|
|
||
1976
а) Джек Лондон (1876-1916)
первый американский писатель, заработавший миллион. Рабочие, которые трудились на его благоустройством ранчо, смеялись над его усилиями стать фермером и считали, что это забава, потеха богача.
б) Д. Констебль (1776-1837)
О художественной манере Констэбля Эжен Делакруа так писал в своем журнале: "Констэбль говорит, что превосходство зеленого цвета его полей достигается сочетанием множества зеленых красок различных оттенков... То, что он говорит здесь о зелени полей, приложимо ко всякому другому цвету". Под впечатлением от работ Констэбля, выставленных в галерее Эрроусмита, Делакруа переписал фон своей знаменитой картины "Резня на Хиосе". За всю свою жизнь Констэбль продал лишь двенадцать своих работ в Англии, тогда как во Франции за несколько лет продал почте двадцать картин. Несмотря на это он отказался от предложения ездить с турне по другим странам, предлагая свои работы. Своему другу Фрэнсису Дарби он писал: "Уж лучше я буду бедным [в Англии], чем богатым, но заграницей"
в) Гофман (1776-1822)
Всю жизнь Гофман мучился от неспособности жить согласно нормам общества и вместе с тем не мог игнорировать их. Он выбрал "уклончивый стиль жизни", как это назвал биограф писателя Рюдигер Сафрански. Ни одному из занятий Гофман не отдавался целиком, часто переезжал в другие города. Вел себя так, будто не был ни в чем заинтересован, кроме музыки. Большую часть жизни ему приходилось совмещать работу чиновника и занятия искусством. Он работал судебным следователем и государственным советником, а по ночам рисовал, сочинял музыку, писал заметки и романы. В итоге он остался чужим и для коллег-чиновников, и для людей искусства.
Небольшая по объему новелла "Угловое окно" своего рода волшебный ключ Гофмана. Что нужно творцу для того, чтобы создать шедевр? По сути ничего.
Больной человек, который не может даже передвигаться, надеется только на определенное место в определенном доме. Ему всего лишь нужен угол обзора. Окно выходит на местный рынок. Новелла выстроена как диалог автора с неким кузеном. Этот очень живой разговор предметом которого являются всего лишь люди, которых они видят в окно, прекрасен, фразы подобны песне. Гофман часто говорил, что истинные свершения происходят исключительно у нас в голове.
1977
а) Рубенс (1577-1640)
Aidé par un atelier important, Rubens produit une œuvre considérable dans des genres divers. Il accepte de peindre un grand nombre de portraits mais, "d'instinct plus porté aux grand travaux qu'aux petites curiosités " comme il l'écrivait lui-même, il prête peu d'attention aux détails, qu'il ne peint pas en profondeur et dessine de quelques traits. En effet, il va travailler à un rythme extrêmement productif, réalisant 1403 peintures selon le catalogue de Michel Jaffé. Il réalise surtout de grands projets religieux, des peintures mythologiques, et d'importantes séries de peintures historiques. Prisé des Grands pour l'érudition et le charme de sa conversation, il joue également un rôle diplomatique important à son époque et jouit d'une position sociale sans égale chez les artistes de son temps
б) Г. Гессе (1877-1962)
Некоторое время Гессе находится под влиянием герметической традиции и основной темой его творчества становится идея соединения противоположностей. В "Демиане" он формулирует идею Бога по Имени Абраксас, который объединяет в себе добро и зло, при этом стоит по ту сторону противоположностей.
Гессе тяготила необходимость отрывать от главной своей работы силы и время, чтобы зарабатывать себе хоть какие-то средства на достойную (ни в коем случае не роскошную) жизнь, а ведь необходимо еще и путешествовать - и не с туристическими, а с образовательными целями! Приходится писать для газет. Как это тяготит уже вполне готового к главным трудам своей жизни писателя! Как ненавистна ему пародия на литературный труд!
"Излюбленный материал подобных статей составляли анекдоты из жизни и переписки знаменитых людей обоего пола, и возможны были такие заголовки: "Фридрих Ницше и дамские моды в семидесятые годы девятнадцатого столетия", "Любимые блюда композитора Россини" или "Роль комнатных собачек в жизни знаменитых куртизанок" и т.д. и т.п.".
1978
а) Кастильоне (1478-1529)
при дворе герцога Гонзаго the hosts and guests organized intellectual contests, pageants, dances, concerts, recitations, plays, and other cultural activities, producing brilliant literary works. Elisabetta's virtue and abilities inspired Castiglione to compose a series of Platonic love songs and sonnets in her honor
1979
а) Лессинг (1729-1781)
"Подобно Лютеру, Лессинг имеет значение не только вследствие тех особенных определённых задач, которые он преследовал, но и потому, что он до глубины возбудил интересы немецкого народа и своей критикой и полемикой вызвал благотворную деятельность умов. Он был живой критикой своего времени, и вся жизнь его была полемикой. Эта критика распространялась на все области мысли и чувства, на религию, науку и искусство. Эта полемика побеждала всех противников и укреплялась после каждой победы. Лессинг сам сознавался, что ему нужна была борьба для собственного развития" (Гейне)
1980
а) Музиль (1880-1942)
"Реальное объяснение реальных событий меня не интересует. Память у меня плохая. Помимо того, факты всегда взаимозаменяемы. Меня интересует духовно-типическая, если угодно, призрачная сторона событий"
1981
а) Лесков (1831-1895)
Опасаясь жесткой критики, Лесков поначалу писал под чужими, весьма причудливыми именами - Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов; М. Стебницкий, Николай Горохов, Николай Понукалов, В. Пересветов, и другими. Сказалась работа в суде - иные очерки и рассказы носили изобличительный характер, были написаны в модном и смелом тогда жанре сатиры
б) Бехер (1881-1958)
Стихи юного Бехера это - многократно выкрикнутое "нет!", это непримиримое отрицание, брошенное в лицо господствующим классам, религии, буржуазному лицемерию, скотскому осквернению всех самых благородных чувств и идеалов, царящему в мире обмана, наживы и эксплуатации. Все эти страстные и, выстраданные чувства "выплеснулись" на страницы ранней книги молодого лирика - его сборника "Упадок и торжество" (1914).
1982
а) Л. Кэролл (1832-1898)
Кэрролл опубликовал много научных трудов по математике под собственным именем, разработал один из методов вычисления определителей (конденсация Доджсона) и в 1891 году изобрел никтограф - прибор для записи, как одну из форм стенографии. Никтограф позволяет быстро записывать идеи или заметки.
б) Д. Джойс (1882-1941)
В 1932 году Джойсу направили из СССР анкету с вопросом: 'Какое влияние на Вас как на писателя оказала Октябрьская революция'. " я узнал с интересом, что в России в октябре 1917 г. случилась революция. Из сведений, покуда им собранных, ему трудно оценить важность события, и он хотел бы только отметить, что, если судить по подписи вашего секретаря, изменения, видимо, не столь велики.
Каждый эпизод "Улисса' имеет свою тему, технику и связь между его персонажами и персонажами 'Одиссеи"
1983
а) Ирвинг (1783-1859)
"История Нью-Йорка" стилизовано автором под жанр летописи, одновременно являясь мистификацией. Желая привлечь внимание публики, писатель подал объявление в газеты, что разыскивается некий Дитрих Никельбокер, оставивший в гостинице рукописный труд. Именно он, написанный на самом деле Ирвингом, появился в скором времени в книжных магазинах. Читатели, заинтригованные историей с таинственным писателем, охотно покупали книги.
