", - прошептала юная актриса. Кира вышла к столу, посмотрела с опаской и какой-то мольбой в глазах на Нину Егоровну. Та многозначительно кивнула, при этом ее пучок взвился над бровью, и она судорожно его поправила.
Кира присела на стул, стоявший на сцене, и тот покачнулся.
-Я к вам пишу, - послышался робкий голос.
-Ки-ра! Что я тебе говорила?
-Э... - замялась девушка.
-Сначала задумчиво смотришь вдаль, затем, томно и нерешительно, - на лист. И только после этого...
-Да-да, я вспомнила... - откликнулась Кира.
-Вот и отлично, продолжай.
-Я к вам пишу, - начала Кира, совершив необходимый ритуал, - чего же боле?
-Кира, Кира, Кира... - сказала Нина Егоровна высоким голосом, не свойственным ей, - это перебор. Не говори столь драматической интонасьон! Не тот случай.
После многих подобных замечаний и почти двухчасовой работы Кира начала краснеть, а за кулисами послышались недовольные возгласы и вздохи уставших от бездействия актеров.
-Ладно! Переходим к следующей сцене. Кира, подойди ко мне после окончания репетиции.
-Угу, - буркнула девушка.
Выбежав за кулисы, она стремглав помчалась в туалет, чтобы отдышаться и выплеснуть весь гнев. "Хватит, - подумала Кира, - унижениям конец!" Она достала из кармана телефон. Первый раз после ухода из своего предыдущего кружка Кира набирала номер Константина Кирилловича. Она была настроена очень решительно.
-Алло. Константин Кириллович? Это Кира Босфорова, помните?
-А, Кирочка, как же забыть! Лучшая ученица. Ну, как твои дела? Что-то случилось?
-Константин Кириллович, мне необходима ваша помощь, я не могу войти в роль... Мне абсолютно не удается сыграть Татьяну Ларину. Впрочем, это не телефонный разговор. Не могли бы мы встретиться?
-Я всегда рад тебе помочь. Приходи в наш театр...гм...завтра в два. Можешь?
-Константин Кириллович, мне бы не хотелось в театре, ну, сами понимаете, лишние вопросы...
-Ладно, приходи ко мне домой завтра в шесть.
-Спасибо! Я вам так благодарна!
Полная счастья, Кира побежала в зал. После окончания репетиции, она подошла к Нине Егоровне, как та ее и просила.
-Э-да! Вот что я тебе хотела сказать,- начала Нина Егоровна,- Это будет история про мою давнюю ученицу...
Тут она затянула длинную и явно придуманную историю про некую Лизу Верзилян, которая никак не могла сыграть царя Султана, про то, как она заглянула "в недра своей души" и представила себя Султаном, и все у нее замечательно вышло. Конечно же, мы не будем осуждать Нину Егоровну за то, что она пыталась помочь своей ученице, но история была очень путаная и абстрактная.
-...так что, друг мой, подумай и постарайся сыграть как следует Татьяну Ларину!- гордо завершила Нина Егоровна
-Хорошо, я обязательно подумаю,- сказала на прощанье Кира.
Она вышла из дома культуры и поняла, что не зря взяла зонт: начался дождь. По дороге домой Кира все время думала: " Господи, какие банальности она говорит!.. Хорошо, что я позвонила Константину Кирилловичу, он то уж точно мне поможет!.. Ну не могу я ее сыграть! Не получается! " Надо сказать, что девушка была не из тех, кто беспрекословно воспринимает критику. Она даже не любила мелких замечаний. И это было главное препятствие на пути к карьере актрисы. Кроме того, Кире частенько не хватало силы воли для того, чтобы сыграть тот или иной эпизод, а еще она была безумно упрямая и перечила учителям во всем!
На следующий день ровно в полшестого Кира отправилась к своему бывшему учителю. Найдя нужный дом, девушка вошла в подъезд. Там было немного жутковато: в полуразвалившейся пятиэтажке почти не было освещения, на стенах красовались надписи: "Оля + Толя", на ступеньки и вовсе было страшно наступать. Осторожно поднимаясь на пятый этаж, Кира чуть не упала, не заметив участок без перил. "М-да...всякие дома бывают, но чтоб такое!.." - подумала про себя девушка. Добравшись до квартиры Константина Кирилловича, Кира нажала на звонок. Дверь открыл пожилой мужчина в домашних тапочка, в котором она тут же узнала своего учителя.
-А, Кирочка, здравствуй, проходи, пожалуйста.
