Соколов Илья : другие произведения.

"Преступление и наказание" как детективный триллер

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Моя статья про роман Достоевского в журнале ДАРКЕР #91.

  
   Читать статью в номере журнала.


'Преступление и наказание' как детективный триллер


Достоевский велик.
Достоевский бессмертен, как запальчиво отвечал Кот Бегемот в свое время.
Достоевский дал нам топор. В литературно-психологическом смысле, сочинив один из лучших криминальных романов на Руси.
Первая публикация 'Преступления и наказания' приходится на 1866 год... Что изменилось в социальной конструкции с тех времен? Почти ничего. Другими словами - роман актуален? Да! Но попробуем разобраться в этом явлении чуть подробней.
Возможно, не будет секретом, что в своем творчестве Федор Михайлович многое черпал у Чарльза Диккенса. Или это все же секрет? Во всяком случае, не стало исключением и 'Преступление...'.
Почти распевные мотивы жизни униженного, оскорбленного человека, претерпевающего острую нужду в деньгах, решающегося на отчаянный поступок и совершающий его, неизгладимо пролегают по изгибам текста; роман будто сходит с ума, где-то в глубине души горемычно плача вместе с самым сентиментальным читателем, расплачиваясь за содеянное полубезумным студентом Раскольниковым ('Родину Романовых расколовшим')...
Но все ли так просто, спросите вы? Заимствовал что-то у Диккенса, проигрался в пух и прах на рулетке, чтобы в полутьме, холоде и неуюте номера Висбаденской гостиницы начать сочинять первый вариант романа? Конечно же, нет...
Кстати, Достоевский сожжет потом ту первую рукопись 'Преступления...', чтобы начать все сначала, в гораздо более модернистской манере, с некоторой оглядкой на хоррор-романтизм (здесь необходимо упомянуть рассказ 'Сердце-обличитель' Эдгара Аллана По), но не отступая от заветов классического реализма, насколько это вообще возможно для криминального детектива в декорациях середины 19-ого века.
Да, именно так... По сути Достоевский написал чуть ли не первый нуар-триллер в литературной истории. В той или иной степени, все компоненты на месте: рефлексирующий убийца, он же главный герой (Родион Раскольников); маститый сыщик, напавший на след преступника (Порфирий Петрович); порочная, но чистосердечная красавица (Соня Мармеладова); почти демонический двойник главного героя (Свидригайлов); общая атмосфера и антураж. Само преступление, наконец!
Как же Достоевскому удалась сцена убийства... Шедевр саспенса. Какой там Роберт Блох со своим 'Психозом'. Федор Михайлович уделывает американского коллегу с разрывом почти в сто лет.
Психологизм романа действительно зашкаливает. Сны Раскольникова, его почти что 'белая горячка', разговоры со следователем (который словно 'знает, что ты знаешь, что он знает'), самоубийство Свидригайлова, скоропостижная смерть Мармеладова и прочие во многом чудовищные моменты. Чудовищные в своей особой реалистичности. Такое даже сейчас может произойти (да что там - происходит почти повсеместно) с любым из нас.
Во многом именно по этой причине 'Преступление и наказание' смотрится довольно современно. Даже стиль, язык, дыхание книги не выглядят архаичными (несмотря на речевые обороты той эпохи): всё живое, топографически узнаваемое (пусть и отраженное, чуть измененное, словно во сне), на удивление интересное...
Присутствует в работе великого писателя и некоторый мистицизм, точнее - совпадения с реальными событиями, вполне мистические. К примеру, уже в период первой публикации в журнале 'Русский вестник' одно издание, обозревающее происшествия ('Московские полицейские ведомости'), сообщило о похожем преступлении, совершенном студентом университета.
А сцена с пьяным Миколой и загубленной лошадью (сон Раскольникова в первых главах книги), вроде бы намекавшая на власть в лице Николая Первого (Николай Палкин, как его прозвали в народе) и угнетение России, крепостное право в которой отменили только через шесть лет после его смерти, удивительным образом предсказала крах государства в период правления другого царя - Николая Второго.
Федор Михайлович будто увидел, почувствовал, что будет со страной за 50 лет до революции и Гражданской войны... Ох недаром в период пребывания в Омском остроге Раскольникову снятся вещие сны.
Однако в сновидениях Родиона встречаются и более кошмарные моменты:
'Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась, - так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал. Вдруг ему показалось, что дверь из спальни чуть-чуть приотворилась и что там тоже как будто засмеялись и шепчутся'.
Стоит заметить, что роман практически не дает заскучать: он полон неожиданных поворотов, внезапных 'сцен-концовок', заставляющих чуть ли не лихорадочно переживать за героев в последующей главе повествования.
Что до концовки - она спокойна (всё самое страшное в судьбе Раскольникова уже произошло, как бы говорит нам автор). Родиона и сопровождающую его в сибирской жизни Соню ожидает постепенное, почти размеренное перерождение. Обретение Бога внутри себя...
Вот примерно таков великий роман под призмой психологического триллера и детектива. Конечно же, он многогранен и в чем-то даже ослепителен. Почти как солнце: в одном случае иссушающее, в другом - дарующее новую жизнь.
Мрачное солнце мировой литературы.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"