б) Кафка (1883-1924)
Мир Кафки - это сырой темный и узкий коридор, по которому сколько ни иди, с места не сдвинешься, потому что уходить тебе не разрешали. Отчетливее всего это заметно в романе "Замок". Изображенная там бюрократическа система - совсем как в реальной, некнижной бюрократии - работает сама на себя, обеспечивает своих участников все новыми и новыми задачами, лишь бы они были чем-то заняты. Никакой логики и практической пользы от этих действий нет и быть не должно
Язык Кафки - это отстраненное и сухое, нарочито безэмоциональное письмо. Всякое жизнеописание в его текстах напоминает протокол, формальный документ вроде тех, которые писатель составлял в страховой компании.
1984
а) Хольберг (1684-1754)
в 2003 г в Норвегии была учреждена Хольберговская премия. Хольберг самый яркий из представителей скандинавского Просвещения. Он оставил после себя не только популярные комедии и сатирический роман "Путешествие Нильса Клима под землей", но и важные исторические труды, а также работы по истории и теории права, по которым в Дании учились еще добрых двести лет после кончины автора. Поэтому совершенно естественно, что Людвиг Хольберг оказался идеальным "лицом" премии, которую можно присудить современным мыслителям, занимающимся теоретическими изысканиями в неточных областях знания"
В комедиях Хольберг блестяще характеризованы все 'миниатюрные дураки' современного Хольбергу Копенгагена: вечно занятой бездельник ('Den Stundesløse'), безответственный политикан ('Den politiske Kandestøber' - 'Жестяник-политик'), французский модник ('Jean de France'), учёный дурак ('Erasmus Montanus'), надменный дворянин, не имеющий ни гроша в кармане ('Don Ranudo de Colibrados'). Особое место среди его комедий занимает 'Jeppe paa Bjerget', в которой угнетённый крестьянин охарактеризован с ласковым юмором
10) 1985
а) Моруа (1885-1967)
Биографическая книга о Шелли, по намерению автора, является скорее произведением романиста, чем историка или критика. Без сомнения, все факты, изложенные в ней, соответствуют истине, и автор не позволил себе вложить в уста Шелли хоть одну фразу или приписать ему хоть одну мысль, которые не были бы указаны в мемуарах его друзей, в его письмах, в его поэмах но он старался изложить эти элементы в таком порядке, чтобы они производили впечатление постепенного раскрытия, естественного возрастания, то впечатление, которое свойственно собственно роману... (Моруа о своей биографии Шелли)
б) Беркли (1685-1753)
In 1728, he went to America on a salary of £100 per annum. Near Newport he bought a plantation at Middletown - the famous "Whitehall". It has been claimed that "he introduced Palladianism into America -- особый архитектурный стиль по древнегреческому образцу. He drew up plans for the ideal city he planned to build on Bermuda.[23] He lived at the plantation while he waited for funds for his college to arrive. The funds, however, were not forthcoming and in 1732 he left America and returned to London.
1986
а) Буало (1636-1711)
принцип подражания был для него критерием эстетической ценности произведения. Но подражание природе должно касаться не единичных, частных случаев, а всеобщего. Кроме того, Буало не выносил ничего "площадного". Например, басен. Ведь там действуют какие-то говорящие животные и т. д., чего в жизни не бывает. Фарс, бурлеск были Буало чужды. Он считал, что не надо показывать в искусстве жизнь простого люда ни аллегорически, ни прямо. Также был противников нового тогда жанра -- приключенческий роман. Высокомерный был господин.
1987
а) Фруассар (1337-1404)
Сэр Вальтер Скотт однажды заметил, что Фруассар испытывал "удивительно мало симпатии" к "негодяям".[1] Это правда, что Фруассар часто не говорит о простых людях, но во многом это следствие его заявленной цели написать не общую хронику, а историю рыцарских подвигов
б) Гиббон (1737-1794)
Упрощенно цепочка рассуждений в "Разрушении и падении Римской империи" такова: Приняв христианство, императоры вынуждены были тратить огромные средства на церковь и клир. Средства фактически отнимались у военного бюджета и других светских дел. Далее: пропаганда монашеского образа жизни и вообще уход в священство изымал из общества потенциальных защитников отечества, воинов
в) Крянгэ И. (1837-1889) В 1872 был лишен сана
1988
а) У. фон Гуттен (1488-1523)
Удивительно, но при всех проблемах, постоянных болезнях и безденежье Ульрих фон Гуттен умел радоваться жизни. Он писал одному из своих друзей гуманисту Вилибальду Пиркхаймеру 15 октября 1518 года: "Радостно жить, Вилибальд! О столетие - науки крепнут, города процветают, поберегись варварство!"
б) Ян Матейко (1838-1893)
С юности Матейко изучал детали исторического быта, непрерывно их зарисовывал, а позже составил "Историю польского костюма", которую опубликовал в виде отдельной книги в 1859 году. Своим призванием он считал религиозное творчество.
Miał wpływ na ratowanie zabytków Krakowa[36]. Uczestniczył w pracach komisji konserwatorskich podczas odnawiania gotyckiego ołtarza Wita Stwosza w kościele Mariackim (1867-1869)[37], restauracji gmachu Sukiennic (1875-1879), zamku na Wawelu (1886) oraz Kościoła Mariackiego (1889)[38]. Brał udział w pracach naukowo-badawczych oraz wykonywał rysunki inwentaryzacyjne podczas otwarcia w katedrze wawelskiej grobów: Kazimierza Wielkiego (1869), królowej Jadwigi (1887) i kardynała Oleśnickiego (1887)[38]. Uczestniczył w pracach komisji nad stworzeniem ustawy o konserwacji zabytków. Według projektu Matejki w latach 1889-1891 wykonana została polichromia wnętrz kościoła Mariackiego.
Pogłębiające się z czasem problemy finansowe Matejki spowodowane były chorobą żony, a także nadmiernym szafowaniem własnym dorobkiem artystycznym. Kilka wielkich płócien podarował Narodowi Polskiemu, papieżowi przekazał Sobieskiego pod Wiedniem, a Francja otrzymała od niego Joannę d'Arc. Obdarowywał też obrazami swoich znajomych - ludzi zwykle bardzo bogatych. Nic nie wziął za portret od hr. Stanisława Tarnowskiego, bezpłatnie podarował portret ks. Marcelinie Czartoryskiej. Nie szczędził też datków na wsparcie ubogich. Ofiarował m.in. na ich rzecz szkic olejny Zygmunt August w ogrodzie wileńskim, który został następnie sprzedany do Warszawy[46].
Malarstwo Matejki charakteryzowały precyzja konturu, dbałość o szczegóły oraz starannie wygładzona powierzchnia malarska, uzyskana dzięki oszczędnemu nakładaniu farb. Z upływem czasu artysta nadawał osobiste cechy postaciom i portretował ich zmienne reakcje psychiczne, aby pogłębić dramaturgię przedstawianych scen[2].
1989
а) С. Ричардсон (1689-1761)
был авторитетным типографом и издателем, и выпустил в свет около 500 различных трудов, многочисленные газеты и журналы
1990
а) Марциал (40-102 ок)
Его стихотворения (всего 1561) создавались постепенно. В 80 г. он написал 36 стихотворений по случаю открытия Колизея Титом. В 84-85 гг. созданы "Подарки и гостинцы" - 350 двустрочных "надписей", прилагавшихся к преподносимым на праздник Сатурналий подаркам. Начиная с 86 г, Марциал ежегодно издавал по книге (всего 12 книг, насчитывающих 1175 стихотворений). Написаны они элегическим дистихом, а также различными типами ямба, гекзаметром и одиннадцатисложником. Под пером Марциала эпиграмма окончательно оформилась как жанр короткое, остроумное и ироничное стихотворение, как правило, с неожиданной концовкой. Марциал проницательно подмечал уловки, слабости и недостатки людей. Следует, однако, отметить, что у него было и немало злостно-непристойных эпиграмм.