Девушка оглядывала квартиру: обои немного старомодной расцветки, и все как-то запущено. Сразу видно, что в квартире живет холостяк. Но она также заметила много старинных и даже антикварных вещей.
-Константин Кириллович....А откуда у вас этот старинный альбом?
-А...Я люблю о нем рассказывать. Это древняя реликвия моей семьи: прадед служил у императора при дворе! Здесь его семейное фото, а где-то даже император был...А, вот же он!
-Ничего себе... Это так захватывающе!
-Да уж. Хочешь чайку?
-Нет, спасибо...Константин Кириллович, я хотела вас спросить, как же мне быть с ролью...
Тут Кира начала рассказывать про свою проблему и про то, как она с ней мучается.
-...а когда я начинаю говорить свои слова, вспоминая что-то из своей жизни, ком к горлу подступает...и все.
-Гм...,-начал учитель,- я понимаю, в чем дело. Ты очень неординарная личность и отличная актриса, но настолько привыкла маскироваться в чужой образ на сцене, что себя боишься раскрыть. А ты - это и есть Татьяна Ларина, ты так на нее похожа! Запомни, не всегда нужно маскировать свое "я" на сцене. Если ты чувствуешь сходство между собой и героем, просто выпусти свою душу, и все обязательно получится! Слушай свое сердце! И, кроме того, начни быть собой и в реальной жизни...
-Я и так везде настоящая. Вы хотите сказать, что я - маска?! Вот спасибо! То есть все это время я была каким-то...Ладно, спасибо, до свидания, Константин Кириллович!
И она ушла. Выбежав из подъезда, Кира присела на лавочку. Ее все злило: и учитель, который дал ей "глупые" советы, и вдруг ухудшившаяся после дождя погода, и она сама. В душе Кира раскаивалась в том, что наговорила своему наставнику. Ей было очень жаль и его, и себя. Девушка встала со скамейки и побрела домой.
Вечером Кире позвонила одноклассница:
-Алло, Кииир...Ты не представляешь! Я вчера встретила Ларика из 10 "В"...,-тут подружка запищала от восторга.
-И что?- равнодушно спросила Кира.
-Ну, он пригласил меня в кафе!
-И что?
-Да что ты заладила! Говорю же, в кафе....Вот сижу, готовлюсь, хотела с тобой посоветоваться: мне лак какой выбрать, сиреневый или розовый?
-Знаешь, Лар....Давай потом. Я сейчас очень устала. Пока.
Кира вдруг почувствовала такой прилив отвращения, что уткнулась в подушку и заплакала. Она думала о словах Константина Кирилловича, и решила ему позвонить:
-Алло, - взял трубку учитель.
Кира немного помолчала и начала:
-Константин Кириллович, я бы хотела попросить у вас прощения...за свое ужасное поведение...
-Я знал Кира, что ты одумаешься. Пока ты сама все не поймешь, тебе никто не сможет помочь с твоей ролью.
-Вы были абсолютно правы, я действительно не могла раскрыться на сцене...
На следующий день на репетиции Нина Егоровна была поражена успехами Кира. И хотя работы было еще очень много, сдвиг был колоссальный! Советы Константина Кирилловича принесли свои плоды! Все было сдвинуто с мертвой точки. Нина Егоровна, удовлетворенная успехами Киры, стала меньше времени тратить на разбор ее индивидуальных сцен, но, конечно же, по-прежнему много сил уделяла отработке тонкостей исполнения роли.
Через месяц была премьера спектакля. Кира сильно волновалась, но все же решилась пригласить своего любимого учителя. На последней репетиции Нина Егоровна сказала: "Кира, когда ты покинешь мою студию и поступишь в ВУЗ вспоминай, пожалуйста, и о моих советах...",- на глазах учительницы засверкали слезы. Кира попыталась ее успокоить, но женщина вышла и до спектакля они не пересекались. На премьере Константин Кириллович сел рядом с Ниной Егоровной. Естественно, она узнала, что Кира обращалась к нему за помощью. Сначала Нина Егоровна расстроилась, но затем решила, что ведь и ее советы были восприняты. В общем, учителя нашли общий язык. А спектакль прошел на ура. Кира справилась с поставленной задачей примерно на 75 процентов, как сказали учителя. Это было совсем не плохо.
-Я знала, что она будет звездой!- воскликнула после окончания спектакля Нина Егоровна, и Константин Кириллович с ней, видимо, согласился.
В тот день Кира была полностью счастлива, она смогла выпустить своего маленького и нежного ребенка-невидимку, и теперь точно чувствовала, что ее судьба - театр.