1991
а) С. Аксаков (1791-1859)
Дом Аксаковых в имении Абрамцево стал настоящим центром московской общественной и литературной жизни. Знаменитые аксаковские "субботы" собирали известных писателей, журналистов, ученых и театральных деятелей. Аксаков слыл большим хлебосолом и радушным хозяином
б) С. Щедрин (1791-1830)
летом 1819 года, чтобы исполнить заказ великого князя Михаила Павловича, Щедрин прибыл в Неаполь, где работал до 1825 году. За пять лет мастер создал множество видов Неаполя и расположенных неподалеку (на побережье и островах) поселений, известных еще с античных времен: Сорренто, Амальфи, Вико, Капри.
Итальянские пейзажи Щедрина во многом изменили традиционный классицистический ландшафтный образ, господствовавший в отечественной пейзажной школе со второй половины XVIII века. Сочиненным композициям, нерпеменной составляющей которых были исторические сооружения и памятники, мастер предпочел реально существующие природные виды, превратившиеся под его кистью в олицетворение гармонии природных стихий и человеческого бытия. Одним из главных достижений живописца стал творческий метод, основанный на работе с натуры. Щедрин не только начинал, но и завершал картины на пленэре, стремясь уловить и передать особенности цвета, изменяющегося под воздействием световоздушной среды. "...Пишу все с натуры, отчего много требуется времени"
1992
а) Ши Тао (1642-1707)
Отличался эксцентричностью в жизни и в искусстве. Много лет дружил с Чжу Да, переписывался c ним, обмениваясь свитками. Иногда они посылали друг другу незавершённые работы: начинал один, заканчивал другой.
Глубоко восприняв принципы дзэн-буддизма и даосизма, в ряде работ пришёл к пределам традиционной живописи и изобразительности как таковой: его "Десять тысяч безобразных пятен" напоминают уже новейший абстрактный экспрессионизм Поллока и др.
В трактате "Беседы о живописи монаха Горькая Тыква" Шитао развил принцип нерассуждающего письма "одной чертой", в котором видел квинтэссенцию искусства.
б) Акутагава (1892-1927)
не стоял на бастионах осажденного города, как Лев Толстой; не поднимал голос в защиту справедливости, как Эмиль Золя; не сражался за революцию, как Ярослав Гашек. Он вел размеренную и довольно бестолковую жизнь японского литературного мэтра: по обусловленным дням принимал в своем кабинете литературную молодежь; посещал многочисленные банкеты; коллекционировал старинные картины и антиквариат; ссорился с издателями из-за гонораров; совершал лекционные поездки по стране; редактировал хрестоматийные сборники. И он непрерывно, бешено работал.
Акутагава написал серию рассказов, действие которых происходит в период Хэйан, период Эдо или в начале периода Мэйдзи в Японии. В этих историях переосмыслены классические произведения и исторические происшествия
1993
а) Багряна (1893-1991)
В 1925 году она оставляет своего сына мужу, который узнает о существовании своей матери лишь через 16 лет и то из заметок в местных газетах.
Елисавета весь свой талант и силу своего характера вложила в поэзию. Ей удавалось создавать такие произведения, которые могли перевернуть весь общественный строй государства, задуматься каждого об истинном предназначении и позволить каждому читателю выбрать свой собственный жизненный путь.
б) В. В. Маяковский (1893-1930)
Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сначала разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года - знаменитой 'лесенкой', которая стала 'визитной карточкой' Маяковского. 'Лесенка' помогала Маяковскому заставить читать его стихи с правильной интонацией, так как запятых иногда было недостаточно.
1994
а) Физули (1494-1556)
"справедливого правителя". Пораженный красотой поэмы "Лейли и Меджнун"., Султан Сулейман Великолепный назначил поэту содержание в 9 ахче (серебряных деньгах) каждый месяц. Но по вине чиновников получить эту сумму не удалось.
б) А. Франс (1844-1924)
Свою Нобелевскую премию 1924 отдал в Фонд голодающих Поволжья.
Персонаж "Современной комедии" Бержере воплотил философский идеал автора: снисходительно-скептическое отношение к действительности, ироническую невозмутимость в суждениях о поступках окружающих лиц. Герой походил на Франса, испытывавшего отвращение к мрачной комедии человеческого бытия, рассматривавшего мир, как сцену, а людей, как марионеток. 'Современная история' чем-то напоминала китайский театр масок. В ней Франс с документальной точностью описал политическую и общественную жизнь своего времени, грязную и подлую, как и во все другие времена.
1995
а) Абай Кунанбаев (1845-1909)
В сорока пяти пронумерованных текстах, составляющие "Слова назидания", казахи часто именуются "ленивыми", "невежественными", "завидующими друг другу" и даже "врагами друг другу"
1996
а) Дос Пассос (1896-1970)
К его разрыву с Хемингуэем привела их поездка корреспондентами на Гражданскую войну в Испании. Хемингуэй писал впоследствии: "Дос Пассос, который прежде был таким славным малым, ужасно струсил тут"
б) Г. Сенкевич (1846-1916)
Сенкевич объединяет исторический роман с приключенческим. Сюжет разыгрывается на огромной территории - от Силезии до границы с Украиной. Он чрезвычайно динамичен: приключение за приключением, бои, погони, побеги, похищения. Описания битв, казней и столкновений не лишены жестокости и даже садизма. Страницы романа писатель заполнил множеством персонажей - как исторических, так и вымышленных. Как полагается в историческом романе, персонажи обычно четко положительные или отрицательные, а их нравственность четко определена: Кмициц хоть и совершает ошибки молодости, но искупает их подвигами, а пан Заглоба хоть и врун, пьяница и трус, но в критические моменты решает проблемы с помощью смекалки.
В исторические события всегда вписывается любовная история. Каждую из этих девушек любит также отрицательный персонаж, но, конечно, все заканчивается победой положительного героя и свадьбой.
1997
а) Абу Новас (747(?762) - 813(?815))
из-за разгульного образа жизни Абу Нувас был посажен в тюрьму. В конце жизни Абу Нувас изменил свой привычный поэтический жанр на жанр зухдийат (аскетическая поэзия). В этих стихах поэт раскаивался в своем вольном образе жизни и насмешках над верующими.
1998
а) Леопарди (1798-1837)
Пневмония, сколиоз, ревматоидный артрит, подозрение на туберкулез костей - потом, уже в современную эпоху, что это был "всего лишь" ювенальный спондилит... Не спрашивайте меня, что это такое. В письмах Леопарди постоянно сетовал на "деформацию позвоночника, нарушения зрения, астению, низкий вес и рост, кишечные расстройства, а также легочные и сердечно-легочные осложнения". Вдобавок он был горбуном. Даже самому жестокосердному человеку понятно, что для одного юноши этого слишком много.
Когда пишут о Леопарди, критики и обозреватели копипастят, как умалишенные, одну и ту же фразу "Леопарди - певец мировой скорби". Надо же такое ляпнуть про Леопарди, вся жизнь которого - преодоление боли, страха, чужой злой воли - и самая возвышенная победа над всеми тремя противниками. Он сам сказал так: "Будем жить и поддерживать друг друга; не будем отказываться от нашей доли той бедственной ноши, которую судьба возложила на плечи рода человеческого... Когда же придет смерть, мы не будем печалиться: даже в последние часы нас поддержат друзья и товарищи и доставит радость мысль, что потом, когда мы угаснем, они не раз о нас вспомнят и будут по-прежнему нас любить".
1999
а) Э. Хемингуэй (1899-1961)
В произведениях Хемингуэй опирался на собственные ощущения и переживания, хотя и писал художественную прозу.
Впервые попав на корриду в Испании, Хемингуэй очаровался этим сомнительным досугом. Его восторг отразился в романе "И восходит солнце", ещё известном под названием "Фиеста". Здесь автор снова говорит о людях, пытающихся вернуться к мирной жизни. Они с трудом выстраивают отношения, жаждут развлечений, но и стремятся к стабильности. А после каждого сделанного выбора задаются вопросом, который будоражит всех людей вне зависимости от пола, возраста и эпохи: "А что, если..?"
Творческую манеру писателя отличают нарочитый примитивизм, наигранное бесстрастие, многозначительные недомолвки и крайняя сжатость, даже лапидарность повествования. На первый взгляд перед читателем естественный, во всей его обыденности шероховато звучащий диалог с лирическим подтекстом или пространные периоды внутренних монологов, фиксирующие поток сознания. Но простота стиля здесь только кажущаяся. Каким-то странным, феноменальным образом читатель Хемингуэя всегда воспринимает больше того, что ему прямо говорится. Глубокий анализ текстов писателя показал, что Хемингуэй создает как бы схему восприятия элементарных раздражителей (жар солнца, холод воды, вкус вина и т.д.), которые лишь в читательском сознании становятся полновесным фактом чувственного опыта. Этот метод очень близок к живописному. Недаром Хемингуэй увлекался Сезанном и другими постимпрессионистами. Он признавался: 'Живопись Сезанна учила меня тому, что одних настоящих простых фраз мало, чтобы придать рассказу ту объемность и глубину, которой я пытался достичь. Я учился у него очень многому, но не мог бы внятно объяснить, чему именно'.
2000
а) Прешерн (1800-1849)
В 1834 году он начал работать ассистентом у своего друга Блажа Кробата, который давал Прешерену достаточно свободного времени для занятий литературной деятельностью. В том же году он познакомился с чешским поэтом-романтиком Карелом Хинеком Машей и хорватским поэтом словенского происхождения Станко Враз и провел с ними долгие и плодотворные дискуссии о поэзии.
В 1830 году его школьный друг Матия Чоп вернулся в Любляну и восстановил контакты с Прешереном. Чоп вскоре распознал поэтический талант своего друга и убедил его принять романские поэтические формы и сделать главной темой своих сонетов свою несчастную любовь. Следуя совету Чопа, Прешерен вскоре стал мастером сонета. Его стихи были замечены чешским ученым Франтишеком Челаковским, который опубликовал несколько весьма положительных критических отзывов на них. Похвала Челаковского была чрезвычайно важна для самооценки Прешерена и придала ему сил продолжать идти по пути, на который его сориентировал Чоп
б) И. Вазов (1850-1921)
Oб oднoм из пepcoнaжeй poмaнa "Hoвaя зeмля" Д. Блaгoeв пиcaл в 1898 г.: "Taкиe, кaк Cтpeмcкий, пopoдили cвoиx пoчитaтeлeй, пoдoбныx ceбe фpaзepoв, нo cтaть дyxoвными вoждями oни нe cмoгли"
в) Э. де Филиппо (1900-1984)
Главной задачей, которую Эдуардо ставил перед собой и своим театром в те годы, это уход в своей работе от провинциализма. В Неаполе традиционно ставилось много спектаклей гротескного типа, грубых спектаклей в форме легких комедий в жанре "фарса", написанных, и, ставящихся в духе античных традиций Комедии дель Арте.
2001
а) Нарекаци (951-1003)
Почти всю жизнь Григор провёл в Нарекском монастыре с богатой библиотекой, где имел возможность читать труды античных философов в оригинале и труды Отцов Церкви. Григор много молился по ночам, поэтому его называли "неусыпным". Он получил сан архимандрита ("вардапет", в переводе с древнеармянского - "учитель"). Преподавал в школе при монастыре. Автор одного из лучших толкований Песни Песней (977 год) и многочисленных поэтических произведений, в числе которых "Панегирик св. апостолам".
Поэзия Нарекаци глубоко "библеична", пронизана образами, темами и реалиями священной истории. При этом её отличает личный характер.
2002
а) Александр Дюма (1802-1870)
Очень распространен миф о том, что Дюма обращался с исторической основой своих произведений, как ему вздумается. Во многом это представление писатель сформировал о себе сам. Чего только стоят два его известнейших высказывания: 'Я насилую историю' и 'История - это гвоздь, на который я вешаю картину'. Но в реальности всё было намного сложнее. Дюма, конечно же, изучал множество разных исторических источников - как минимум, в его биографиях можно найти цитаты из различных мемуаров, ссылки на документы, письма и свидетельства очевидцев. Да и для работы с историческими сюжетами Александр Дюма часто посещал библиотеки и архивы.
Проблема тут скорее заключается в том, что в угоду сюжету и системе персонажей ему приходилось выставлять акценты на определенных поступках и чертах своих героев. Знаменитый Ришелье из 'Трех мушкетеров', конечно же, не был злодеем и интриганом, а наоборот, добродетельным политиком, делавшим всё возможное для благополучия страны. Однако из-за чисто драматической расстановки ролей Дюма пришлось сделать из него антагониста - слишком яркая личность
б) Н. Хикмет (1902-1963)
В 1951 году 49-летний поэт, несмотря на возраст и состояние здоровья, получает повестку в армию. Опасаясь за свою жизнь, он на моторной лодке предпринимает дальнее плавание по открытому морю. Добравшись до Москвы, он снова ощущает себя свободным, начинает много сочинять, становится вхож в интеллектуальные круги, много путешествует, встречается с иностранными писателями. В 1956 году пишет известное свое стихотворение "Письмо Мемеду".
2003
а) Парни (1753-1814)
"Скромность и простота нравов были отличительными свойствами знаменитого Эвариста Парни́. Глубокая ученость и строгий вкус соответствовали отличному его таланту; но он не любил выставлять ни того, ни другого. При счастливой беспечности характера, он ничего не искал, кроме спокойствия. Веселость его была нешумная, непринужденная, но неистощимая. Приятная беседа Парни́ привлекала к нему сердца и заставляла всех и каждого, искать его дружбы.
Я причисляю к счастливейшим дням моей жизни то время, которое провёл я с Парни́" (из воспоминаний современника)
б) В. Г. Короленко (1853-1921)
Братья Короленко создали рукописный журнал, который распространяли среди родных и знакомых.
Случился в судьбе Короленко и тяжелый эпизод, когда его публицистический дар в буквд) В. Г. Короленко (1853-1921)
Братья Короленко создали рукописный журнал, который распространяли среди родных и знакомых.
Случился в судьбе Короленко и тяжелый эпизод, когда его публицистический дар в буквальном смысле убил человека. Дело было в 1906 году, когда Владимир Галактионович опубликовал в прессе яркую статью, направленную против действительного статского советника Ф.В. Филонова, отправленного правительством усмирять малороссийских крестьян в Сорочинцах. Короленко в своих статьях вывел Филонова настоящим держимордой, злодеем, и вскоре нашелся некий студент, который, начитавшись публицистики "Галактионыча", застрелил советника. У Филонова осталась беременная супруга. После этого в Думе Короленко назвали "писателем-убийцей".
Для Короленко невольно осуществленная "казнь" Филонова стала тяжелым ударом. Вину за гибель чиновника Владимир Галактионович испытывал до конца жизни.
2004
а) Н. Готорн (1804-1864)
Готорн слыл нелюдимым чудаком и патологически застенчивым человеком. О его замкнутости и нежелании поддерживать контакты с обществом ходило много анекдотов. Неоднократно жители Салема, где он жил, замечали, как, завидев идущих навстречу знакомых, Готорн спешил удалиться с дороги и куда-нибудь спрятаться. Он любил прогуливаться в парке, но ходил не по общим аллеям, а по отдельной тайной тропе, проложенной в таком месте, где бы его никто не беспокоил.
Примечательно, что в подруги жизни он нашел себе точно такую же затворницу Софию Пибоди, и у этих двух людей получился очень счастливый союз. Готорн писал о жене: "Она в самом строгом смысле слова моя единственная спутница. И мне не нужна другая - в моем уме нет пустоты, как и в моем сердце...".
У супругов родилось трое детей. Младшую дочь Розу Готорн называл "моим осенним цветком". Именно ей он посвятил свою единственную детскую "Книгу чудес", в которой переложил для маленьких читателей древнегреческие мифы.
В своих новеллах Готорн рисует своеобразную жизнь первых пуританских пришельцев Америки, их всепоглощающее благочестие, суровость и непреклонность их нравственных понятий и трагическую борьбу между прямолинейными требованиями отвлеченной морали и естественными, непреодолимыми стремлениями человеческой природы. В рассказах Готорна особенно ярко выступают живые натуры, которых не иссушила пуританская набожность и которые поэтому становятся жертвами общественных условий. Готорн окружает их поэтическим ореолом, не делая их, однако, протестантами против взглядов окружающей их среды; они действуют инстинктивно и потому глубоко каются и стараются искупить свою 'вину' раскаянием.
Реализм бытописательной и психологической части своих рассказов Готорн соединяет с мистической призрачностью некоторых отдельных фигур
б) С. Нерис (1904-1945)
В 1928 году установила контакты с подпольной ячейкой Литовского комсомола в каунасском Литовском университете, в 1931 году стала связной Коминтерна (псевдоним "Вирвича", лит. Virvyčia), в 1934-1936 годах обеспечивала канал связи с подпольной коммунистической газетой "Жямайтиёс теса". В 1936-1937 годах была связной Коминтерна с руководителями Компартий Литвы и Польши в Париже.
2005
а) А. Штифтер (1805-1868)
Штифтер так вспоминал об учёбе в гимназии: "...там мог я ежедневно наблюдать прекрасные ландшафты голубых Альп во всем их великолепии, там учился я рисовать, наслаждался предупредительностью отличных учителей, знакомился с творчеством старых и новых поэтов".
Ф. Геббель, отмечая большую сосредоточенность на описании природы, называл Штифтера "поэтом цветочков и жучков": "Сначала он довольствовался тем, что перечислял нам семейства цветов, произрастающих на его излюбленных местах, затем нам были представлены отдельные экземпляры, а теперь мы получаем регистр тычинок".
Т. Манн отмечает, что "...за спокойной, вдумчивой пристальностью, столь характерной для его видения природы, как раз и кроется то тяготение ко всему экстраординарному, первозданно-катастрофическому, к патологии". Но наряду с идиллическими картинами в произведениях Штифтера присутствуют силы рока, преодолеть которые герои повестей и рассказов просто не в силах. Такое изображение природы не только в её прелести и полезности, но и в ужасающей катастрофичности отражает глубокое понимание Штифтером сути природы, её законов.
б) Токвиль (1805-1859)
В Америку Токвиль отправился в 1831 году с одной только целью - узнать самому: что же это за американская демократия такая?
Токвиль объездил всю Америку и провёл бесконечные беседы с многочисленными американцами, чтобы узнать страну во всей её красе изнутри, то есть заглянув в душу простых людей с довольно-таки простыми запросами от жизни. Запечатлел Токвиль Америку действительно во всей её красе: со всеми её преимуществами и недостатками. Чему-то можно было поучиться у американцев, чему-то, наоборот, посочувствовать.
"Если в государстве, называющем себя республикой, всё спокойно, можно быть уверенным, что в нём нет свободы. Патриотизм чаще всего является проекцией индивидуального эгоизма на внешний мир. Партии - вот зло, присущее свободным правлениям. Ни в одной стране цивилизованного мира не уделяется так мало внимания философии, как в Соединённых Штатах. Демократия - это господство посредственности. Страшно не то, что великие люди аморальны, а то, что аморальность ведёт к величию. Понятия демократии и свободы - противоположны" (Пушкин по прочтении Токвиля)
в) Ч. П. Сноу (1905-1980)
Знаменитая лекция Сноу, произнесенная в Кембриджском университете 7 мая 1959 года, о разрыве между представителями творческой и научной интеллигенций. "Большинство представителей человеческой расы страдают от голода и умирают преждевременно. Таковы социальные условия жизни. Когда человек сталкивается с проблемой одиночества, он иногда попадает в некую моральную западню: с удовлетворением погружается в свою личную трагедию и перестает беспокоиться о тех, кто не может утолить голод."
2006
а) Стюарт Милль (1806-1873)
Бентам, предшественник Милля, утверждал, что человек должен действовать так, чтобы добиться наибольшего совокупного счастья среди всех живых существ, в разумных пределах. Милль ввел принцип наилучшей полезности: моральный деятель, когда ему предоставляется выбор между двумя или более действиями, должен выбрать то действие, которое в наибольшей степени способствует (максимизирует) общему счастью в мире. Счастье в данном контексте понимается как получение удовольствия или лишения боли. Однако, оценивая полезность различных действий, необходимо учитывать нобщий опыт людей
б) Б. Шоу (1856-1950)
Личная жизнь Бернарда складывалась своеобразно. Работая театральным критиком, он постоянно вращался в кругу молодых хорошеньких актрис, что неизбежно должно было приводить к увлечениям, флиртам и романам. Оно и приводило. Но не в жизни, а на бумаге. Сердце Бернарда регулярно переполнялось чувствами, которые он изливал в письмах к объектам своего обожания. Эпистолярное наследие Шоу огромно, за свою долгую жизнь он написал 250 тыс. писем, то есть ежедневно он отправлял по разным адресам не меньше 10 посланий
2007
а) Руми (1207-1273)
Руми, которого даже стук ювелирных молоточков заставлял пускаться в пляс, считал, что танец освобождает душу от тела. Дервиши в его общине вертелись вокруг своей оси, как юла, не прикасаясь друг к другу и не меняя положения головы и рук, одна из которых неизменно указывала вверх, а другая вниз. Только их белые юбки - теннуре - воланами взлетали вверх.
б) Генри Филдинг (1707-1754)
Любовь к Сервантесу, которую Филдинг пронес через всю свою жизнь, подсказала ему мысль сделать Дон Кихота наблюдателем английской жизни XVIII века и вынести ей устами рыцаря Печального образа уничтожающий приговор. Прием этот давал возможность для смелых нападок на общественный строй Англии, на прогнивший государственный аппарат, погрязший в злоупотреблениях и взяточничестве. Так возникла комедия "Дон Кихот в Англии".
В ряде сцен Дон Кихот становится свидетелем предвыборной кампании в маленьком провинциальном городке Англии. Филдинг развертывает перед зрителями отвратительные картины предвыборной спекулятивной горячки, взяточничества и открытого подкупа, к которым прибегают обе борющиеся партии. Эти сцены свидетельствуют об острой наблюдательности драматурга, о его умении в зародыше подметить явления, которые со временем выльются в опасную для нации болезнь.
2008
а) С.-С. Орбелиани (1658-1725)
Собственно, в книге путевых заметок "Путешествие в Европу" автор описал именно свои итальянские впечатления: порой восторженные, как после посещения сицилийского монастыря Сан-Базилио; порой горестные, как при встрече с пленниками-грузинами на острове Мальта. В первом случае Орбелиани наконец-то канонизировал свою принадлежность к монашескому ордену Святого Базилия, во втором - вновь устыдился падения нравов и торжества разбойничьей вседозволенности на своей неблагополучной родине
б) Негруцци (1808-1868)
Часто бывал в Кишиневе, где встречался со ссыльным А.С. Пушкиным. Именно с переводов произведений Пушкина и Гюго началась литературная деятельность Негруцци. George Călinescu écrit que " son père était un grand amoureux des livres, et, dans une grande malle, toujours ouverte, dans le couloir il conservait sa bibliothèque, constituée d'impressions de l'époque et de manuscrits, qu'il lisait des centaines de fois. Constantin fut confié à un répétiteur grec, et eut également un professeur de français, apprenant, comme Mircea Eliade, des langues étrangères avant même sa propre langue maternelle. Il écrivait en français sous la dictée et mania cette langue tout le long de sa vie avec une élégance rare pour un homme qui n'a jamais fait d'études en France. "
2009
г) С. Джонсон (1709-1784)
В 1753 году он остроумно предсказал времена, изображенные в романе Кальвино, когда "писатели, быть может, будут преумножаться до тех пор, пока на каждого не найдутся читатели, и тогда честолюбие писать обязательно иссякнет".
Возвышая и превознося читателя, Джонсон выстроил защиту от пугающей возможности того, что Англия, как он сказал в 1756 году, окажется "нацией авторов", в которой "каждый человек должен довольствоваться чтением собственной книги о себе самом"
2010
а) Саади (1210-1292)
"Гулистан" ("Розовый сад") состоит из 8 глав - аспектов житейской мудрости. Эти главы - о жизни царей, о нравах дервишей, о преимуществах довольства малым, о преимуществах молчания, о любви, о молодости, о влиянии воспитания, о правилах общения. Главы содержат рассказы, написанные прозой и саджем (рифмованной прозой), и заканчиваются стихотворными вставками. Рассказы и приключения взяты из жизни Саади, его путешествий и наблюдений. Эта веселая и поучительная книга служит и школьным учебником, и книгой развлекательного чтения, в ней много остроумных парадоксов, замечаний и юмора. Ее задача - пробудить у людей стремление к мудрости и здравому смыслу как основе жизни в обществе.
б) Каспрович (1860-1926)
Первые переводы поэзии Каспровича Бальмонт публиковал еще в начале века, однако переписка поэтов завязалась уже перед самой смертью Каспровича. Его кончина потрясла Бальмонта. По приглашению вдовы Каспровича, Марии, русской по происхождению, Бальмонт с женой Еленой Цветковской посещают виллу "Харенда" в Закопане, где польский поэт прожил последние годы. Во время пребывания на вилле Бальмонт по заказу ПЕН-клуба делает перевод стихотворного сборника "Книга Смиренных"
2011
а) В. Пшавела (1861-1915)
Все творчество Важи Пшавела проникнуто какой-то исключительной романтической меланхолией. Его стиль отличает особенное одухотворение природы, резко выраженный антропоморфизм. Пейзажи полны движения и внутренних конфликтов.
"Важа был не только великим писателем, но и великой личностью. Звучало столько похвал и восхвалений, а он все еще был простым, скромным Важей, любимым Важей, нищим, но мужественно боровшимся с этой бедностью", - говорил про Пшавелу грузинский писатель Давид Клдиашвили.
2012
а) Герцен (1812-1870)
Издаваемые Герценом "Полярная звезда" и "Колокол" популярны в Петербурге и Москве ровно до 1863 года, когда Герцен остается в одиночестве: русское общество переживает небывалый подъем и солидарность по случаю подавления польского восстания, а Герцен проклинает его усмирителей, вешателей, палачей Польши -- и получает от соотечественников град обвинений и насмешек. Вольная русская типография и ее издания - первая диссидентская печать в российской истории -- никогда уже не знали прежней популярности. К концу жизни Герцен рассорился почти со всеми, умер от воспаления легких, повторяя в бреду: "Почему бы нам не собраться в Москву?"
б) И. И. Гончаров (1812-1891)
Он рос в полнейшем благополучии, и в его романах это отражено: он может отвлечься на описание обедов или нарядов, с удовольствием смакует подробности быта, и все его герои мечтают вернуться в блаженное беспечное детство.
2013
а) Жан-Поль (1763-1825)
Жан-Поль - образцово непереводимый автор, прямо-таки "требующий" буквального перевода. "...никогда не видали еще подобного слога. Это хаос вводных предложений, подразумеваний; карнавал мыслей и языка; заселение новых слов, приходящих, по прихоти автора, требовать права гражданства в речи; периоды на трех страницах, без знаков соединения, состоящие изо ста фраз; вводные предложения порождают другие и так далее; подобия на подобиях, заимствованные у искусств, у ремесел, у самой глубокой учености. И в этом лабиринте нет ариадниной нити, чтоб показать вам дорогу; <...> все это удивительным образом переплетено, убрано цитатами, междометиями, восклицаниями, каламбурами, эпиграммами, усеяно неожиданными порывами, трогательными сценами, белыми листками, отступлениями, которым посвящаются иногда целые томы, эпизодами, между которыми заблуждается главный предмет. Прежде нежели переводить Жан-Поля, нужно понять его; какого неизмеримого труда это стоит! Разверните роман Жан-Поля: вы увидите, сколько скрывается чувствительности, нежности, грации, глубокомыслия в его отважных арабесках. Вы узнаете в шумном фарсе его произведений чувство гуманистическое, искреннюю любовь к людям, мощное сочувствие, умиляющую поэзию. Среди густого тумана, облекающего все его произведения, в недре неясных порывов, среди оглушающего смеха, вы найдете следы невыразимого вкуса и изумитесь, будто увидев очаровательную фею в пещере циклопа, закопченной дымом. Тогда вы, может быть, разгадаете писателя столь необъятного, столь мало читаемого, этого гения, совершенно германского, покрытого для других наций тройным покрывалом, - единственного оригинального писателя, столь оригинального, что он не нашел себе ни подражателя в своем отечестве, ни переводчика у других народов" (Шаль, фр переводчик Жана-Поля) 39) 2014
а) Радклифф (1764-1823)
В течение семи лет она выпускает все свои книги, получившие впоследствии широкое распространение, затем прекращает заниматься литературой. Это происходит из-за того, что Анна от природы была застенчивым человеком и большая известность пугала её, нарушала её внутреннее спокойствие.
В русской литературе романы Радклиф переводились и вызывали массу подражаний. Большая часть подражаний принадлежит неизвестным авторам, которые выпускали свои произведения под именем знаменитой романистки.
Под именем Радклиф были изданы романы:
"Видения в Прирейнском замке" (M., 1802; Орёл, 1823 и другие издания) "Монастырь св. Екатерины, или Нравы XVIII в." (Орёл, 1815), "Таинства Удольфские" (М., 1802) и др., всего ок 20 шт
Почти все романы Радклиф или её русских подражателей изданы в Москве или Орле; и только один роман издан в Санкт-Петербурге, но и он переиздан в Москве.
б) Б. Нушич (1864-1938)
Неотесанные нувориши, мечтающие контрабандой протащить свое свиное рыло в элитный калашный ряд. Золотой мальчик, заливающий собственную никчемность родительскими деньгами, которого никто, кажется, не удосужился спросить, чего он на самом деле хочет от жизни. Симпатичные, но, к сожалению, активные женщины с ярко выраженной гражданской позицией и блеклой личной жизнью. Продажные полицейские, толкующие суть закона одним только им ведомым способом, но неизменно в свою пользу. Профессиональные свидетели, торгующие совестью по весьма умеренным расценкам. Молодые девушки, которые стремятся повыгоднее пристроить свою красоту и честь - и по дороге теряют и честь, и красоту, и выгоду. Каждый из них плох, мелок и жалок. И каждый оскорбляется, уличив другого в своих же пороках. Казалось бы, тема мещанина, внезапно возжелавшего повысить свой социальный статус, исчерпана еще Мольером. Герои Нушича, пусть и не лишенные некоторого национального колорита, все-таки достаточно узнаваемы и универсальны. Но поиск влияний и параллелей в произведениях сербского комедиографа стоит, пожалуй, оставить специалистам. Нушич эксплуатирует стереотипы просто потому, что постоянно встречается с ними в жизни - в этом и заключается секрет его успеха
в) С. Жеромский (1864-1925)
Воспоминания о нищей молодости, наблюдения за жизнью помещиков и сельской бедноты, знакомство с радикальными идеями Большой эмиграции и с современной социалистической мыслью усилили изначально присущую Жеромскому склонность к общественной деятельности. В истории польской литературы Жеромский, пожалуй, является автором самых эмоционально ангажированных текстов. Его литературное творчество шло в паре с общественной деятельностью. В Наленчове дом Жеромских стал патриотическим и образовательным центром: в нем функционировал детский сад для бедняков и тайная польская школа.
2015
а) Я. Райнис (1865-1929)
К 14 годам началось знакомство с немецкой классической литературой. В их доме жива была традиция семейного чтения. В час, когда семья собиралась за столом, Янису говорили: "Ну, что ты нам сегодня почитаешь?" Но чаще он удалялся из дома и на берегу озера и запоем читал одну найденную книгу за другой.
В Рижской тюрьме Райнис закончил перевод на латышский язык "Фауста" Гёте
"Улыбнись над своими горестями - горечь их исчезнет. Улыбнись над своим противником - исчезнет его озлобление. Улыбнись и над своим озлоблением - не станет и его".
б) Менцель (1815-1905)
Фанатичная приверженность реалистичному изображению даже мельчайших деталей композиции и нарочитый отказ от символистического идеализма -- вот слагаемые его успеха
2016
а) Саннадзаро (1456-1530)
Кроме "Аркадии", на вольгаре Саннадзаро написал "Фарсы" ("Farse") и так наз. "Клубки" ('Gliommeri' ), написанные на неполитанском диалекте в шуточной манере. До наших дней из них сохранились только шесть "Фарсов" и один "Клубок".
"Фарсы" написаны одиннадцатисложным стихом с рифмовкой в цезуре, на вольгаре, т. е. правильном языке и свободном от диалектных примесей, и посвящены тематике, распространенной в лирической поэзии того времени. Наиболее часто в них встречаются размышления о преходящести красоты и бренности самой жизни, ощущаются меланхолические ноты. В так наз. "клубках", напротив, Саннадзаро использует диалект и смешивает в рамках одного текста различные темы и мотивы: пословицы и описания известных людей могут соседствовать с кухонными рецептами и намеками на повседневную жизнь эпохи.
б) Еса Бусон (1716-1783)
в 60 лет Бусон начал переписывать сутры и подумывать над уходом от мирской деятельности. В то же время основал классы для изучения хайку и издал совместно с учеником Киото сборник "Персики и сливы"
наиболее приближенны к оригиналу, но в результате этого в значительной степени лишёнными в образности и поэтической выразительности переводы Долина
Бездумно Дорогие трачу куренья. Весенний вечер.
Задремал, Но внезапно очнулся -- зашло Весеннее солнце.
В заросшем ряской пруду С каждым днем вода прибывает. Весенний дождь.
2017
а) Вагиф (1717-1797)
О том, как Вагиф попал во дворец, существует несколько легенд. Согласно одной из них Вагиф с большой точностью предсказывает лунное затмение и землетрясение. Узнав об этом Ибрагим хан хочет познакомиться с удачливым астрологом и Вагифа приглашают во дворец. Пораженный умом, сообразительностью и личным обаянием Вагифа Ибрагим хан предлагает ему переехать во дворец. По другой легенде Вагиф, будучи в Гяндже пишет от имени просителя письмо правителю Гянджинского ханства Джавад-хану Каджару. Язык письма так понравился Джавад-хану, что он берет Вагифа к себе во дворец, а затем, уступая настойчивым просьбам, Ибрагим Халил-хана отпускает его в Карабах. Во дворце Вагиф остается до конца своих дней, сначала на должности ешикагасы, т. е. визира по внутренним делам, а затем первого визира.
Поэтическое творчество Вагифа, открывшее новую страницу в азербайджанской поэзии, было близко к народу. Лирика поэта жизнерадостна; Вагиф трезво судит о реальной жизни, а её невзгоды стремится преодолеть силой разума, находя философский смысл даже в скорбях. Высшую награду человеку Вагиф видел в земной, почти языческой любви. В отличие от поэтов-романтиков, воспевавших возвышенно-жертвенную любовь к идеальной красавице, Вагиф поэтизирует наслаждение, создаёт образы вполне реальных красавиц, весёлых проказниц ('Фиалка', 'Двух красавиц я славлю', 'Грудь упругая прекрасна')[4].
В поздние годы в стихах Вагифа чувствуется мотив превратности судьбы (бессилие человека перед лицом рока, провидения), обычный для средневековой восточной лирики ('Видади, ты на чёрствые эти сердца погляди'). Горечью пропитана философская лирика ('Кто совершенен, того постигают напасти судьбы'), проникнутая также ироническим отношением к миру обмана и зла ('Я правду искал, но правды снова и снова нет')[4].
Вместе с Видади, старшим современником и другом, Вагиф утвердил в азербайджанской поэзии ашугскую форму гошма, которая наиболее близка к народному поэтическому творчеству. Своими же газелями, мухаммасами, написанными в строго классической форме, Вагиф отдал дань и поэтической школе Физули
2018
а) Лесаж (1668-1748)
Несмотря на большие заслуги и успех Туркаре и Криспена, Французский театр не приветствовал его, и в 1715 году он начал писать для Театра де ла фуа, комической оперы, показываемой в кабинках во время фестиваля. По одним подсчетам, он спродюсировал, один или с другими, около сотни произведений, варьирующихся от череды песен без обычных диалогов до комедий, отличающихся от обычных пьес только музыкальным сопровождением
б) И. С. Тургенев (1818-1883)
"Никто не замечал меланхолического оттенка в жизни Тургенева, а между тем он был несчастным человеком в собственных глазах: ему недоставало женской любви и привязанности, которых он искал с ранних пор. [...] Призыв и поиски идеальной женщины помогли ему создать тот Олимп, который он населил благороднейшими женскими существами, великими в своей простоте и в своих стремлениях", -- писал мемуарист Павел Анненков в статье "Молодость И. С. Тургенева. 1840-1856".
2019
а) Э. Роттердамский (1469-1536)
В юности Эразм прославился как переводчик классических текстов. В древних тестах была давно отрада его души. Школу он ненавидел. Монастырь - еще больше. Утешение приносили мудрые и ироничные, откровенно веселые и задумчивые греки и римляне. У каждого из них находилась помимо большого произведения или внутри серьезного трактата незабываемая фраза, тонко играющая мысль, порой целая коротенькая и захватывающая история. Но это был и великий труд. Только стихотворных строк греческих авторов юноша перевел не менее десяти тысяч!
б) Г. Келлер (1819-1890)
В соединении индивидуальной судьбы героя произведения и судьбы всего общества, которое переживает период радикальных изменений, заключается пафос романа "Зеленый Генрих".
Значение слова "зеленый" гораздо шире, чем просто намек на недостаточную зрелость главного героя. В широком значении слово "зеленый" отсылает ко всей символике зеленого цвета, который означает цвет надежды, природы, и в то же время смерти, покоя и разложения. Все эти значения намечают круг тем, которые связаны с образом главного героя произведения.
в) О. Туманян (1869-1923)
Был в дружеских отношениях со многими армянскими, грузинскими, русскими писателями своего времени, переводил с нескольких языков (Байрон, Гёте, Пушкин)
Хозяин дома, где снимал комнату Туманян, врач Кочарян и его супруга итальянка Жозефина относились к писателю с большим уважением и выделили многодетной семье ещё две комнаты. Одна из комнат стала кабинетом Ованеса Туманяна, в ней появились книжные шкафы и письменный стол. Она получила название "Вернатун" ("Мансарда") и превратилась в литературный клуб Туманяна - место, где собиралась интеллектуальная элита. Писатели, художники, композиторы засиживались до глубокой ночи, вели горячие споры о событиях культуры, читали и обсуждали новые произведения.
Дочери Туманяна по настоянию отца и примеру матери, вели дневники. Именно благодаря сохранившимся письмам и мемуарам можно получить детальную картину жизни писателя в контексте времени. Сам Туманян часто писал на листочках и обрывках бумаги, которые затем члены семьи находили скомканными или беспорядочно разбросанными. Они собирали эти "мини-рукописи", разглаживали и прятали.
2020
а) Лукиан (120--180 после)
"целая энциклопедия его современности: они полны открытой и скрытой полемики с различными философскими и научными школами, полны образов современных или недавно умерших 'властителей дум' во всех под своими именами или зашифровано, полны аллюзий на большие и маленькие события эпохи. В "Диалогах в царстве мёртвых" греческий автор постоянно обращался к теме тщетности человеческого существования, подчёркивая демократическое равенство одинаковых теней - бывших богачей и бедняков. Много внимания Лукиан уделял разного рода проходимцам и самозванцам, к которым он относил философов, софистов и религиозных деятелей, а также отдельных индивидуумов. По его мнению, всех их объединяло только тщеславие
б) Г. Гуркин (1870-1937)
"Всё вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури". Г. Гуркин
"По понятиям алтайцев, Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а дух, щедрый, богатый исполин великан. Для живущего здесь народа Алтай живой. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, трав, туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Озеро его глаз, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки - его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор". Г. Гуркин
"Не удается мне воспроизвести Алтай в ненастную погоду... Тут он какой-то более сильный и величественный в красках и формах". Г. Гуркин
2021
а) Марк Аврелий (121-181)
You have the power to strip away many superfluous troubles located wholly in your judgment, and to possess a large room for yourself embracing in thought the whole cosmos, to consider everlasting time, to think of the rapid change in the parts of each thing, of how short it is from birth until dissolution, and how the void before birth and that after dissolution are equally infinite.
б) Норвид (1821-1883)
"Норвид - не для массового читателя. И он уже не романтик, а авангардист. Философ. Он символизирует видимый мир, так, например, образ "проплывая в лодке под мостом" его лирический субъект видит в пересечении горизонтали и вертикали балок - крест, и выходит в христианскую религиозную проблематику.
Впервые я узнала поэзию Норвида в лицее - на уроке польского языка и литературы. Это были 60-е годы. После окончания университета купила себе собрание сочинений Норвида и открывала его сама для себя. Столкнулась со сложностью и герметичностью его текстов. Не так много оказалось мне созвучным. В его стихах много историософии и философии. Лирики меньше всего. Когда я изучила поэтику Марины Цветаевой, Норвид стал мне понятнее, ближе. Они очень похожи. У обоих главная синтаксическая фигура - эллипсис".
2022
а) Беда Достопочтенный (672-735)
Он хорошо пел и до конца жизни занимался на постоянной пением молитв и псалмов. Однако по собственному признанию он больше всего любил "учиться, учить и писать".
Жизнь Беды была тихой, безмолвной и размеренной. Каковой и должна быть у монаха, который следует молитвенным правилам и добросовестно исполняет послушания. Он почти не выезжал из Ярроу, лишь два раза он покинул монастырь.
б) Г. Сковорода (1722-1794)
"Всякий должен узнать свой народ, и в народе себя. Русь ли ты? Будь ею: верь православно, служи царице право, люби братию "нравно". Лях ли ты? Лях будь. Немец ли ты? Немечествуй. Француз ли? Французуй. Татарин ли? Татарствуй... Русь не русская видится мне диковинкою, как если бы родился человек с рыбьим хвостом или с собачьей головою".
Григорий Сковорода много учился и многих учил. Трижды был студентом Киево-Могилянской академии (1734-1741, 1744-1745, 1751-1753), но не окончил её.
в) Пио де Бароха (1872-1956)
ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ
"Пишу конкретными фразами и далек от академизма выразительная простота"
Выделение наиболее значимых признаков человека или предмета (графический импрессионизм) вместо подробного описания.
Грубая интонация, проявляющаяся в словарном запасе, выбивающем из контекста и настройки в соответствии с пессимистическим настроением писателя.
Наличие коротких эссе, встроенных в середину повествования для того, чтобы уловить некоторые из конкретных идей автора.
Конденсация времени и пространства (достигается за счет скорости повествования), что позволяет охватить всю жизнь человека или даже поколений.
Использование коротких глав
Очень естественные и разговорные диалоги.
Лингвистическая точность; каждый элемент детализирован точными словами, чтобы способствовать динамичному и приятному чтению текстов.
2023
а) А. Н. Островский (1823-1886)
По Островскому зритель -- случайный свидетель событий, отделенный от сцены невидимой стеной, а не узаконенный наблюдатель, заплативший за билет и ждущий зрелища. Монологи героев теперь адресовались самим себе или воображаемым лицам.
Драматург провозгласил язык героев их ключевой характеристикой, выражающей их характер, настроение, происхождение, образование и многое другое. Его герои не плохие и не хорошие. Они живые. И им веришь. Они такие, как в жизни: далеко не идеальные, однако обаятельны. Ведь если герой несимпатичен зрителю, то и спектакля не будет.
Именно поэтому существует бесчисленное множество трактовок образов, к примеру, Кабанихи и Катерины. Их образы выписаны так, что первую можно сыграть и как крепкую хозяйку, стоящую на страже интересов семьи, и как анахронизм, давящий все живое. Катерину же преподносят не только привычным со школьной скамьи лучом света, но и бесящейся от безделья провинциальной дурочкой. И все это с одним и тем же текстом.
б) А. Барбюс (1873-1935)
Барбюс жаждал новых впечатлений. Ему пришлось на время забыть про свои пацифистские взгляды и добровольно записаться в 231-й пехотный полк. О состоянии здоровья, серьёзных проблемах с лёгкими, Барбюс предпочёл умолчать. Постоянные болезни не давали ему полноценно воевать, однако каждый раз он упорно возвращался в окопы. Его трижды, один раз даже после серьёзного ранения, выгоняли из армии, но он смог в итоге отслужить целых 17 месяцев.
Писатель воевал отважно: за то, что он вытаскивал раненых товарищей из-под пуль с поля боя, Барбюсу даже вручили высокую награду - Военный крест. Еле выжив в этой мясорубке, Барбюс опубликовал роман "Огонь"
2024
а) Фрост (1874-1963)
Внешней канвой стихов Фроста на протяжении всего творческого пути оставались сельские реалии Новой Англии. Поэт рисует жителей сельской местности за повседневными занятиями, которые в его трактовке приобретают глубокое философское содержание ("Mowing").
2025
а) Камоэнс (1525/4-1580)
Камоэнс в своём творчестве соединяет вещи, казалось бы, несовместимые. Изящные сонеты в духе Франческо Петрарки соседствуют с "троваш" - написанными в соответствии с традицией галисийско-португальских трубадуров, редондильи, которые следуют традициям португальского фольклора (кантига и вилансете) и имеют весьма свободную форму. Но и в эти, на первый взгляд, такие простые песенки, часто посвящённые повседневной жизни народа, Камоэнс включает антитезы, парадоксы, тонкую иронию, многообразие смыслов.
б) Д. Остин (1775-1817)
Джейн начала увлекаться писательством с 14-летнего возраста. Тогда она сочинила дебютное эпистолярное произведение "Любовь и дружба". Также в юношестве были написаны передразнивающий школьные учебники бурлеск "История Англии" и сочинение "Прекрасная Кассандра", иронично высмеивавшее творческие потуги сентименталистов 18 века, например, Руссо и Шатобриана, для которых чувства стояли превыше разума.
Если говорить о писательском стиле Джейн Остин, то, безусловно, она утонченный психолог, разбирающийся как в душах людей, так и в бытовых проблемах, о чем можно судить по ее произведениям.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"